МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
СЕЛЕНГИНСКОЕ РУО МОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЕРСКА
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор программы: И. В. Сибгатуллина
Учитель начальных классов МОУ СОШ №5
г. Гусиноозерск .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании» принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками , одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности , способной гармонично взаимодействовать с окружающем миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Формирование умения проведения самостоятельных исследований в области изучения окружающей среды.
Основные принципы содержания программы:
Принцип единства сознания и деятельности,
Принцип наглядности,
Принцип личностной ориентации,
Принцип системности и целостности,
Принцип экологического гуманизма,
Принцип краеведческий.
Принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого – биологическую направленность, является учебно – образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), идеи экологической этики (В.Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из двух направлений связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Имеет два направления: экологическое, исследовательская деятельность.
Направление курса | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность узнать |
Экологическое | Ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края. | Владеть ключевыми понятиями, распознавать растения и животных родного края. |
Исследовательское | Ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ. | Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения. |
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 году, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля – единая экосистема,
Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы,
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально –поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально – положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствии поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной «Недели экологии», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей, в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии , традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы,
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального,
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планет Земля – наш большой дом,
- Солнце – источник жизни на Земле,
- неживое и живое в природе,
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),
- самоценность любого организма,
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,
- человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,
- различия съедобных и несъедобных грибов,
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,
- способы сохранения окружающей природы,
- что такое наблюдение и опыт,
- экология – наука об общем доме,
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),
- составлять экологические модели, трофические цепи,
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,
- заботиться о здоровом образе жизни,
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме,
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
- работа с гномоном, гербаризировать растения,
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.
Тематическое планирование |
|
| № п.п. | Темы занятий | Кол-во часов | Контроль за ЗУН | теория | практика | всего | 2 класс | 1 | Понятие “экология”. Понятие “исследование”. | 6 | - | 6 | дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”. | 2 | Методы исследовательской деятельности. | 3 | 3 | 6 | “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”. | 3 | Угроза исчезновения. | 3 | 2 | 5 | коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 4 | Роль неживой природы в жизни живого. | 7 | 3 | 10 | тренировочное занятие “Я – исследователь”. | 5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана. | 4 | 3 | 7 | участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 3 класс | 1 | Экологические связи в живой природе. | 6 | 4 | 10 | мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”. | 2 | Вода. Охрана воды. | 4 | 3 | 7 | семинар “Как подготовиться к защите”. | 3 | Почвы. Охрана почв. | 4 | 2 | 6 | конференция “В защиту экологического проекта”. | 4 | Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. | 3 | 1 | 4 | мозговой штурм “Способы охраны воздуха” | 5 | Способы охраны природы. | 4 | 3 | 7 | защита исследовательских работ и творческих проектов | 4 класс | 1 | Здоровье человека и окружающая среда. | 6 | 3 | 9 | тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | 2 | Влияние человека на окружающую среду. | на ос-нове защит исследова-тельских работ | 7 | защита исследовательских работ | 3 | Мини-курс “Я – юный исследователь”. | 6 | 4 | 10 | коллективная игра “Умею видеть проблемы”. | 4 | Природные катаклизмы. | 5 | 3 | 8 | защита исследовательских работ и творческих проектов | Содержание учебной программы №Темы занятия | Содержание | экология | исследовательская деятельность | 1 | Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. | Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? | 2 | Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 3 | Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 4 | Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Что такое парадоксы. Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования. | 5 | Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 1 | Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). | Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”. “Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”. | 2 | Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. | Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”. | 3 | Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. | “Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 4 | Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”. | Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 5 | Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.). | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | “Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 2 | Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. | 3 | На экологическом материале. | “Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра). | 4 | Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | Ключевые понятия: Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент. |
|
Литература:
Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 – М.: Аванта +, 1995
Божья коровка/ англ. Текст Джила Бейли – Волгоград: Кооператив «Книга», 1993
Большой атлас природы России – М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003
Брем А.Э. Жизнь животных: в 3 т.- М.: Терра, 1992
Букин А.П. В дружбе с природой – М. , 1991
Ганичкин А. Любимые домашние цветы – М.: Оникс, 2006
Дыбина О. Неизведанное рядом – М.: Сфера, 2001
Измайлов И.В. Биологические экскурсии – М., 1993
Кирсанова Т.А. Птичьи имена // Начальная школа- 2001 - № 1
Коробцова З. Лекарственная аптека// Крестьянская усадьба – М.: Панорама, 1991
Юный натуралист: журн. – 1998 - № 5
Новиков В.С. Школьный атлас – определитель – М., 1985
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель, - М., 2000
Стрижев А.Н. Календарь русской природы – М.: Колос, 1993
Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России – М.: Дрофа, 2006
Эллиотт Д. Детская энциклопедия – М.:Росмэн
Ядовитые животные и растения СССР / под ред. Б. Орлова и др. – М., 1990.