СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития ДОО как инструмент повышения качества дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа развития ДОО как инструмент повышения качества дошкольного образования»


Программа развития ДОО как инструмент повышения качества дошкольного образования


Шишкова Людмила Александровна,

старший воспитатель

первой квалификационной категории,

БМАДОУ «Детский сад № 19»


Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что «качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»

Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний, умений и навыков воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса.

Исходя из современных требований, предъявляемых к содержанию и качеству дошкольного образования, и возникла необходимость разработки Программы развития учреждения.

Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции Образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития Образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в Образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития – локальный акт Образовательной организации, определяющий стратегические направления ее развития на среднесрочную перспективу. Программа развития как нормативно-управленческий документ развития Образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания.

Актуальность разработки программы развития ДОО обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.

Для проведения внутренней оценки качества образования было разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования. Данное Положение о внутренней системе оценки качества образования в БМАДОУ «Детский сад № 19» определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в образовательной организации, ее организационную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в образовательной организации.

Внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательной программы с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

Программа развития была спроектирована с учетом мониторинговых исследований внутренней системы оценки качества образования, а также с учетом предполагаемых рисков, возможных в процессе реализации программы.

Разработка программы развития включала следующие этапы:

I этап включал в себя подготовку информации о ДОО.

II этап - выявление потенциала развития образовательной организации. SWOT-анализ.

Ключевую позицию в содержании Программы развития образовательной организации занимает работа с проблемами, затрудняющими развитие образовательной организации. Одним из наиболее простых и наглядных инструментов выявления потенциала развития образовательной организации выступает SWOT - анализ – метод оценки внутренних сильных и слабых сторон организации, а также открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей

SWOT – анализ потенциала БМАДОУ «Детский сад № 19» проводился по следующим критериям и показателям:

  • Качество содержания и организации образовательной деятельности:

- Качество образовательных программ.

- Качество содержания образовательной деятельности

  • Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность:

- Кадровое обеспечение

- Материально-техническое обеспечение, РППС

Качество результатов образовательной деятельности:

- Содержание оздоровительной работы

- Взаимодействие ДОО с семьями

  • Качество управления образовательной организацией

Выводы:

Таким образом, исходя из анализа деятельности образовательной организации сделали вывод, что в ДОО созданы достаточные ресурсы для реализации программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Вместе с тем анализ показал, что необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов ресурсов, необходимых для повышения эффективности деятельности ДОО с целью выполнения требований ФГОС ДО и повышения качества дошкольного образования.

Для решения выявленных проблем были определены приоритетные направления развития ДОО:

- Создание системы условий, обеспечивающих качество дошкольного образования, через организацию в ДОО современного образовательного пространства.

- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через реализацию основной и адаптированных программ дошкольного образования, рабочей программы воспитания.

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в т.ч. детей с ОВЗ путём обеспечения здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в ДОО.

- Сохранение стабильно-высокого показателя уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках профессионального стандарта.

- Повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания.

III этап - формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения.

Концепция развития системы дошкольного образования основывается на праве каждого ребёнка на получение полноценного качественного образования в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями. Создание равных условий всестороннего и гармоничного развития каждого ребёнка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.

К основам развития ребёнка на этапе дошкольного детства относятся:

- культурно-исторический подход, при котором в Образовательной организации создаются оптимальные условия для позитивной социализации;

- системно-деятельностный подход, осуществляется в специфических для детей данной группы формы, прежде всего в форме игры;

- личностный подход, реализуется только в том случае, если учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, при этом сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.

Стратегия развития Образовательной организации заключается в создании оптимальных условий для обеспечения качественного образования и развития воспитанников в соответствии с современными требованиями в условиях поликультурного образовательного пространства и на основе личностно ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие Образовательной организации.

Эти направления определены проектами, обеспечивающими участие в реализации программы всех участников образовательных отношений. Проекты взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.

IV этап – формулирование целей и задач, результатов

Цель программы: создание современной образовательной среды, способствующей повышению качества образовательных услуг и формированию успешной личности дошкольника.

Задачи:

- Обновление содержания и форм организации дошкольного образования в соответствии с современными требованиями в условиях реализации ФГОС ДО;

- совершенствование системы здоровьесбережения средствами активного взаимодействия участников образовательных отношений;

- корректировка внутренней системы оценки качества образования;

- создание благоприятных условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и социальное благополучие каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

- повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта;

- создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;

- обновление развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы дошкольной организации.

Прогнозируемый результат реализации Программы развития

- Сохранена конкурентоспособность ДОО в сфере предоставления образовательных услуг;

- внедрена в практику внутренняя система оценки качества образования;

- функционирует система по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «ребенок - педагог - родитель», наблюдается положительная динамика здоровья воспитанников всех возрастных групп;

- обеспечена эффективная реализация Образовательной программы, адаптированных программ дошкольного образования, отобраны и используются методы, приемы и технологии, максимально соответствующие требованиям ФГОС ДО;

- усовершенствована система работы ДОО с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и детьми, имеющими высокий уровень развития;

- рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников; рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса;

- высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта педагога, увеличение количества педагогов, имеющих 1 и высшую категорию;

- откорректирована внутренняя система оценки качества образования;

- организовано участие педагогического в конкурсах и мероприятиях различного уровня;

- получила развитие система социального партнерства, ориентированная на расширение образовательного пространства и возможностей организации в решении задач развития всех участников образовательных отношений;

- организовано эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, поддерживается атмосфера доверия, взаимоподдержки и общности интересов, внедрены новые формы работы с семьей, в том числе, с использованием интернет-пространства и мобильных приложений;

- усовершенствована материально-техническая база, скорректирована развивающая предметно-пространственная среда и благоустроена территория ДОО;

- высокий уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, осуществлением присмотра и ухода за детьми (по результатам анкетирования);

- создано единое информационное пространство, позволяющее использовать образовательные ресурсы системно и целостно;

-созданы и распространяются методические пособия педагогов ДОО, отражающие лучший опыт работы.

V этап - определение содержания программы развития

В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты.

Проекты реализации Программы

- Проект «Управление ДОО» - система управленческой модели строится на принципах: коллегиальность в руководстве, делегирование полномочий; требовательность; контроль исполнения; демократичность.

Цель: модернизация системы управления дошкольной организацией, обеспечение развития системы самооценки качества образования и эффективности работы в сочетании с информационной открытостью.

Задачи:

- создать систему контроля управлением качества образования;

- повысить качество образовательных программ;

- обеспечение содержательности, привлекательности и престижности труда, более полное использование творческого потенциала сотрудников;

- обеспечение сохранения здоровья работников, поддержание нормального психологического климата в коллективе;

- поддержка положительного имиджа ДОО.

- Проект ««Здоровый ребенок - успешный ребенок»

Цель: совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ДОО с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников.

Задачи:

- оптимизация физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы, учитывающей особенности и потенциальные возможности детей с особыми образовательными потребностями;

- создание условий для безопасности жизнедеятельности воспитанников;

- формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;

- создание условий для осуществления в ДОО пропаганды здорового образа жизни среди всех участников образовательных отношений.

- Проект «Современный педагог»

Цель: развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями.

Задачи:

- обеспечение стабильно-результативного роста и повышения профессиональной компетентности педагогов;

- способствовать стремлению педагогов к повышению своей квалификации;

- повышение мотивации педагогов для улучшения качества образовательной деятельности;

- развитие информационной грамотности педагогов;

- повышать престиж профессии воспитатель.

- Проект «Мы вместе»

Цель: создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

- повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья, развития и воспитания детей, согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей;

- повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество.

- Проект «Развивающая предметно – пространственная среда»

Цель: совершенствовать развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями законодательства.

Задачи:

- продолжать работу по модернизации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организовать в ДОО современную цифровою среду, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования;

- совершенствовать материально-техническое обеспечение в соответствии с требованиями законодательства.

VI этап – определение механизма реализации Программы развития

Механизмом реализации Программы ДОО является составляющие ее проекты. Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов Программы будут осуществлять творческие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников.

VII этап – были определены риски

Выделили следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы:

Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует пересмотра целевых значений показателей реализации Программы, внесения изменений в Программу.

Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности организации, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти.

Организационно-управленческие риски могут быть связаны:

- с недостатками в управлении реализацией Программой;

- с неверно выбранными приоритетами развития.

Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. реализации Программы внесения изменений в Программу.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств.

Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса.

Возможные пути устранения угроз и рисков:

- Разъяснение идей Программы развития ДОО.

- Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров.

- Организация мониторинга.

- Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение.

После разработки программа развития была рассмотрена на заседании Педагогического совета, утверждена приказом руководителя дошкольной образовательной организации и прошла согласование у учредителя.

Результатом работы стала Программа развития БМАДОУ «Детский сад № 19» на 2022 -2027 годы.


Список источников:

Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО – М.: ТЦ Сфера, 2014

Белая К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля: ТЦ Сфера, 2017

Белоусова Р.Ю., Новоселова А.Н., Подоплелова Н.М. Управление ДОО в условиях нового законодательства: ТЦ Сфера, 2016

Кузнецова С.В., Гнедова Н.М. Современные подходы к развитию ДОО: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017

Мегалова И., Ценарева Н. Какой должна быть программа развития детского сада Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2015. № 3, 4, 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!