СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности, для начальной школы «юный эколог»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности, для начальной школы «юный эколог»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

СЕЛЕНГИНСКОЕ РУО МОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЕРСКА









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»













Автор программы: И. В. Сибгатуллина

Учитель начальных классов МОУ СОШ №5



















г. Гусиноозерск .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании» принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками , одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности , способной гармонично взаимодействовать с окружающем миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

  5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

  6. Формирование умения проведения самостоятельных исследований в области изучения окружающей среды.

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности,

  • Принцип наглядности,

  • Принцип личностной ориентации,

  • Принцип системности и целостности,

  • Принцип экологического гуманизма,

  • Принцип краеведческий.

  • Принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого – биологическую направленность, является учебно – образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), идеи экологической этики (В.Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из двух направлений связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Имеет два направления: экологическое, исследовательская деятельность.



Направление курса

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность узнать

Экологическое

Ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края.

Владеть ключевыми понятиями, распознавать растения и животных родного края.

Исследовательское

Ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ.

Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения.



Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 году, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля – единая экосистема,

  • Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы,

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально –поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально – положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствии поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной «Недели экологии», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей, в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии , традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы,

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального,

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- планет Земля – наш большой дом,

- Солнце – источник жизни на Земле,

- неживое и живое в природе,

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),

- самоценность любого организма,

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,

- человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,

- различия съедобных и несъедобных грибов,

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,

- способы сохранения окружающей природы,

- что такое наблюдение и опыт,

- экология – наука об общем доме,

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),

- составлять экологические модели, трофические цепи,

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,

- заботиться о здоровом образе жизни,

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме,

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,

- работа с гномоном, гербаризировать растения,

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,

- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.



































Тематическое планирование





п.п.

Темы занятий

Кол-во часов

Контроль за ЗУН

теория

практика

всего

2 класс

1

Понятие “экология”.
Понятие “исследование”.

6

-

6

дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”.

2

Методы исследовательской деятельности.

3

3

6

“Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”.

3

Угроза исчезновения.

3

2

5

коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.

4

Роль неживой природы в жизни живого.

7

3

10

тренировочное занятие “Я – исследователь”.

5

Многообразие флоры и фауны. Их охрана.

4

3

7

участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

3 класс

1

Экологические связи в живой природе.

6

4

10

мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”.

2

Вода. Охрана воды.

4

3

7

семинар “Как подготовиться к защите”.

3

Почвы. Охрана почв.

4

2

6

конференция “В защиту экологического проекта”.

4

Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”.

3

1

4

мозговой штурм “Способы охраны воздуха”

5

Способы охраны природы.

4

3

7

защита исследовательских работ и творческих проектов

4 класс

1

Здоровье человека и окружающая среда.

6

3

9

тест “Здоровье человека и окружающая среда”.

2

Влияние человека на окружающую среду.

на ос-нове защит исследова-тельских работ

7

защита исследовательских работ

3

Мини-курс “Я – юный исследователь”.

6

4

10

коллективная игра

“Умею видеть проблемы”.

4

Природные катаклизмы.

5

3

8

защита исследовательских работ и творческих проектов

Содержание учебной программы

Темы занятия

Содержание

экология

исследовательская деятельность

1

Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии.

Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?

2

Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

3

Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.

4

Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение.

Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Что такое парадоксы.

Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования.

5

Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

1

Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.).

Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”.

“Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”.

2

Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”.

3

Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.

“Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

4

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”.

Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

5

Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.).

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

“Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

2

Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов.

3

На экологическом материале.

“Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра).

4

Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

Ключевые понятия:

Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.











Литература:

  1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 – М.: Аванта +, 1995

  2. Божья коровка/ англ. Текст Джила Бейли – Волгоград: Кооператив «Книга», 1993

  3. Большой атлас природы России – М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003

  4. Брем А.Э. Жизнь животных: в 3 т.- М.: Терра, 1992

  5. Букин А.П. В дружбе с природой – М. , 1991

  6. Ганичкин А. Любимые домашние цветы – М.: Оникс, 2006

  7. Дыбина О. Неизведанное рядом – М.: Сфера, 2001

  8. Измайлов И.В. Биологические экскурсии – М., 1993

  9. Кирсанова Т.А. Птичьи имена // Начальная школа- 2001 - № 1

  10. Коробцова З. Лекарственная аптека// Крестьянская усадьба – М.: Панорама, 1991

  11. Юный натуралист: журн. – 1998 - № 5

  12. Новиков В.С. Школьный атлас – определитель – М., 1985

  13. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель, - М., 2000

  14. Стрижев А.Н. Календарь русской природы – М.: Колос, 1993

  15. Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России – М.: Дрофа, 2006

  16. Эллиотт Д. Детская энциклопедия – М.:Росмэн

  17. Ядовитые животные и растения СССР / под ред. Б. Орлова и др. – М., 1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!