СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Эколэпбук" имеет естественнонаучную направленность, ориентирована на создание условий для целенаправленного формирования экологических представлений у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»




«рассмотрено»

Председатель ПЦК медико-биологических дисциплин, естествознания и физического воспитания КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»

_______О.В.Лисицына

«___» _______20___ г.


«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по ВР

КГПОБУ «Камчатский

педагогический колледж»

___________Т.Ф.Грудиева

«___» _______20_____ г.


«Утверждаю»

Директор

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»

_______А.Ю. Подгорная

«___» ________20____г.










Рабочая ПРОГРАММа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Эколэпбук»




Программа разработана

Дугаржаповой Ц.С

преподавателем

медико-биологических дисциплин














2022-2023г.

СОДЕРЖАНИЕ




1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей

программы……………………………………………………………………

1.1 Пояснительная записка……………………………..………………...

1.2 Цель и задачи программы………………………………………………

1.3 Планируемые результаты……………………………….………………

2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….

2.1 Структура и содержание программы…………………………………

2.2 Тематический план и содержание учебного предмета

2.3 Условия реализации программы………………….………………………

2.4 Формы аттестации…………………………………………………………

2.5 Оценочные материалы…………………………………………………….

2.5 Методические материалы…………………………………………………

2.6 Список литературы………………………………………………………

Приложение ………………………………………..…………………………


















  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы


    1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколэпбук», предназначена для оказания образовательных услуг в условиях КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж». Уровень программы базовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа разработана в соответствии со следующими документами:

-Конституции Российской Федерации

-Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

-Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);

-распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах -Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.10.2014г. № 1353 (ред. от 25 марта 2015г.)

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.10.2014г. № 1351 (ред. от 25 марта 2015г.)

-Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1355

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413

-Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н, (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г.)

-Постановление Правительства Камчатского края №332-П от 27.10.2010 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года» (с изменениями на 31.03.2021)

-Постановление Правительства Камчатского края №532-П от 29.11.2013 О государственной программе Камчатского края "Развитие образования в Камчатском крае" (с изменениями на 23.08.2021 года)

-Концепции развития воспитания в системе образования Камчатского края и Концепции оценки качества системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях Камчатского края, утвержденной приказом № 191 Министерства образования Камчатского края от 15.03.2021 года

- локальные нормативные акты КГПОБУ "Камчатский педагогический колледж".


Дополнительность данной программы «Эколэпбук» заключается в том, что полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития обучающегося и применения в своей профессиональной деятельности. Программа способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Представление познавательного материала и способы передачи опыта через создание эколэпбука, предполагают интенсивную коммуникацию педагога и обучающихся, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения.


Актуальность программы.

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Основная  причина этого - тотальная экологическая безответственность общества.

Следовательно, в складывающихся обстоятельствах система образования должна взять на себя ответственность за решение важнейшей задачи экологического образования, которое необходимо начинать осуществлять в дошкольном и начальном общем образовании - в первом звене системы непрерывного образования РФ. Но, как показывает реальное состояние дел, в практике дошкольного и школьного образования   не всегда используются современные средства экологического образования, например, такие как создание и использование лэпбука. Это объясняется,   недостаточной методической разработанностью создания и применения  лэпбуков в экологическом образовании детей младшего возраста, что не всегда позволяет педагогам целенаправленно и всесторонне осуществлять этот процесс. И деятельность студенческого экологического кружка ориентирует потенциал студента-будущего педагога на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, обеспечение условий для самообразования.


    1. Цель программы: формирование экологической культуры студентов в рамках внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.

  2. Разнообразить форм работы со студентами с привлечением их к исследовательской и проектной деятельности.

  3. Организовать практическую деятельность студентов по разработке и созданию эколэпбуков.

  4. Обобщить и транслировать опыт работы в экологическом кружке


    1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,

бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии.








    1. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты освоения учебного предмета представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



    1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

- сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; анализировать и прогнозировать экологическое состояние окружающей среды Камчатского края;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; эколого-географическую характеристику родного края; использование природных ресурсов

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

−сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Организация занятий по программе

«Эколэпбук» это образовательная программа для обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа. Всего 111 часов. Часы, отведенные по каждому содержанию на практические занятия предусматривают работу по формированию страничек эколэпбука, будущего комплекта эколэпбука.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


Вид учебной деятельности

Объем часов


Всего

Максимальная учебная нагрузка (всего)

118ч

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе:

81

теоретические занятия

53

практические занятия

28

самостоятельная работа студента

37











2. Тематический план и содержание учебного предмета


Наименование разделов и тем программы

Тема занятия, содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

Кол-во часов

Содержание основных видов деятельности


Введение

Экология как научный предмет. Роль кружка в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей.. Значение экологии своего региона в освоении профессий среднего профессионального образования. Вводные сведения о терминах и понятиях.

2

Определение роли экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе

Раздел 1. Природные особенности родного края

Тема 1. 1.

Эколого-географическая характеристика родного края

Природно-географические особенности Камчатского края . Географическое положение области, её крайние точки, площадь, протяженность границ.

2

Ознакомление с эколого-географическими особенностями родного края. Формирование умения самостоятельно определять природные и экологические особенности малой родины.

Самостоятельная работа студентов

Подготовка мини-эссе «Природные особенности моей малой родины»

2

Тема 1.2. Природные особенности окружающей среды родного края


Природные условия окружающей среды родного края. Формирование климата и природных условий. Природные комплексы родного края. Сложность и многообразие геологического строения, полезных ископаемых, рельефа. Природные ресурсы как результат совместного влияния геологического строения, географического положения и особенностей территории.

2

Формирование умения проводить сравнение природных условий окружающей среды. Получение представления о природных комплексах родного края.


Самостоятельная работа студентов

Подготовка к практической работе

1

Практическая работа № 1.

Ознакомление с природными зонами Камчатского края. Определение по карте географического положения Камчатского края. координат крайних точек, протяженности, заполнение контурной карты.

2

Самостоятельная работа студентов

Определение по карте географического положения Камчатского края координат крайних точек, протяженности, заполнение контурной карты. 

1

Тема 1.3. Природные ресурсы Камчатского края

Рациональное использование природных ресурсов родного края. Минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. Поверхностные воды, подземные воды, их освоение и использование. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Засухи, суховеи, эрозия почв и борьба с ними в Камчатском крае.

2

Получение представления о видах природных ресурсов, пространственном размещении природных ресурсов Камчатки, их использовании. Формирование представлений о рациональном природопользовании в регионе.

Самостоятельная работа студентов

Раскрыть классификацию природных ресурсов (с позиций их исчерпаемости, использования и заменимости)

2

Природные ресурсы Камчатского края. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Животный и растительный мир Камчатки. Негативные воздействия на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе. Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу региона

2

Практическая работа №2

Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Определение роли в экономике региона отраслей ресурсопользования, работающих на основе местных природных ресурсов.

2

Самостоятельная работа студентов:

Написание реферата с созданием мультимедийной презентации по теме «Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости».

2

Практическая работа №3

Составление картосхемы. Определение природных условий и ресурсов родного края.

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка сообщения по теме «Проблемы освоения и комплексного использования природно-ресурсного потенциала родного края»

2

Раздел 2. Экологическое состояние окружающей среды родного края

Тема 2.1.

Окружающая среда и здоровье человека.

Окружающая среда и здоровье человека. Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и здоровье человека. Влияние звуков на человека. Физические факторы среды и самочувствие человека. Источники загрязняющих веществ, наиболее опасные для

Человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

2

Овладение знаниями об основных источниках техногенного воздействия на атмосферу; экологических требованиях к уровню шума, вибрации. Формирование умения самостоятельно определять степень воздействия загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха; умения отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия родного края как основе устойчивости окружающей среды и прогрессивного ее развития; умения формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.

Самостоятельная работа студентов:

Творческое домашнее задание. Ответить на вопросы письменно. Вы пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз. Вы оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз. Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.

2

Тема 2.2. Загрязнения и загрязнители воздуха


Основные направления прикладной экологии. Понятие «загрязнение среды». Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. "Экологические ловушки". Методы прикладной экологии. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

2

Самостоятельная работа студентов

Подготовить сообщение «Гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения»


2

Экологическое состояние атмосферы. Взаимодействие человека с природой, её охрана. Природно-территориальные комплексы. Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических (природных) и техногенных факторов на здоровье населения

2

Самостоятельная работа студентов

Разработать учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и т.п

1

Практическая работа №4

Определение шумового и электромагнитного загрязнения, загрязнения выбросами автотранспорта, отходами производства и потребления.

2

Тема 2.3.

Охрана атмосферы


Охрана атмосферного воздуха в городской и сельской местности. Загрязнение атмосферы. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны атмосферного воздуха. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Экономические механизмы снижения выбросов парниковых газов.

2

Формирование умения самостоятельно находить и отбирать нужную информацию по нормативному обеспечению деятельности в области охраны атмосферного воздуха

Самостоятельная работа студентов:

Работа с техническими справочниками.

Работа с нормативными документами.

1

Тема 2.4. Экологическое состояние объектов гидросферы Камчатского края


Экологическое состояние водоёмов Камчатского края. Водные экосистемы родного края: реки, озера, подземные воды, болота. Состояние и загрязнение Тихого океана. Источники загрязнения. Пути решения экологических проблем Тихого океана

2

Ознакомление с информацией о водных объектах родного края. Развитие умения правильно определять экологическое состояние водоёмов родного края, в том числе Тихого океана, выявлять источники их загрязнения.

Практическая работа №5

Определение механизма образования кислотных дождей. Определение источников загрязнения водных экосистем родного края. Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.

2

Самостоятельная работа студентов: Написание эссе и творческих работ по теме «Выявление и описание экологического состояния водных объектов своей малой родины» (реферат или мини-эссе).

2

Тема 2.5.

Охрана водных экосистем родного края


Природоохранная деятельность водоёмов родного края. Нормирование качества водных экосистем, их охрана. Рациональное использование водных ресурсов.

2

Формирование умения характеризовать качество водных экосистем, умения самостоятельно находить и отбирать нужную информацию по нормативному обеспечению деятельности в области охраны водных экосистем родного края.

Практическая работа №6

Определение качества воды. Анализ и описание основных видов загрязнения воды в близлежаших территориях.

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка творческих работ по теме «Уникальные водные экосистемы родного края, их характеристика» (составление доклада или презентации).

2

Тема 2.6. Экологическое состояние почв


Изменение ландшафта местности. Типы почв, структура земельных угодий, их характеристика. Использование почвенного покрова в регионе. Классификация загрязнителей почв. Пути попадания загрязнений в почву. Деградация земель. Рациональное использование земельных ресурсов родного края. Экологические аспекты состояния земель Камчатского края.

2


Получение представления о типах почв родного края, их использовании, причинах загрязнения почвы и деградации земель в районах Камчатского края.

Развитие умения правильно формировать доказательства антропогенного воздействия на почвы.

Практическая работа № 7

Определение механического состава почв. Определение особенностей загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

2

Самостоятельная работа студентов:

Составление терминологических тестов.

2

Презентация по разделу «Экологическое состояние окружающей среды родного края».

2

Тема 2.7.

Экологическое состояние поверхностных и площадных объектов Камчатского края

Экологическое состояние поверхностных и площадных объектов Камчатского края. Экологический паспорт территории Камчатки. Экологические требования к организации строительства зданий и дорог, телекоммуникаций в городе и крае. Материалы, используемые в строительстве. Их экологическая безопасность.

2

Знание экологических требований к организации строительства зданий, автомобильных дорог, телекоммуникаций в условиях города и сельской местности.

Самостоятельная работа студентов

Знакомство со схемой территориального планирования Камчатского края

2

РАЗДЕЛ 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Тема 3.1

Антропогенное воздействие на биосферу

Человек и биосфера. Рост населения и развитие цивилизации. Природные и антропогенные загрязнения. ПДС и ПДК. Саморегуляция биосферы. Экологический принцип пределов. Предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий. Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС). Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка.

2

Ознакомление с использование недр. Умение определять механического состава почв, оценивать состояние и степень воздействия человека на состояние окружающей среды.

Ознакомление с видовым разнообразием растительности и животного мира родного края. Умение выявлять изменение флоры и фауны под влияние антропогенного фактора.

Использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для

оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к

окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Тема 3.2. Антропогенное воздействие на недра

Проблема антропогенного воздействия на недра и его виды. Охрана недр. Использование и изменение недр в результате хозяйственной деятельности. Влияние захоронения отходов. Запрещающие факторы. Проблема загрязнения подземных вод. Классы опасности химических загрязнений. Решение экологических проблем.

2

Самостоятельная работа студентов

Сообщение на тему «Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации»

2

Тема 3.3.

Флора и

фауна Камчатки




Антропогенное влияние на сообщества растений родного края. Фауна и животный мир Камчатки. Видовое разнообразие растительности. Изменение форм растительности под влияние антропогенного фактора. Природохозяйственные зоны края. Видовое разнообразие животных. Изменение форм жизни под влияние антропогенного фактора.

2

Самостоятельная работа студентов

Составить сообщение на тему «Флора и фауна Камчатки: типичные представители, их роль в природе и жизни человека»

2

Практическая работа №8

Характеристика наиболее распространенных представителей животного и растительного мира Камчатки. Государственные природные заповедники и заказники Камчатского края и их характеристика.

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка презентации «Редкие и исчезающие виды животных Камчатки» либо подготовка сообщения «Редкие и исчезающие виды растений родного края»

2

Тема 3.4.

Охрана природы Камчатского края


Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Природоохранные мероприятия.

2

Ознакомление с природоохранными мероприятиями в Камчатском крае. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Умение выявлять причины вымирания видов.

Самостоятельная работа студентов

Подготовка к практической работе

2

Практическая работа № 9

Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Камчатском крае с целью

охраны природы

2


Красная книга Камчатки. Об утверждении порядка ведения Красной книги Камчатки и перечней редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Камчатки.

2


Самостоятельная работа студентов

Используя дополнительные источники информации,

приведите примеры реликтовых и эндемичных видов

растений и животных, характерных для Камчатского края.

2

Практическая работа № 10

Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Камчатском крае с целью охраны природы. Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических (природных) и техногенных факторов на здоровье населения.

2

Самостоятельная работа студентов

Подготовка сообщения «Охраняемые территории родного края».

2

Заповедные места и памятники природы родного края. Государственные природные заповедники и заказники Камчатского края и их характеристика. Основные категории особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории федерального значения. Перечень особо охраняемых природных территорий Камчатского края (по данным Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края).

2

РАЗДЕЛ 4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Тема 4.1.

Основы экологического законодательства

Экологические права граждан. Экологическое право. Источники экологического права. Основные органы экологического контроля окружающей среды. Экологическая экспертиза и паспортизация. Мониторинг окружающей среды.

Виды ответственности за экологические правонарушения. Экологическое лицензирование.








2

Анализ и определение основных прав и обязанностей граждан в области использования природных ресурсов и охраны природы. Получение представления об органах экологического контроля окружающей среды. Оценивание экологических правонарушений. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Самостоятельная работа студентов

Пользуясь поисковыми системами Интернета, дополнительной литературой, найдите информацию по теме «Экологические правонарушения»

1


Практическая работа № 11

Определение экологических правонарушений. Решение экологических задач.

2


Государственные экологические стандарты. Структура системы стандартов в области охраны природы (ССОП). Нормативы качества (санитарно-гигиенические; нормирование содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды. Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные; степень трансформации окружающей

среды в результате ее загрязнения)

2

Практическая работа № 12

Оценка влияния состояния окружающей среды на уровень жизни населения региона согласно показателям социо-эколого-экономического состояния

2

Тема 4.2.

Государственное регулирование

охраны окружающей среды и

природопользования в Камчатском крае.

Государственные органы охраны окружающей среды РФ и Камчатского края. Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России.

2

Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению окружающей среды и социально-ответственному

поведению в ней; к адаптации к условиям проживания на определенной территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

Практическая работа №13

Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность.

2

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районов.

2

Тема 4.3. Государственные

экологические

программы.


Пути решения экологических проблем. Привлечение внимания общественности через службы массовой информации, озвучивание основных экологических проблем в Камчатском крае.

2

Практическая работа №14

Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в крае с целью охраны природы.


2

Тема 4.4.

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды.

Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание. Роль общественных организаций в системе экологического контроля .

2

Самостоятельная работа студентов

оформление учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и т.п

2


Отбор лучшего содержания из самостоятельных работ студентов для создания эколэпбука




Всего


118ч




Методы и формы обучения:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность обучающихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу обучающихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы учебных занятий:

- интерактивные лекции с последующими дискуссиями по принципу «от простого к сложному» с учетом уже имеющихся базовых школьных знаний;

- практикумы (практическая часть программы предусматривает как групповую форму работы, так и самостоятельную по индивидуальным заданиям);

- самостоятельная работа обучающихся, подготовка докладов, сообщений, подбор литературы и работа с ней;

- экскурсии;

- формы контроля в виде ролевых игр, викторин, КВН, тестов, защиты проектов.

Диагностика освоения программы

Проводится три вида диагностических исследований:

- входящая диагностика (осуществляется при наборе групп, проводится в виде тестовых заданий, анкетирования, беседы);

- текущая диагностика (осуществляется при помощи контроля на каждом занятии, после каждой темы программы) по результатам контроля для обучающихся определяется индивидуальный темп и уровень сложности заданий;

- итоговая диагностика (проводится по вопросам изученных тем, в виде научно-практических конференций по защите исследовательских работ).

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие членов кружка в олимпиадах по химии, биологии, экологии;

- участие членов кружка в областных конкурсах по химии, биологии, экологии.

- выступление на научно-исследовательской конференции

Прогнозируемые результаты:

- качественное повышение уровня знаний;

-активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности;

- привлечение обучающихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук;

- повышение социальной активности обучающихся;

- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях и олимпиада

- издание сборника выполненных работ в виде эколэпбука.

Результатом деятельности экологического кружка «Эколэпбук» является издание сборника совместно выполненных детско-взрослых экологических работ в виде лэпбука. Я считаю, что все вышеперечисленные образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, способствуют формированию основных компетентностей студентов , их адаптации обучения в колледже, участию в мероприятиях разных уровней. Результативность деятельности экологического кружка представлена в таблицах(Приложение)







5. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета.

Оснащение кабинета:

Оборудование

Средства обучения

Программное обеспечение


  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • аудиовизуальные средства (схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций),

  • комплект таблиц "Экология",

Операционная система Microsoft Windows 7 Pro

Microsoft Office Профессиональный плюс 2007

Антивирусная программа Dr.Web Security Space


5.2. Информационное обеспечение обучения

5.2.1. Основные источники:

  1. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.

  2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. — М., 2018.

  3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017.

5.2.2. Дополнительные источники:

1.Алискеров А.А. Системный подход к изучению и сохранению биоразнообразия Камчатки // Аргументы и факты. - 2012. - № 46 (авугст). - Прил.: АиФ-Камчатка. - 60 с.

2. Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека / Т. И. Алексеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 432 с.

3. Белая Г.А. Экология доминантов камчатского крупнотравья (водный режим). М.: Наука, 2012. - 455 с.

4. Большая Российская энциклопедия / Гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Академия, 2012. - 600 с.

5. Быкасов В.Е. Проблемы охраны и рационального использования природы Камчатки // Изв. Рус. геогр. о-ва. 2012. Т.124; выпуск 16. - 500 с.

6. Доклад «Камчатского регионального правозащитного центра». - Петропавловский исследовательский институт, 2012. - 200 с.

7. Лобков Е.Г. Основные сведения о фауне и животном населении (заповедников) // Лобков Е.Г. Камчатка. Объекты Всемирного Природного наследия. М.: Академия, 2012. - 355 с.

8. Новая Российская энциклопедия / Гл. ред. А. Д. Некипелов. М.: Энциклопедия, 2012. - 650 с.

9. Регионы России: основные характеристики субъектов РФ. Сборник докладов и исследовательских работ. М.: Гардарики, 2013. - 400 с.

10. Сметанин А.Н. Примечательные растения из природной флоры Камчатки / А. Н. Сметанин, В. Ф. Богоявленский. - Петропавловск-Камчатский. М.: Новая книга, 2012. - 360 с.

11. Эколого-экономические проблемы рационального природопользования Камчатки: сб. ст./Отв. ред. А.С. Латкин. М.: Просвещение, 2012. - 485 с.


5.2.3. Электронные издания (электронные ресурсы):

  1. Научные новости биологии и экологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.bio.nature.ru.

  2. ЭБС ZNANIUM.COM - www.znanium.com

  3. ЭБС «Библиокомплектатор» - ЭБС «IPRbooks». - http://bibliocomplectator.ru

  4. ЭБС ЮРАЙT - www.biblio-online.ru

  5. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки - diss.rsl.ru
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!