СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа театральной студии "Буратино"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа театральной студии "Буратино"

Просмотр содержимого документа
«Программа театральной студии "Буратино"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




Принята на Педагогическом совете Директор ГБОУ «Менделеевская школа для с ОВЗ»

Приказ №__от «__» ________2022г. _________Тихонова Н.В.












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Буратино» для детей с ОВЗ

1 год обучения


Направленность: художественно-эстетическая

Возраст учащихся: 7-9лет











Автор составитель: Мусикаева Ю.Ш.

Учитель начальных классов,

Олигофренопедагог












Менделеевск 2022


Оглавление



1.Пояснительная записка 3-8


2. Учебный план 9-15


3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

16-23


4. Содержание программы 24-31


5. Организационно-методические условия реализации программы 32-33


6 .Формы аттестации/контроля 34


7. Список информационных ресурсов 35-36



































Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение программы.


Адаптированная образовательная программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности "Буратино" составлена на основе следующих документов:


1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;


2.Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;


3.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26


4.Концепции развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.),


5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598;


6.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,


7.;Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»,


8.Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

9.Устава МБУ ДО «Центр детского творчества» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.


3

10.Положения об организации деятельности в МБУ ДО «Центр детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных программ и иные ЛНА.


Актуальность программы

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир театра, проявить и реализовать свои творческие способности.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время важнейшей социально- педагогической проблемой.

Дети с ОВЗ более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтных ситуаций.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.


Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.


Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности.

В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Для преодоления

4

отклонений в развитии учащихся со специальными нуждами в обучении и воспитании необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность.

Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях.

Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.

Проблема образования и воспитания детей средствами театрального искусства актуальна в дополнительном образовании. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор цели нашей программы.

Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в театральной студии.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на выявление возможностей театральной деятельности детей в социально-культурном развитии личности. Участие в театральной студии создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Данная программа включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д.

Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный СВ. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем - Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, К.С. Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С. Щепкиным, A.M. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Букатова, И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.


Цель: воспитание и развитие понимающего, театрального зрителя и участника спектаклей, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

5

Задачи:


- познакомить с театром как видом искусства;


-через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов;


-через упражнения из области актёрского мастерства научить концентрировать внимание, управлять фантазией;


-дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах поведения на сцене и в зрительном зале, об этюде, о сценарии;


-через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать логическое мышление, способность выстраиванию событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции на предлагаемые обстоятельства;


-через постановочную работу развить чувство ответственности, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность.


Тип программы – комплексная.


Занятия в театральной студии ведутся по программе, включающей пять разделов:


I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.


II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.


III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.


IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут

даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию

6

мизансцен при постановке творческих номеров, владению пространством сцены.

Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.


V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на мероприятиях.


Основные функции этого раздела:


- создает условия для самовосприятия, самореализации и самоутверждения ребенка;


- устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими;


- развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.


Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.


Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий.


Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.


В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная итанцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.

7

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:


- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);


- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);


- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);


- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).


Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.


Контроль так же может осуществляться в такой форме, как контрольное занятие, участие в мероприятиях.


Возрастная группа обучающихся:


девочки и мальчики 7-9 лет.


Объем часов:


Программа рассчитана на 1год обучения: каждый понедельник и среду по 2 занятия, всего 144 занятия.


Продолжительность одного занятия: 30 мин.


Форма подведения итогов программы дополнительного образования учащихся – выступления и конкурсы.











8

Учебный план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1-2

Вводное занятие

1

1

2

3-4

Основы сценической речи

1

1

2

5-6

Культура речи

1

1

2

7-8

Дыхание и голос

1

1

2

9-10

Дикция


1


1


2

11-12

Орфоэпия

1


1


2


13-14

Работа над текстом

1

1

2

15-16

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

1


1


2


17-18

Наблюдательность

1

1

2

19-20

Сценическое действие


1



1



2



21-22

Сценическое внимание


1


1


2


23-24

Ритмопластика

1



1



2



25-26

Ритмика

1


1




2


27-28

Пластика

1


1


2


29-30

Танцевальная азбука

1

1

2

31-32


Репетиционно - постановочные работы

1

1

2

33-34

Основные этапы работы над театральным действием

1

1

2

35-36

Виды театрального искусства.

1

1

2

37-38

Театральное

закулисье.

1

1



2



39-40

Театр и зритель.

1

1

2

41-42

Организация

внимания,

воображения, памяти

1

1

2

43-44

Сценическое действие.

1

1

2

45-46

Творческая

мастерская.

1

1

2

47-48

Игровое занятие «Мы в театре».

1

1

2

49-50

Культура зрителя.

1

1

2

51-52

Добро пожаловать в театр.

Посещение театрализованного представления

драматического театра.

1

1


2


53-54

Художник в театре.

1

1

2

55-56

Экспромт - спектакль.

1


1


2


57-58

Ритмопластика.

1

1

2

59-60

Игровое занятие. Культура и техника речи.

1


1


2


61-62

Знакомство с содержанием спектакля. Распределение ролей.

1


1


2


63-64

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1

1

2

65-66

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1

1


2


67-68

Сценическое актёрское мастерство.

1

1

2

69-70

Музыкальное оформление театрализованного представления.

1

1

2

71-72

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1


1


2


73-74

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1

1

2

75-76

Сценическое актёрское мастерство.

1

1

2

77-78

Музыкальное оформление театрализованного представления..

1

1

2

79-80

Изготовление декораций, костюмов.

1

1

2

81-82

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

1

1

2

83-84

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

1

1

2

85-86

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

1

1

2

87-88

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь»

1

1

2

89-90

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.


1

1

2

91-92

Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

1

1

2

93-94

Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1

1

2

95-96

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

1

2

97-98

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».


1

1

2

99-100

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

1

2

101-102

Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.




1

1

2

103-104

Выразительное чтение поэзии и прозы.




1

1

2

105-106

Работа над дикцией

1

1

2

107-108

Театральная игра

1

1

2

109-110

Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.

1

1

2

111-112

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

1

1

2

113-114

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

1

1

2

115-116

Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".




1

1

2

117-118

Прочтение сценария презентации театрального кружка. Обсуждение сценария. Распределение ролей .

1

1

2

119-120

Чтение по ролям.



Работа над дикцией.

1

1

2

121-122

Театральная азбука.


1

1

2

123-124

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

1

1

2

125-126

Инсценированиемультсказок



По книге «Лучшие мультики малышам»

1

1

2

127-128

Театральная игра


1

1

2

129-130

Основы театральной культуры

1

1

2

131-132

Инсценирование народных сказок о животных.

1

1

2

133-134

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

1

1

2

135-136

Театральная игра

1

1

2

137-138

Театральная игра" Веселые артисты"


1

1

2

139-140

Инсценировка сказки «Колобок»

1

1

2

141-142

Концертная деятельность

1

1

2

143-144

Итоговое занятие.

1

1

1


ИТОГО:

72

72

144
































15

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы



п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

примечание

план

факт

1-2

Вводное занятие

2




3-4

Основы сценической речи

2




5-6

Культура речи

2




7-8

Дыхание и голос

2




9-10

Дикция

2




11-12

Орфоэпия

2




13-14

Работа над текстом

2




15-16

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

2




17-18

Наблюдательность

2




19-20

Сценическое действие


2




21-22

Сценическое внимание


2




23-24

Ритмопластика

2




25-26

Ритмика

2




27-28

Пластика

2




29-30

Танцевальная азбука

2




31-32


Репетиционно - постановочные работы

2




33-34

Основные этапы работы над театральным действием

2




35-36

Виды театрального искусства.

2




37-38

Театральное

закулисье.

2




39-40

Театр и зритель.

2




41-42

Организация

внимания,

воображения, памяти

2




43-44

Сценическое действие.

2




45-46

Творческая

мастерская.

2




47-48

Игровое занятие «Мы в театре».

2




49-50

Культура зрителя.

2




51-52

Добро пожаловать в театр.

Посещение театрализованного представления

драматического театра.

2




53-54

Художник в театре.

2




55-56

Экспромт - спектакль.

2




57-58

Ритмопластика.

2




59-60

Игровое занятие. Культура и техника речи.

2




61-62

Знакомство с содержанием спектакля. Распределение ролей.

2




63-64

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

2




65-66

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

2




67-68

Сценическое актёрское мастерство.

2




69-70

Музыкальное оформление театрализованного представления.

2




71-72

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

2




73-74

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

2




75-76

Сценическое актёрское мастерство.

2




77-78

Музыкальное оформление театрализованного представления..

2




79-80

Изготовление декораций, костюмов.

2




81-82

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

2




83-84

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

2




85-86

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

2




87-88

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь»

2




89-90

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.


2




91-92

Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

2




93-94

Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

2




95-96

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

2




97-98

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».


2




99-100

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.

2




101-102

Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.




2




103-104

Выразительное чтение поэзии и прозы.



2




105-106

Работа над дикцией

2




107-108

Театральная игра

2




109-110

Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.

2




111-112

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

2




113-114

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

2




115-116

Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".



2




117-118

Прочтение сценария презентации театрального кружка. Обсуждение сценария. Распределение ролей .

2




119-120

Чтение по ролям.


Работа над дикцией.

2




121-122

Театральная азбука.


2




123-124

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

2




125-126

Инсценированиемультсказок


По книге «Лучшие мультики малышам»

2




127-128

Театральная игра


2




129-130

Основы театральной культуры

2




131-132

Инсценирование народных сказок о животных.

2




133-134

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

2




135-136

Театральная игра

2




137-138

Театральная игра" Веселые артисты"


2




139-140

Инсценировка сказки «Колобок»

2




141-142

Концертная деятельность

2




143-144

Итоговое занятие

2






23
































Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие.


Ознакомление учащихся с задачами на данный учебный год.


Тема 2. Основы сценической речи.


2.1. Культура речи .


Беседа о культуре общения.


Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.


2.2. Дыхание и голос .


Практические занятия:


1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).


2. Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.).


3. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).


4. Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.).


5. Голосовой тренинг.


6. Пропевание куплетов известных детских песен.


2.3. Дикция .


Практические занятия - артикуляционная гимнастика:


1. Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики», «Молотки» и т.д.).


2. Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.


2.4. Орфоэпия.

24

2.4.1. Содержание понятия «орфоэпия». Буква и звук. Речь письменная и устная.


Практические занятия:


Комплекс упражнений на развитие способностей узнавать и различать речевые звуки («Веселые колокольчики», «Зайки-барабанщики», «Найди игрушку» и т.д.).


2.4.2. Гласные и согласные звуки.


Практические занятия:


Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и согласных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.).


Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца», «Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.).


2.5. Работа над текстом .


2.5.1. Темпоритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного в чтении.


Практические занятия:


1) Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.


2) Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А мы громко хлопаем …» и т.д.).


2.5.2. Логические ударения. Определение логических ударений по смысловому признаку.


Практические занятия:


1) Комплекс игр на выделение в стихах логических ударений («Веселые горнисты» и т.д.).


2) Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.


2.5.3. Выразительное чтение четверостиший.


Практическое занятие – «Словарный КВН».

25

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.


3.1. Наблюдательность как важнейший признак сценического действия .


Практические занятия:


1. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например, наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и т д.).


2. Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки», «Все к своим флажкам» и т.д.).


3. Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.).


Также можно использовать в этом разделе творческие игры:


1) бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.)


2) игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)


3) игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей и т.д.)


4) игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и т.д.)


5) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.


3.2. Сценическое действие.


Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.


Практические занятия:


1. Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в коридор, потому что … и т.д.).


2. Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем:


1) групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)


2) этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.)

26

3) этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.)


4) парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)


5) этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву» и т.д.)


3.3. Сценическое внимание.


Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене.


Практические занятия:


1. Комплекс упражнений на развитие произвольного внешнего внимания (например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать монеты; узнать по запаху вещь и т.д.).


2. Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).


3. Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Заяц без норки», «Летающий мешочек» и т.д.).


4. Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.)


Тема 4. Ритмопластика.


4.1. Ритмика.


Практические занятия:


4.1.1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма:


1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма


2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)


3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

27

4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг


5) прыжки под музыку под скакалку


6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.


4.1.2. Ритмическая гимнастика:


1. Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны


2. Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме


3. Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая палка, обруч и т.д.)


4. Бег под музыку


5. Комплекс упражнений с различными видами синкоп


6. Комплекс музыкальных игр («Музыкальный мяч», «Волшебная шапка», «Веселая дудочка» и т.д.)


7. Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и ночь», «Хитрый кот» и т.д.)


8. Комплекс упражнений на построение и перестроение («Корзиночка», «Цепочка» и т.д.)


9. Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием - передача в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.)


4.2. Пластика.


4.2.1. Понятие «акробатика». Ёе значение в формировании актерской личности.


Практические занятия:


1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений


2. Комплекс простых акробатических упражнений (кувырки, «березка» и т.д.).


4.2.2. Пантомима. Движение и образ.


Практические занятия:

28

1. Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри», «Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)


2. Пластические этюды («Аленький цветочек», «Водоросли», «Роботы» и т.д.)


3. Комплекс упражнений на равновесие («Лягушка - веселушка», «Переправа через ручей», «Выше ноги» и т.д.)


4.3. Танцевальная азбука .


Русские народные танцы и пляски. Простейшие элементы исполнения русских народных танцев и плясок (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).


Практические упражнения:


1. Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития техники танца.


2. Комплекс упражнений и элементов русских народных танцев:


2.1. Девочки – руки на платье, мальчики – руки на поясе


2.2. Полуприседания


2.3. Вытягивание ноги вперед, в сторону


2.4. Подъём на носочках


2.5. Повороты и наклоны головы


2.6. Повороты и наклоны корпуса и т.д.


3. Разучивание несложных композиционных рисунков («Диагонали», «Хоровод» и т.д.).


Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.


5.1. Основные этапы работы над театральным действием .


Особенности театральных постановок. Их виды и жанры. Понятие «мизансцена». Мизансцена как часть театрального действия. Виды и примеры мизансцен.


Практические занятия:

29

1. Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра произведения.


2. Определение главных событий постановки.


3. Работа над отдельными эпизодами и сценами.


4. Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.


5. Выпуск и показ постановки.


6. Обсуждение постановки с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.


Тема 6. Концертная деятельность.


Практические занятия.


Тема 7. Итоговое занятие.


Заключительная беседа руководителя с разбором работы каждого участника кружка. Перспектива работы на следующий учебный год.



Требования к уровню подготовки учащихся


После окончания первого года занятий учащиеся младшего школьного возраста должны


знать:


- правила поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;


- понятие «театр», виды театров;


- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;


уметь:


- выполнять простейшие упражнения по актерскому мастерству;


- выполнять разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;

30

- выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.


навыки:


- выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;


- преодолевать страх перед публичным выступлением.


После окончания занятий учащиеся среднего школьного возраста должны


знать:


- понятие «танец», основные танцевальные направления.


- простые элементы русских народных танцев и плясок.


уметь:


- декламировать стихи;


- выполнять основные движения русских народных танцев;


- выполнять пластические и актерские этюды на темы, предложенные педагогом;


- выполнять базовые упражнения на общую физическую подготовку;


- применять полученные знания и умения при выступлениях на общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.


навыки:


- внимательно, не отвлекаясь работать на протяжении всего времени занятий;


- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.









31


Организационно-методические условия реализации программы


Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

занятость каждого ребенка в течение всего занятия.


Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе выступлении и репетиции, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка.



Методы организации учебной деятельности: - фронтальный;

- коллективный;

- индивидуально-фронтальный;

- групповой;

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

Педагогические приемы:

Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д );

Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

32

Методы проведения занятия:


Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по

темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,

Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выступление.

Материально-техническое обеспечение программы.


Оборудование:


Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, проектор, электронная доска, костюмы.




































33

Формы аттестации/контроля



Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля

1) Стартовый контроль в форме олимпиады , позволяющий определить исходный уровень развития воспитанника

2) Текущий. Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование.

3) Итоговый контроль. Участники кружка будут принимать участие в конкурсах .





































34


Список информационных ресурсов



1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось 89, 2011. – 115 с.


2. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2011. – 309 с.


3. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2014. – 192 с.


4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 2011. – 90 с.


5. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2013. – 509 с.


6. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 2015. – 480 с.


7. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. – Л.: ЛГИТМИК, 2016. – 154 с.


8. Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – К.: Издательство Красноярского университета, 2012. – 151 с.


9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 2016. – 334 с.


10. Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство, 2013. – 68 с.


11. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 2012. – 566 с., с ил.


12. Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 2001. – 397 с.


13. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 2002. – 135 с.


14. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с.


15. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. - М.: Просвещение, 2001. – 97 с.


16. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2013. – 208с.

35

17. Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. – М.: ГИТИС, 2017. – 220 с.


18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 2016. – 204 с.


19. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ, 2017. – 118 с.







































36


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!