АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Кукольный театр на немецком языке»
(наименование)
_______________3 года________________
(срок реализации программы)
______________8-10 лет_______________
(возраст обучающихся)
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Несмотря на то, что во многих школах преобладает изучение английского языка, в настоящее время возрастает интерес к немецкому языку. Это обусловлено, прежде всего, тем, что культурные и экономические связи России и Германии продолжаются более 500 лет. Молодёжные форумы и встречи наших двух стран, возможности школьного обмена повышают популярность изучения немецкого языка.
Этому же может способствовать организация работы в школе кружка для учащихся младшего школьного возраста, которые только начали изучать немецкий язык. В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. К тому же, занятия в кружке кукольного театра помогают учащимся увидеть истинные возможности изучения иностранного языка и убедят их в том, что они изучают его «для жизни, а не для школы».
Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также акцентировать внимание каждого учащегося на его успехах в процессе обучения.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Цели и задачи программы
Основной целью организации работы кружка «Кукольный театр на немецком языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе немецкого языка и расширение языковой среды.
Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:
Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром кукольного театра, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка и театрального искусства.
Деятельностный характер кукольного театра соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе.
С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Кукольный театр на немецком языке» направлена на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки кукольных спектаклей на иностранном языке;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Пути, средства и методы достижения цели
Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать следующие пути и методы.
В центре процесса организации кукольного театра на немецком языке находится личность ученика, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Процесс следует организовать таким образом, чтобы он был направлен на формирование и развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Необходимо предоставить учащимся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено прежде всего на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.
Организация кружка «Кукольный театр на немецком языке» нацелена на развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащихся.
Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой; использование так называемой проектной методики. Необходимо обеспечить выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую.
Обучение немецкому языку и театральному искусству носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.
Процесс обучения строится поэтапно: от отработки отдельных речевых действий и выполнения этих действий с опорой на образец к действиям без опор, к так называемому свободному устному общению.
Принцип автономности обучения играет в современном образовании особую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталкиваются на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школьников самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, добывая необходимый для этого материал.
Организация кружка «Кукольный театр на немецком языке» направлена на формирование личности учащегося, создание у каждого учащегося системы моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, на повышение способности учащихся свободно и творчески мыслить, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
Представленная программа организации работы кружка «Кукольный театр на немецком языке» реализуется в течение трех лет: во 2, 3, 4 классах начальной школы, что соответствует изучению иностранного языка на начальном этапе в общеобразовательной школе.
Программа предусматривает работу кружка: 34 часа во 2, 3, 4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего на организацию кружка «Кукольный театр на немецком языке» в начальной школе отводится 102 часа.
Характеристика возрастной группы учащихся
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 8 - 10 лет в течение трех учебных лет.
Известно, что учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность еще находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче «подстраиваются» к иностранному языку, чем в более позднем возрасте.
Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе, а именно:
большая склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических барьеров в ситуациях, требующих речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения;
недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память;
быстрая утомляемость (поэтому важно переключать детей с одного вида деятельности на другой, использовать двигательную активность).
Занимаясь таким видом театральной деятельности как кукольный театр, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Необходимо не только научить их владеть куклой, как сценическим партнером, но и голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Кукольное театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки. А так же навыки работе в команде, коллективе.
Дети набираются в кружок свободно с учетом их желаний. Количество обучающихся может колебаться от 10 до 15 человек. Кукольный театр – искусство коллективное. Оно включает в себя деятельность различных специалистов: драматурга, режиссера, художника, композитора, осветителя и многих других. Все они работают над созданием спектакля как единого целого, таким образом, каждый из учащихся может иметь несколько поручений в кружке, например: быть одновременно артистом и рабочим сцены или бутафором.
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
вводное занятие
комбинированное учебное занятие,
занятие-презентация,
экскурсия, виртуальная экскурсия,
выставка,
творческая мастерская, мастер-класс,
игры, упражнения и этюды с куклами,
постановочные работы над спектаклем.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
| I год обучения |
1 | Зарождение театрального искусства. Кукольный театр. | 2 | 2 | | Урок-презентация, виртуальная экскурсия. |
2 | Знакомство с перчаточной куклой. | 3 | 1 | 2 | Презентация, зрительный ряд, игры с куклами. |
3 | Работа над спектаклем «В гостях у Кузи». | 6 | 1 | 5 | Чтение по ролям, монолог, полилог. |
4 | Изготовление кукол к спектаклю «В гостях у Кузи». | 6 | 2 | 4 | Творческая мастерская, мастер-классы |
5 | Слово, движение и создание куклы. | 5 | 1 | 4 | Упражнения с куклами |
6 | Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «В гостях у Кузи». | 6 | 1 | 5 | Этюды с куклами |
7 | Подготовка к выступлению. | 3 | 1 | 2 | Постановочные работы |
8 | Генеральная репетиция. | 2 | | 2 | Прогон спектакля |
9 | Показ спектакля «В гостях у Кузи» зрителю. | 1 | | 1 | Творческий отчет |
Итого: | 34 | 9 | 25 | |
| II год обучения |
1 | Появление кукольного театра в Европе. История театра кукол в Германии. | 2 | 2 | | Урок-презентация, виртуальная экскурсия. |
2 | Знакомство с тростевой куклой. | 3 | 1 | 2 | Презентация, зрительный ряд, игры с куклами. |
3 | Работа над спектаклем «Золушка». | 6 | 1 | 5 | Чтение по ролям, монолог, полилог. |
4 | Изготовление кукол к спектаклю «Золушка». | 6 | 2 | 4 | Творческая мастерская, мастер-классы |
5 | Слово, движение и создание куклы. | 5 | 1 | 4 | Упражнения с куклами |
6 | Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Золушка». | 6 | 1 | 5 | Этюды с куклами |
7 | Подготовка к выступлению. | 3 | 1 | 2 | Постановочные работы |
8 | Генеральная репетиция. | 2 | | 2 | Прогон спектакля |
9 | Показ спектакля «Золушка» зрителю. | 1 | | 1 | Творческий отчет |
Итого: | 34 | 9 | 25 | |
| III год обучения |
1 | История театра кукол в России. | 2 | 2 | | Урок-презентация, виртуальная экскурсия. |
2 | Знакомство с театром срединных кукол. | 3 | 1 | 2 | Презентация, зрительный ряд, игры с куклами. |
3 | Работа над спектаклем «Снежная королева». | 6 | 1 | 5 | Чтение по ролям, монолог, полилог. |
4 | Изготовление кукол к спектаклю «Снежная королева». | 6 | 2 | 4 | Творческая мастерская, мастер-классы |
5 | Слово, движение и создание куклы. | 5 | 1 | 4 | Упражнения с куклами |
6 | Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Снежная королева». | 6 | 1 | 5 | Этюды с куклами |
7 | Подготовка к выступлению. | 3 | 1 | 2 | Постановочные работы |
8 | Генеральная репетиция. | 2 | | 2 | Прогон спектакля |
9 | Показ спектакля «Снежная королева» зрителю. | 1 | | 1 | Творческий отчет |
Итого: | 34 | 9 | 25 | |
Содержание обучения
2 класс |
Тема 1. Зарождение театрального искусства. Кукольный театр. Возникновение театра как вида искусства. Искусство театра кукол. Виды кукол и их возможности (2 часа). |
Тема 2. Знакомство с перчаточной куклой. Анатомия театральной куклы. Элементы сценического мастерства. Знакомство кружковцев с основными технологическими процессами (изготовление кукол и оформление кукольного спектакля путем бесед и показа готовых кукол или рисунков и чертежей). (3 часа). |
Тема 3. Работа над спектаклем «В гостях у Кузи». Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей (6 часов). |
Тема 4. Изготовление кукол к спектаклю «В гостях у Кузи». Изготовление головы. Изготовление папье-маше. Раскрой и шитье рубашки (основы) Изготовление ног и рук для куклы(6 часов). |
Тема 5. Слово, движение и создание куклы. Репетиция на ширме с куклой, движения говорящей куклы, работа над текстом, упражнения с реквизитом. Техника речи (упражнения для четкого произношения) (5 часов). |
Тема 6. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «В гостях у Кузи». Работа с куклой (движения, текст). Изготовление рисованных декораций: грунтовка холста, нанесение трафарета, монтировка мягких декораций (драпировка тканью задника и т. д.). Изготовление реквизита (6 часов). |
Тема 7. Подготовка к выступлению. Прогон всего спектакля. Разбор и устранение ошибок спектакле. Отработка отдельных картин и ролей. Движение кукол, игра с реквизитом. Окончание работ по материальной части спектакля (кукол, реквизита, декораций, ширм). (3 часа). |
Тема 8. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа). |
Тема 9. Показ спектакля «В гостях у Кузи» зрителю. Итоги работы кружка. Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час). |
3 класс |
Тема 1. Появление кукольного театра в Европе. История театра кукол в Германии. История появления кукольного театра в Европе. Путешествие куклы Пульчинелла в Германию. Гансвурст и Касперле (2 часа). |
Тема 2. Знакомство с тростевой куклой. Анатомия театральной куклы. Элементы сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, уровень, походка, бег, наклоны, приседание, работа с предметами (реквизитом). Общение с партнером в ситуации «Знакомство» (3 часа). |
Тема 3. Работа над спектаклем «Золушка». Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей (6 часов). |
Тема 4. Изготовление кукол к спектаклю «Золушка». Изготовление кукол, работа с головками (левкас, патронки). Подготовка: парички, глаза, нос, рот. Изготовление реквизита к спектаклю (6 часов). |
Тема 5. Слово, движение и создание куклы. Мизансценирование отдельных картин. Этюды на материал спектакля. Работа по созданию кукол: грим куклы (расписывается по эскизу красками). Пошив костюма, Изготовление рук и ног. Изготовление плоских, рисованных декораций для спектакля (5 часов). |
Тема 6. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Золушка». Музыкальные занятия. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Изготовление рисованных декораций: грунтовка холста, нанесение трафарета, монтировка мягких декораций. Изготовление реквизита (6 часов). |
Тема 7. Подготовка к выступлению. Воспитание дисциплины в кружке в период показа спектакля — четкое понимание исполняемых ролей и навыки кукловождения. Распределение обязанностей: подготовка кукол к спектаклю, поднятие и опускание занавеса, освещение, место каждого кружковца, участвующего в спектакле (3 часа). |
Тема 8. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа). |
Тема 9. Показ спектакля «Золушка» зрителю. Итоги работы кружка. Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час). |
4 класс |
Тема 1. История кукольного театра России. Сведения из истории возникновения кукольного театра в России. Кукла Петрушка. Государственный центральный театр кукол им.С.В.Образцова (2 часа). |
Тема 2. Знакомство с театром срединных кукол. Элементы сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, уровень, походка, бег, наклоны, приседание, работа с предметами (реквизитом) (3 часа). |
Тема 3. Работа над спектаклем «Снежная королева». Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей (6 часов). |
Тема 4. Изготовление кукол к спектаклю «Снежная королева». Изготовление кукол. Общая работа руководителя над спектаклем (постановочная) и индивидуальная с каждым исполнителем (развитие навыков и умения водить куклу). Рисунок роли. Действие кукольного персонажа в предлагаемых обстоятельствах (6 часов). |
Тема 5. Слово, движение и создание куклы. Слово, движение и создание куклы. Репетиция на ширме с куклой, движения говорящей куклы, работа над текстом, упражнения с реквизитом. Мизансценирование отдельных картин. Техника речи (упражнения для четкого произношения) (5 часов). |
Тема 6. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Снежная королева». Максимум внимания к кукле и ее сценической жизни. Работа с куклой (движения, текст). Музыкальные занятия. Этюды на материале спектакля. Отработка мизансцен. Изготовление реквизита (6 часов). |
Тема 7. Подготовка к выступлению. Прогон всего спектакля. Разбор и устранение ошибок спектакле. Отработка отдельных картин и ролей. Движение кукол, игра с реквизитом. Окончание работ по материальной части спектакля (кукол, реквизита, декораций, ширм) (3 часа). |
Тема 8. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Общие замечания об оформлении (2 часа). |
Тема 9. Показ спектакля «Снежная королева» зрителю. Итоги работы кружка. Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час). |
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты: к концу обучения в кружке учащиеся знают, что такое кукольный театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из истории развития кукольного театра России и Германии.
Умеют самостоятельно изготовить перчаточную куклу, владеют навыками работы с разными видами кукол.
Имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.
В области немецкого языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах программных тем, повышается уровень практического владения немецким языком, улучшается.
Метапредметными результатами являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Формы и виды контроля
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам с куклами на материале пьесы.
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения немецкого языка.
Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце каждого года.
Методические рекомендации.
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
… Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Исиде. Древнегреческие актеры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слезы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа.
Давайте вспомним, что у каждого из нас в раннем детстве наверняка был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, декораций, специально изготовленных кукол, осветителей, аппаратуры. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет под рукой солдатиков, вместо них действуют спички под командование толстого генерала Коробки. В быстрых веселых ручейках, соревнуясь, плавают коробочки, простейшие бумажные лодочки, но теперь это уже быстроходные шхуны, фрегаты, каравеллы…
С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом – это его истоки.
На первом этапе следует определиться, каким из видов кукольного театра вам хотелось бы заниматься.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
В представленной программе использованы два вида театра кукол: театр верховых кукол (2 и 3 класс), а так же театр срединных кукол(4 класс). Выбор этих видов обусловлен, прежде всего, тем, что проще учащиеся овладевают навыками работы с перчаточной куклой, затем с тростевой. На последнем году обучения в кружке использован срединный театр, как наиболее доступный для работе в школе.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019 | 1 |
| Лыкова, Бартковский: Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-методическое пособие Издательство: ИД Цветной мир, 2014 г. | 1 |
| Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 2-4 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни, 2016. | 1 |
| Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного образования детей и его роль в их успешном профессиональном самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2013. | 1 |
| Музыкальный театр. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2016. | 1 |
| Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005. | 1 |
| Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2010. | 1 |
| Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. М.: Просвещение, 1998. | 1 |
| Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2008. | 1 |
| Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2004. | 1 |
| Тураева Э.Я. Сборник инсценировок (пособие для кружков немецкого языка), М.: 1996 | 3 |
Печатные пособия |
| Карты: Европы, Германии и России. | 1 компл. |
| Набор плакатов Каспер-театр круглый год – Штутгард: издательство «Эрнст Клетт», 2018 | 1 компл. |
Технические средства обучения |
| Роутер | 1 |
| Акустическая система | 1 |
| Компьютер | 1 |
| Проектор | 1 |
| Экран | 1 |
Мультимедийные средства обучения |
| Видео- аудиотехника и программное обеспечение | Комплект |
Игры и игрушки |
| Куклы театральные | Комплект |
| Декорации | Комплект |
| Предметы бутафории | Комплект |
Оборудование класса |
| Стенд для размещения творческих работ учащихся | 1 |
| Стол учительский с тумбой | 1 |
| Ученические столы 2-местные с комплектом стульев | Комплект |
| Ширма театральная, оборудование сцены (занавес, задник, кулисы, падуги, грядки и т.п.) | Комплект |
| Набор инструментов и материалов для изготовления кукол. | Комплект |