ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПроФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР
_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская
«_____» ___________ 2018г. «_____» ___________ 2018г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 Обществознание (базовая)
Рассмотрено и одобрено на заседании
методической комиссии
протокол № ____ от «____»__________2018г
Председатель МК _______ Л.В. Ольховская
2018 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
Разработчик: Гоголь Игорь Вениаминович-преподаватель ГБПОУ КМТТ
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ КМТТ.
Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.
© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
© Гоголь Игорь Вениаминович - преподаватель ГБПОУ КМТТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..3-6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..7-16
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………...18
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………...22
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ .
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 171 час, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий)-
117 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося -54 час
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | - |
практические занятия (если предусмотрено) | 12 |
контрольные работы (если предусмотрено) | 3 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
| |
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
| |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 2 |
Раздел 1. | .Человек. Человек в системе общественных отношений | 16 | |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 2 |
2 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 2 |
3 | Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | 2 |
4 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 2 |
5 | Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 |
6 | Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: • Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. • Проблема познаваемости мира в трудах ученых. | 3 | |
Тема 1. 2. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции | 2 |
2 | Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду | 2 |
3. | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 |
4 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 |
Практические занятия Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся • Я или мы: взаимодействие людей в обществе. • Индустриальная революция: плюсы и минусы. • Глобальные проблемы человечества. | 2 |
Раздел 2. | Духовная культура человека и общества | 22 |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. | 2 |
2 | Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Современная массовая культура: достижение или деградация? | 2 | |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. | 2 |
2 | Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 2 |
3 | Образование как способ передачи знаний и опыта | 2 |
4 | Роль образования в жизни современного человека и общества. | |
5 | Правовое регулирование образования. | 2 |
6 | Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | 2 |
7 | Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. | 2 |
8 | Профессиональное образование. | 2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? • Кем быть? Проблема выбора профессии. | 3 | |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | | 2 |
2 | Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. | 2 |
3 | Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | 2 |
4 | Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 2 |
Практические занятия Духовная культура личности и общества. Виды культуры. Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. Мораль. Религия. Искусство. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся • Современные религии. • Роль искусства в обществе | 2 |
Раздел 3 . | Экономика | 41 |
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Экономика семьи. | 2 |
2 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. | 2 |
3 | Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. | 2 |
4 | Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | 2 |
5 | Разделение труда, специализация и обмен | 2 |
6 | Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Экономика современного общества. • Структура современного рынка товаров и услуг. | 3 | |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | 2 |
2 | Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. | 2 |
3 | Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | 2 |
4 | Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. | 2 |
5 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. | 2 |
6 | Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. | 2 |
7 | Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 2 |
8 | Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. • Основные организационные формы бизнеса в России. • Основы менеджмента и маркетинга • Основы налоговой политики государства. | 4 | |
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Спрос на труд и его факторы. | 2 |
2 | Роль государства на рынках труда. Человеческий капитал. | 2 |
3 | Роль профсоюзов на рынках труда. Человеческий капитал | 2 |
4 | Предложение труда. Факторы предложения труда |
2 |
5 | Экономические последствия безработицы. | 2 |
6 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 2 |
7 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 2 |
8 | Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Предложение труда. Факторы предложения труда. •. Роль государства на рынках труда. Роль профсоюзов на рынках труда. • Сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. • Безработица в современном мире. | 4 | |
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. | 2 |
2 | Основные проблемы экономики России и ее регионов. | 2 |
3 | Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 |
4 | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 2 |
Практические занятия Экономика как наука. Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся • Особенности современной экономики России, ее экономические институты. • Глобальные экономические проблемы. | 2 |
Раздел 4. | Социальные отношения | 27 |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 |
2 | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. | 2 |
3 | Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 |
4 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Я и мои социальные роли. • Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | |
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 2 |
2 | Девиантное поведение, его формы, проявления. | 2 |
3 | Социальный конфликт. | 2 |
4 | Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 2 |
5 | Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов | 2 |
Контрольные работы по темам: «Социальная роль и стратификация»; «Социальные роли и конфликты» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся • Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. • Современные социальные конфликты. • Современная молодежь: проблемы и перспективы. • Девиантное поведение, его формы, проявления. | 4 |
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 |
2 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 |
3 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 2 |
4 | Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 |
5 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2 |
6 | Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 2 |
Практические занятия Виды социальных норм. Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения. Семья в современной России. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся • Современные социальные конфликты. • Современная молодежь: проблемы и перспективы. • Этносоциальные конфликты в современном мире. • Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 4 |
Раздел 5 | Политика | 17 |
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. | | 2 |
2 | Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 2 |
3 | Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. | 2 |
4 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. | 2 |
5 | Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. | 2 |
Контрольные работы по теме: «Политика и власть. Государство в политической системе». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся • Политическая власть: история и современность. • Политическая система современного российского общества. • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России. • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное). | 1 |
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. | 2 |
2 | Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 |
3 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. | 2 |
4 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 |
5 | Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. | 2 |
6 | Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества | 2 |
Практические занятия Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. • Формы участия личности в политической жизни. • Политические партии современной России. • Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. • Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 |
Раздел 6 | Право | 46 |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Юриспруденция как общественная наука. | 2 |
2 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | 2 |
3 | Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. | 2 |
4 | Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 |
5 | Правовые отношения и их структура. | 2 |
6 | Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Право и социальные нормы. • Система права и система законодательства. • Система права: основные институты, отрасли права. • Частное и публичное право. Основные формы права. • Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. | 5 | |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 2 |
2 | Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | 2 |
3 | Правоохранительные органы Российской Федерации. | 2 |
4 | Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | 2 |
5 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 2 |
6 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России. | 2 |
7 | Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. | 2 |
8 | Право на благоприятную окружающую среду. | 2 |
9 | Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. | 2 |
10 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся • Основы конституционного строя Российской Федерации. • Система государственных органов Российской Федерации. • Судебная система Российской Федерации. • Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. • Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. • Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 6 | |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 11 |
1 | Гражданское право и гражданские правоотношения. | 2 |
2 | Физические лица. Юридические лица | 2 |
3 | Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. | 2 |
4 | Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. | 2 |
5 | Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 2 |
2 |
6 | Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 |
7 | Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. | 2 |
8 | Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. | 2 |
9 | Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. |
2 |
10 | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. |
11 | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. |
Практические занятия Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. Конституционное право. Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право. | 2 | |
Контрольные работы по теме: «Отрасли российского права» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся • Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. • Характеристика отрасли российского права (на выбор). | 5 | |
Всего: | 171 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме12 декабря 1993 г.-М.,2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ))//СЗ РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 ( в ред. От 24.07.2007 № 218-ФЗ))// СЗ РФ. – 1996. - №5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ))// СЗ РФ. – 2001. № 49. – Ст.4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ РФ. 25.12.2006, №52 1ч.), Ст.5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 №138-ФЗ ( в ред. От 24.07.2007 №214-ФЗ)//СЗ РФ. – 2002. - №46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. №63-ФЗ ( в ред. ФЗ от 24.07.2007 №214-ФЗ))//СЗ РФ. – 1996. - №25. – Ст. 2954
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195 ( в ред. От 24.07. 2007 №218-ФЗ)//СЗ РФ. – 2002. - №1. – Ст.1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. №197-ФЗ//СЗ РФ. -2002. - №1. –Ч.1. – Ст.3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ ( в ред. От 24.07.2007 №214-ФЗ)// СЗ РФ. – 2001. - №52. – Ч.1. – Ст.4921.
11.Закон Российской Федерации «Об образовании»
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ ( в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ)// СЗ РФ. – 1996. - №52. – Ст.5880.
13.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 №120-ФЗ))// СЗ РФ. – 1998. - №3. – Ст.3802.
14.Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в ред. От 24.07.2007 №214-ФЗ)// СЗ РФ. – 1999. - №26. – Ст.3177.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. №2-ФЗ ( в ред. От 25.11.2006 №193-ФЗ)// СЗ РФ. – 1996. - №3. – Ст.140.
16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 №121-ФЗ)// СЗ РФ. – 2002. - №22. – Ст.2031.
17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. №19-ФЗ ( в ред. ФЗ от 24.07.2007 №214-ФЗ)// СЗ РФ. – 2003. - №2. – Ст.171.
18. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
19. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Основные источники:
Для студентов:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. -М., 2017
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. -М., 2017
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. -М., 2017
4. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. -М., 20174.
5. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. – М.,2005.
6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единному государственному экзамену. Обществознание. – М., 2006.
Для преподавателей:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013№ 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
4. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.,2008.
7. Певцова Е.А. Право: учебник. – М.,2013.
8. Певцова Е.А. Право: практикум. – М.,2012.
9. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2012.
Электронные ресурсы:
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
| |
Уметь: - самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; | Предоставление докладов, сообщений, рефератов |
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | - выбор информационных ресурсов, их анализ и представление в виде реферата, научно-исследовательской работы, презентаций, доклада и т.д. |
- осуществлять познавательную, учебно-исследовательскую и проектную деятельности, владеть навыками разрешения проблем; | - представление результатов своей работы в виде реферата, научно-исследовательской работы, презентаций, доклада и т.д. |
- самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания; | -практические работы |
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - представление результатов в виде коллективных проектов (презентаций, видеороликов, научно-исследовательской работы) |
- самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | - использование в реферативной работе различные источники социально-правовой, экономической информации, анализирование и умение делать выводы |
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | -представление результата своей исследовательской работы в виде мультимедийных презентаций, видеороликов |
- самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | -практические работы, решение правовых задач |
- определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; | -применение знаний в практической деятельности |
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; | -участие в прениях на уроках |
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; | - практические работы |
Знать: - об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; | Практические работы, тестирование, дифференцированный зачет |
-базовый понятийный аппарат социальных наук экономических отношений; | -практические работы, тестирование, понятийный диктант |
- процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей | -практические работы, тестирование |
- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире | - практические работы, тестирование |
- социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; | - практические работы, тестирование |
-методы познания социальных явлений и процессов | - практические работы, тестирование |
2