СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Рукодельница

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Рукодельница»

ВВЕДЕНИЕ


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Программа «Рукодельница» соединяет воедино сведения о вязании, текстильном моделировании. На занятиях в кружке ребята занимаются вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием. Ребята, прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни,безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение внеурочной деятельности занятий «Рукодельница». При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых на занятиях внеурочной деятельности «Рукодельница», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Однаиз интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные- лекции, беседы, викторины;

-наглядные- просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий ;

-практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 12 лет. Курс обучения планируется на один учебный год и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу.

Цель:

-Раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-­прикладного народного творчества;

- Сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям;

- Сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

- Развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства.

- Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность.

Задачи:

- Выработать у воспитанников осознанного отношения к труду;

- Привить интерес к народному искусству, вязанию, побудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно­-прикладного творчества;

- Воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;

- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

- Развивать образное восприятие окружающего пространства; развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- Формирование общетрудовых и начальных профессиональных умений;

- Побуждение к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством, научить детей основным техникам изготовления поделок;

- Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

- Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Организационно-педагогические основы обучения.

Учебно-воспитательный процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:

- воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах;

- детям, представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрастному составу, по уровню развития умений и навыков);

- педагогом создаются наиболее комфортные условия для детей на занятиях.

- Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения.

- Возраст воспитанников в группах – 10-14 лет.

- Количество детей в группах – не менее 15 человек.

Режим работы: 1 раз в неделю по 2 часа. Работа с детьми проводится в коллективной форме, но и может быть звеньевой, в зависимости от сложности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема №1 Вводное занятие. (2ч.)

Теоретические занятия

1.1Основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы.

1.2 Декоративно-прикладное творчество

Практические занятия.

Показ работ учащихся , коллекций кружка, знакомство с экспонатами из различных материалов. Записи ТБ в тетрадь.

Литература

Инструктаж по ТБ, учебные пособия по ТБ.

Тема № 2 Вязание крючком. 2ч

Тб при работе с крючком и спицами

Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания.

Тема № 3 Упражнения вязания столбиков и воздушных петель.6ч

Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.

Тема № 4 Вязание узорного полотна. 6ч

Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте.

Тема № 5 Прихватка. 6ч

Выбор форм. Зарисовка схем оформления.

Тема №6 Сумочка. 6ч

Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия.

Тема №7 Сувениры, игрушки 8 ч

Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

Тема № 8 Кружева, воротники и салфетки. 6ч

Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев.

Тема № 9 Создание куклы в технике скульптурный текстиль 2ч

Тб при работе с острыми и режущими инструментами, иглами, ножницами

Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров; выбор своей темы, образа и характера будущей куклы; работа над эскизами; материалы; текстильные швы.

Тема № 10 Изготовление головы: техника, схемы утяжек; пробная работа. 4ч

Тема № 11 Изготовление головы 4ч. Продолжение работы над головой куклы: формирование лица; изготовление и пришивание глаз, век, ушей; работа над рельефом, выражающим эмоциональное выражение лица; волосы.

Тема №12 Изготовление туловища куклы 6ч: каркас, формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; ладони, ступни.

Тема № 13 Основы изготовления костюма:6ч

моделирование и раскрой; сборка и окончательная доработка куклы в целом.

Тема №14 Прическа, макияж; подготовка куклы к выставке;





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



занятия

Название темы

Всего часов

Вид деятельности учащихся

1

Вводное занятие.

Изучение Т/Б и её запись.


2

Основы ТБ работы с инструмента Записи ТБ в тетрадь.

Ми, инструктаж безопасной работы.

Тема № 2 Вязание крючком. 2ч

2

Вязание крючком. Инструменты и приспособления.

Освоение приемов вязания.

2

Тб при работе с крючком и спицами

Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания.

Тема № 3 Упражнения вязания столбиков и воздушных петель.6ч


3

Условные обозначения. Чтение схем. Вязание воздушных петель.

2

Основные виды петель. Условные обозначения петель. Чтения схем. Технология вязания воздушной петли

4

П/Р тренировочные упражнения вязания воздушных петель.

П/Р вязание столбиков с накидом и без накида.

2

Технология вязания воздушных петель, столбиков с накидом и без накида, выполнение тренировочных упражнений.

5

Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.

П/Р выполнение картины из цепочек.

2

Зарисовать картинку для заполнения воздушными цветными цепочками. Технология выполнения картины из цепочек, ее оформление.

Тема № 4 Вязание узорного полотна. 6ч

6

Понятие о рапорте. Изменение фактуры вязаного полотна.

2

Начало вязания полотна, вязание рядами, плотность вязания, закрепление вязания.

7

П/Р тренировочные упражнения вязания круга.

П/Р тренировочные упражнения вязания квадрата.

2

Технология вязания по кругу, плотность вязания. Технология вязания квадрата, тренировочные упражнения.

8

П/Р тренировочные упражнения вязания пятигранника. П/Р вязание пятигранника

2

Технология вязания пятигранника, особенности вязания, тренировочные упражнения, плотность вязания.

Тема № 5 Прихватка. 6ч

9

П/Р Выбор форм. Зарисовка схем оформления. П/Р подбор ниток, крючка.

2

Эскизы прихваток, чтение схем. Подбор ниток, подготовка к работе.

10

П/Р вязание основной части прихватки. П/Р вязание прихватка.

2

Технология начало вязание прихватки, плотность вязания. Вязание прихватки по схеме.

11

П/Р вязание прихватки, вязание петельки.

П/Р оформление прихватки.

2

Вязание прихватки, вывязывание петельки для прихватки. Способы обвязки. Оформление прихватки. Качество выполнение прихватки.

Тема №6 Сумочка. 6ч

12

Выбор модели сумочки.

П/Р выбор и зарисовка схем.

2

Выбор модели сумочки, подбор пряжи, крючка. Зарисовка схемы. Тренировочные упражнения.

13

П\Р начало вязания сумки.

П/Р вязание сумки по схеме.

2

Технология начала вязания сумки. Чтение схемы, вязание сумки.

14

П/Р вязание сумки.

П/Р окончания вязания сумки, оформление работы.

2

Технология вязания сумки, следуя вязания по схеме, завершение работы, оформление сумки.

Тема №7 Сувениры, игрушки 8 ч

15

П/Р выбор сувенирного изделия.

П/Р зарисовка эскизов, схемы.

2

Работа с журналами, подбор изделия, чтение схемы, подбор ниток, крючка, выполнение тренировочных упражнений, разбор схемы.

16

П/Р начало вязания сувенира.

П/Р вывязывание отдельных элементов.

2

Технология начала вязания, плотность вязания. Вывязывание отдельных элементов, согласно схеме, контроль качества.

17

П/Р способы соединения элементов сувенира, их обвязка.

П/Р вязание сувенира.

2

Способы соединения элементов сувенира, их обвязка. Технология вязания сувенира согласно схеме.

18

П/Р окончание вязания сувенира.

П/Р оформление сувенира.

2

Окончание вязания, оформление сувенира, согласно схеме, добавление декоративных элементов (бусинки, стразы и т.д.)

Тема № 8 Кружева, воротники и салфетки. 6ч

19

Способы вязания воротников, салфеток и кружев.

П/Р выбор схемы для салфетки.

2

Работа с журналами, просмотр презентации. Технология вязание салфетки. Чтение схемы, выполнение тренировочных упражнений.

20

П/Р начало вязание салфетки.

П/Р вязание салфетки.

2

Технология начала вязания салфетки. Вязание салфетки по схеме.

21

П/Р вязание салфетки согласно схеме.

П/Р окончание вязание салфетки.

2

Вязание салфетки по схеме, контроль рапорта рисунка. Окончание вязание салфетки, оформление работы.

Тема № 9 Создание куклы в технике скульптурный текстиль 2ч

22

Тб при работе с острыми и режущими инструментами, иглами, ножницами.

Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров.

2

Тб при работе с острыми и режущими инструментами, иглами, ножницами

Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров; выбор своей темы, образа и характера будущей куклы; работа над эскизами; материалы; текстильные швы.

Тема № 10 Изготовление головы: техника, схемы утяжек; пробная работа. 4ч

23

Технология изготовления головы.

П/Р выполнение тренировочных упражнений изготовления головы.

2

Просмотр презентации, разбор этапов выполнения головы. Выполнение тренировочных упражнений изготовления головы.

24

П/Р выполнение тренировочных упражнений изготовления головы.

П/Р оформление головы

2

Технология выполнения головы куклы.

Подбор материалов, инструментов.

Тема № 11 Изготовление головы 4ч

25

П/Р заготовка для головы.

П/Р начало изготовление головы, формирование лица.

2

Технология изготовления головы, формирование лица. Использование схемы, просмотр презентации.

26

П\Р изготовление и пришивание глаз, век, ушей.

П/Р изготовление головы.

2

Формирование лица; изготовление и пришивание глаз, век, ушей; работа над рельефом, выражающим эмоциональное выражение лица; волосы.


Тема №12 Изготовление туловища куклы 6ч

27

П/Р изготовление каркаса для куклы.

П\Р формирование мягкого тела.

2

Изготовление каркаса для куклы. Оплетение каркаса ватой, формирование мягкого тела.

28

П/Р обтяжка тела трикотажем.

П/Р закрепление ткани, выполнение ручных швов.

2

Заготовка трикотажа, технология обтяжки тела трикотажем. Закрепление ткани ручными швами.

29

П/Р изготовление ладони, ступни.

П/Р изготовление тела для куклы

2

Технология изготовления ладони, ступни. Окончательное выполнения тела для куклы.

Тема № 13 Основы изготовления костюма:6ч

30

П/Р выбор костюма для куклы.

П/Р моделирование и раскрой костюма.

2

Подбор модели костюма для куклы. Подбор ткани. Раскрой костюма.

31

П/Р сметывание деталей костюма.

П/Р пошив костюма для куклы.

2

Технология пошива костюма для куклы.

32

П/Р отделка костюма для куклы.

П/Р окончательная доработка костюма для куклы.

2

Подбор отделки для костюма , пришивание элементов декора для костюма, оценка качества выполненной работы.

Тема №14 Прическа, макияж; подготовка куклы к выставке;

33

П/Р оформление прически.

П/Р доработка по выполнению деталей куклы.

2

Просмотр презентации, оформление прически. Доработка деталей куклы.

34

П/Р окончательная работа над изготовлением куклы.

П/Р оформление куклы.

2

Окончательная работа над изготовлением куклы.

Оценка качества работы. Подготовка куклы к выставке.






















19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!