Пояснительная записка
В настоящее время, когда в мире пожинают плоды грубого вмешательства человека в природу, достижение гармонии между ними становиться главной проблемой современности. Недалеко то время, когда будущее окажется в руках наших детей, и оттого, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь нашей планеты. Вот почему так важно, организуя процесс воспитания и обучения, помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, духовно обогащая и взращивая при этом личность каждого ребёнка.
В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на природную среду России всё более возрастает значение экологического образования школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающее жизни цивилизации на Земле, вызвало необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.
Школьные годы – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений ребёнка к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Проблема экологического воспитания школьников в настоящее время является наиболее актуальной в педагогике. От того, насколько грамотными будут наши дети в вопросах мировоззренческих, экологических, во многом будет зависеть будущее новых поколений.
Сегодня экологическая культура, экологическая грамотность становятся важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности. Именно поэтому необходимо так строить процесс образования и воспитания, чтобы формировать и углублять знания учащихся о природе, стимулировать стремление детей охранять природу родного края, вырабатывать умения и навыки природоохранной деятельности, формировать убеждённость в необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам.
Нарастающее число программ, учебных и методических пособий - объективное явление, которое отражает поисковый характер экологизации учебно-воспитательного процесса. В результате, возникла необходимость разработки программы «Эколята», в основе которой лежит овладение школьниками различными видами деятельности экологического характера.
Отвечая на запросы жизни, программа «Эколята» направлена на интеграцию, гуманитаризацию и экологизацию знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Программа рассчитана на один учебный год для детей 7-8 лет. Занятия проходят один раз в неделю (1 час), всего 34 часа за учебный год.
Ведущая идея программы: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;
- формировать потребности в обучении и саморазвитии;
- создавать эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на практике.
Развивающие:
- способствовать развитию любознательности в данных областях знаний, расширять кругозор учащихся;
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сходство и
различия;
- развивать умение выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность, планировать свою деятельность;
- развивать умение работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты;
- развивать умение наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;
- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.).
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и грамотность;
- воспитывать умение ценить красоту в себе и окружающем мире;
- воспитывать у учащихся гордость к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину.
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
В ходе реализации образовательной программы планируется достижение следующих результатов:
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
3) формирование целостного мировоззрения;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) улучшение качества усвоения учащимися научных биологических знаний, расширение кругозора;
2) развитие умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике;
3) формирование эмоционально-ценностного отношения процессу изучения биологии и экологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании и саморазвитии.
4) приобретение знаний об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
5) осознание места человека в системе органического мира;
6) применение полученных знаний для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу;
7) использование биологических знаний для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе;
8) знакомство учащихся с научными основами землепользования, направленными на сохранение и преумножение ресурсов Земли;
9) развитие навыков экологически грамотного поведения в природе;
10) развитие навыков ведения практической, исследовательской работы, способствующей более глубокому пониманию основ биологической науки и ее практических направлений;
11) умение находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической
литературы, а также в сети Интернет.
В процессе образовательной деятельности предусматриваются различные виды контроля:
Уровень освоения учащимися содержания программы:
А) Вводный контроль. Цель – выявление знаний учащихся, готовность к данному этапу обучения;
Б) Промежуточный контроль. Цель – оценка успешности продвижения, учащихся в
образовательной деятельности, творческая активность;
В) Итоговый контроль. Демонстрация знаний, умений и навыков.
Формами и методами контроля являются:
1.Наблюдение:
- текущее.
2. Устный контроль:
- индивидуальный опрос;
- устный зачет.
3. Наглядный метод:
- презентации,
- фотоотчеты,
- схемы и рисунки.
4. Диагностический метод:
- анкетирование,
- тестирование.
5. Оценка и взаимооценка выполненных работ:
- устные обсуждения.
При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития эмоциональной и интеллектуальной сфер, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельно выводы, воображая и фантазируя, дети усваивают основы естественно - научного знания в процессе активной познавательной деятельности.
В процессе изучения курса «Эколята» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к природе.
Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Основу содержания программы составляет мир, непосредственно окружающий и хорошо знакомый ребёнку. Такой подход к отбору содержания имеет ряд положительных сторон. Он позволяет:
включить ребёнка и в познавательную, и в исследовательскую деятельность, так как объект изучения, исследования доступен непосредственному восприятию;
широко применять практические методы обучения, которые в большей степени, чем другие методы, создают условия, позволяющие ставить ребёнка в процессе обучения в ситуацию субъекта деятельности;
использовать имеющуюся у ребёнка огромную информацию об окружающем мире, для того чтобы постоянно предъявлять ему задачи логического и творческого характера, а значит, иметь в руках инструмент для развития мышления, деятельности обобщения и творческой деятельности;
создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения;
использовать огромные возможности мира, окружающего ребёнка, для развития души, чувств, эмоций, экологической и этической культуры.
Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе.
Для ознакомления детей с методами познания окружающего мира служит предусмотренное в курсе большое количество практических работ, в том числе: по проведению фенологических наблюдений и физических опытов, освоению простейших приборов, уходу за растениями и животными, исследованию своего организма. Большое значение отводится исследовательской и проектной деятельности, непосредственным наблюдениям объектов и явлений природы во время экскурсий и выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека.
Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через глубокое проникновение в проблемы жизни растений и животных в окружающей среде и осознание её зависимости от деятельности человека, через использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Этому же способствует выполнение ребятами различных индивидуальных и коллективных творческих работ и заданий по темам курса.
Формы организации учебного процесса по данной программе могут быть разнообразными: занятия в кабинетах географии и биологии; занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-аукционы, экскурсии в музеи, в природу; выставки и т.д. Это поможет создать лучшие условия для раскрытия и дальнейшего развития способностей и интересов воспитанников.
Программа построена так, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя их. В программе указано количество часов, отведённых на изучение каждой темы.
Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без серьёзным образом организованного экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого закладываются ещё в детстве.
Критерии оценки результативности программы – знания, умения, достижения на районных, областных и Всероссийских конкурсах, итоги контрольных опросов (промежуточного - 1 полугодие, итогового - конец учебного года).
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Осень в природе | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
2 | Овощные культуры | 2 | 1 | 1 | |
3 | Комнатные растения | 3 | 1 | 2 | Дидактическая игра «Удивительные комнатные растения» |
4 | Домашний зоопарк | 2 | 1 | 1 | Творческая коллективная работа «Аквариум» |
5 | Охрана и привлечение зимующих птиц | 2 | -- | 2 | Развешивание кормушек для птиц |
6 | Природа зимой | 3 | 1 | 2 | Опрос |
7 | Домашние животные | 6 | 3 | 3 | Выставка творческих работ «Мой друг» |
8 | Разнообразный мир растений | 1 | 1 | -- | Дидактическая игра «Мир растений» |
9 | Лекарственные растения в жизни человека и его здоровье | 3 | 1,5 | 1,5 | |
10 | Весна в природе | 3 | 1 | 2 | Работа с дидактическими карточками «Весна в природе» |
11 | Лес и его охрана | 2 | 1 | 1 | Викторина «Путешествие по лесу» |
12 | Мир рептилий | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итого | 34 | 15 | 19 | |
Содержание программы
Осень в природе.
Теоретическая часть: осенние явления в природе. Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Характер окраски листьев у деревьев и кустарников. Наиболее распространённые животные леса. Подготовка животных к зиме. Птицы нашей местности. Перелётные и зимующие птицы. Охрана полезных диких птиц.
Практическая часть: распознавание растений по их внешнему виду. Сравнение окраски листьев у разных деревьев, кустарников и у одного дерева, но с разных частей кроны. Распознавание животных по внешнему виду, описанию, образу жизни. Изготовление птиц из бумаги.
Э к с к у р с и я в природу с целью знакомства с осенними явлениями и распространёнными деревьями, кустарниками и травами.
Овощные культуры.
Теоретическая часть: знакомство с овощными культурами; значение овощей в жизни человека и животных.
Практическая часть: сравнение овощей по форме, величине, окраске; распознавание овощей на ощупь, по внешнему виду, по описанию.
Комнатные растения.
Теоретическая часть: роль комнатных растений в жизни человека; выбор, покупка, транспортировка комнатных растений; облик растений.
Практическая часть: распознавание комнатных растений по внешнему виду; уход за комнатными растениями; оформление альбома «Комнатные растения».
Домашний зоопарк.
Теоретическая часть: животные дикой природы, пригодные для содержания в помещении. Содержание животных в аквариумах и террариумах.
Практическая часть: изготовление аквариума из бумаги.
Охрана и привлечение зимующих птиц.
Практическая часть: наблюдение за птицами в природе, подкормка зимующих птиц. Оформление альбома «Зимующие птицы».
Природа зимой.
Теоретическая часть: свойства снега, льда. Строение отдельных снежинок. Жизнь диких животных зимой. Следы на снегу.
Практическая часть: сбор природного материала (веток, шишек). Опыты со снегом и льдом. Распознавание животных по их следам на снегу.
Экскурсия в зимний лес с целью изучения явлений природы.
Домашние животные.
Теоретическая часть: разнообразие животных, живущих рядом с человеком, их роль и значение в жизни человека; собаки и щенки, породы собак, что значит быть владельцем собаки, кошки и котята, породы кошек.
Практическая часть: сбор и оформление документальных историй и литературных произведений о домашних животных. Изготовление творческой работы «Котёнок и щенок друзья».Оформление выставки «Мой друг».
Разнообразный мир растений.
Теоретическая часть: появление растений на Земле. Борьба растений за выживание. Растения-хищники. Удивительные и таинственные цветы. Растения-рекордсмены.
Лекарственные растения в жизни человека и его здоровье.
Теоретическая часть: твоё здоровье: физкультура, закаливание, осанка, гигиена и режим. Витамины. Лекарственные растения.
Практическая часть: выполнение гимнастических упражнений. Составление таблицы «Витамины». Запись лесных рецептов.
Весна в природе.
Теоретическая часть: жизнь диких животных весной. Раннецветущие растения.
Практическая часть: разгадывание кроссворда «Животные леса». Нахождение первоцветов в природе.
Экскурсия в природу с целью наблюдения признаков наступления весны.
Лес и его охрана.
Теоретическая часть: значение леса и его охрана. Знакомство с профессией лесник. Грибы и ягоды. Правила их сбора.
Практическая часть: распознавание грибов и ягод по их внешним признакам.
Мир рептилий.
Теоретическая часть: Разнообразие рептилий. Жизнь в воде.
Практическая часть: рассматривание фотоальбома «Рептилии»; чтение рассказов о рептилиях.
Учащиеся должны знать:
что такое живая и неживая природа; деление растений на дикорастущие и культурные; несколько комнатных растений; правила ухода за растениями; растения леса; некоторые лесные ягоды своего края (в том числе – ядовитые), некоторые съедобные и несъедобные грибы; как правильно собирать ягоды и грибы;
деление животных на диких и домашних; сезонные явления в природе и их влияние на жизнь растительного и животного мира; по 5 – 10 представителей разных групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, рептилий), некоторые отличающие признаки млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и рептилий;
что такое Красная Книга; примеры местных растений и животных из Красной Книги; правила поведения на природе.
Учащиеся должны уметь:
давать словесные описания растений и животных, называя их отличительные признаки;
вести простейшие наблюдения за растениями и животными; различать дикорастущие и культурные растения;
различать деревья, кустарники, травы, определять растения по описанию, внешнему облику, по листьям, цветкам, плодам; собирать и оформлять простейшие гербарии;
отличать диких животных от домашних; различать группы животных, называя некоторые внешние отличительные признаки;
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; подкармливать птиц;
отличать различные по сложности творческие работы из природного материала и бумаги.
Литература для педагога:
Азбука цветов. – Санкт-Петербург: Кристалл, 1998 г.
М.А. Бескаравайная. Рабочие таблицы по уходу за цветочными культурами. М.: «Росагропромиздат», 1998 г.
В.В. Волина. Мир животных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 г.
В.С. Гращенкова. Занимательный материл на уроках природоведения. – Смоленск: 1993 г.
И.В. Дрягина, Д.Б. Кудрявец. Цветы для Подмосковья. – М.: Московский рабочий, 1986
Р. Ласуков. Лекарственные растения. – АЙРИС ПРЕСС, 1999 г.
Р.А. Марканов. Охотничьи собаки. – Ташкент: Мехнат, 1993 г.
Т.Н. Никулина, Ж.А. Чеснокова. Декоративные собаки. – Лесная промышленность, 1988 г.
Народный травник. – Ульяновск: Книгочей, 1997 г.
В.Ф. Пивоваров. Овощи России. – АО Российские семена, 1994 г.
В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петрова. Занимательная ботаника. – АСТ - ПРЕСС, 1999 г.
Ю.И. Филиппов. Домашние кошки. – Росагропромиздат, 1991 г.
Д.Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. – Кладезь, 1998 г.
В. Чуб, К. Дезина. Комнатные растения. – ЭКСМО – ПРЕСС, 1999 г.
И. Яворская. Мои первые кроссворды. – Ростов-на-Дону: ПРОФ – ПРЕСС, 1999 г.
Все о птицах. Атлас-справочник. – Вильнюс, UAB, «Bestiary», 2013
Литература для учащихся:
Альбом «Наши питомцы». – Лесная промышленность, 1986 г.
И. Акимушкин. Причуды природы. – Смоленск: Русич, 1999 г.
З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. – Просвещение, 1992 г.
В.В. Волина. Мир животных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 г.
Игрушки из бумаги. – Санкт-Петербург: Кристалл, 1997 г.
Колвин лесли, Спиэр Эмма. Живой мир – энциклопедия. – РОСМЭН, 1994 г.
С. Кочетков. Аквариум дома. – Планета, 1990 г.
Розамунда Кидман Кокс. Моя первая книга о природе: Кошки и котята, собаки и щенки. Мои первые любимцы. Дикие животные. Чудо на ладони. Птицы, бабочки. Рыбы. Цветы. Деревья. – АСТ-ПРЕСС, 1996 г.
И. Микляева, Г. Огуреева. Самые, самые растения. – Прогресс, Пангея, 1994 г.
Мир игрушек и поделок. Смоленск: Русич, 1999 г.
М.М. Пришвин. Глаза земли. – Просвещение, 1986 г.
В.В. Петров. Лес и его жизнь. – Просвещение, 1986 г.
Н. Сладков. Под шапкой невидимкой. – Ленинград: Издательство Детская литература, 1981 г.
Фотоальбом «Мой ласковый и нежный зверь». – Панорама, 1992 г.
Энциклопедия. Тайны живой природы. – РОСМЭН, 1998 г.
Энциклопедия. Цветы и деревья. – Русич, 1997 г.
Энциклопедия. Овощи. Фрукты. Ягоды. – М.: РОСМЭН, 2014 г.
Интернет-ресурсы
http://www.dront.ru/ecosites.ru.html
http://www.nature.ok.ru/
http://www.ecostudy.yar.ru/index2.html
http://www.greenpeace.ru/gpeace/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%