Программа SketchUp на уроке изобразительной деятельности
Автор: Егорова Елена Ивановна
Учитель ИЗО
МБОУ «СОШ №45» г. Чебоксары
Ученики в 7 классе знакомятся с таким понятием, как перспектива .
Глубина пространства, объём предмета на рисунке невозможно показать не зная законов перспективы. Любое изображение отражает реальность, а главное действующее лицо-человек. Архитектура и дизайн, рисунок и живопись-это те средства, при помощи которых человек может творить. Урок ИЗО помогает каждому ученику почувствовать себя творцом.
Такие понимания, как соразмерность, пропорциональность и трехмерность предметов хорошо можно увидеть при помощи программы SketchUp. Эта программа, несложная в использовании, помогает ученику понять эти важные и ,порой, непростые явления.
Этот урок прекрасно впишется в 3 часть учебника «Город и человек».
Как мы уже упоминали, первое и главное мерило всему в архитектуре и дизайне человек. Человеку важно, какие здания и вещи его окружают, какими предметами он пользуется, что он видит. Наши впечатление зависит от отношения объёма предмета к пространству.
Поэтому, первой задачей для ученика будет создание соразмерного для него дома. При работе в программе в правом нижнем углу при перемещении курсора будут отражаться размеры заданного прямоугольника (например, 5 на 6 метров). Для первой работы рекомендуется обратиться к варианту небольшого здания, в дальнейшем усложняя проектируемый объект.
Основу конструкции дома составляют вертикальные плоскости. Они несут всю тяжесть конструкции. Клавиша «тяни/толкай» прекрасно дает это понять. При помощи нее мы сначала создаем фундамент, а потом и поднимаем стены. При этом нужно предложить ученику подумать при какой высоте потолка человеку будет комфортно находиться в помещении. Вот и пример пропорциональности . «Понятие» начинает обретать конкретную форму.
Следующий этап, это понимание горизонтальных элементов. Это те части, которые лежат на вертикалях. Пол на фундаменте, крыша и потолок на стенах. Стоит вспомнить, что и столбы, и колонны могут нести несущую роль, то есть быть вертикальными частями. А в роли перекрытий могут выступать перемычки и балки, что относится к горизонтальным частям здания. Именно благодаря перемычкам мы можем соорудить окна и двери. Здесь можно вспомнить какое разнообразие имеют современные окна (классические, панорамные, арочные и т.д.)
Отдельно стоит поговорить о разнообразии конфигураций крыш. Можно показать примеры из интернет источников. Возможно, ребята вспомнят, что многие примеры они встречали в своей жизни. Отмечаются отличия двускатных и односкатных крыш. Рассказывают, что означат «вальмовые крыши». Какие сложнее проектировать, а какие проще.
Благодаря тому, что в программе можно вращать объект, мы с легкостью можем построить двускатную крышу. Сама программа рассчитана так, что все отрезки автоматически помечаются точкой середины. Это дает точность построение и понимание симметрии .
После того как дом построен, можно приступать к самому интересному. К дизайну. В левом верхнем углу представляется довольно большой выбор художественных средств. При желании можно создать практически любой стиль. Лишние линии построения убираются при помощи функции «ластик».
Стоит отдельно поговорить о цвете в архитектуре. Цвет помогает организовать пространство человека. Подчеркнуть или спрятать форму конструкции. Цвет обостряет эмоциональное восприятие пространства. Ребятам предлагается поэкспериментировать с разными цветовыми решениями. Какие эмоции они переживают? Что им кажется гармоничным, а что нет.
Программа настолько реалистична, что позволяет даже вставить в окна стекла, спроектировать окружающий ландшафт. Благодаря этому, каждый ребенок может почувствовать себя настоящим дизайнером.
А теперь посмотрите, что можно сделать, если убрать одну стену. Благодаря функции «рулетка», мы можем расставить мебель и создать внутреннее пространство нашего дома - интерьер . В программе есть функция «приближение», за счет чего, есть возможность зайти в созданное пространство и ощутить себя внутри своего дома.
В конце урока можно рассказать ребятам о важности изучения предмета ИЗО в школе, так как в современном мире востребовано такое качество, как креативное мышление. А именно на творческих уроках развивается это умение.
Домашним заданием будет обратить внимание на ту среду, которая окружает нас каждодневно. Какие цвета воспринимаются как гармоничные, а какие нет. Какие здания нравятся, а какие кажутся некрасивыми. Как окружающий ландшафт гармонирует с постройками.
Данный урок помогает ученику в игровой форме понять законы композиции. Создавая проекты, они учатся видеть соподчинение элементов, контраст объёмов, противопоставление высокого низкому, тонкого широкому, контрастного и монотонного.
Помимо художественных задач, ребенок учится строить сложные формы через простые элементы, Замечать геометрические фигуры в архитектурных объектах. Но самое важное это возможность на деле увидеть предмет в пространстве. Тем самым, формируя пространственное мышление .
Все эти навыки помогают в дальнейшем постижении таких точных наук как математика, геометрия, физика и т.д.