СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Ковчег.Литература Русского Зарубежья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса внеурочной деятельности "Ковчег.Литература Русского Зарубежья" разработана в соответствии с ФГОС СОО.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Ковчег.Литература Русского Зарубежья"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ

_______ Е.Б. Ярош ________В.А. Петрова

Приказ № 54 от

«30__»______августа______2022 «30» августа2022










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу внеурочной деятельности

«Ковчег. Литература Русского Зарубежья»

10-11 класс


на 2022-2023 учебный год





ФИО разработчика: Ярош Е.Б.

Должность: учитель русского языка

и литературы

Категория: высшая













с. Татарский ключ


2022



Пояснительная записка


Основной принцип программы курса «Ковчег.Литература русского Зарубежья.» – принцип историзма, позволяющий на представленном материале показать учащемуся различные способы осмысления состояния мира, предлагаемые русскими художниками в XX - XXI вв.

Подобный методологический подход позволяет совместить философско-эстетический анализ литературного произведения с анализом историко-литературным, тем самым избежать политизированного, идеологизированного толкования художественных явлений; помочь учащимся увидеть в русском литературном произведении отражение национальной ментальности.

Программа предусматривает знакомство с новейшими приоритетами в области русского и зарубежного литературоведения, формирование способности осмысления новых научных парадигм, развитие творческих способностей к анализу и интерпретации художественных текстов.

Степень погружения в тот или иной контекст обусловливается фактором подготовленности учащихся к восприятию материала того или иного типа сложности. С учётом полноты и глубины реализации программы она может быть использована и в группах основного этапа обучения, и в группах продвинутого этапа обучения.


Цели и задачи дисциплины «Литература русского зарубежья»


Курс «Ковчег.Литература русского зарубежья» предполагает историко-литературное изучение предмета.

Цель дисциплины:

познакомить учащихся с литературным процессом и индивидуальными художественными системами писателей русской эмиграции «трех волн».

Задачи дисциплины:

  • дать общее представление о бытовании русской литературы, публицистики, издательского дела за рубежом (1920-1980-е гг);

  • углубить представления об основных модернистских направлениях в русской литературе первой половины ХХ века (декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, авангард) и трансформации реализма;

  • рассмотреть философские, этические и эстетические позиции русских зарубежных художников, эволюцию их творчества;

  • осмыслить наиболее репрезентативные произведения основных представителей литературы русского зарубежья;

  • представить современные методологии и методики анализа текста.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения данного курса учащиеся должны представлять социокультурную ситуацию, в которой оказалась литература русской диаспоры, освоить эстетику и художественное творчество писателей в динамике, уметь анализировать разнородовые (лирику и прозу), разножанровые (роман, рассказ, стихотворение, поэму и проч.) тексты, принадлежащие разным типам творчества (реализму, модернизму, авангарду, сюрреализму, импрессионизму и проч.).




Содержание дисциплины:

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Тема (лекция, коллоквиум)

Задание

Количество часов на изучение темы

1.

Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена.

Сообщения учащихся об одном из центров литературы русского зарубежья 1-ой волны

2

2.

Центры зарубежной русской литературы (Берлин, Париж, Шанхай и др.). Основные «волны» русской эмиграции.

И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»: тема, идея, образы и проблемы произведения

3.

Литература русского зарубежья 1917-1941 гг. И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»: философская, религиозная и этическая концепция жизни писателя.

Анализ одного из эпизодов романа (по выбору учащихся)

4

4.

«Жизнь Арсеньева»: тема разлуки, любви и смерти в романе.

Характеристика одного из персонажей (по выбору учащихся)

5.

Традиции и новаторство «автобиографического романа». Особенности жанра, поэтики.

И.А. Бунин, «Чистый понедельник»: эссе «Первое впечатление»

6.

«Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви в рассказах цикла «Темные аллеи».

И.С. Шмелев, «Лето Господне»: темы и проблемы произведения

7.

И.С. Шмелев, «Лето Господне». Автобиографическое повествование. Тема прошлого и его осмысления.

Анализ эпизода из романа (по выбору учащихся)

2

8.

Религиозное начало в произведении. Автор и герой: микромир героя и макромир художника.

М.И. Цветаева: анализ одного из стихотворений периода эмиграции.

9.

М.И. Цветаева. Исповедальное и трагедийное начала в литературе.

Сравнительный анализ стихотворений М.Цветаевой и А. Ахматовой (по выбору учащихся)

2

10.

Противопоставление быта бытию, духа материи в стихотворениях М. Цветаевой. Образ лирического героя (героини).

В.В. Набоков: анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся)

11.

В.В. Набоков. Жизнь и творчество. Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, психологизма.

В.В. Набоков, «Приглашение на казнь»: первое впечатление.

5

12.

В.В. Набоков, «Приглашение на казнь»: мир и его абсурдные законы. Реальное и воображаемое в художественном мире романа.

Раскрыть одну из тем романа

13.

В.В. Набоков, «Другие берега» - автобиографический роман. Ностальгическая тема в произведении. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

Психологический портрет главного героя

14.

В.В. Набоков, «Дар» - последний роман на русском языке. Тема ответственности человека перед собой и своей судьбой. Композиция романа.

«Защита Лужина»: в чем трагедия талантливого человека?

15.

В.В. Набоков, «Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Сообщения о представителях «второй волны» эмиграции

16.

«Вторая волна» русской литературной эмиграции:

И. Бродский, А. Солженицын.

Эссе «Стихотворение И. Бродского, отразившее суть времени» (по мнению учащегося)

1

17.

Жизнь и творчество И. Бродского.

Анализ одного из стихотворений И. Бродского (по выбору учащегося)

3

18.

Темы любви, жизни и смерти, назначении поэта и его судьбы в лирике И. Бродского.

Сообщения учащихся «Современники о Бродском»

19.

Особенности поэтики И. Бродского.

Эссе «Солженицын в истории и литературе ХХ века»

20.

А. Солженицын. Жизнь и творчество. Автобиографичность произведений писателя.

«В круге первом» - читать; проблематика романа

4

21.

Особенности поэтики идеологического романа (на примере романа А. Солженицына «В круге первом»).

«Раковый корпус» - читать; анализ эпизода (по выбору учащегося)

22.

Развитие идеологического романа в творчестве А. Солженицына (на примере романа «Раковый корпус»).

Эссе «Герои Солженицына» (по произведениям писателя)


23.

Место Солженицына в жанровом поиске литературы 60-х годов.

Сообщения о представителях «третьей» волны литературной эмиграции

24.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, И. Ратушинская, С. Соколов, Ф. Горенштейн и др. (обзорная лекция)

Г. Владимов, «Верный Руслан» - читать

1

25.

Г.Н. Владимов. Жизнь и творчество. Русская неподцензурная проза.

«Верный Руслан»: проблематика повести, композиция произведения.

5

26.

«Верный Руслан» - история создания повести. Характеристика литературного героя (собака, приученная нести караульную службу в лагере).

«Генерал и его армия» - читать

27.

«Генерал и его армия»: сопоставление и противопоставление героев и их поступков, “срывание всех и всяческих масок”, использование внутреннего монолога (психологизм повествования), перебрасывание действия от командующего российской армией к командующему армией противника.

Анализ эпизода (по выбору учащегося)

28.

«Генерал и его армия» Г. Владимова и «Война и мир» Л.Н. Толстого: паратекстуальная связь произведений.

Сообщения учащихся «Современники о романе

Г. Владимова»

29.

Оценка романа «Генерал и его армия» современниками (В. Богомолов, Ю. Щеглов, Н. Иванова и др.)

С. Довлатов, «Зона» - читать.

30.

С.В. Довлатов. Творчество, личность, судьба.

Проблематика повести, развитие сюжета, особенности композиции

3

31.

Особенности прозы С. Довлатова

(на примере повести «Зона»)

Система персонажей в повести «Зона»

32.

Соотношение автора и повествователя в повести «Зона».

Сообщения учащихся о произведениях В. Аксенова (по выбору)


33.

В. Аксенов. Жизнь и творчество. Эволюция поэтики писателя.

«Московская сага» - читать

2

34.

Основные темы и мотивы в произведениях В. Аксенова (тема творчества, мотив дороги). «Московская сага» - воплощение романа В. Аксенова на экране.

Темы саги, проблематика произведения. Ознакомиться с экранизацией произведения



3.2. Содержание разделов дисциплины

1. Общая характеристика первой волны русской эмиграции. Исход, основные центры расселения и периодические издания. Психологическая атмосфера в эмигрантской среде. Старшее и младшее поколения писателей. Взаимоотношения литератур метрополии и диаспоры. Публицистика писателей русского зарубежья.


2. Проза и публицистика старшего поколения писателей. Послеоктябрьская публицистика Д. Мережковского и З. Гиппиус. Эмигрантское творчество И. Бунина. Экзистенциальные проблемы в позднем творчестве Бунина. Тема любви в цикле «Темные аллеи» и новеллистике. «Жизнь Арсеньева» как феноменологический роман.


3. Импрессионистическая линия в русской литературе: лирическая проза Б. Зайцева. Импрессионистическая поэтика ранних рассказов Б. Зайцева. Поэтика модернистского романа («Дальний край»). Персональное повествование Б. Зайцева как продуцирование реалистического мирообраза («Золотой узор»). Становление христианской модели мира в эмигрантском творчестве Б. Зайцева. Литературное житие «Преподобный Сергий Радонежский».


4. Формирование христианского мирообраза в раннем творчестве И. Шмелева («Человек из ресторана»). Изображение катастрофичности бытия в повествовании «Солнце мертвых»: семантика и структура мифа. Мифологизация национальной действительности в дилогии «Лето Господне» и «Богомолье».


5. Основные мотивы творчества Марины Цветаевой. Темы любви, одиночества и высокого предназначения поэта в лирике поэтессы. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии.


6. Русскоязычная проза В. Набокова: дискуссии о творческом методе В. Набокова. Основные набоковедческие концепции. Интертекстуальность как способ концепирования реальности в романе «Машенька». Концепция игры и проблема творчества в романе «Защита Лужина». Функция сюжета письма в романе «Приглашение на казнь».


7. Оригинальное творчество Бродского как уникальный опыт приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Темы любви, жизни и смерти, назначении поэта и его судьбы в лирике И. Бродского.


8. Понятие «возвращённая литература». Творчество А. Солженицына как отражение эпохи репрессий и утверждения величия человека, человеческого достоинства.


9. Тема России и ее истории в творчестве Г. Владимова. Тема трагической судьбы независимой личности в произведениях писателя.


10. Сосуществование двух миров: вечного и повседневного в творчестве С. Довлатова. Своеобразие «довлатовского письма», уникальность стиля произведений Довлатова.


11. Своеобразие ранней прозы В. Аксёнова, тяготеющей к романному содержанию. Элементами жанровой структуры, подвергающимися трансформации в творчестве В. Аксёнова. Романное начало в рассказах В. Аксёнова 1960–1970-х гг.

Варианты тем № 5 и 6.

*5. Творчество поэтов, вышедших из акмеизма (В. Ходасевич, Н. Оцуп, И. Одоевцева, Г. Иванов и др.). Лирика В. Ходасевича: дискуссии о творческом методе; устойчивые темы и способы их воплощения, эволюция от сборника «Путем зерна» - к «Европейской ночи».


*5. Поэтический мир Г. Иванова: роль традиции в ранней лирике Г. Иванова («Отплытие на о. Цитеру»), художественное своеобразие сборников «Сады», «Вереск»; темы и мотивы поздней лирики Г. Иванова (1948-1958. Стихи; Посмертный дневник). Авангардная проза Г. Иванова («Распад атома»).


*6. Художественный мир М. Осоргина: концепция природокультуры, лирическое и автобиографическое начала (роман «Сивцев вражек»). Мемуарная проза М. Осоргина: «Времена». Становление метатекстовых структур в прозе М. Осоргина конца 1930-х годов (рассказы, роман «Вольный каменщик»).



4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


4.1. Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996) / В.В. Агеносов. – М.: «Высшая школа», 1998. – 543 с.

2. Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. - М.: Языки славянской культуры,2008. - 328 с.

3. Барковская, Н.В. Литература русского зарубежья (Первая волна) / Н.В. Барковская. – Екатеринбург, 2001. – 155 с.


б) дополнительная:

1. Адамович, Г. Одиночество и свобода / Г. Адамович. – СПб: «Логос», 1993. – 224 с.

2. Буслакова, Т.П. Литература русского Зарубежья. Курс лекций / Т.П. Буслакова. - М.: «Высшая школа», 2005. – 364 с.

3. Литературная энциклопедия русского Зарубежья (1918-1940). Т. 1. Писатели русского Зарубежья. - М.: РОССПЭН,1997. Т. 2. Периодика и литературные центры. - М.: РОССПЭН, 2000. Т. 3. Книги. - М.: РОССПЭН,2002.

4. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов / А.Г. Соколов. - М.: «Высшая школа»,1991. – 184 с.

5. Струве, Г. Русская литература в изгнании / Г. Струве. - Париж, 1984. – 419 с.


4.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

Дисциплина обеспечивается программой «Литература русского зарубежья», книжными фондами библиотек, материалами интернет-ресурсов.


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер, DVD-проигрыватель, мультимедийный проектор.


6. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

6.1 Основные историко-литературные и методологические положения излагаются в лекционном курсе по программе «Литература русского зарубежья». В основу концепции курса положена монография автора программы «Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века» (М.: Языки славянской культуры, 2008. – 328 с.). Анализ конкретных произведений осуществляется на практических занятиях. Методические усилия преподавателя направлены на реализацию концепции курса (аудиторные занятия) и контроль за самостоятельной работой студентов (чтением художественных текстов, мемуаров, проверкой конспектов, подготовкой к зачету).

6.2 Самостоятельная работа студентов предполагает чтение и осмысление художественных текстов, мемуаров, литературоведческих и критических источников по литературе русского зарубежья. Формы самостоятельной работы: чтение, конспектирование источников, реферирование, доклады по творчеству отдельных писателей.


Примерный перечень вопросов к зачету:

  • Общая характеристика первой волны русской эмиграции: исход, бытование, взаимоотношение литератур метрополии и диаспоры. Старшее и младшее поколения.

  • Основные русские периодические издания. Русская зарубежная периодика.

  • Тема любви в эмигрантском творчестве И. Бунина («Темные аллеи», «Митина любовь», «Солнечный удар»).

  • Русский феноменологический роман: «Жизнь Арсеньева» И. Бунина.

  • Мифопоэтика «Солнца мертвых» И. Шмелева.

  • Мифологический образ России в «Лете Господнем» И. Шмелева.

  • Ранняя лирическая проза Б. Зайцева.

  • «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева: концепция и поэтика.

  • Своеобразие образа лирической героини в поэзии и прозе М. Цветаевой.

  • Образ реальности в романе В. Набокова «Машенька».

  • Концепция игры в творчестве В. Набокова («Защита Лужина»).

  • Сюжет письма в романе В. Набокова «Приглашение на казнь».

  • Анализ одного из стихотворений И. Бродского (по выбору учащегося).

  • Герои А. Солженицына: кто они?

  • Образы войны и мира в произведениях Г. Владимова и В. Аксенова.


Варианты вопросов по темам № 5, 6:

  • Автобиографическая проза М. Осоргина («Времена»).

  • «Сивцев вражек» М. Осоргина: на пересечении традиций.

  • Своеобразие исторического романа М. Алданова: «Ключ».

  • «Путем зерна» В. Ходасевича: темы, мотивы, мифопоэтика.

  • Концепция творчества В. Ходасевича («Тяжелая лира»).

  • Воспоминания и публицистика В. Ходасевича («Некрополь», статьи).

  • Ранняя лирика Г. Иванова.

  • «Распад атома» Г. Иванова как авангардный и сюрреалистический текст.

  • Эволюция творчества Г. Иванова: стихи 1940-50-х годов, «Посмертный дневник».



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!