муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей протокол № _____ от ________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________________ М. А. Гришанова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности творческого объединения
«Рисуем мир»
для 5-8 классов
Составитель:
Дмитриева М. С. Учитель изобразительного искусства
2016 – 2017 год.
Содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности «Рисуем мир».
Содержание курса внеурочной деятельности «Рисуем мир» с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности «Рисуем мир».
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные УУД:
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Выполнять зарисовки с натуры.
• Проводить анализ творческих работ своих одноклассников, используя информацию полученную на занятии.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь по алгоритму делать характеристику картины.
• Учиться выполнять творческую работу в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты обучающихся, освоивших курс внеурочной деятельности «Рисуем мир»
Учащиеся научатся:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
Учащиеся получат возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям.
Содержание курса
На изучение курса внеурочной деятельности «Рисуем мир» отводится следующее количество часов:
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
2018-2019 | 2 | 35 | 70 |
Содержание курса внеурочной деятельности «Рисуем мир»
70 часов
Тема 1. Вводное занятие. Наша фантазия (2 часа)
Виды деятельности.
- пользование графическими материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами открыток, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 2. Изучение цветов: тёплые и холодные тона, контрастные и нюансные цвета, блик, тень, полутень. (1 час)
Виды деятельности.
- уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- изучение средств светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 3. Выразительность линейного рисунка.(2 часа)
Виды деятельности.
Декоративный линейный рисунок.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 4. Приёмы передачи освещённости «Изобразить можно в объёме. (3 часа)
Виды деятельности.
Выполнить линейный зарисовок натюрморта с передачей светотени.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Тема 5. Плоды осени в разном колорите. (2 часа)
Виды деятельности.
Изображение плодов осени с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с последующей практической деятельностью.
Тема 6.Пейзаж: «Осенние краски лесной феи». (2 часа)
Виды деятельности.
Выполнение осеннего пейзажа акварелью без предварительного карандашного наброска.
Формы занятия.
Рассказ с последующей практической деятельностью.
Тема 7. Удивительное рядом.(2 часа)
Виды деятельности.
Изображение различных видов бабочек.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Тема 8.Искусство набросков животных(2 часа)
Виды деятельности.
Выполнения наброска кошки – линейный и тоновый рисунок.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 9.Рисование в технике «Граттаж».(2 часа)
Виды деятельности.
Рисование с картинки.
Изучение техники «Граттаж»
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 10.Рисование на тему: «Братья наши меньшие».(3 часа)
Виды деятельности.
Рисование с картинки или по представлению.
Изображение фигуры животного по схеме.
Работа акварелью над изображением животного.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 11.Декоративный букет.(2 часа)
Виды деятельности.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Тема 12. Домашние питомцы.(2 часа)
Виды деятельности.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Выполнение работы акварелью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Тема 13.Рисунок на тему: «Правила дорожные знать каждому положено».(2 часа)
Виды деятельности.
Изучение дорожных знаков при помощи творчества.
Выполнение коллективного панно, изображающего дорожную ситуацию.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Тема 14.Рисунок портрета.(1 час)
Виды деятельности.
Знакомство с основами изображения портрета.
Изображение пропорций лица человека.
Работа выполняется по схеме карандашом.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 15. Портрет мамы.(2 часа)
Виды деятельности.
Повторение пропорций лица человека.
Изображение портрета с фотографии.
Работа выполняется карандашом, используя работу тоном.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 16. Открытка ко Дню матери.(1 час)
Виды деятельности.
- пользование графическими материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами открыток, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 17. Зимний пейзаж.(2 часа)
Виды деятельности.
Знакомство с линейной и воздушной перспективой.
Использование линейной и воздушной перспективы в изображении зимнего пейзажа.
Использование холодных оттенков при изображении пейзажа.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами открыток, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 18. «Милые вещички».(3 часа)
Виды деятельности.
Лепка из солёного теста с последующей росписью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 19. Рисунок на тему: «Фигура человека».(2 часа)
Виды деятельности.
Изучение схемы построения фигуры человека.
Изображение фигуры человека.
Работа карандашом, выполнение наброска.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 20. Мир фентези.(2 часа)
Виды деятельности.
Изображение фантастических животных .
Работа акварелью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 21. Рисование новогодних карнавальных масок.(2 часа)
Виды деятельности.
Показ готовых масок.
Изображение схемы маски.
Изготовление маски по представлению или образцу.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 22. Изготовление праздничной открытки.(2 часа)
Виды деятельности.
- пользование графическими материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами открыток, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 23.Коллективное творчество. Коллаж к Новому году.(3 часа)
Виды деятельности.
Знакомство с техникой коллаж.
Выполнение коллективной работы.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами коллажей, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 24. Рисуем открытки на тему: «Рождество».(2 часа)
Виды деятельности.
- пользование графическими материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами открыток, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 25. Натюрморт «Утренний завтрак».(4 часа)
Виды деятельности.
Повторение основ композиции.
Изображение линейно-конструктивного построения натюрморта на листе.
Работа цветом. Использование холодных и тёплых оттенков.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами натюрмортов. Самостоятельные работы.
Тема 26. Дизайн исторического костюма.(2 часа)
Виды деятельности.
Выполнение творческого проекта.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами пейзажей.Самостоятельные работы.
Тема 27. Рисование на тему: «Я и моя семья».(3 часа)
Виды деятельности.
Рисование по памяти или по фотографии.
Использование фигур людей при изображении семьи.
Работа выполняется карандашом.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами портрета. Самостоятельные работы.
Тема 28. Один день из жизни родного города. (3 часа)
Виды деятельности.
Рисование с картинки.
Выполнение графических зарисовок по памяти и представлению сюжетов из повседневной жизни города
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 29. Тематическая картина. (3 часа)
Виды деятельности.
Рисование с картинки или по представлению.
Изображение фигуры животного.
Изображение человека.
Использование основ композиции в своей работе.
Работа акварелью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 30. Рисунок на тему: «Родина моя». (1 час)
Виды деятельности.
Рисование с картинки или по представлению.
Изображение родных уголков страны.
Использование холодных и тёплых цветов в своей работе.
Использование основ композиции в своей работе.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 31. Рисунок фантастических персонажей в технике пуантель. (1 час)
Виды деятельности.
Знакомство с техникой пуантель.
Применение основ композиции в своей работе.
Использование светотени при изображении фантастических персонажей.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 32. Зарисовки диких животных. (1 час)
Виды деятельности.
Рисование с картинки.
Изображение фигуры животного по схеме.
Работа карандашом над изображением животного.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Тема 33. Рисуем открытку к 8 марта. (1 час)
Виды деятельности.
- пользование графическими материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами открыток, выполненных в разнообразных техниках. Самостоятельные работы.
Тема 34.Морской пейзаж. (1 час)
Виды деятельности.
Повторение воздушной перспективы.
Изображение воздушной перспективы в морском пейзаже.
Использование холодных оттенков в изображении моря.
Использование техники по-сырому в работе.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами пейзажа. Самостоятельные работы.
Тема 35.Городской пейзаж. (1 час)
Виды деятельности.
Повторение линейной и воздушной перспективы.
Изображение линейной перспективы в городском пейзаже.
Использование композиции в работе.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с видами пейзажа. Самостоятельные работы.
Выставка работ
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия (урока) | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Наша фантазия | 2 |
2 | Изучение цветов: тёплые и холодные тона, контрастные и нюансные цвета, блик, тень, полутень | 1 |
3 | Выразительность линейного рисунка | 2 |
4 | Приёмы передачи освещённости «Изобразить можно в объёме | 3 |
5 | Плоды осени в разном колорите | 2 |
6 | Пейзаж: «Осенние краски лесной феи». | 2 |
7 | Пейзаж: «Осенние краски лесной феи» | 2 |
8 | Искусство набросков животных | 2 |
9 | Рисование в технике «Граттаж» | 2 |
10 | Рисование на тему: «Братья наши меньшие» | 3 |
11 | Декоративный букет | 2 |
12 | Домашние питомцы | 2 |
13 | Рисунок на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» | 2 |
14 | Рисунок портрета | 1 |
15 | Портрет мамы | 2 |
16 | Открытка ко Дню матери | 1 |
17 | Зимний пейзаж | 2 |
18 | «Милые вещички» | 3 |
19 | Рисунок на тему: «Фигура человека» | 2 |
20 | Мир фентези | 2 |
21 | Рисование новогодних карнавальных масок | 2 |
22 | Изготовление праздничной открытки | 2 |
23 | Коллективное творчество. Коллаж к Новому году | 3 |
24 | Рисуем открытки на тему: «Рождество» | 2 |
25 | Натюрморт «Утренний завтрак» | 4 |
26 | Дизайн исторического костюма | 2 |
27 | Рисование на тему: «Я и моя семья» | 3 |
28 | Один день из жизни родного города | 3 |
29 | Тематическая картина | 3 |
30 | Рисунок на тему: «Родина моя» | 1 |
31 | Рисунок фантастических персонажей в технике пуантель | 1 |
32 | Зарисовки диких животных | 1 |
33 | Рисуем открытку к 8 марта | 1 |
34 | Морской пейзаж | 1 |
35 | Городской пейзаж | 1 |
| Итого: | 70 |