МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБОАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
| Согласовано: заместитель директора по ВР ________/ Исалдибирова С.С. «30» августа 2021г. | Утверждаю: директор МКОУ СОШ№15 _________/Асфендиярова Г.Д. «30» августа 2021г. |
Программа по работе с одаренными детьми
на 2021-2022 уч. год
а. Махмуд – Мектеб, 2022 г.
Пояснительная записка
В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейшие качественные скачки в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах …);
учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение;
общение с родителями;
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Направления работы
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Этапы психологического сопровождения одаренных детей
Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.
Диагностические методы:
наблюдение;
беседы;
измерения выраженности и структуры креативности;
измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;
измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта)
анкета способностей ребенка (для родителей);
социометрические исследования;
оценка коммуникативных навыков.
Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.
Виды деятельности:
индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;
обновление информационной базы данных одаренных детей;
психолого-педагогические лектории;
родительские собрания.
Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.
Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление плана развития индивидуальной траектории каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.
Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.
В школе проводятся следующие мероприятия:
организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся.
занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;
коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;
создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;
проектная деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
Использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоении модулей.
ПЛАН РАБОТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
| Мероприятие | Ответственные |
| Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей. | Психолог, |
2. | Тема для педсовета «Мониторинг качества образовательной среды». | Директор, Зам. директора по УВР Психолог |
3. | Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных». | Психолог |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
| Мероприятие | Ответственные |
1. | Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен». | Психолог |
2. | Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся. | Педагог |
3. | Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся. | Психолог |
4. | Родительские собрания. Примерная тематика родительских собраний: - «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»; - «Легко ли быть одаренным ребенком». | Психолог |
5. | Групповые консультации по итогам комплексных диагностик . | Психолог |
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
| Мероприятия | Ответственные |
1. | Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад. | Психолог Педагог |
2. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. | Психолог, зам. директора. |
3. | Групповые развивающие занятия по развитию креативности. | Психолог |
4. | Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений. Анкетирование по вопросам здоровьесбережения. | Психолог |
Заключение
Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся МКОУ «СОШ №15» представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Используемая литература
Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2008.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2007.
Педагог –психолог ___________ Кельдигазиева Р. С.