СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Стилистика русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом ФГОС СОО, может использоваться  как во внеурочной деятельности, так и на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Стилистика русского языка"»










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ

_______ Е.Б. Ярош ________В.А. Петрова

Приказ № 54 от

«30__»______августа______2022 «30» августа2022










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу внеурочной деятельности

«Стилистика русского языка»

10-11 класс


на 2022-2023 учебный год







ФИО разработчика: Ярош Е.Б.

Должность: учитель русского языка

и литературы

Категория: высшая












с. Татарский ключ


2022



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Стилистика русского языка» для учащихся 10-11 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями)


Актуальность курса

Программа будет востребована не только на элективных занятиях, но и при организации различных форм внеклассной работы, проводимой в рамках лингвистических Декад. Освоение данной программы призвано способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыков русской речи, овладению коммуникативной компетенцией. При этом наличие умений связно говорить и грамотно писать является основным показателем, который определяет критерии речевой и коммуникативной компетенции учащихся.

В стилистике можно выделить пять основных разделов, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

1 раздел. Лексическая стилистика.

Она изучает слово как основную стилистическую единицу:

  • стилистическое использование в речи синонимов;

  • стилистическое использование в речи антонимов;

  • стилистическое использование в речи омонимов;

  • использование в речи стилистически окрашенных слов;

  • использование в речи лексики, ограниченной в употреблении;

  • использование в речи неологизмов, архаизмов, заимствованных слов.

2 раздел. Фразеологическая стилистика.

Она изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.

3 раздел. Стилистика словообразования.

Словообразование в современном русском языке имеет свои стилистические ресурсы.

  • создание оценочных значений средствами словообразования;

  • экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи;

  • словообразовательные архаизмы.

4 раздел. Стилистика частей речи.

При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально-смысловых типах речи, определение стилистической активности тех или иных лексико-грамматических разрядов и отдельных грамматических категорий имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.

5 раздел. Синтаксическая стилистика.

Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций. В данном разделе особое внимание учащихся обращено на следующие темы:

  • стилистическое использование различных типов простого предложения;

  • стилистическое использование порядка слов;

  • устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения;

  • стилистическое использование однородных членов предложения;

  • стилистическое использование различных типов сложного предложения

  • устранение стилистических недочётов и речевых ошибок при употреблении сложного предложения.

Программа данного курса предусматривает развитие активной речевой деятельности учащихся, творческого мышления, осознание ими важных идей мировоззренческого характера – связь языка и действительности, языка и мышления.

Цель курса:

– систематизировать, расширить и углубить знания о стилистической системе русского языка на уровнях: языковая единица, текст, функциональный стиль (разновидность) языка.

Задачи курса сводятся к следующему:

  • - овладение учащимися теоретическими знаниями в области стилистики;

  • - формирование навыков и умений определения стилей по различным критериям;

  • - формирование и развитие навыков стилистического анализа текста;

  • - привитие практических навыков создания текстов разных стилей и жанров;

  • - повышение уровня культуры русской речи учащихся, совершенствование коммуникативных навыков.

  • Режим занятий


Срок реализации 1год обучения. В 11 классе - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 40 мин.

Содержание курса


1 раздел. Лексическая стилистика

2 раздел. Фразеологическая стилистика

3 раздел. Стилистика словообразования

4 раздел. Стилистика частей речи

5 раздел. Синтаксическая стилистика.

Результаты освоения курса


По окончании данного курса выпускник должен знать:

1 раздел. Лексическая стилистика:

  • основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);

2 раздел. Фразеологическая стилистика:

  • основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;

  • основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи

3 раздел. Стилистика словообразования:

  • основные принципы написания морфем;

  • оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;

  • функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка

4 раздел. Стилистика частей речи:

  • понятие существительного; стилистическое использование категорий имени существительного;

  • понятие имени прилагательного, разряды прилагательного; стилистическое использование грамматических форм прилагательного;

  • стилистику числительного, синонимию числительных;

  • местоимение и его место в речи; устаревшие местоимения; употребление местоимений в речи;

  • понятие глагола и его место в различных стилях речи; стилистическое использование грамматических категорий глагола; неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие и их употребление;

  • понятие наречия; стилистическую оценку разрядов наречий; степени сравнения и степени качества наречий.


5 раздел. Синтаксическая стилистика.

Основные понятия синтаксиса:

  • простое и сложное предложение;

  • порядок слов в предложении;

  • главные члены предложения;

  • однородные члены предложения


По окончании данного курса выпускник должен уметь:

1 раздел. Лексическая стилистика:

  • уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;

  • подбирать синонимы, антонимы к слову;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;

  • использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;

  • оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;

2 раздел. Фразеологическая стилистика:

  • уметь определять значение фразеологизмов;

  • понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.

3 раздел. Стилистика словообразования:

  • уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;

  • единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.

4 раздел. Стилистика частей речи:

  • уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;

  • уметь определять принадлежность слова к определённой части речи по точным морфологическим признакам;


5 раздел. Синтаксическая стилистика:

  • соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;

  • уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;

  • уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.



Тематическое планирование

Название темы

Кол-во

часов

1

Смысловая точность речи

1

2

Семантика слова, лексическая сочетаемость, речевая недостаточность речевая избыточность

1

3

Стилистическая окраска слов

1

4

Функциональные стили речи, функционально-стилевое расслоение лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов.

1

5

Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика.

1

6

Особенности употребления фразеологизмов в речи

1

7

Стилистическая окраска фразеологизмов.

1

8

Лексические образные средства (тропы)

1

9

Метафора, олицетворение

1

10

Аллегория, метонимия, антономазия

1

11

Синекдоха, эпитет, сравнение,

1

12

Гипербола, литота

1

13

Перифраза.

1

14

Экспрессивное словообразова ние в художественнойпублицистической речи

1

15

Устранение недочётов и ошибок в словообразовании

1

16

Стилистика имени существительного

1

17

Стилистика имени прилагательного

1

18

Стилистика имени числительного

1

19

Стилистика местоимения

1

20

Стилистика глагола и его неспрягаемых форм

1

21

Неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие

1

22

Стилистика наречия

1

23

Стилистика наречия

1

24

Итоговое занятие

1

25

Стилистическое использование разных типов простого предложения

1

26

Стилистическое использование порядка слов в предложении

1

27

Стилистическое использование подлежащего и различных типов сказуемого

1

28

Согласование определений и приложений

1

29

Стилистическая оценка вариантов управления

1

30

Стилистические особенности предложений с однородными членами

1

31

Стилистическое использование различных типов сложного предложения

1

32

Синтаксические средства экспрессивной речи. Эпифора, параллелизм, антитеза, градация,

инверсия

1

33

Синтаксические средства экспрессивной речи. Эллипсис,

риторический вопрос, умолчание, бессоюзие, многосоюзие

1

34

Итоговый урок

1







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!