СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы педагога-психолога с одаренными детьми

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы педагога-психолога с одаренными детьми»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБОАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»



Согласовано:

заместитель директора по ВР ________/ Исалдибирова С.С.

«30» августа 2021г.


Утверждаю:

директор МКОУ СОШ№15

_________/Асфендиярова Г.Д.

«30» августа 2021г.







Программа по работе с одаренными детьми

на 2021-2022 уч. год





















а. Махмуд – Мектеб, 2022 г.


Пояснительная записка

В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейшие качественные скачки в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  1. подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.

  2. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах …);

  3. учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

  4. повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).


Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

К методам выявления одаренных детей относятся:

  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


Направления работы

1.       Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2.       Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.


Этапы психологического сопровождения одаренных детей

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.

Диагностические методы:

  • наблюдение;

  • беседы;

  • измерения выраженности и структуры креативности;

  • измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;

  • измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта)

  • анкета способностей ребенка (для родителей);

  • социометрические исследования;

  • оценка коммуникативных навыков.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Виды деятельности:

  • индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;

  • обновление информационной базы данных одаренных детей;

  • психолого-педагогические лектории;

  • родительские собрания.

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление плана развития индивидуальной траектории каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

В школе проводятся следующие мероприятия:

  • организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся.

  • занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;

  • коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;

  • создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;

  • проектная деятельность учащихся.


Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  2. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;

  3. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);

  4. Использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоении модулей.


ПЛАН РАБОТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

 

Мероприятие


Ответственные

Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.

Психолог,


2.

Тема для педсовета «Мониторинг качества образовательной среды».


Директор,

Зам. директора по УВР
Психолог

3.

Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».


Психолог


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Мероприятие


Ответственные

1.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».

Психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с  родителями учащихся.

Педагог

3.

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Психолог

4.

Родительские собрания.

Примерная тематика родительских собраний:

- «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»;

- «Легко ли быть одаренным ребенком».

Психолог

5.

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик .

Психолог


РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ



Мероприятия


Ответственные

1.

Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

Психолог
Педагог

2.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

Психолог, зам. директора.

3.

Групповые развивающие занятия по развитию креативности.


Психолог

4.

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Анкетирование по вопросам здоровьесбережения.

Психолог

 




Заключение

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся МКОУ «СОШ №15» представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

  • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.


Используемая литература

  1. Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.

  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2008.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

  4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.

  5. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2007.






Педагог –психолог ___________ Кельдигазиева Р. С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!