Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
ПРОГРАММА
«УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ФИНАСАМИ»
Программа рассчитана для обучающихся 11 класса
Автор программы: учитель обществознания
Петрова Наталия Владимировна.
Программа реализуется в МБОУ «СОШ» города Котовска Тамбовской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа на уровне среднего общего образования для обучения учащихся 11 классов МБОУ «СОШ» города Котовска Тамбовской области составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г.);
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);
приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2014 года № 1312 »;
санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции от 17.07.2015);
Реализация рабочей программы в МБОУ «СОШ» осуществляется на основе учебно-методического комплекса: Учебник –Авторы: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев
Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Блиновой Ю. М. – М.: Просвещение, 2017 г – 271 с.: ил.
Программно-методические материалы:
Рабочая программа к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности» М.: Просвещение, 2017
«Основы финансовой грамотности» учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Блиновой Ю. М. – М.: Просвещение, 2017 г. 271 с.: ил.
В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности» 10-11 кл. Методическое пособие к учебному пособию В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности» - М.: Просвещение, 2017
В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности». Рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2017
Изучение курса рассчитано на 50 учебных часов учебного времени, т.е. по 2 часа в неделю в 11 классах. Проявляя самостоятельность образовательное учреждение вправе по – своему выстраивать учебно – тематический план с базовой опорой на данный материал и программу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
«Основы финансовой грамотности»
Обучающийся научится:
использовать различные источники финансовой и экономической информации (статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать экономическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие экономические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве;
в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания объектов, процессов и явлений в мире экономики и финансов с использованием разных источников информации;
знать понятия «банк, депозит, кредит, инвестиция, баланс, актив, пассив, бюджет, альтернатива», уметь использовать их;
представлять в различных формах финансовую и экономическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач учить основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления;
формировать практические навыки использования финансовых инструментов;
Обучающийся получит возможность научиться:
формировать финансовую грамотность и финансовую, инвестиционную культуру;
сформировать навыки построения личного финансового плана.
изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования;
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
ориентироваться в мире экономической и финансовой информации;
ориентироваться на настоящий момент и в долгосрочном периоде на формирование ответственности за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия;
видеть основные финансовые инструменты и услуги, доступные всему населению страны, личные экономические и финансовые проблемы;
определять реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
формировать новый тип мышления, содержащий установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
создавать простейшие экономические модели различного содержания;
моделировать финансовые объекты и явления при помощи компьютерных программ;
раскрывать значимость экономики и финансов для приспособления людей к жизни в различных условиях;
уметь отличать по характерным чертам различные финансовые объекты;
работать с источниками экономической и финансовой информации;
подготавливать сообщения (презентации);
использовать знания о финансовых и экономических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль экономики в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, практического использования экономических знаний в различных областях деятельности;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
формировать финансовую грамотность на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации;
Обучающийся получит возможность научиться:
развивать аналитические способности;
формировать навыки принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета;
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ;
формировать навыки маркетинга и менеджмента и применять их на практике;
пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать индивидуально и в группе;
самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников;
ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям; Обучающийся получит возможность научиться:
сотрудничеству с учениками, коллективной работе;
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
основам межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
осознанной адекватной и критической оценке в учебной деятельности;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других);
рефлексировать: видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
развивать посредством экономического и финансового знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
определять вклад величайших учёных в развитие экономической науки;
подготовиться к жизни в реальных условиях рыночной экономики;
эффективно использовать возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и финансовые услуги для повышения собственного благосостояния и успешности в целом;
овладевать основами финансовой грамотности и применять полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе; Обучающийся получит возможность научиться:
развивать аналитические способности, навыки принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета;
формировать основы социально-критического мышления;
принимать грамотные решения, минимизирующие риски и способствующие повысить финансовую безопасность;
повышать финансовую грамотность в области личных финансов для грамотного планирования выхода на пенсию, неуязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам;
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
мотивация к труду, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;
разумное финансовое поведение, ответственное отношение к личным финансам;
повышение финансовой безопасности и эффективности защиты своих интересов как потребителей финансовых услуг;
навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, которые помогут добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе; самоопределение в жизни, повышение его социальной и личностной значимости;
социально-экономические компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
финансовой культуры, освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков;
эффективного и ответственного ведения личного бюджета;
практических навыков принятия ответственных решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации;
компетентности в отношении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы.
Правила безопасности при обращении с ПИФами.
Инвестиционный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов.
Покупка паев ПИФов.
Как распорядится своими пенсионными накоплениями.
Управление личными финансами и выбор банка.
Как сберечь накопления с помощью депозитов.
Кредит: зачем он нужен и как его получить.
Потребительский кредит. Ипотечный кредит.
Граждане и рынок ценных бумаг.
Налоги. Виды налогов. Функции налогов.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговые вычеты, или как вернуть деньги в семейный бюджет.
Расчет налогового вычета.
Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор.
Защита прав потребителя.
Семейный бюджет. Источники семейных доходов.
Составление личного финансового плана.
Реальные и номинальные доходы семьи.
Основные виды расходов семьи.
Роль денег в нашей жизни.
Риски в мире денег.
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
Индивидуальный проект.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела /темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Субъекты рынка инвестиций | 4 |
3 | Страхование | 8 |
4 | Основы налогообложения | 9 |
5 | Личное финансовое планирование | 7 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Методические рекомендации
Преподавание предполагает использование широкого спектра методов обучения. Упор делается на методы, связанные, прежде всего с познавательной деятельностью школьников. Это:
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Персональный компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Таблицы и схемы по темам курса
Презентации к урокам
Интернет-ресурсы
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru
Образовательно-справочный портал по экономике http://www.economicus.ru
Министерство торговли и промышленности РФ http://minpromtorg.gov.ru
Министерство экономического развития РФ http://economy.gov.ru/minec/main
Торгово-промышленная палата РФ http://tpprf.ru/ru/
Банк России https://www.cbr.ru
Сайт журнала «Вопросы экономики» http://www.vopreco.ru
Газета «Коммерсант» https://www.kommersant.ru
Журнал «Эксперт» http://expert.ru
Информационное аналитическое агентство http://www.rbc.ru
Центр экономических и финансовых исследований и разработок http://www.cefir.ru
Обзорная информация по мировой экономике http://www.ereport.ru
Агентство консультаций http://www.akdi.ru
МФ РФ статистика http://www.eeg.ru
Институт экономики переходного периода http://www.iet.ru/
Электронные ресурсы:
http://reshuege. ru / Обществознание. Образовательный портал Д. Гущина
http://econ.rusolymp.ru/. Всероссийская олимпиада школьников по экономике.
http://www.businessvoc.ru/. Словарь бизнес - терминов.
http://www.azbukafinansov.ru/. Азбука финансов.
http://gallery.economicus.ru/. Галерея экономистов
http://50.economicus.ru/. Раздел сайта «50 лекций по микроэкономике»
http://economicus.ru/. Экономический портал
14