СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Учимся управлять финансами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ДОП для обучающихся 11 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа "Учимся управлять финансами"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области





ПРОГРАММА

«УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ФИНАСАМИ»

Программа рассчитана для обучающихся 11 класса





Автор программы: учитель обществознания

Петрова Наталия Владимировна.



Программа реализуется в МБОУ «СОШ» города Котовска Тамбовской области









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа на уровне среднего общего образования для обучения учащихся 11 классов МБОУ «СОШ» города Котовска Тамбовской области составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г.);

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2014 года № 1312 »;

  • санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции от 17.07.2015);

Реализация рабочей программы в МБОУ «СОШ» осуществляется на основе учебно-методического комплекса: Учебник –Авторы: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев

Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Блиновой Ю. М. – М.: Просвещение, 2017 г – 271 с.: ил.




Программно-методические материалы:

  • Рабочая программа к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности» М.: Просвещение, 2017

  • «Основы финансовой грамотности» учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Блиновой Ю. М. – М.: Просвещение, 2017 г. 271 с.: ил.

  • В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности» 10-11 кл. Методическое пособие к учебному пособию В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности» - М.: Просвещение, 2017

  • В.В. Чумаченко, А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности». Рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2017

Изучение курса рассчитано на 50 учебных часов учебного времени, т.е. по 2 часа в неделю в 11 классах. Проявляя самостоятельность образовательное учреждение вправе по – своему выстраивать учебно – тематический план с базовой опорой на данный материал и программу.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты:

«Основы финансовой грамотности»

Обучающийся научится:

  • использовать различные источники финансовой и экономической информации (статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать экономическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие экономические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания объектов, процессов и явлений в мире экономики и финансов с использованием разных источников информации;

  • знать понятия «банк, депозит, кредит, инвестиция, баланс, актив, пассив, бюджет, альтернатива», уметь использовать их;

  • представлять в различных формах финансовую и экономическую информацию,

  • необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач учить основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления;

  • формировать практические навыки использования финансовых инструментов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать финансовую грамотность и финансовую, инвестиционную культуру;

  • сформировать навыки построения личного финансового плана.

  • изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования;

  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

  • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

  • воспитывать ответственность за экономические решения.

  • ориентироваться в мире экономической и финансовой информации;

  • ориентироваться на настоящий момент и в долгосрочном периоде на формирование ответственности за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия;

  • видеть основные финансовые инструменты и услуги, доступные всему населению страны, личные экономические и финансовые проблемы;

  • определять реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;

  • формировать новый тип мышления, содержащий установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

  • создавать простейшие экономические модели различного содержания;

  • моделировать финансовые объекты и явления при помощи компьютерных программ;

  • раскрывать значимость экономики и финансов для приспособления людей к жизни в различных условиях;

  • уметь отличать по характерным чертам различные финансовые объекты;

  • работать с источниками экономической и финансовой информации;

  • подготавливать сообщения (презентации);

  • использовать знания о финансовых и экономических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль экономики в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, практического использования экономических знаний в различных областях деятельности;

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • формировать финансовую грамотность на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развивать аналитические способности;

  • формировать навыки принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета;

  • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ;

  • формировать навыки маркетинга и менеджмента и применять их на практике;

  • пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

  • определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать индивидуально и в группе;

  • самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников;

  • ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям; Обучающийся получит возможность научиться:

  • сотрудничеству с учениками, коллективной работе;

  • эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

  • основам межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • осознанной адекватной и критической оценке в учебной деятельности;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других);

  • рефлексировать: видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • развивать посредством экономического и финансового знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • определять вклад величайших учёных в развитие экономической науки;

  • подготовиться к жизни в реальных условиях рыночной экономики;

  • эффективно использовать возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и финансовые услуги для повышения собственного благосостояния и успешности в целом;

  • овладевать основами финансовой грамотности и применять полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе; Обучающийся получит возможность научиться:

  • развивать аналитические способности, навыки принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета;

  • формировать основы социально-критического мышления;

  • принимать грамотные решения, минимизирующие риски и способствующие повысить финансовую безопасность;

  • повышать финансовую грамотность в области личных финансов для грамотного планирования выхода на пенсию, неуязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам;

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • мотивация к труду, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;

  • разумное финансовое поведение, ответственное отношение к личным финансам;

  • повышение финансовой безопасности и эффективности защиты своих интересов как потребителей финансовых услуг;

  • навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, которые помогут добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;  самоопределение в жизни, повышение его социальной и личностной значимости;

  • социально-экономические компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;

  • профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • финансовой культуры, освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков;

  • эффективного и ответственного ведения личного бюджета;

  • практических навыков принятия ответственных решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации;

  • компетентности в отношении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  • ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы.

  • Правила безопасности при обращении с ПИФами.

  • Инвестиционный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов.

  • Покупка паев ПИФов.

  • Как распорядится своими пенсионными накоплениями.

  • Управление личными финансами и выбор банка.

  • Как сберечь накопления с помощью депозитов.

  • Кредит: зачем он нужен и как его получить.

  • Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

  • Граждане и рынок ценных бумаг.

  • Налоги. Виды налогов. Функции налогов.

  • Права и обязанности налогоплательщиков.

  • Налоговые вычеты, или как вернуть деньги в семейный бюджет.

  • Расчет налогового вычета.

  • Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор.

  • Защита прав потребителя.

  • Семейный бюджет. Источники семейных доходов.

  • Составление личного финансового плана.

  • Реальные и номинальные доходы семьи.

  • Основные виды расходов семьи.

  • Роль денег в нашей жизни.

  • Риски в мире денег.

  • Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.

  • Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

  • Индивидуальный проект.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

п/п

Название раздела /темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Субъекты рынка инвестиций

4

3

Страхование

8

4

Основы налогообложения

9

5

Личное финансовое планирование

7

6

Итоговое занятие

1



Методические рекомендации


Преподавание предполагает использование широкого спектра методов обучения. Упор делается на методы, связанные, прежде всего с познавательной деятельностью школьников. Это:

  • Эвристический метод.

  • Поисковый метод.

  • Исследовательский метод.

  • Конструирование личностного знания.

  • «Критическое мышление».



















СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Персональный компьютер

  2. Проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Таблицы и схемы по темам курса

  5. Презентации к урокам



Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  2. Образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru

  3. Образовательно-справочный портал по экономике http://www.economicus.ru

  4. Министерство торговли и промышленности РФ http://minpromtorg.gov.ru

  5. Министерство экономического развития РФ http://economy.gov.ru/minec/main

  6. Торгово-промышленная палата РФ http://tpprf.ru/ru/

  7. Банк России https://www.cbr.ru

  8. Сайт журнала «Вопросы экономики» http://www.vopreco.ru

  9. Газета «Коммерсант» https://www.kommersant.ru

  10. Журнал «Эксперт» http://expert.ru

  11. Информационное аналитическое агентство http://www.rbc.ru

  12. Центр экономических и финансовых исследований и разработок http://www.cefir.ru

  13. Обзорная информация по мировой экономике http://www.ereport.ru

  14. Агентство консультаций http://www.akdi.ru

  15. МФ РФ статистика http://www.eeg.ru

  16. Институт экономики переходного периода http://www.iet.ru/



Электронные ресурсы:


  1. http://reshuege. ru / Обществознание. Образовательный портал Д. Гущина

  2. http://econ.rusolymp.ru/. Всероссийская олимпиада школьников по экономике. 

  3. http://www.businessvoc.ru/. Словарь бизнес - терминов.

  4. http://www.azbukafinansov.ru/. Азбука финансов. 

  5. http://gallery.economicus.ru/. Галерея экономистов

  6. http://50.economicus.ru/. Раздел сайта «50 лекций по микроэкономике»

  7. http://economicus.ru/. Экономический портал





14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!