ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11КЛАССА.
(гуманитарное направление)
ТЕМА: Методы решения физических задач.
АВТОР: Заикина Ирина Анатольевна, учитель физики.
Г Аксу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа спецкурса составлена на основании ГО СО РК 2013г, согласована с содержанием программы основного курса физики 11класса (гуманитарного направления), является логическим продолжением спецкурса 10класса, но включает в себя вопросы, более глубокого и объемного изучения тем, предложенных в ней. Одним из методов углубления, расширения, прочного усвоения знаний является метод решения физических задач.
Через решение задач имеется возможность повторить такие темы, которые не вошли в основную программу: «Геометрическая оптика» и « Волновая природа света».
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как любознательность, настойчивость, внимательность, дисциплинированность, развивается воображение и творческие способности.
Целями данной программы является:
-развитие интереса к физике, формирование умений решать различные типы физических задач по темам, рассматриваемым в 11классе.
-совершенствование( расширение, углубление) полученных в основном курсе физики знаний и умений.
-формирование представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач.
Программа построена таким образом, что материал, предусмотренный основной программой, параллельно календарному планированию дополняется новыми сведениями по изучаемым темам и ведется их закрепление, отработка через решение задач.
Задачи курса: научить учащихся классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и прогнозировать этапы решения задач различной сложности, опираясь на теоретический багаж знаний. Развить у учащихся точку зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.
В результате слушатели спецкурса будут иметь более широкие теоретические знания по изученным темам, школьники смогут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения различных типов задач.
В завершении курса учащиеся предоставляют творческие работы (рефераты, научные проекты) по пройденным темам, где отражают свои теоретические или практические наработки на обсуждение класса и сдают итоговый тест, предусматривающий проверку умений решать задачи.
В качестве методов и форм обучения на занятиях спецкурса рекомендуются коллективные (групповая деятельность, технология КМД) и индивидуальные формы работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА.
1.Электростатика (4ч)
2. Законы постоянного тока (3ч).
3. Электромагнетизм (3ч)
4.Электромагнитные колебания и волны (6ч).
5.Специальная теория относительности (2ч).
6.Квантовая природа света (3ч).
7. Волновая природа света ( 5ч)
8.Атомное ядро и элементарные частицы (8ч).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
1.Формулировать основные физические законы и знать границы их применимости.
2.Вычислять:
- характеристики электростатического поля.
- характеристики электрического поля.
- характеристики колебательного контура,
- характеристики цепей переменного тока,
-волновые характеристики света,
-корпускулярные характеристики света,
-кинематические и динамические величины в теории относительности,
- атомные характеристики.
3.Определять:
-по графику характеристики свободных и вынужденных электромагнитных колебаний,
- энергетические уровни атома и энергию излученного и поглощенного фотонов.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА
(ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание. |
| 1.Электростатика. | 6 | | |
1/1 | История изучения электрических явления. | | | |
2/2 | Электрические явления в природе. Меры безопасности с электричеством в быту, на природе. | | | |
3/3 | Законы электростатики. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | | | |
4/4 | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. | | | |
5/5 | Решение задач на определение энергетических характеристик поля. | | | |
6/6 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | | | |
| 2.Постоянный ток. | 3 | | |
1/7 | Решение задач на определение параметров тока. | | | |
2/8 | Виды соединения потребителей. Законы последовательного и параллельного соединений. | | | |
3/9 | Ток в различных средах. | | | |
| | | | |
| 3.Электормагнетизм | 3 | | |
1/10 | Магнитный поток. | | | |
2/11 | Сила Ампера. Сила Лоренца. | | | |
3/12 | Движение частиц в магнитном поле. | | | |
| | | | |
| 4.Электормагнитные колебания и волны | 6 | | |
1/13 | Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. | | | |
2/14 | Проводник в магнитном поле. Самоиндукция. | | | |
3/15 | Колебательный контур и его характеристики. | | | |
4/16 | Открытие электромагнитных волн. Характеристики. Свойства. | | | |
5/17 | Дисперсия. Интерференция. Дифракция волн. | | | |
6/18 | Дифракционная решетка. Поляризация света. | | | |
| | | | |
| 5.Специальная теория относительности | 3 | | |
1/19 | Следствия из постулатов ТО. | | | |
2/20 | Следствия из постулатов ТО. | | | |
3/21. | Закон связи массы и энергии. | | | |
| | | | |
| | | | |
| 6. Квантовая природа света | 3 | | |
1/22 | Фотон и его характеристики. | | | |
2/23 | Уравнение Эйнштейна для Фотоэффекта. | | | |
3/24 | Световое давление. | | | |
| | | | |
| 7.Атом и атомное ядро. | 10. | | |
1/25 | История развития учения о строении атома. Радиоактивность. Природа излучений. | | | |
2/26 | Закон радиоактивного распада. Спектральный анализ. | | | |
3/27 | Решение задач по ядерной физике. | | | |
4/28 | Ядерные реакции. Удельная энергия. | | | |
5/29 | Энергетический выход ядерных реакций. | | | |
6/30 | Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | | | |
7/31 | Элементарные частицы. | | | |
8/32 | Экспериментальная работа «Изучение движения частиц в магнитном поле». | | | |
9/33. | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | | | |
10/34. | Конференция « Физика в природе» (творческие работы учащихся) | | | |
| | | | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
.
1.Башарулы Р.Учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Издательство « Мектеп», 2007г.
2.Конгарт Б. Дидактические материалы. Естественно-математическое направление. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г
3.Пинский А.А. Учебник для 11 класса с углубленным изучением физики. М. «Просвещение». 2004.
4.Жданов Л. Курс физики (часть Iи II) Издательства «Наука»,1990г. Москва.
5.Турчина Н.3800 задач для школьников и поступающих в вузы по физике. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2000г.
6.Туякпаев С. Сборник задач. Алматы: Издательство «Мектеп» , 2006г.
7.Лукашик В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11класс. Москва. Просвещение.2007г.
8.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М. «Просвещение». 2001
9.Гуща. А.И. Пособие по физике для подготовительных отделений. Минск. «Высшая школа». 1984.
10.Фиргант . Е. В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М. «Высшая школа». 1999г