Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ
_______ Е.Б. Ярош ________В.А. Петрова
Приказ № 54 от
«30__»______августа______2022 «30» августа2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу внеурочной деятельности
«Стилистика русского языка»
10-11 класс
на 2022-2023 учебный год
ФИО разработчика: Ярош Е.Б.
Должность: учитель русского языка
и литературы
Категория: высшая
с. Татарский ключ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Стилистика русского языка» для учащихся 10-11 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями)
Актуальность курса
Программа будет востребована не только на элективных занятиях, но и при организации различных форм внеклассной работы, проводимой в рамках лингвистических Декад. Освоение данной программы призвано способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыков русской речи, овладению коммуникативной компетенцией. При этом наличие умений связно говорить и грамотно писать является основным показателем, который определяет критерии речевой и коммуникативной компетенции учащихся.
В стилистике можно выделить пять основных разделов, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
1 раздел. Лексическая стилистика.
Она изучает слово как основную стилистическую единицу:
стилистическое использование в речи синонимов;
стилистическое использование в речи антонимов;
стилистическое использование в речи омонимов;
использование в речи стилистически окрашенных слов;
использование в речи лексики, ограниченной в употреблении;
использование в речи неологизмов, архаизмов, заимствованных слов.
2 раздел. Фразеологическая стилистика.
Она изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.
3 раздел. Стилистика словообразования.
Словообразование в современном русском языке имеет свои стилистические ресурсы.
экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи;
словообразовательные архаизмы.
4 раздел. Стилистика частей речи.
При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально-смысловых типах речи, определение стилистической активности тех или иных лексико-грамматических разрядов и отдельных грамматических категорий имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.
5 раздел. Синтаксическая стилистика.
Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций. В данном разделе особое внимание учащихся обращено на следующие темы:
стилистическое использование различных типов простого предложения;
стилистическое использование порядка слов;
устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения;
стилистическое использование однородных членов предложения;
стилистическое использование различных типов сложного предложения
устранение стилистических недочётов и речевых ошибок при употреблении сложного предложения.
Программа данного курса предусматривает развитие активной речевой деятельности учащихся, творческого мышления, осознание ими важных идей мировоззренческого характера – связь языка и действительности, языка и мышления.
Цель курса:
– систематизировать, расширить и углубить знания о стилистической системе русского языка на уровнях: языковая единица, текст, функциональный стиль (разновидность) языка.
Задачи курса сводятся к следующему:
- овладение учащимися теоретическими знаниями в области стилистики;
- формирование навыков и умений определения стилей по различным критериям;
- формирование и развитие навыков стилистического анализа текста;
- привитие практических навыков создания текстов разных стилей и жанров;
- повышение уровня культуры русской речи учащихся, совершенствование коммуникативных навыков.
Режим занятий
Срок реализации 1год обучения. В 11 классе - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 40 мин.
Содержание курса
1 раздел. Лексическая стилистика
2 раздел. Фразеологическая стилистика
3 раздел. Стилистика словообразования
4 раздел. Стилистика частей речи
5 раздел. Синтаксическая стилистика.
Результаты освоения курса
По окончании данного курса выпускник должен знать:
1 раздел. Лексическая стилистика:
основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);
2 раздел. Фразеологическая стилистика:
основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;
основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи
3 раздел. Стилистика словообразования:
основные принципы написания морфем;
оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;
функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка
4 раздел. Стилистика частей речи:
|
понятие имени прилагательного, разряды прилагательного; стилистическое использование грамматических форм прилагательного; |
стилистику числительного, синонимию числительных; |
|
понятие глагола и его место в различных стилях речи; стилистическое использование грамматических категорий глагола; неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие и их употребление; |
понятие наречия; стилистическую оценку разрядов наречий; степени сравнения и степени качества наречий. |
5 раздел. Синтаксическая стилистика.
Основные понятия синтаксиса:
простое и сложное предложение;
порядок слов в предложении;
главные члены предложения;
однородные члены предложения
По окончании данного курса выпускник должен уметь:
1 раздел. Лексическая стилистика:
уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;
подбирать синонимы, антонимы к слову;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;
использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;
оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;
2 раздел. Фразеологическая стилистика:
уметь определять значение фразеологизмов;
понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.
3 раздел. Стилистика словообразования:
уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;
единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.
4 раздел. Стилистика частей речи:
уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;
уметь определять принадлежность слова к определённой части речи по точным морфологическим признакам;
5 раздел. Синтаксическая стилистика:
соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;
уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;
уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Смысловая точность речи | 1 |
2 | Семантика слова, лексическая сочетаемость, речевая недостаточность речевая избыточность | 1 |
3 | Стилистическая окраска слов | 1 |
4 | Функциональные стили речи, функционально-стилевое расслоение лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов. | 1 |
5 | Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика. | 1 |
6 | Особенности употребления фразеологизмов в речи | 1 |
7 | Стилистическая окраска фразеологизмов. | 1 |
8 | Лексические образные средства (тропы) | 1 |
9 | Метафора, олицетворение | 1 |
10 | Аллегория, метонимия, антономазия | 1 |
11 | Синекдоха, эпитет, сравнение, | 1 |
12 | Гипербола, литота | 1 |
13 | Перифраза. | 1 |
14 | Экспрессивное словообразова ние в художественнойпублицистической речи | 1 |
15 | Устранение недочётов и ошибок в словообразовании | 1 |
16 | Стилистика имени существительного | 1 |
17 | Стилистика имени прилагательного | 1 |
18 | Стилистика имени числительного | 1 |
19 | Стилистика местоимения | 1 |
20 | Стилистика глагола и его неспрягаемых форм | 1 |
21 | Неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие | 1 |
22 | Стилистика наречия | 1 |
23 | Стилистика наречия | 1 |
24 | Итоговое занятие | 1 |
25 | Стилистическое использование разных типов простого предложения | 1 |
26 | Стилистическое использование порядка слов в предложении | 1 |
27 | Стилистическое использование подлежащего и различных типов сказуемого | 1 |
28 | Согласование определений и приложений | 1 |
29 | Стилистическая оценка вариантов управления | 1 |
30 | Стилистические особенности предложений с однородными членами | 1 |
31 | Стилистическое использование различных типов сложного предложения | 1 |
32 | Синтаксические средства экспрессивной речи. Эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия | 1 |
33 | Синтаксические средства экспрессивной речи. Эллипсис, риторический вопрос, умолчание, бессоюзие, многосоюзие | 1 |
34 | Итоговый урок | 1 |
9