ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.
( ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ )
ТЕМА: Методы решения физических задач.
АВТОР: Заикина Ирина Анатольевна, учитель физики.
Г. Аксу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа спецкурса составлена на основании ГО СО РК 2013г, согласована с содержанием программы основного курса физики 10 гуманитарного класса, но включает в себя вопросы, более глубокого и объемного изучения тем, предложенных в ней. Одним из методов углубления, расширения, прочного усвоения знаний является метод решения физических задач.
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как любознательность, настойчивость, внимательность, дисциплинированность, развивается воображение и творческие способности.
Целями данной программы является:
-развитие интереса к физике, формирование умений решать различные типы физических задач;
-совершенствование( расширение, углубление) полученных в основном курсе физики знаний и умений.
-формирование представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач.
Программа построена таким образом, что материал, предусмотренный основной программой, параллельно календарному планированию дополняется новыми сведениями по изучаемым темам и ведется их закрепление, отработка через решение задач.
Задачи курса: научить учащихся классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и прогнозировать этапы решения задач различной сложности, опираясь на теоретический багаж знаний. Развить у учащихся точку зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступать и учиться в учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Основная задача курса- научить школьников применять полученные знания при решении различных типов задач, а также подготовить к сдаче ЕНТ.
В результате слушатели спецкурса будут иметь более широкие теоретические знания по изученным темам, школьники смогут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения различных типов задач.
В завершении курса учащиеся предоставляют творческие работы (рефераты, научные проекты) по пройденным темам (и содержащие какие-либо конкретные расчеты), где отражают свои теоретические или практические наработки на обсуждение класса и сдают итоговый тест, предусматривающий проверку умений решать задачи.
В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать следующие методы обучения:
1) метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
2) метод частично-поисковой деятельности, способствующей самостоятельному решению проблемы;
3) исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:
1) педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
2) активизации деятельности учащихся;
3) частно - предметные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА
10 класс (гуманитарное направление)
(34 часа, 1 час в неделю).
1.Введение (1ч)
2.Кинематика (7ч)
3.Динамика (7ч)
4.Молекулярно-кинетическая теория (10ч)
5.Термодинамика (9ч)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
1.Формулировать основные физические законы и знать границы их применимости.
2. Вычислять:
-кинематические величины, используя законы кинематики,
-равнодействующую силу, используя законы Ньютона,
-находить значение механических сил;
-импульс тела,
-механическую энергию тела,
- термодинамические параметры системы, используя уравнения термодинамики,
3. Определять:
- кинематические величины по графику,
- термодинамические величины по графику.
Календарно- тематический план спецкурса по физике
Для 10 класса гуманитарного профиля.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ | Тема | Кол.часов | Дата пров. | Примечание |
| | | | |
. | ВВЕДЕНИЕ | 1 | | |
1./1 | Классификация физических задач и методы их решения. Метрическая система мер. Развитие механической картины мира. | | | |
| | | | |
| КИНЕМАТИКА. | 7 | | |
| | | | |
1./2 | ОЗМ. Кинематика равномерного движения. | | | |
2./3 | Равнопеременное движение. | 1 | | |
3./4 | Свободное падение тел. | 1 | | |
4./5 | Графическое представление движения. | 1 | | |
5./6 | ОЗМ при решении комбинированных задач. | 1 | | |
6./7 | Кинематика криволинейного движения. | 1 | | |
7./8 | Относительность механического движения. | 1. | | |
| | | | |
| ДИНАМИКА, ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ. | 8 | | |
| | | | |
1./9 | Законы Ньютона. | 1 | | |
2./10 | Силы в природе. | 1 | | |
3./11 | Силы в природе | 1 | | |
4./12 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | | |
5./13 | Второй закон Ньютона в импульсном виде. | 1 | | |
6./14 | Виды механической энергии. | 1 | | |
7./15 | Закон сохранения энергии. | 1 | | |
8./16 | Закон Бернулли. | 1 | | |
| | | | |
| МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 10 | | |
| | | | |
1/17 | Характеристики молекул | 1 | | |
2/18 | Характеристики молекул | 1 | | |
3/19 | Основное уравнение МКТ | 1 | | |
4/20 | Температура. Способы определения. | 1 | | |
5/21 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | | |
6/22 | Изороцессы. | 1 | | |
7/23 | Графические задачи на чтение изопроцессов | 1 | | |
8/24 | Уравнение Клапейрона- Менделеева. | 1 | | |
9/25 | Решение тестовых задач по МКТ | 1 | | |
10/26 | Решение комбинированных задач по МКТ | 1 | | |
| | | | |
| ТЕРМОДИНАМИКА | 8 | | |
| | | | |
1/27 | Внутренняя энергия и способы ее изменения. | 1 | | |
2/28 | Законы термодинамики. | 1 | | |
3/29 | Законы термодинамики. | 1 | | |
4/30 | КПД тепловых двигателей | 1 | | |
5/31 | Решение задач на применение уравнения теплового баланса | 1 | | |
6/32 | Решение тестовых задач по термодинамике | 1 | | |
7/33 | Решение тестовых задач по термодинамике | 1 | | |
8/34 | Контроль умений. Итоговый тест | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебники физики для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г.
2.Конгарт Б. Дидактические материалы. Естественно-математическое направление. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г
3.Пинский А.А. Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики. М. «Просвещение». 2004.
4.Жданов Л. Курс физики (часть Iи II ) Издательства «Наука»,1990г. Москва.
5.Балаш В. Задачи по физике и методы их решения. Москва, Просвещение.2001г.
6.Турчина Н.3800 задач для школьников и поступающих в вузы по физике. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2000г.
7.Туякпаев С. Сборник задач. Алматы: Издательство «Мектеп» , 2006г.
8.Лукашик В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11класс. Москва. Просвещение.2007г.
.9.Гуща А.И. Пособие по физике для подготовительных отделений. Минск. «Высшая школа». 1984.
10.Фиргант. Е. В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М. «Высшая школа». 1999г