МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята На педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2017г. | | Утверждена Приказом № 34 от 31.08.2017г. Директор _________________ Терехова Л. П |
Рабочая программа
Социализация обучающихся,
работа с одарёнными и высокомотивированными учениками
на уроках биологии
и во внеурочной деятельности
на 2017 - 2019 годы
Воробьева Елена Владимировна
Ф.И.О., категория
2017
Актуальность программы
Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. В соответствии с требованиями ФГОС работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности современной школы. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Пояснительная записка
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Чтобы развить одарённого человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей
Задачи:
1. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми:
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
2. Развитие творческой, исследовательской активности детей;
3. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
4. Создать условия для самореализации одарённых детей.
Система работы с одаренными детьми.
Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.
I этап - подготовительный (5-6 классы)
На этом этапе идет выявление одаренных и талантливых детей. Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. С одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства и не потерять цепочку преемственности в основной школе. Хорошие результаты в этом направлении дает «Портфолио» - анализ особых достижений и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио. Формировать портфолио начинаем уже в начальной школе. И к концу обучения в школе у учащихся сформируется четкое понимание своих способностей.
II этап — развивающий ( 7 класс)
На этом этапе оказывается помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету. Результатами такого подхода являются участие в научно-исследовательских проектах. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
III этап – исследовательский ( 8 – 9 классы)
На данном этапе происходит:
- совершенствование исследовательских навыков
- совершенствование информационной культуры учащихся
- самостоятельное применение знаний умений и навыков.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Учитель должен уметь, иметь возможность и желание вызвать такой интерес, чтобы заинтересовать детей своим предметом. В этом вопросе одного таланта учителю будет мало, необходима постоянная работа над собой.
Ребенок должен иметь не только природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь.
Многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: уверенность , любознательность ,уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
Формы работы с одаренными учащимися.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
Факультатив;
Проведение предметных недель;
Научно-практические конференции;
Элективные курсы
Кружки по интересам.
Конкурсы.
Интеллектуальный марафон.
Участие в олимпиадах.
Участие в Интернет-олимпиадах.
Формы работы с родителями
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Творческие отчеты;
- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
Методы работы
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предметов биологии и экологии. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
• проблемно-развивающее обучение,
• проектно-исследовательская деятельность,
• игровые технологии,
• информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,
• развитие способностей (разно уровневые тесты, презентации),
• творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение. На уроках создаётся ситуация познавательного затруднения, при которой учащиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, где учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности: экологические кружки, предметные недели по биологии и экологии, индивидуальные занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам.
Ожидаемые результаты в работе с одарёнными детьми.
Личностные результаты: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Предметные результаты: умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты исследований, представлять результаты исследований, объяснять полученные результаты и делать выводы, коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Результативность работы с одарёнными детьми.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои ученики принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно- практических .