СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Языкознание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Языкознание"»


МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова»

Ржаксинского района Тамбовской области


«Согласовано»

Руководитель МО _______М.В. Черникова.


Протокол №_______

От «_ __»__ .__2018 год

«Утверждено»


Директор МБОУ «Ржаксинская СОШ № I»


_________________ А.В. Леонов

Приказ №____ ___

От «_____»___ 2018 год.







Рабочая программа


внеурочной деятельности

«Языкознание»


6 - 8 классы












2018






Содержание программы «Языкознание»

6 класс

Модуль 1: Что мы знаем о русском языке?

Вводное занятие.

Теория.

1. Инструктаж по технике безопасности

Разгадываем шарады.

      1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Теория.

1.История гласных и согласных звуков. Графика в старославянском языке.

Практика.


2. Игра. Поиски смысла в 5 звуках (к,у,л,о,н)

3. Игра-расследование. Куда делись юс малый и юс большой?

4. Гласные и согласные звуки. Игра в ассоциации.

3. Дружим с грамматикой.

Теория.

  1. . Слово и его работа. Игра-исследование.

Практика.

2. Самая существенная часть речи. Игра-расследование.

3. Прилагательные - «хамелеоны»

4. Лентяй Инфинитив. Игра-расследование.

4. Хорошо ли ты знаешь орфографию?

Теория.

  1. Роль орфографии в русском языке

Практика.

2. Игра «Распредели орфограммы по морфемам»

3. Старославянские корни в современном русском языке. Игра-расследование.

4. Альбом правил русского языка

5. Синтаксис и пунктуация.

Теория.

1.Словосочетание и предложения. Из чего оно состоит?

Практика.


  1. Второстепенные члены предложения. Игра «Матрёшка» .

  2. Игра. «Матрёшка» - составь по характеристике простое предложение.

  3. Работа с тексом. Игра «Корректор».

6. «Сокровища родного языка».

Теория.

1. «Сокровища родного языка»: Слова-фамилии, псевдонимы, театральные слова.

Практика.

2. Пословицы и поговорки: их происхождение и значение

3. Рисуем пословицы. (Проект)

4. Защита проектов по теме «Альбом пословиц, поговорок и крылатых слов и выражений»

7. Текст. Речь. Культура общения.

Теория.

1. Литературный язык, его разновидности. Влияние средств массовой информации на литературный язык.

Практика.

  1. Стили русского языка – общая характеристика. Понятие жанра. Игра «Корректор».

  2. Язык документа. Игра «Корректор».

  3. Публицистические штампы. Игра «Корректор».

8. Художественное чтение.

Теория.

1. Понятие о литературном художественном чтении. Словесное воздействие

Практика.

2.Особенности исполнения юмористического произведения. Практические занятия.

      1. Практические занятия: Исполнение произведений в форме монолога.

      2. Игра «Интонация». Чтение текстов. Юмористические рассказы для детей М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Тэффи, Харм, Драгунский как примеры культуры юмора.

9. Практикум: «Выбери меня!»

Практика.

2. Практические занятия: Сценическое выступление

3. Навык действенного анализа произведения. Овладение навыком словесного действия. Умение строить логическую перспективу текста

4. Практические занятия: Сценическое выступление

5. Показ отрывков из своих режиссёрских работ с чтецами- соучениками.

10. Итоговое занятие.

Практика.

Творческий отчёт.


Содержание программы «Языкознание»

7 класс


Модуль 2: История орфографии и культуры речи

Вводное занятие

Сплочение группы. Инструктаж по ТБ, правилам поведения.

  1. Язык и время.

Теория.

1. Новый смысл слов. Модные слова. Усечённые слова. «Нехорошие» слова.


  1. Сегодня ударение дежурное в корнях!

Практика.

1. Поиски условия выбора орфограммы. Решаем грамматические задачи.


  1. Из истории русского языка о полногласных и неполногласных сочетаниях, или Почему чередуются гласные в корне слова.

Теория.

1. История происхождения полногласных и неполногласных сочетаний.

Правила выбора буквы в корне с чередованием.

Практика.

2. Поработаем экспертами (работа с текстами, подбор к полногласным словам неполногласных родственных слов). Поиск родственных слов.

Лингвистическая викторина. Тест на внимательность.


  1. Всё дело в суффиксах!

Теория.

1.Где надо сомневаться?

Практика.

2. Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно). Решаем старинную лингвистическую задачу. Орфографические головоломки.


  1. Согласные, обречённые на одиночество

Теория.

1. Лабиринты ошибок в обозначении глухого согласного звука в корне (на конце слова или перед другими согласными).

Практика.

2. Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно).

Орфографические головоломки. Работа с лимериками.

  1. Согласные, которые есть, но они не говорятся.

Теория.

1. Драгоценное наследие, или Сочетания с непроизносимыми согласными.

Практика.

2. Решение филологической задачи. Работа с перевёртышами.


  1. Если их удвоить, то нужно их запомнить!

Теория.

1 «Ключи» к проверке слов с удвоенными согласными.

Практика.

2. Работа с толковым словарём (изучаем значение слов с двойными согласными).

  1. «Сказка о том, как Н и НН были в разных частях речи».

Теория.

  1. Запоминаем и различаем имена существительные и прилагательные с Н и НН.

Практика.

2. Тест на внимательность. Лингвистическая разминка.


  1. Приставки подставляй и грамотно оформляй!

Теория.

  1. Творцы новых слов. Сделать выбор правильно: Ы или И, ПРЕ- или ПРИ-.


Практика.

2. Лингвистическая разминка (слитно или раздельно). Лабиринты приставок (совершенствуемся в написании приставок).

11. Лабиринты орфограмм в суффиксах.

Теория.

  1. Правило «звезды» в написании суффиксов –чик- и –щик-. Правило «орешка» в написании суффиксов –ек-, -ик-.

Практика.

2. Лингво-математический бой. Лингвистическая разминка (е или и в суффиксах).


  1. Капризы безударных окончаний

Теория.

1. Условия правописания безударных окончаний имён существительных.

Практика.

2. Поработаем с экспертами (работа с текстами, вставляем пропущенные буквы). Грамматическая задача.


  1. Капризы безударных окончаний

Теория.

1. Условия правописания безударных окончаний.

Практика.

2. Работаем с текстом логической задачи. Орфографические головоломки.

  1. Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания букв О-Ё после шипящих».

Теория.

1. Последовательный порядок работы при анализе слова с орфограммой О-Ё после шипящих. Три основные положения изучаемой орфограммы.

Практика.

2. Лингвистическая разминка с шуточными заданиями. Лингвистическая игра «Создайте семью» (дописать к данным словам название детёныша). Работа с перевёртышами.

  1. Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц».

Теория.

1. Запоминаем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц.

Практика.

2. Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы». Лингвогеографическая игра (работа с топонимами в географическом атласе).

  1. Лингвистические парадоксы, или Правописание Ь после шипящих, в глаголах.

Теория.

1. Ь в разных частях речи, после шипящих в конце слов, в глаголах.

Практика.

2. Тест на проверку внимания. Лингвистический марафон.

Решение орфографических задач.

17. Что разделяют Ъ и Ь?

Практика.

1. Кулинарное задание (вставить Ь или Ъ в названия блюд).

Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы».

  1. Пишем числа словами.

Теория.

1. Правописание количественных и порядковых числительных.

Практика.

2. Поработаем экспертами (работа с текстами Книги рекордов Гиннеса, скороговорок).

19. В стране сложных слов

Теория.

1. Пишем правильно сложные слова.

Практика.

2. Поработаем экспертами (работа с текстами И.Бунина, А.Чехова).

20. Творческая итоговая работа «Найди ошибки».

Практика.

Итоговая творческая работа «Найди ошибки».


Содержание программы «Языкознание»

8 класс


Модуль 3: История пунктуации и культуры речи

Вводное занятие.

Теория.

1. Инструктаж по ТБ, правилам поведения.

2. Клубок однородных членов.

Теория.

1. Однородные члены, не соединённые союзами, и знаки препинания при них.

Практика.

2. Практическое занятие. Работа с текстом «В поисках однородных членов предложений». Исследовательская работа с текстом «Однородные и неоднородные члены предложения».


3. Союзы - волшебники.

Теория.

1. Повторяющиеся и неповторяющиеся союзы, и их влияние на однородные члены.

4. Союзные семьи и их роль в обществе госпожи Пунктуации..

Теория.

  1. Союзные семьи и их роль в обществе госпожи Пунктуации.

Практика.

2. Работа с парными союзами в пословицах.


5. Роль обобщений в театре однородных членах..

Теория.

1. Роль обобщений в театре однородных членах..

Практика.

2. Викторина. «Обобщающие слова при однородных членах: от правила до упражнения».


6. Лабораториум: «Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах».

Теория.

  1. Лабораториум: «Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах».

Практика.

2. «Корректор». Работа над текстом с повторяющимися союзами.


7. Практикум: «Приложения в предложениях».

Практика.

1. Творческая работа по замене сложноподчинённых предложений на обособленные определения.


8. Обособленные обстоятельства – близнецы или двойняшки..

Теория.

1. Различаем обособленные обстоятельства на письме.

Практика.

2. Лингвистический марафон. «Расставьте знаки препинания, выделите обстоятельства».


9. «Поймай меня и выдели!».

Практика.

1. Практическая работа «Обособляем обстоятельства».


10. «Из варяг в греки» - Из прямой речи – в косвенную. Цитаты – это насекомые?.

Практика.

2. Лабиринт заданий «Из прямой речи – в косвенную, несобственно-прямую. Оформляем цитаты».

11. Современный русский язык в стране Пунктуация!.

Теория.

1. Сложные синтаксические конструкции.

Практика.

2. Работа с текстами разных стилей.


12. ПЗП в БСП!.

Теория.

1. Применение знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Практика.

2. Игра «Корректор».


13. По каким законам живут знаки препинания?.

Теория.

1. Знаки препинания и их законы.

Практика.

2. Практическая работа: «Тексты-стилисты»



14. Предложения – партнёры..

Теория.

1. Современный русский язык в сложноподчинённом предложении.

Практика.

2. Игра «Преобразователь»



15. Практикум: «Определи мне место»

Практика.

1. Игра «Корректор»


16. Паронимия и точность речи.

Теория.

  1. Что такое паронимы?


17. Всегда ли мы говорим правильно?

Практика.

1. Игра «Корректор»


18. Практикум: «Моя твоя не понимай»

Практика.

1. Викторина «Исправь меня»


19. Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв? И с чем их едят?.

Теория.

  1. Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв?.

Практика.

2. Анализ готовых работ.

3-4. Зачёт. Письменная работу на выбор.


20. Хлебаем ли мы щи лаптем?» - О культуре русской речи..

Практика.

1. Изучаем исконно-русскую речь.

22. Творческая работа «Найди ошибки».

Практика.

1. Творческая работа «Найди ошибки».

23. Итоговые занятия.

Практика.

  1. Рисуем наше настроение.

  2. Самые интересные творческие работы


Учебный план

6 класс. (модуль 1: Что мы знаем о русском языке?)


№ п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1


1

Собеседование

2

Фонетика, графика, орфоэпия.

1

3

4

Опрос, тренер. упр.

3

Дружим с грамматикой.

1

3

4

Опрос, тренер. упр.

4

Хорошо ли ты знаешь орфографию.

1

3

4

тест

5

Синтаксис и пунктуация.

1

3

4

Опрос, тренер. упр.

6

Сокровища родного языка.

1

3

4

Наблюдение, собеседование

7

Текст. Речь. Культура общения.

1

3

4

Наблюдение, собеседование

8

Художественное чтение.

1

3

4

Зачёт, семинар

9

Практикум: «Выбери меня!»


4

5

Собеседование, самостоят. раб.

10

Итоговое занятие


1

1

Творческий отчёт

Всего:

8

26

34


ИТОГО: 34 часов


Учебный план

7 класс (модуль 2: История орфографии и культуры речи)


№ п\п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, правилам поведения.


1

1

Собеседование

2

Язык и время.

1


1

Наблюд., собесед.

3

Сегодня ударение дежурное в корнях!


1

1

Опрос, упражнение

4

Из истории русского языка о полногласных и неполногласных сочетаниях, или Почему чередуются гласные в корне слова?

1

1

2

Наблюд., собесед.

5

Всё дело в суффиксах!

1

1

2

Опрос, упражнение

6

Согласные, обречённые на одиночество

1

1

2

Опрос, упражнение

7

Согласные, которые есть, но они не говорятся.

1

1

2

Опрос, упражнение

8

Если их удвоить, то нужно их запомнить!

1

1

2

Наблюден., игра

9

«Сказка о том, как Н и НН были в разных частях речи».

1

1

2

Опрос, упражнение

10

Приставки подставляй и грамотно оформляй!

1

1

2

Зачёт

11

Лабиринты орфограмм в суффиксах.

1

1

2

Практич. Раб, наблюд., собесед.

12

Капризы безударных окончаний

1

1

2

Опрос, упражнение

13

Капризы безударных окончаний

1

1

2

Зачёт

14

Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания букв О-Ё после шипящих».

1

1

2

Наблюдение, собесед.

15

Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц».

1

1

2

Наблюдение, собесед.

16

Лингвистические парадоксы, или Правописание Ь после шипящих, в глаголах.

1

1

2

Наблюдение, собесед.

17

Что разделяют Ъ и Ь?


1

1

Наблюдение, собесед.

18

Пишем числа словами.


1

1

Наблюдение, собесед.

19

В стране сложных слов

1

1

2

Наблюдение, собесед., игра

20

Творческая итоговая работа «Найди ошибки».


1

1

Зачёт, семинар


Всего:

15

19

34


ИТОГО: 34часов









Учебный план

8 класс (модуль 3: История пунктуации и культуры речи)


№ п\п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, правилам поведения.

1


1

Собесед.

2

Клубок однородных членов

1

1

2

Опрос, практич. Раб.

3

Союзы - волшебники

1


1

Опрос, практ. Раб.

4

Союзные семьи и их роль в обществе госпожи Пунктуации.


1

2

Опрос, практ. Раб.

5

Роль обобщений в театре однородных членах.

1

1

2

Наблюд., собесед

6

Лабораториум: «Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся словах.

1

1

2

Наблюд., собесед.

7

Практикум: «Приложения в предложениях»


1

1

Практич. Раб.

8

Обособленные обстоятельства – близнецы или двойняшки.

1

1

2

Практич. Раб

9

«Поймай меня и выдели!»


1

1

Практич. Раб.

10

«Из варяг в греки» - Из прямой речи – в косвенную. Цитаты – это насекомые?


1

1

Практич. Раб.

11

Современный русский язык в стране Пунктуация!

1

1

2

Опрос, упражн.

12

ПЗП в БСП!

1

1

2

Наблюд., практ. Раб.

13

По каким законам живут знаки препинания?

1

1

2

Наблюд., практ. Раб.

14

Предложения – партнёры.

1

1

2

Наблюд., практ. Раб.

15

Практикум: «Определи мне место»


1

1

Наблюд., практ. Раб.

16

Паронимия и точность речи.

1


1

Наблюд., практ. Раб.

17

Всегда ли мы говорим правильно?


1

1

Наблюд., практ. Раб.

18

Практикум: «Моя твоя не понимай»


1

1

Наблюд., упражнение

19

Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв? И с чем их едят?

1

3

4

Зачёт

20

«Хлебаем ли мы щи лаптем?» - О культуре русской речи.


1

1

Опрос, упражн.

21

Творческая работа «Найди ошибки»


1

1

Тест

22

Итоговое занятие


1

1

Практ. Раб.


Всего:

12

22

34

ИТОГО: 34 часа




Планируемые результаты.


Требования к уровню подготовки обучающихся


к концу обучения 6 класса

Обучающиеся должны знать/понимать:

Морфемный состав слова.

Образование слов.

Главные и второстепенные члены предложения.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Признаки простого и сложного предложения.

Признаки текста, типы текстов.

Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами.

Писать и разбирать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Различать типы склонений имен существительных.

Знать грамматические признаки наречий, образование и правописание наречий.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

К концу обучения 7 класса:

Обучающиеся должны знать/понимать:

Языковые средства выразительности.

Признаки частей речи (причастия, деепричастия, категории состояния, числительного, союза, предлога, междометия, частицы).


Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами.

Различать контекстные синонимы, контекстные антонимы, паронимы.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития речевой культуры, сохранения чистоты русского языка;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


К концу обучения 8 класса:

Обучающиеся должны знать/понимать:

Стилистические возможности знаков препинания.

Орфоэпические нормы русского языка.


Обучающиеся должны уметь:

Находить в текстах художественной литературы средства выразительности.

Производить многоаспектный лингвистический анализ.

Выделять обособленные определения и приложения.

Обособлять обстоятельства.

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития культуры речи, сохранения экологии русского языка;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Языкознание» учителя филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» в с. Богданово Е.А. Блытовой на 2018-2019 учебный год


6 класс


п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема занятий

Форма контроля

1



Инструктаж по технике безопасности. Разгадываем шарады.

Собеседование

2



История гласных и согласных звуков. Графика в старославянском языке.

Опрос, тренер. упр.

3



Игра. Поиски смысла в 5 звуках (к,у,л,о,н)

Опрос, тренер. упр.

4



Игра-расследование. Куда делись юс малый и юс большой?

Опрос, тренер. упр.

5



Гласные и согласные звуки. Игра в ассоциации.

Опрос, тренер. упр.

6



Слово и его работа. Игра-исследование.

Опрос, тренер. упр.

7



Самая существенная часть речи. Игра-расследование.

Опрос, тренер. упр.

8



Прилагательные - «хамелеоны»

Опрос, тренер. упр.

9



Лентяй Инфинитив. Игра-расследование.

Опрос, тренер. упр.

10



Роль орфографии в русском языке

Опрос, тренер. упр.

11



Игра «Распредели орфограммы по морфемам»

тест

12



Старославянские корни в современном русском языке. Игра-расследование.

Опрос, тренер. упр.

13



Альбом правил русского языка

Творческая работа

14



Словосочетание и предложения. Из чего оно состоит?

Опрос, тренер. упр

15



Второстепенные члены предложения. Игра «Матрёшка» .

Опрос, тренер. упр

16



Игра. «Матрёшка» - составь по характеристике простое предложение.

Опрос, тренер. упр

17



Работа с тексом. Игра «Корректор».

Опрос, тренер. упр

18



«Сокровища родного языка»: Слова-фамилии, псевдонимы, театральные слова.

Наблюдение, собеседование

19



Пословицы и поговорки: их происхождение и значение

Наблюдение, собеседование

20



Рисуем пословицы. (Проект)

Творческая работа

21



Защита проектов по теме «Альбом пословиц, поговорок и крылатых слов и выражений»

зачёт

22



Литературный язык, его разновидности. Влияние средств массовой информации на литературный язык.

Наблюдение, собеседование

23



Стили русского языка – общая характеристика. Понятие жанра. Игра «Корректор».

Наблюдение, собеседование

24



Язык документа. Игра «Корректор».

наблюдение

25



Публицистические штампы. Игра «Корректор».

наблюдение

26



Понятие о литературном художественном чтении. Словесное воздействие

Наблюдение, собеседование

27



Особенности исполнения юмористического произведения. Практические занятия.

семинар

28



Практические занятия: Исполнение произведений в форме монолога.

зачёт

29



Игра «Интонация». Чтение текстов. Юмористические рассказы для детей М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Тэффи, Харм, Драгунский как примеры культуры юмора.

семинар

30



Практические занятия: Сценическое выступление


конкурс

31



Навык действенного анализа произведения. Овладение навыком словесного действия. Умение строить логическую перспективу текста

Самостоят. Раб.

32



Практические занятия: Сценическое выступление


семинар

33



Показ отрывков из своих режиссёрских работ с чтецами- соучениками.

зачёт

34



Итоговое занятие.

Творческий отчёт.


Творческая рабта













Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Языкознание» учителя филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» в с. Богданово Е.А. Блытовой на 2018-2019 учебный год


7 класс


п/п



Тема занятий

Форма контроля

1



Инструктаж по технике безопасности.

Собеседование

2



Новый смысл слов. Модные слова. Усечённые слова. «Нехорошие» слова.

Опрос, тренер. упр.

3



Поиски условия выбора орфограммы. Решаем грамматические задачи.

Опрос, тренер. упр.

4



История происхождения полногласных и неполногласных сочетаний.

Правила выбора буквы в корне с чередованием.

Опрос, тренер. упр.

5



Поработаем экспертами (работа с текстами, подбор к полногласным словам неполногласных родственных слов). Поиск родственных слов.

Лингвистическая викторина. Тест на внимательность.

Опрос, тренер. упр. тест

6



Где надо сомневаться?

Опрос, тренер. упр.

7



Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно). Решаем старинную лингвистическую задачу. Орфографические головоломки.

Опрос, тренер. упр.

8



Лабиринты ошибок в обозначении глухого согласного звука в корне (на конце слова или перед другими согласными).

Опрос, тренер. упр.

9



Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно).

Орфографические головоломки. Работа с лимериками.

Опрос, тренер. упр.

10



Драгоценное наследие, или Сочетания с непроизносимыми согласными.

Опрос, тренер. упр.

11



Решение филологической задачи. Работа с перевёртышами.

тест

12



«Ключи» к проверке слов с удвоенными согласными.

Опрос, тренер. упр.

13



Работа с толковым словарём (изучаем значение слов с двойными согласными).

наблюдение

14



Запоминаем и различаем имена существительные и прилагательные с Н и НН.

Опрос, тренер. упр

15



Тест на внимательность. Лингвистическая разминка.

тест Опрос, тренер. упр

16



Творцы новых слов. Сделать выбор правильно: Ы или И, ПРЕ- или ПРИ-.

Опрос, тренер. упр

17



Лингвистическая разминка (слитно или раздельно). Лабиринты приставок (совершенствуемся в написании приставок).

Опрос, тренер. упр

18



Правило «звезды» в написании суффиксов –чик- и –щик-. Правило «орешка» в написании суффиксов –ек-, -ик-.

Наблюдение, собеседование

19



Лингво-математический бой. Лингвистическая разминка (е или и в суффиксах).

Наблюдение, собеседование

20



Условия правописания безударных окончаний имён существительных.

Наблюдение, собеседование

21



Поработаем с экспертами (работа с текстами, вставляем пропущенные буквы). Грамматическая задача.

зачёт

22



Условия правописания безударных окончаний.

Наблюдение, собеседование

23



Работаем с текстом логической задачи. Орфографические головоломки.

Наблюдение, собеседование

24



Три основные положения О-Ё после шипящих.

наблюдение

25



Лингвистическая разминка с шуточными заданиями. Лингвистическая игра «Создайте семью» (дописать к данным словам название детёныша). Работа с перевёртышами.

наблюдение

26



Запоминаем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц.

Наблюдение, собеседование

27



Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы». Лингвогеографическая игра (работа с топонимами в географическом атласе).

семинар

28



Ь в разных частях речи, после шипящих в конце слов, в глаголах.

наблюдение

29



Тест на проверку внимания. Лингвистический марафон.

Решение орфографических задач.

Самост. Раб.

30



Кулинарное задание (вставить Ь или Ъ в названия блюд).

Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы».

Собеседование, тренер. Упр.

31



Правописание количественных и порядковых числительных.

Тренер. Упр.

32



Поработаем экспертами (работа с текстами Книги рекордов Гиннеса, скороговорок).

Самостоят. Раб.

33



Пишем правильно сложные слова.

наблюдение

34



Итоговая творческая работа «Найди ошибки».

Творческая рабта

















Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Языкознание» учителя филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» в с. Богданово Е.А. Блытовой на 2018-2019 учебный год


8 класс


п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема занятий

Форма контроля

1



Инструктаж по технике безопасности.

Собеседование

2



Однородные члены, не соединённые союзами, и знаки препинания при них.

Опрос, тренер. упр.

3



Практическое занятие. Работа с текстом «В поисках однородных членов предложений». Исследовательская работа с текстом «Однородные и неоднородные члены предложения».

Практич. Раб.

4



Повторяющиеся и неповторяющиеся союзы, и их влияние на однородные члены.

Опрос, тренер. упр.

5



История происхождения полногласных и неполногласных сочетаний.

Правила выбора буквы в корне с чередованием.

Опрос, тренер. упр. тест

6



Поработаем экспертами (работа с текстами, подбор к полногласным словам неполногласных родственных слов). Поиск родственных слов.

Лингвистическая викторина. Тест на внимательность.

Опрос, тест

7



Обобщающие слова при однородных членах.

Опрос, тренер. упр.

8



Викторина. «Обобщающие слова при однородных членах: от правила до упражнения».

Опрос, тренер. упр.

9



Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах.

Опрос, тренер. упр.

10



«Корректор». Работа над текстом с повторяющимися союзами.

семинар

11



Творческая работа по замене сложноподчинённых предложений на обособленные определения.

Тренер. Упр., семинар

12



Различаем обособленные обстоятельства на письме.

Опрос, тренер. упр.

13



Лингвистический марафон. «Расставьте знаки препинания, выделите обстоятельства».

наблюдение

14



Практическая работа «Обособляем обстоятельства».


Опрос, тренер. упр

15



Лабиринт заданий «Из прямой речи – в косвенную, несобственно-прямую. Оформляем цитаты».

тест Опрос, тренер. упр

16



Сложные синтаксические конструкции.

Опрос, тренер. упр

17



Работа с текстами разных стилей.


Опрос, тренер. упр

18



Применение знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Наблюдение, собеседование

19



Игра «Корректор».

Наблюдение, собеседование

20



Знаки препинания и их законы.

Наблюдение, собеседование

21



Практическая работа.

«Тексты-стилисты»

зачёт

22



Современный русский язык в сложноподчинённом предложении.

Наблюдение, собеседование

23



Игра «Преобразователь»

Наблюдение, собеседование

24



Игра «Корректор»

семинар

25



Что такое паронимы?

Наблюдение, собеседование

26



Игра «Корректор»

семинар

27



Викторина «Исправь меня»

опрос

28



Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв.


наблюдение

39



Анализ готовых работ.

Собеседование, тренер. Упр.

30-31



Зачёт. Письменная работу на выбор.

зачёт

32



Изучаем исконно-русскую речь.

Самостоят. Раб.

33



Творческая работа «Найди ошибки».

зачёт

34



Рисуем наше настроение.


Творческая мастерская




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!