СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Программа работы с одаренными и мотивированными детьми по биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет организовать работу с одарёнными и мотивированными детьми.

Просмотр содержимого документа
«"Программа работы с одаренными и мотивированными детьми по биологии"»

Частное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №23 "Менеджер"


















Программа

работы с одаренными и мотивированными детьми

по биологии







Разработана

Кашаевой Дарьей Владимировной

учителем биологии



















г. Альметьевск 2019 г.


Пояснительная записка


Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.


Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.


Задачи:

  • развитие творческой, исследовательской активности детей;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;

  • создание условия для самореализации одарённых детей, через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, акциях и иных мероприятий образовательно-воспитательной направленности;

  • создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей;

  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников;

  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.


Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.




Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.


II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.


III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр заданий, исходя из конкретной учебной ситуации и учёта особенностей ребенка, уровня его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности (задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятия, расположение понятий от частных к общим, задания на развитие творческого мышления, задания на выполнение исследовательских и творческих проектов, задания на прогнозирование ситуаций и др.)

Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (проектно исследовательская мастерска и экологический кружок) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.


Формы организации работы с одаренными и мотивированными детьми:

  • работа со способными и одаренными детьми на уроках биологии (выполнение заданий повышенного уровня, подготовка индивидуальных сообщений)

  • внеурочные групповые консультации по темам программного содержания и надпрограммного уровня;

  • подготовка к олимпиадам;

  • подготовка к научно-практическим конференциям

  • подготовка и проведение конкурсов и биологических марафонов

  • работа с дополнительной литературой и оформление рефератов

  • проектно-исследовательская работа в рамках проектной мастерской «Зеленая лаборатория»

  • работа с презентациями

  • разработка информационных буклетов

  • работа по индивидуальным планам саморазвития






План работы с одарёнными и мотивированными детьми


Мероприятие

Сроки

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

сентябрь



2

Выявление одаренных детей. Проведение тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся

октябрь

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки, учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

4

Подготовка и участие школьников в предметной олимпиаде по биологии и экологии

1-четверть-школьный тур

2 четверть - муниципальный тур

3-4 четверть –республиканский и всероссийский тур


5

Подготовка и участие школьников в школьных, городских, республиканских и российских конкурсах, акциях и конференциях.

по графику согласно положениям о проведении данных мероприятий

6

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

В течение года, раз в неделю, по графику

7

Работа в проектно-исследовательской мастерской «Зеленая лаборатория»

В течение года, раз в неделю, по графику

8

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе

май


Результаты реализации программы.

Реализация программы предполагает:

  • повышение качества знаний по предмету;

  • углубление биологических знаний;

  • развитие умений проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность;

  • развитие умения выступать на большой аудитории.

  • рост индивидуальной траектории развития обучающегося, через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, акциях и т.д.






План подготовки учащихся к олимпиадам по биологии


№п/п

Направления деятельности


Мероприятия

Календарные сроки

1

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.


1- нед. сентября

2

Теоретическая подготовка.

1.Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.


2.Химический состав и строение клеток.


3.Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.


4.Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.


5.Общая характеристика царства Животные.


6. Характеристика систем органов человека.


7. Теоретические основы общей биологии.


8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.


9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.


10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.


2 нед. сентября




3 нед. сентября


4 нед. сентября



1 нед. октября



2 нед. октября



3. нед. октября


4 нед. октября


2 нед. ноября



3-4 нед. ноября



1 нед.декабря

3

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5.Решение практических заданий по теме «Растения»

6.Решение практических заданий по теме «Животные»

7. Решение практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

8.Решение задач по цитологии.

9.Решение задач по генетике.

2-4 нед. декабря









2-4 нед. января



1-2 нед. февраля



3-4 нед. февраля



март




1-2 нед. апреля


3-4 нед.апреля

4

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий

различного уровня сложности

прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и

интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным

вопросам.


май










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!