СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочного курса "Программа внеурочного курса "Химия в задачах"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного курса "Программа внеурочного курса "Химия в задачах"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Симферополя

____________________ Ю.А. Левчук


УТВЕРЖДЕНО

приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Симферополя

от _________________ № _______









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ»

ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД





Учитель: Брезгулевская О.В.








РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей естественно-математического цикла

(протокол от _______________ № _______)












г. Симферополь, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и упражнениях» для 10-11 классов составлена с учетом рабочей Программы воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Симферополя и реализуется на основании следующих документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);

- программ среднего общего образования по химии и программы по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, М.: Дрофа, 2018.

Выбор тем, изучаемых в рамках данного элективного курса, связан с ведущими разделами школьного курса химии, представленными в контрольно-измерительных материалах для проведения ГИА. Содержащиеся в курсе расчетные задачи различного уровня сложности (базового, повышенного и высокого) не выделены в отдельный раздел, а включены в соответствующие темы.

Программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и упражнениях» составлена из расчёта 1 час в неделю (68 часов за два года обучения).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Личностные результаты

- воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма, позитивного отношения к труду, целеустремленности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

- формирования творческого отношения к проблемам;

- формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения;

- воспитание готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной или профессиональной траектории;

- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

- формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

- развитие собственного целостного мировоззрения, потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- понимание смысла и необходимости соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и т.д.;

- формирование позитивной динамики личностного развития.

2. Метапредметные результаты

    1. Регулятивные

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения целей;

- планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- работа по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;

- умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

2.2 Познавательные

- умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- использование различных источников для получения химической информации;

- развитие готовности к решению творческих задач, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.).

2.3 Коммуникативные

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

3. Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


10 класс

Тема 1 «Основы теоретической химии» (6 часов)

Входной мониторинг (введение).

Электронное строение атома. Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в зависимости от их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Химическая связь. Кристаллическая решетка.

Решение задач по уравнениям химических реакций (массовая доля элемента в веществе, массовая доля вещества в растворе, на смешение/разбавление растворов, с участием газов)

Расстановка коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса (решение заданий простого и высокого уровня сложности).

Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена

Гидролиз.

Расчёты с использованием комплексных соединений.

Демонстрации 1. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. 2. Гидролиз солей.


Тема 2 «Органическая химия» (28 часов)

Строение органических соединений. Типы связей в молекулах органических соединений. Гибридизация атомных орбиталей. Изомерия органических соединений. Гомологи. Номенклатура органических соединений. Электронные эффекты в молекулах органических соединений. Классификация органических соединений.

Классификация органических реакций. Решение заданий (Алканы, Циклоалканы, Алкены, Алкадиены, Ароматические углеводороды). Решение расчётных задач по теме «Углеводороды». Решение заданий по теме «Галогенпроизводные углеводородов». Окислительно-восстановительные реакции различных классов углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов алканов, циклоалканов, алкенов и алкадиенов.

Знакомство с различными типами задач на вывод формулы органического соединения (решение задач на вывод формулы углеводорода, формулы галогенпроизводных углеводородов и формулы ароматических углеводородов). Генетическая связь различных классов углеводородов. Решение задач на установление взаимосвязи различных классов органических соединений.

Кислородсодержащие органические соединения. Решение заданий по теме: «Одноатомные спирты», «Многоатомные спирты», «Фенолы», «Карбонильные соединения», «Карбоновые кислоты» и «Производные карбоновых кислот». Решение задач на установление взаимосвязи различных классов кислородсодержащих соединений. Решение задач на установление взаимосвязи различных классов кислородсодержащих соединений с углеводородами различных гомологических рядов.

Азотсодержащие органические соединения. Решение заданий по теме: «Нитросоединения», «Алифатические амины» и «Ароматические амины». Решение задач на установление взаимосвязи различных классов органических соединений.

Качественные реакции органических соединений.

Решение заданий по теме «Гетероциклические соединения» «Углеводы» «Жиры и масла» «Аминокислоты и белки».

Решение заданий по органической химии в формате 1 части ЕГЭ.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений (задания в формате 2 части ЕГЭ).

Итоговый контроль знаний.

Демонстрации 3. Бромирование гексана на свету. 4. Горение метана, этилена, ацетилена. 5. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. 6. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция.


11 класс

Тема 1 «Основы теоретической химии. Неорганическая химия» (9 часов)

Входной мониторинг.

Основные законы химии. Решение заданий на степень окисления и валентность.

Химические свойства основных классов неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли. Решение заданий на классификацию и номенклатуру неорганических веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Способы выражения концентрации в растворах. Задачи с использованием понятий «массовая доля», «объёмная доля».

Расчёты по уравнениям реакций (задачи на избыток-недостаток, задачи на примеси, задачи на выход продукта реакции). Решение комплексных задач.

Демонстрации 7. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.


Тема 2 «Химия элементов» (25 часов)

Хром и марганец в окислительно-восстановительных реакциях.

Решение заданий по теме «Железо и его соединения». Решение задач на смеси и сплавы. Решение задач на «пластинку». Реакции с участием переходных металлов, подтверждающие взаимосвязь неорганических соединений (в формате 2 части ЕГЭ).

Решение заданий по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы». Реакции с участием щелочных и щелочноземельных металлов, подтверждающие взаимосвязь неорганических соединений (в формате 2 части ЕГЭ).

Свойства амфотерных металлов и их соединений. Реакции с участием амфотерных металлов, подтверждающие взаимосвязь неорганических соединений (в формате 2 части ЕГЭ).

Решение задач на кристаллогидраты.

Решение задач на атомистику.

Решение задач на неполное разложение.

Свойства галогенов и их водородных соединений. Свойства кислородных соединений галогенов.

Свойства серы и её производных. Серная кислота и её свойства.

Свойства азота, аммиака и солей аммония. Свойства оксидов азота. Азотсодержащие кислоты и их свойства.

Фосфор и его соединения

Углерод и его соединения.

Кремний и его соединения.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений (в формате 2 части ЕГЭ).

Классификация химических реакций. Решение заданий на классификацию химических реакций.

Тепловой эффект химических реакций. Решение задач на тепловой эффект химических реакций.

Скорость химических реакций. Решение заданий на скорость химических реакций

Химическое равновесие. Решение заданий на смещение химического равновесия.

Электролиз. Решение заданий на электролиз.

Разбор демоверсии ЕГЭ. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Итоговый контроль знаний в формате ЕГЭ.

Демонстрации 8. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. 9. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ и температуры на примере взаимодействия растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(с учетом рабочей Программы воспитания)

10 класс

Наименование темы

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Количество контрольных

работ

1.

Основы теоретической химии

День знаний

Международный день распространения грамотности

Международный день мира

День учителя

6

-

2.

Органическая химия

Всероссийский день чтения

Всемирный день здорового питания

День воинской славы России: День народного единства

Всемирный день науки за мир и развитие

Всемирный день информации

Всемирный день борьбы со СПИДом

День Конституции Российской Федерации

День защитников отечества

Всемирный день ГО

Международный женский день

День воссоединения Крыма с Россией

Всемирный день Земли

Всемирный день защиты лесов

День воды

Час Земли

Всемирный день здоровья

День экологических знаний

День Победы

День химической безопасности

День экологического образования

Международный день семьи

28

-

Итого

34

-


9 класс

Наименование темы

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Количество контрольных

работ

1.

Основы теоретической химии. Неорганическая химия

День знаний

Международный день распространения грамотности

Международный день мира

Всероссийский день чтения

День учителя

Всемирный день здорового питания

День воинской славы России: День народного единства

9

-

2.

Химия элементов

Всемирный день науки за мир и развитие

Всемирный день информации

Всемирный день борьбы со СПИДом

День Конституции Российской Федерации

День защитников отечества

Всемирный день ГО

Международный женский день

День воссоединения Крыма с Россией

Всемирный день Земли

Всемирный день защиты лесов

День воды

Час Земли

Всемирный день здоровья

День экологических знаний

День Победы

День химической безопасности

День экологического образования

Международный день семьи

25

-

Итого

34

-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!