МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова»
Ржаксинского района Тамбовской области
«Согласовано» Руководитель МО _______М.В. Черникова. Протокол №_______ От «_ __»__ .__2018 год | «Утверждено» Директор МБОУ «Ржаксинская СОШ № I» _________________ А.В. Леонов Приказ №____ ___ От «_____»___ 2018 год. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Языкознание»
6 - 8 классы
2018
Содержание программы «Языкознание»
6 класс
Модуль 1: Что мы знаем о русском языке?
Вводное занятие.
Теория.
1. Инструктаж по технике безопасности
Разгадываем шарады.
Фонетика, графика, орфоэпия.
Теория.
1.История гласных и согласных звуков. Графика в старославянском языке.
Практика.
2. Игра. Поиски смысла в 5 звуках (к,у,л,о,н)
3. Игра-расследование. Куда делись юс малый и юс большой?
4. Гласные и согласные звуки. Игра в ассоциации.
3. Дружим с грамматикой.
Теория.
. Слово и его работа. Игра-исследование.
Практика.
2. Самая существенная часть речи. Игра-расследование.
3. Прилагательные - «хамелеоны»
4. Лентяй Инфинитив. Игра-расследование.
4. Хорошо ли ты знаешь орфографию?
Теория.
Роль орфографии в русском языке
Практика.
2. Игра «Распредели орфограммы по морфемам»
3. Старославянские корни в современном русском языке. Игра-расследование.
4. Альбом правил русского языка
5. Синтаксис и пунктуация.
Теория.
1.Словосочетание и предложения. Из чего оно состоит?
Практика.
Второстепенные члены предложения. Игра «Матрёшка» .
Игра. «Матрёшка» - составь по характеристике простое предложение.
Работа с тексом. Игра «Корректор».
6. «Сокровища родного языка».
Теория.
1. «Сокровища родного языка»: Слова-фамилии, псевдонимы, театральные слова.
Практика.
2. Пословицы и поговорки: их происхождение и значение
3. Рисуем пословицы. (Проект)
4. Защита проектов по теме «Альбом пословиц, поговорок и крылатых слов и выражений»
7. Текст. Речь. Культура общения.
Теория.
1. Литературный язык, его разновидности. Влияние средств массовой информации на литературный язык.
Практика.
Стили русского языка – общая характеристика. Понятие жанра. Игра «Корректор».
Язык документа. Игра «Корректор».
Публицистические штампы. Игра «Корректор».
8. Художественное чтение.
Теория.
1. Понятие о литературном художественном чтении. Словесное воздействие
Практика.
2.Особенности исполнения юмористического произведения. Практические занятия.
Практические занятия: Исполнение произведений в форме монолога.
Игра «Интонация». Чтение текстов. Юмористические рассказы для детей М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Тэффи, Харм, Драгунский как примеры культуры юмора.
9. Практикум: «Выбери меня!»
Практика.
2. Практические занятия: Сценическое выступление
3. Навык действенного анализа произведения. Овладение навыком словесного действия. Умение строить логическую перспективу текста
4. Практические занятия: Сценическое выступление
5. Показ отрывков из своих режиссёрских работ с чтецами- соучениками.
10. Итоговое занятие.
Практика.
Творческий отчёт.
Содержание программы «Языкознание»
7 класс
Модуль 2: История орфографии и культуры речи
Вводное занятие
Сплочение группы. Инструктаж по ТБ, правилам поведения.
Язык и время.
Теория.
1. Новый смысл слов. Модные слова. Усечённые слова. «Нехорошие» слова.
Сегодня ударение дежурное в корнях!
Практика.
1. Поиски условия выбора орфограммы. Решаем грамматические задачи.
Из истории русского языка о полногласных и неполногласных сочетаниях, или Почему чередуются гласные в корне слова.
Теория.
1. История происхождения полногласных и неполногласных сочетаний.
Правила выбора буквы в корне с чередованием.
Практика.
2. Поработаем экспертами (работа с текстами, подбор к полногласным словам неполногласных родственных слов). Поиск родственных слов.
Лингвистическая викторина. Тест на внимательность.
Всё дело в суффиксах!
Теория.
1.Где надо сомневаться?
Практика.
2. Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно). Решаем старинную лингвистическую задачу. Орфографические головоломки.
Согласные, обречённые на одиночество
Теория.
1. Лабиринты ошибок в обозначении глухого согласного звука в корне (на конце слова или перед другими согласными).
Практика.
2. Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно).
Орфографические головоломки. Работа с лимериками.
Согласные, которые есть, но они не говорятся.
Теория.
1. Драгоценное наследие, или Сочетания с непроизносимыми согласными.
Практика.
2. Решение филологической задачи. Работа с перевёртышами.
Если их удвоить, то нужно их запомнить!
Теория.
1 «Ключи» к проверке слов с удвоенными согласными.
Практика.
2. Работа с толковым словарём (изучаем значение слов с двойными согласными).
«Сказка о том, как Н и НН были в разных частях речи».
Теория.
Запоминаем и различаем имена существительные и прилагательные с Н и НН.
Практика.
2. Тест на внимательность. Лингвистическая разминка.
Приставки подставляй и грамотно оформляй!
Теория.
Творцы новых слов. Сделать выбор правильно: Ы или И, ПРЕ- или ПРИ-.
Практика.
2. Лингвистическая разминка (слитно или раздельно). Лабиринты приставок (совершенствуемся в написании приставок).
11. Лабиринты орфограмм в суффиксах.
Теория.
Правило «звезды» в написании суффиксов –чик- и –щик-. Правило «орешка» в написании суффиксов –ек-, -ик-.
Практика.
2. Лингво-математический бой. Лингвистическая разминка (е или и в суффиксах).
Капризы безударных окончаний
Теория.
1. Условия правописания безударных окончаний имён существительных.
Практика.
2. Поработаем с экспертами (работа с текстами, вставляем пропущенные буквы). Грамматическая задача.
Капризы безударных окончаний
Теория.
1. Условия правописания безударных окончаний.
Практика.
2. Работаем с текстом логической задачи. Орфографические головоломки.
Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания букв О-Ё после шипящих».
Теория.
1. Последовательный порядок работы при анализе слова с орфограммой О-Ё после шипящих. Три основные положения изучаемой орфограммы.
Практика.
2. Лингвистическая разминка с шуточными заданиями. Лингвистическая игра «Создайте семью» (дописать к данным словам название детёныша). Работа с перевёртышами.
Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц».
Теория.
1. Запоминаем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц.
Практика.
2. Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы». Лингвогеографическая игра (работа с топонимами в географическом атласе).
Лингвистические парадоксы, или Правописание Ь после шипящих, в глаголах.
Теория.
1. Ь в разных частях речи, после шипящих в конце слов, в глаголах.
Практика.
2. Тест на проверку внимания. Лингвистический марафон.
Решение орфографических задач.
17. Что разделяют Ъ и Ь?
Практика.
1. Кулинарное задание (вставить Ь или Ъ в названия блюд).
Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы».
Пишем числа словами.
Теория.
1. Правописание количественных и порядковых числительных.
Практика.
2. Поработаем экспертами (работа с текстами Книги рекордов Гиннеса, скороговорок).
19. В стране сложных слов
Теория.
1. Пишем правильно сложные слова.
Практика.
2. Поработаем экспертами (работа с текстами И.Бунина, А.Чехова).
20. Творческая итоговая работа «Найди ошибки».
Практика.
Итоговая творческая работа «Найди ошибки».
Содержание программы «Языкознание»
8 класс
Модуль 3: История пунктуации и культуры речи
Вводное занятие.
Теория.
1. Инструктаж по ТБ, правилам поведения.
2. Клубок однородных членов.
Теория.
1. Однородные члены, не соединённые союзами, и знаки препинания при них.
Практика.
2. Практическое занятие. Работа с текстом «В поисках однородных членов предложений». Исследовательская работа с текстом «Однородные и неоднородные члены предложения».
3. Союзы - волшебники.
Теория.
1. Повторяющиеся и неповторяющиеся союзы, и их влияние на однородные члены.
4. Союзные семьи и их роль в обществе госпожи Пунктуации..
Теория.
Союзные семьи и их роль в обществе госпожи Пунктуации.
Практика.
2. Работа с парными союзами в пословицах.
5. Роль обобщений в театре однородных членах..
Теория.
1. Роль обобщений в театре однородных членах..
Практика.
2. Викторина. «Обобщающие слова при однородных членах: от правила до упражнения».
6. Лабораториум: «Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах».
Теория.
Лабораториум: «Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах».
Практика.
2. «Корректор». Работа над текстом с повторяющимися союзами.
7. Практикум: «Приложения в предложениях».
Практика.
1. Творческая работа по замене сложноподчинённых предложений на обособленные определения.
8. Обособленные обстоятельства – близнецы или двойняшки..
Теория.
1. Различаем обособленные обстоятельства на письме.
Практика.
2. Лингвистический марафон. «Расставьте знаки препинания, выделите обстоятельства».
9. «Поймай меня и выдели!».
Практика.
1. Практическая работа «Обособляем обстоятельства».
10. «Из варяг в греки» - Из прямой речи – в косвенную. Цитаты – это насекомые?.
Практика.
2. Лабиринт заданий «Из прямой речи – в косвенную, несобственно-прямую. Оформляем цитаты».
11. Современный русский язык в стране Пунктуация!.
Теория.
1. Сложные синтаксические конструкции.
Практика.
2. Работа с текстами разных стилей.
12. ПЗП в БСП!.
Теория.
1. Применение знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Практика.
2. Игра «Корректор».
13. По каким законам живут знаки препинания?.
Теория.
1. Знаки препинания и их законы.
Практика.
2. Практическая работа: «Тексты-стилисты»
14. Предложения – партнёры..
Теория.
1. Современный русский язык в сложноподчинённом предложении.
Практика.
2. Игра «Преобразователь»
15. Практикум: «Определи мне место»
Практика.
1. Игра «Корректор»
16. Паронимия и точность речи.
Теория.
Что такое паронимы?
17. Всегда ли мы говорим правильно?
Практика.
1. Игра «Корректор»
18. Практикум: «Моя твоя не понимай»
Практика.
1. Викторина «Исправь меня»
19. Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв? И с чем их едят?.
Теория.
Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв?.
Практика.
2. Анализ готовых работ.
3-4. Зачёт. Письменная работу на выбор.
20. Хлебаем ли мы щи лаптем?» - О культуре русской речи..
Практика.
1. Изучаем исконно-русскую речь.
22. Творческая работа «Найди ошибки».
Практика.
1. Творческая работа «Найди ошибки».
23. Итоговые занятия.
Практика.
Рисуем наше настроение.
Самые интересные творческие работы
Учебный план
6 класс. (модуль 1: Что мы знаем о русском языке?)
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | | 1 | Собеседование |
2 | Фонетика, графика, орфоэпия. | 1 | 3 | 4 | Опрос, тренер. упр. |
3 | Дружим с грамматикой. | 1 | 3 | 4 | Опрос, тренер. упр. |
4 | Хорошо ли ты знаешь орфографию. | 1 | 3 | 4 | тест |
5 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 3 | 4 | Опрос, тренер. упр. |
6 | Сокровища родного языка. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, собеседование |
7 | Текст. Речь. Культура общения. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, собеседование |
8 | Художественное чтение. | 1 | 3 | 4 | Зачёт, семинар |
9 | Практикум: «Выбери меня!» | | 4 | 5 | Собеседование, самостоят. раб. |
10 | Итоговое занятие | | 1 | 1 | Творческий отчёт |
Всего: | 8 | 26 | 34 | |
ИТОГО: 34 часов | |
Учебный план
7 класс (модуль 2: История орфографии и культуры речи)
№ п\п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, правилам поведения. | | 1 | 1 | Собеседование |
2 | Язык и время. | 1 | | 1 | Наблюд., собесед. |
3 | Сегодня ударение дежурное в корнях! | | 1 | 1 | Опрос, упражнение |
4 | Из истории русского языка о полногласных и неполногласных сочетаниях, или Почему чередуются гласные в корне слова? | 1 | 1 | 2 | Наблюд., собесед. |
5 | Всё дело в суффиксах! | 1 | 1 | 2 | Опрос, упражнение |
6 | Согласные, обречённые на одиночество | 1 | 1 | 2 | Опрос, упражнение |
7 | Согласные, которые есть, но они не говорятся. | 1 | 1 | 2 | Опрос, упражнение |
8 | Если их удвоить, то нужно их запомнить! | 1 | 1 | 2 | Наблюден., игра |
9 | «Сказка о том, как Н и НН были в разных частях речи». | 1 | 1 | 2 | Опрос, упражнение |
10 | Приставки подставляй и грамотно оформляй! | 1 | 1 | 2 | Зачёт |
11 | Лабиринты орфограмм в суффиксах. | 1 | 1 | 2 | Практич. Раб, наблюд., собесед. |
12 | Капризы безударных окончаний | 1 | 1 | 2 | Опрос, упражнение |
13 | Капризы безударных окончаний | 1 | 1 | 2 | Зачёт |
14 | Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания букв О-Ё после шипящих». | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, собесед. |
15 | Лабораториум: «Составляем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц». | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, собесед. |
16 | Лингвистические парадоксы, или Правописание Ь после шипящих, в глаголах. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, собесед. |
17 | Что разделяют Ъ и Ь? | | 1 | 1 | Наблюдение, собесед. |
18 | Пишем числа словами. | | 1 | 1 | Наблюдение, собесед. |
19 | В стране сложных слов | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, собесед., игра |
20 | Творческая итоговая работа «Найди ошибки». | | 1 | 1 | Зачёт, семинар |
| Всего: | 15 | 19 | 34 | |
ИТОГО: 34часов | |
Учебный план
8 класс (модуль 3: История пунктуации и культуры речи)
№ п\п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, правилам поведения. | 1 | | 1 | Собесед. |
2 | Клубок однородных членов | 1 | 1 | 2 | Опрос, практич. Раб. |
3 | Союзы - волшебники | 1 | | 1 | Опрос, практ. Раб. |
4 | Союзные семьи и их роль в обществе госпожи Пунктуации. | | 1 | 2 | Опрос, практ. Раб. |
5 | Роль обобщений в театре однородных членах. | 1 | 1 | 2 | Наблюд., собесед |
6 | Лабораториум: «Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся словах. | 1 | 1 | 2 | Наблюд., собесед. |
7 | Практикум: «Приложения в предложениях» | | 1 | 1 | Практич. Раб. |
8 | Обособленные обстоятельства – близнецы или двойняшки. | 1 | 1 | 2 | Практич. Раб |
9 | «Поймай меня и выдели!» | | 1 | 1 | Практич. Раб. |
10 | «Из варяг в греки» - Из прямой речи – в косвенную. Цитаты – это насекомые? | | 1 | 1 | Практич. Раб. |
11 | Современный русский язык в стране Пунктуация! | 1 | 1 | 2 | Опрос, упражн. |
12 | ПЗП в БСП! | 1 | 1 | 2 | Наблюд., практ. Раб. |
13 | По каким законам живут знаки препинания? | 1 | 1 | 2 | Наблюд., практ. Раб. |
14 | Предложения – партнёры. | 1 | 1 | 2 | Наблюд., практ. Раб. |
15 | Практикум: «Определи мне место» | | 1 | 1 | Наблюд., практ. Раб. |
16 | Паронимия и точность речи. | 1 | | 1 | Наблюд., практ. Раб. |
17 | Всегда ли мы говорим правильно? | | 1 | 1 | Наблюд., практ. Раб. |
18 | Практикум: «Моя твоя не понимай» | | 1 | 1 | Наблюд., упражнение |
19 | Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв? И с чем их едят? | 1 | 3 | 4 | Зачёт |
20 | «Хлебаем ли мы щи лаптем?» - О культуре русской речи. | | 1 | 1 | Опрос, упражн. |
21 | Творческая работа «Найди ошибки» | | 1 | 1 | Тест |
22 | Итоговое занятие | | 1 | 1 | Практ. Раб. |
Всего: | 12 | 22 | 34 |
ИТОГО: 34 часа |
Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу обучения 6 класса
Обучающиеся должны знать/понимать:
Морфемный состав слова.
Образование слов.
Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).
Признаки простого и сложного предложения.
Признаки текста, типы текстов.
Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.
Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Различать типы склонений имен существительных.
Знать грамматические признаки наречий, образование и правописание наречий.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
К концу обучения 7 класса:
Обучающиеся должны знать/понимать:
Языковые средства выразительности.
Признаки частей речи (причастия, деепричастия, категории состояния, числительного, союза, предлога, междометия, частицы).
Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Различать контекстные синонимы, контекстные антонимы, паронимы.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, сохранения чистоты русского языка;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
К концу обучения 8 класса:
Обучающиеся должны знать/понимать:
Стилистические возможности знаков препинания.
Орфоэпические нормы русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
Находить в текстах художественной литературы средства выразительности.
Производить многоаспектный лингвистический анализ.
Выделять обособленные определения и приложения.
Обособлять обстоятельства.
Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития культуры речи, сохранения экологии русского языка;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Языкознание» учителя филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» в с. Богданово Е.А. Блытовой на 2018-2019 учебный год
6 класс
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема занятий | Форма контроля |
1 | | | Инструктаж по технике безопасности. Разгадываем шарады. | Собеседование |
2 | | | История гласных и согласных звуков. Графика в старославянском языке. | Опрос, тренер. упр. |
3 | | | Игра. Поиски смысла в 5 звуках (к,у,л,о,н) | Опрос, тренер. упр. |
4 | | | Игра-расследование. Куда делись юс малый и юс большой? | Опрос, тренер. упр. |
5 | | | Гласные и согласные звуки. Игра в ассоциации. | Опрос, тренер. упр. |
6 | | | Слово и его работа. Игра-исследование. | Опрос, тренер. упр. |
7 | | | Самая существенная часть речи. Игра-расследование. | Опрос, тренер. упр. |
8 | | | Прилагательные - «хамелеоны» | Опрос, тренер. упр. |
9 | | | Лентяй Инфинитив. Игра-расследование. | Опрос, тренер. упр. |
10 | | | Роль орфографии в русском языке | Опрос, тренер. упр. |
11 | | | Игра «Распредели орфограммы по морфемам» | тест |
12 | | | Старославянские корни в современном русском языке. Игра-расследование. | Опрос, тренер. упр. |
13 | | | Альбом правил русского языка | Творческая работа |
14 | | | Словосочетание и предложения. Из чего оно состоит? | Опрос, тренер. упр |
15 | | | Второстепенные члены предложения. Игра «Матрёшка» . | Опрос, тренер. упр |
16 | | | Игра. «Матрёшка» - составь по характеристике простое предложение. | Опрос, тренер. упр |
17 | | | Работа с тексом. Игра «Корректор». | Опрос, тренер. упр |
18 | | | «Сокровища родного языка»: Слова-фамилии, псевдонимы, театральные слова. | Наблюдение, собеседование |
19 | | | Пословицы и поговорки: их происхождение и значение | Наблюдение, собеседование |
20 | | | Рисуем пословицы. (Проект) | Творческая работа |
21 | | | Защита проектов по теме «Альбом пословиц, поговорок и крылатых слов и выражений» | зачёт |
22 | | | Литературный язык, его разновидности. Влияние средств массовой информации на литературный язык. | Наблюдение, собеседование |
23 | | | Стили русского языка – общая характеристика. Понятие жанра. Игра «Корректор». | Наблюдение, собеседование |
24 | | | Язык документа. Игра «Корректор». | наблюдение |
25 | | | Публицистические штампы. Игра «Корректор». | наблюдение |
26 | | | Понятие о литературном художественном чтении. Словесное воздействие | Наблюдение, собеседование |
27 | | | Особенности исполнения юмористического произведения. Практические занятия. | семинар |
28 | | | Практические занятия: Исполнение произведений в форме монолога. | зачёт |
29 | | | Игра «Интонация». Чтение текстов. Юмористические рассказы для детей М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Тэффи, Харм, Драгунский как примеры культуры юмора. | семинар |
30 | | | Практические занятия: Сценическое выступление | конкурс |
31 | | | Навык действенного анализа произведения. Овладение навыком словесного действия. Умение строить логическую перспективу текста | Самостоят. Раб. |
32 | | | Практические занятия: Сценическое выступление | семинар |
33 | | | Показ отрывков из своих режиссёрских работ с чтецами- соучениками. | зачёт |
34 | | | Итоговое занятие. Творческий отчёт. | Творческая рабта |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Языкознание» учителя филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» в с. Богданово Е.А. Блытовой на 2018-2019 учебный год
7 класс
№ п/п | | | Тема занятий | Форма контроля |
1 | | | Инструктаж по технике безопасности. | Собеседование |
2 | | | Новый смысл слов. Модные слова. Усечённые слова. «Нехорошие» слова. | Опрос, тренер. упр. |
3 | | | Поиски условия выбора орфограммы. Решаем грамматические задачи. | Опрос, тренер. упр. |
4 | | | История происхождения полногласных и неполногласных сочетаний. Правила выбора буквы в корне с чередованием. | Опрос, тренер. упр. |
5 | | | Поработаем экспертами (работа с текстами, подбор к полногласным словам неполногласных родственных слов). Поиск родственных слов. Лингвистическая викторина. Тест на внимательность. | Опрос, тренер. упр. тест |
6 | | | Где надо сомневаться? | Опрос, тренер. упр. |
7 | | | Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно). Решаем старинную лингвистическую задачу. Орфографические головоломки. | Опрос, тренер. упр. |
8 | | | Лабиринты ошибок в обозначении глухого согласного звука в корне (на конце слова или перед другими согласными). | Опрос, тренер. упр. |
9 | | | Поработаем корректорами (исправляем ошибки, пишем правильно). Орфографические головоломки. Работа с лимериками. | Опрос, тренер. упр. |
10 | | | Драгоценное наследие, или Сочетания с непроизносимыми согласными. | Опрос, тренер. упр. |
11 | | | Решение филологической задачи. Работа с перевёртышами. | тест |
12 | | | «Ключи» к проверке слов с удвоенными согласными. | Опрос, тренер. упр. |
13 | | | Работа с толковым словарём (изучаем значение слов с двойными согласными). | наблюдение |
14 | | | Запоминаем и различаем имена существительные и прилагательные с Н и НН. | Опрос, тренер. упр |
15 | | | Тест на внимательность. Лингвистическая разминка. | тест Опрос, тренер. упр |
16 | | | Творцы новых слов. Сделать выбор правильно: Ы или И, ПРЕ- или ПРИ-. | Опрос, тренер. упр |
17 | | | Лингвистическая разминка (слитно или раздельно). Лабиринты приставок (совершенствуемся в написании приставок). | Опрос, тренер. упр |
18 | | | Правило «звезды» в написании суффиксов –чик- и –щик-. Правило «орешка» в написании суффиксов –ек-, -ик-. | Наблюдение, собеседование |
19 | | | Лингво-математический бой. Лингвистическая разминка (е или и в суффиксах). | Наблюдение, собеседование |
20 | | | Условия правописания безударных окончаний имён существительных. | Наблюдение, собеседование |
21 | | | Поработаем с экспертами (работа с текстами, вставляем пропущенные буквы). Грамматическая задача. | зачёт |
22 | | | Условия правописания безударных окончаний. | Наблюдение, собеседование |
23 | | | Работаем с текстом логической задачи. Орфографические головоломки. | Наблюдение, собеседование |
24 | | | Три основные положения О-Ё после шипящих. | наблюдение |
25 | | | Лингвистическая разминка с шуточными заданиями. Лингвистическая игра «Создайте семью» (дописать к данным словам название детёныша). Работа с перевёртышами. | наблюдение |
26 | | | Запоминаем алгоритм правописания гласных О-Е, Ы-И после Ц. | Наблюдение, собеседование |
27 | | | Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы». Лингвогеографическая игра (работа с топонимами в географическом атласе). | семинар |
28 | | | Ь в разных частях речи, после шипящих в конце слов, в глаголах. | наблюдение |
29 | | | Тест на проверку внимания. Лингвистический марафон. Решение орфографических задач. | Самост. Раб. |
30 | | | Кулинарное задание (вставить Ь или Ъ в названия блюд). Лингвистическая разминка «Несерьёзные вопросы – серьёзные ответы». | Собеседование, тренер. Упр. |
31 | | | Правописание количественных и порядковых числительных. | Тренер. Упр. |
32 | | | Поработаем экспертами (работа с текстами Книги рекордов Гиннеса, скороговорок). | Самостоят. Раб. |
33 | | | Пишем правильно сложные слова. | наблюдение |
34 | | | Итоговая творческая работа «Найди ошибки». | Творческая рабта |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Языкознание» учителя филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» в с. Богданово Е.А. Блытовой на 2018-2019 учебный год
8 класс
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема занятий | Форма контроля |
1 | | | Инструктаж по технике безопасности. | Собеседование |
2 | | | Однородные члены, не соединённые союзами, и знаки препинания при них. | Опрос, тренер. упр. |
3 | | | Практическое занятие. Работа с текстом «В поисках однородных членов предложений». Исследовательская работа с текстом «Однородные и неоднородные члены предложения». | Практич. Раб. |
4 | | | Повторяющиеся и неповторяющиеся союзы, и их влияние на однородные члены. | Опрос, тренер. упр. |
5 | | | История происхождения полногласных и неполногласных сочетаний. Правила выбора буквы в корне с чередованием. | Опрос, тренер. упр. тест |
6 | | | Поработаем экспертами (работа с текстами, подбор к полногласным словам неполногласных родственных слов). Поиск родственных слов. Лингвистическая викторина. Тест на внимательность. | Опрос, тест |
7 | | | Обобщающие слова при однородных членах. | Опрос, тренер. упр. |
8 | | | Викторина. «Обобщающие слова при однородных членах: от правила до упражнения». | Опрос, тренер. упр. |
9 | | | Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах. | Опрос, тренер. упр. |
10 | | | «Корректор». Работа над текстом с повторяющимися союзами. | семинар |
11 | | | Творческая работа по замене сложноподчинённых предложений на обособленные определения. | Тренер. Упр., семинар |
12 | | | Различаем обособленные обстоятельства на письме. | Опрос, тренер. упр. |
13 | | | Лингвистический марафон. «Расставьте знаки препинания, выделите обстоятельства». | наблюдение |
14 | | | Практическая работа «Обособляем обстоятельства». | Опрос, тренер. упр |
15 | | | Лабиринт заданий «Из прямой речи – в косвенную, несобственно-прямую. Оформляем цитаты». | тест Опрос, тренер. упр |
16 | | | Сложные синтаксические конструкции. | Опрос, тренер. упр |
17 | | | Работа с текстами разных стилей. | Опрос, тренер. упр |
18 | | | Применение знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | Наблюдение, собеседование |
19 | | | Игра «Корректор». | Наблюдение, собеседование |
20 | | | Знаки препинания и их законы. | Наблюдение, собеседование |
21 | | | Практическая работа. «Тексты-стилисты» | зачёт |
22 | | | Современный русский язык в сложноподчинённом предложении. | Наблюдение, собеседование |
23 | | | Игра «Преобразователь» | Наблюдение, собеседование |
24 | | | Игра «Корректор» | семинар |
25 | | | Что такое паронимы? | Наблюдение, собеседование |
26 | | | Игра «Корректор» | семинар |
27 | | | Викторина «Исправь меня» | опрос |
28 | | | Что такое творческая работа, эссе, рецензия, отзыв. | наблюдение |
39 | | | Анализ готовых работ. | Собеседование, тренер. Упр. |
30-31 | | | Зачёт. Письменная работу на выбор. | зачёт |
32 | | | Изучаем исконно-русскую речь. | Самостоят. Раб. |
33 | | | Творческая работа «Найди ошибки». | зачёт |
34 | | | Рисуем наше настроение. | Творческая мастерская |