Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вешковская основная школа имени Героя Советского Союза Григория Николаевича Фокина»
Угранского района Смоленской области.
. | «Принято» Педагогическим Советом Протокол №__ от «____»__________2019г. | «Утверждено» Приказ №____ От «____»_________2019г. Директор школы ____________Зеленкова Т.Ю. |
Рабочая программа социализации
по учебному курсу математики
для учащихся 9 класса
«В лабиринтах математики».
Разработана
Павловой Р.Г.
учителем математики первой квалификационной категории.
д.Вешки
2019г.
1.Пояснительная записка.
Учебный курс «В лабиринтах математики» адресован учащимся 9 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам математики,
Программа разработана на основе следующих документов:
1)Закона «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
2)Фундаментального ядра содержания общего образования .Под ред. Кондакова, Козлова, Москва. Просвещение.2011г.
2)Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Вешковская основная школа»;
3)Учебного плана МКОУ «Вешковская основная школа» на 2019-2020 учебный год
4) Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. М: «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа опирается на следующее:
Алгебра: учебники для 7-9классов общеобразовательных учреждений / [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под редакцией С.А.Теляковского – М.: Просвещение, 2014.
Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике; под редакцией С.А.Антипова. Москва,2006.
Курс разработан для реализации в классах, учащиеся которых имеют базовый уровень математической подготовки. Как правило, у большинства таких учащихся интерес и мотивация к изучению математики очень низкие. В связи с этим причиной создания курса явилось желание показать школьникам те стороны математики, которые бы могли привлечь их внимание и, возможно, изменить отношение к изучению предмета в целом.
Цель курса- дать возможность расширить и углубить свои знания по математике и тем самым подготовиться к успешной сдаче выпускного экзамена за курс основной школы и продолжению обучения в старшей школе.
В основу содержания курса включены такие теоретические вопросы и практические задачи, которые доступны для понимания учащимся соответствующего возраста, имеют практическое применение в реальной жизни человека и позволят школьникам научиться мыслить, в том числе мыслить творчески.
Одновременно с рассмотрением занимательных вопросов в курс включены вопросы, поддерживающие изучение школьного курса математики (простейшие элементы теории вероятностей, задачи по геометрии, задачи практического характера и др.). Задания, адресованные школьникам, имеют непосредственную связь с другими учебными дисциплинами (история, естествознание, экономика, физика, химия и др.) или прямо взяты из жизни.
Цель курса:
формирование у учащихся представления о математике как общекультурной ценности, оказание помощи учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Задачи курса:
ꓸ расширить общекультурный кругозор учащихся;
расширить представления учащихся о сферах применения математических знаний;
убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;
расширить область математических знаний учащихся за счет изучения новых понятий;
Основным результатом освоения содержания учебного курса учащимися станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики. Кроме того, учащиеся смогут освоить ряд предметных умений: способы и приемы решения задач; обще учебных умений: работа с книгой, работа с научной литературой с привлечением Интернета, работа в коллективе, ведение диалога, защита своих взглядов и др.
В основе методики учебного курса лежит деятельностный подход в обучении, реализуемый в поисково-исследовательской и творческой работе учащихся. При усвоении содержания курса учащимся предлагается освоить технологию тестирования, весьма актуальную в условиях новой формы аттестации учащихся.
Особенностью данного курса является модульный принцип организации содержания. Курс состоит из четырех крупных блоков. Каждый блок содержит вопросы, объединенные одной идеей. Блоки друг с другом не связаны.
Предлагаемый курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю в течение одного учебного года).
Учебный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение. Во-первых, он направлен на овладение учащимися конкретными предметными знаниями и умениями. Во-вторых, успешная реализация задач курса позволит достичь поставленных целей развития и воспитания учащихся.
Математика — это искусство называть разные вещи одним и тем же именем.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры,
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения цели; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
умение оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её трудность и возможность решения;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия;
умение строить логическое рассуждение, делать умозаключение и выводы;
развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности)
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и др.) для решения поставленной задачи;
умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение планировать деятельность для решения учебных задач исследовательского характера;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;
предметные:
выпускник 9 класса получит возможность научиться
читать графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности,
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
решать несложные квадратные уравнения с параметром;
решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
3. Содержание учебного курса.
1. « Лабиринты уравнений»
Решение системы уравнений, запись решения системы уравнений. Способы решения.
Простейшие уравнения с модулем.
Введение понятия «параметр». Понятие параметра как фиксированного, но неизвестного числа. Линейные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром.
2. « Лабиринты неравенств»
Приемы решения квадратных неравенств. Метод интервалов при решении дробно-рациональных неравенств.
Простейшие неравенства с модулем.
Линейные неравенства с параметром.
\3 . « Лабиринты случая».
Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков.
4 . «Графический лабиринт»
Линейная функция, кусочно-линейная функция.
Квадратичная функция: график, свойства.
Дробно-линейная функция у = f (х)
Чтение графиков функций.
5 . «
Решение практических задач. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по проценту от него. Нахождение процентного снижения или процентного повышения величины. | |
4.Тематическое планирование
№ п\п | Содержание | Количество часов |
1 | В лабиринтах уравнений. | 6 |
2. | В лабиринтах неравенств. | 6 |
3. | В лабиринтах случая. | 5 |
4 | Графический лабиринт | 6 |
5. | В лабиринтах текстовых задач. | 9 |
6. | Итоговый зачет | 1 |
6. | Итого | 33 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование учебного курса по математике
для учащихся 9 класса «В лабиринтах математики» на 2019-2020 учебный год.
№ П \п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| I .«В лабиринтах уравнений» | 6 | | |
1 | Уравнение как объект изучения математики. Классификация уравнений, способы их решения. | 1 | 02.09 | |
2 | Системы уравнений | 1 | 09.09 | |
3-4 | Уравнения с параметром. | 2 | 16.09 23 09 | |
5 | Задачи, решаемые составлением уравнений | 1 | 30. 09 | |
6 | Зачет по теме «В лабиринтах уравнений». | 1 | 07.10 | |
| II. «В лабиринтах неравенств» | 6 | | |
7 | Неравенство как объект изучения в математике. Классификация неравенств и способы их решения. | 1 | 14.10 | |
8 | Метод интервалов | 1 | 21.10 | |
9 | Системы неравенств | 1 | 28.10 | 11.11 |
10 | Неравенства с модулем | 1 | 11.11 | 18.11 |
11 | Неравенства с параметром | 1 | 18.11 | 25.11 |
12 | Зачет по теме «В лабиринтах неравенств». | 1 | 25.11 | 01.12 |
| III «В лабиринтах случая» | 5 | | |
13-14 | Основы теории вероятностей | 2 | 08.12 15.12 | 08.12 15.12 |
15-16 | Элементы статистики | 2 | 22.12 29.12 | 22.12 29.12 |
17 | Зачет по теме «В лабиринтах случая» | 1 | 13.01 | |
| IV «В лабиринтах функций» | 6 | | |
18 | Функция: определение, способы задания, свойства. Классификация функций. | 1 | 20.01 | |
19--22 | Чтение графика функции (описание свойств функции по ее графику) | 5 | 27.01- 24.02 | |
23 | Зачет по теме «В лабиринтах функций». | 1 | 03.03 | |
| 6.В лабиринтах текстовых задач. | 8 | | |
24-25 | Решение практических задач. | 2 | 10, 17.03 | |
26-27 | Нахождение процента от числа. | 2 | 08.04 | |
28-29 | Нахождение числа по проценту от него. | 2 | 15.04 22.04 | |
30-32 | Нахождение процентного снижения или процентного повышения величины. Зачет по теме «В лабиринтах текстовых задач». | 3 | 29.04 06.05, | |
33 | Итоговый зачет. | 1 | 20.05 | |