СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Мы разные, но мы вместе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Мы разные, но мы вместе»

Просмотр содержимого документа
«Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Мы разные, но мы вместе»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа имени Васлея Митты» Батыревского района Чувашской Республики



Утверждаю

Директор школы Чернышев В. С..

05.09. 2016 г.



Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Мы разные, но мы вместе»

Сроки реализации программы: 2016-2019 учебные годы,

5-7 класс





Автор программы:

Классный руководитель 5 класса

МБОУ «Первомайская СОШ им. В. Митты»

Батыревского района ЧР

Кольцова Елена Васильевна







С. Первомайское – 2016 год

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ



Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

1.Пояснительная записка.

Сегодня нелегко воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.

Участники программы. Данная программа составлена для работы с учащимися 5 – 7 классов.

Мне достался особенный класс. С первых дней дети были очень шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому. Только не все было так гладко. Трудность была в том, что ребята относились друг к другу как чужие. И не удивительно. Ведь они пришли в этот класс из трех разных школ, из восьми деревень: с. Первомайское -2 ученика, д. Верхние Бюртли Шигали – 2 ученика, д. Малые Арабузи – 2 ученика, д. Кокшаново -2 ученика, д. Нижнее Атыково – 1 ученик, д. Турмышево – 3 ученика, д. Верхнее Атыково – 2 ученика, д. Именево – 1 ученик. Всего 15 учащихся. Хотелось бы отметить , что из них один ученик воспитывался опекунами, трое были из малообеспеченных семей, двоих детей воспитывали бабушки и дедушки.

Пятнадцать совершенно разных детей, со своим миром, своими привычками, уже кое-какими взглядами на жизнь, своими достоинствами и недостатками, своим «Я». И нужно было из них, таких разных и даже самодостаточных , сплотить единый классный коллектив. При этом учителю нужно было рассмотреть в каждом ребенке его индивидуальность, неповторимость, его способности, его чуткий и ранимый внутренний мир и дать стимул для дальнейшего развития, стремления к знаниям. А главное, чтобы многие из них полюбили новую школу, приходили сюда ,как в свой второй дом. Чтобы в классе царила атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения, была солидарность

Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.

Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для себя, как классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.

Цель программы: раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, оказание помощи обучающимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи программы:

1. Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана атмосфера эмоционального комфорта для всестороннего развития личности, охватывающее интеллектуальный, нравственный, духовный, культурный и эстетический рост.

2. Создание благоприятной среды для физического развития детей, формирования навыков здорового образа жизни, соблюдения правил человеческого общежития.

3. Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.

4. Воспитание чувства преданности Родине и гордости за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Закона РФ «Об образовании»;

-Конвенции о правах ребенка;

-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

-Приоритетного национального проекта «Образование»;

-Инициативы Президента «Наша новая школа».

Главный принцип программы – забота об улучшении окружающего мира, о далеких и близких друзьях. Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее, светлее и радостнее вокруг.

Важно не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. Идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности учащихся в воспитательном мероприятии. Свободная воля проявляется, если воспитатель опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Реализация программы воспитания основана на принципах:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 14–15 лет. Участники программы: обучающиеся 5-7 классов, родители, классный руководитель, педагогический коллектив МБОУ «Первомайская СОШ».

На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:

  1. Гражданско – патриотическое.

  2. Учебное.

  3. Физкультурно – оздоровительное.

  4. Художественно – эстетическое.

  5. Трудовое.

  6. Нравственное

  7. Семья.

Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.

  • Привлечение к реализации программы школьного психолога.

  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.

  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.

  • Конверт достижений.





Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;

  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;

  • потребность в творческой самореализации;

  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.



Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:

I этап - 10-11 лет . Подготовительный. Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным . Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).

II этап – 11-12 лет. Практический. Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха. Дальнейшее совершенствование этих качеств.

III этап – 12-13 лет. Заключительный Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей Индивидуальная корректировка качеств.

На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.

Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе. Классному руководителю следует:

  1. Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.

  2. Помочь человеку быть творцом.

  3. Формировать активную гражданскую позицию личности.

  4. Воспитывать любовь к людям.

  5. Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставить себя унижению.

  6. Воспитывать трудолюбивую личность.

  7. Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.

  8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

  9. Воспитывать у учащихся волю и выносливость.

  10. Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.



Планируемые результаты.

Какими будут дети через три года?

1.           Сплочённый ученический коллектив со сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.

2.           Учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы (более половины класса).

3.           Школьники с развитыми навыками публичных выступлений (более половины класса).

4.           Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.

5.           Учащиеся, осознающие свои права и обязанности.

6.           Коллектив, который не только участвует в школьных мероприятиях, но и принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы.

7.           Школьники, осознающие свою гражданскую позицию.

Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации.

Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности.

Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе.

Каждый ребёнок интересен. Чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.

Отмечаются также  тревожные тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:

- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;

- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.

Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.

Современная школа должна создавать все условия для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах.





2. Основные программные мероприятия.

Перечень разделов и краткое описание основных программных мероприятий

Направления:

- интеллектуально-познавательное

- гражданско-патриотическое

- духовно-нравственное

- творческо-эстетическое

- спортивно-оздоровительное

- работа с семьёй



Интеллектуально-познавательное направление

Цель: оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Основные направления работы

1

углубленное изучение отдельных предметов

2

подготовка к участию в олимпиадах

3

участие в предметных неделях

4

занятия с отстающими в изучении программного материала детьми

5

расширение тяги и интереса к получению знаний

6

подготовка к участию в научно-практических конференциях

7

подготовка к участию в дистанционных конкурсах

8

развитие читательской способности

9

развитие компьютерной грамотности

10

развитие умений работы в Интернете

Гражданско-патриотическое направление

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Основные направления работы

1

формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом

2

формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей

3

воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение к изучению истории родного края

4

воспитание в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.



Духовно-нравственное направление

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Основные направления работы

1

формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения

2

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

3

формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений

4

формирование чувства любви к Родине, семье, школе

5

формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам

6

формирование политического сознания

7

воспитание интереса к самому себе, развитие потребности к саморазвитию и самореализации

8

развитие волевых качеств ученика, формирование критического осмысливания своих сильных сторон

9

формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа

10

воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях

11

развитие коммуникативных навыков



Творческо-эстетическое

Цель: гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Основные направления работы

1

развитие творческих задатков, способностей и склонностей

2

развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное

3

развитие эстетического вкуса, развитие воображения

4

участие в творческих конкурсах поделок, сочинений и др.

5

посещение кружков



Спортивно-оздоровительное направление

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Основные направления работы

1

диагностика физического состояния ребенка и определение его группы физического и спортивного развития

2

воспитание культуры здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам

3

знакомство с опытом и традициями людей по сохранению и укреплению здоровья

4

формирование навыков безопасного поведения

5

регулярный контроль состояния здоровья

6

участие в спортивных мероприятиях, посещение секций



Работа с семьёй

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Основные направления работы

1

организация и совместное проведение досуга ребенка и родителей

2

организация совместной творческой деятельности учителя, ребенка и родителей

3

организация психолого-педагогического просвещения родителей

4

посещение семей детей



Способы и формы определения результатов:

- диагностика уровня воспитанности, умений, навыков обучающихся класса;

- тестирование,

- анкетирование,

- собеседование,

- мониторинг обученности,

- мониторинг воспитанности,

- рейтинг посещаемости,

- портфолио обучающихся, портфолио класса,

- педагогические наблюдения,

- встречи с родителями,

- выявление лидеров по итогам учебного года:

«Эрудит», «Творческая личность», «Спортивная надежда», «Ученик года».

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности



Критерии

Показатели

Методики

Интеллектуальная развитость

Освоенность образовательной программы.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Развитость познавательных интересов.

Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и итоговой аттестации

Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Творческая развитость

Социальная активность учащихся.

Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Коммуникативная развитость

Коммуникабельность.

Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

«Я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Развитость креативных способностей

Способность к оригинальному мышлению.

Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

Сформированность классного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.


Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия.

Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Позитивные результаты развития обучающихся

Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.



3. План-график реализации программы.

2016-2017 учебный год, 5 класс

Месяц

интеллектуально-познавательное направление


гражданско-патриотическое направление


духовно-нравственное направление


творческо-эстетическое направление


спортивно-оздоровительное направление


работа с семьёй


Сентябрь

Классный час «Я пришел в 5 класс. Новые предметы»

Единые требования к учащимся. Классный час

«Школа – мой второй дом» Беседа об отношении к школьной мебели

«Чистая природа – кладезь жизни» экологический субботник

Осенний турслет, диагностика физического состояния ребенка и определение его группы физического и спортивного развития

«Посвящение в пятиклассники» Встреча с родителями

Октябрь

Участие в школьных олимпиадах

«Память о Беслане. Как вести себя при чрезвычайных ситуациях?» Кл. час

«Твой друг совершил плохой поступок – твои действия» диспут

Оформление классного уголка

Осенний кросс, Эвакуация. Что делать при тревожных сигналах?

«Сентябрь позади. Каковы мы?» Род. Собрание вместе с детьми и учителями

Ноябрь

«Мое портфолио» конкурс

«Имею право, но есть и обязанности» Беседа

«Сей добро вокруг себя» Классный час

Конкурс плакатов «Мы дружим с физкультурой»

Участие в месячнике «Мы за ЗОЖ»

Посещение уроков,

Декабрь


«По местам любимых героев» игра

«Святыни России» Заочная экскурсия Храм ХристаСпасителя

Украшение классного кабинета к новогодним праздникам. Конкурс «снежинок»

«Правильное питание – залог здоровья» Беседа «Что мы едим?»

«Ваш ребенок за домашними заданиями» индивидуальные беседы, консультации

Январь

«Счастливый случай Игра-викторина

«Моя малая Родина» Конкурс мини-сочинений и рисунков

«Светлый праздник – Крещение» виртуальное путешествие



посещение семей детей с целью изучения социально-бытовых условий проживания ребенка

Февраль

«Города-герои России» Классный час

«Моя малая Родина» «Повесть о настоящем человеке» беседа

«Мой отец – защитник Отечества» Кл. час

«Я против войны» Классный час о детях войны.

Участие в лыжной эстафете

Посещение уроков, «Адаптация пятиклассников» собрание

Март


«Моя Россия – моя страна» Конкурс рисунков

«Самое дорогое на земле – мама». Читаем вместе. «Ночь исцеления»

Участие в концерте «Школьная Весна» «Школа-радость жизни»


Итоги третьей четверти, род. Собрание

Апрель

Подготовка и участие в ВПР

Беседа «У нашей родной школы юбилей»

Участие в фестивале «Пасхальная радость»

«Пасхальное яичко» конкурс поделок

Весенний турслет

Индивидуальные беседы

Май

«Мои успехи в 5 классе» беседа

Парад Победы, участие в Бессмертном полке

Готовимся к концерту, посвященному юбилею школы

«Открытка ветерану своими руками» участие в акции

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» праздник

Итоги года, род. Собрание



2017-2018 учебный год

Месяц

интеллектуально-познавательное направление


гражданско-патриотическое направление


духовно-нравственное направление


творческо-эстетическое направление


спортивно-оздоровительное направление


работа с семьёй


Сентябрь

Участие в школьных олимпиадах

« Мы помним тебя , Бородино» Кл. час


Оформление классного уголка, выбор актива класса

Осенний турслет


Октябрь

«Моё портфолио» конкурс портфолио


Открытый Кл. час «Будьте добрыми и прекрасными»


участие в акции «Молодежь за здоровый образ жизни!» Агитбригада, конкурс рисунков

«Ваш ребенок за домашними заданиями» индивидуальные беседы, консультации

Ноябрь

«Что?Где?Когда?» Интеллектуальная викторина

«Культура Чувашского края. Чувашские праздники» Классный час.

«Хороший ли ты друг?» Беседа



Посещение уроков

Декабрь


«Культура Чувашского края. Народные пословицы» Кл час

«Русские посиделки» праздник русской песни

Украшение классного кабинета к Новому году



Январь


«Культура Чувашского края. Песни и танцы»Кл. час

«Святыни России» Заочная экскурсия Дивеево




Февраль

«Как мы знаем историю Отечества» викторина

«Культура Чувашского края. Достопримечательности любимой столицы» Классный час


Инсценирование песни «Погоня»

«Как укрепить иммунитет?» Беседа с медиц. работником

Посещение уроков

Март


«Культура Чувашского края. Чувашская вышивка» Классный час

«Самое дорогое на земле – мама». Читаем вместе. «Сердце земли»

Концерт «Россия родина моя»

«Витамины и здоровое питание» Классный час


Апрель

Подготовка и участие в ВПР

Подготовка к участию в акции в честь 70-летия Великой Победы

Участие в фестивале «Пасхальная радость»

«Сохраним природу чистой» уборка школьной территории, посадка кустарников

Весенний турслет


Май

Классный час «Мои успехи в 6 классе»

Парад Победы, участие в Бессмертном полке

«Георгиевская ленточка» Классный час об истории георгиевской ленточки

«И все о той весне» конкурс рисунков

«Знай правила движения, как таблицу умножения!» Осторожно, огонь». «Будем плавать, загорать!» и т.д. беседы по технике безопасности

Итоги года, род. Собрание



2018-2019 учебный год

Месяц

интеллектуально-познавательное направление


гражданско-патриотическое направление

духовно-нравственное направление


творческо-эстетическое направление


спортивно-оздоровительное направление


работа с семьёй


Сентябрь

День знаний. «Учись учиться».Кл. час

«Государственные праздники» Кл. час

«Мой дом – моя крепость» Беседа о ценности семьи

Оформление классного уголка

Осенний турслет, диагностика физического состояния ребенка и определение его группы физического и спортивного развития

«Влияние семейной атмосферы на успешность в учебе» родительское собрание

Октябрь

Участие в школьных и районных олимпиадах, «Ты записался в кружок?»опрос-консультация

«Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и взятие Казани Иваном Грозным»Беседа

«Как воспитать волю и характер» классный час

Участие в конкурсе «Осенний бал», конкурс поделок «Осенняя фантазия»

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» конкурс буклетов, Участие в «Кроссе наций»

Посещение уроков, «Ваш ребенок за домашними заданиями» индивидуальные беседы, консультации

Ноябрь

Участие в районных предметных олимпиадах, «Если хочешь быть учителем» беседа

«День народного единства» Кл. час

«Моя родословная» конкурс проектов

Конкурс рисунков «Сердце матери»

Участие в месячнике «Мы за ЗОЖ». Конкурс агитбригад

«Твои промахи в учебе в 1 четверти – устрани их во второй»классное собрание

Декабрь

«Мы в ответе за тех, кого приручили» читательская конференция

«Русские посиделки» праздник русской песни

«Рождество и Новый Год – праздники семейные». Традиции моей семьи. Классный час

«Русские народные песни» Кл. час, «Игрушки Деда Мороза» конкурс игрушек

«Безопасный путь в школу». «Правила безопасного поведения в доме, на улице в транспорте».составление маршрута


Январь

«Трудности в учебе», откровенный разговор

«Афганистан, ты моя боль». Встреча с ветеранами Афганской войны

«Рождественская звезда» концерт

«Русские народные праздники»Кл. час

Участие в лыжне России

«Кризис подросткового возраста» собрание

Февраль

«Учебный год без пропусков». Посещаемость, беседа

«Сталинградская битва» Беседа

«Святыни России» Заочная экскурсия Собор Василия Блаженного

Участие в месячнике Инсценирование песни «И все о той весне»

Поход на лыжах в зимний лес

Посещение уроков

Март

«Как ты добиваешься успехов?» обмен опытом

«Здравствуй, Год театра» Беседа

«Самое дорогое на земле – мама». Читаем вместе. «Говори, мама, говори»

Концерт «Россия моя любимая»

«Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением» и др. Беседа

Итоги 3 четверти, беседа с родителями

Апрель

Подготовка и участие в ВПР


Участие в фестивале «Пасхальная радость»

Участие в экологическом субботнике, «Посади дерево сам» Участие в акции

Весенний турслет

Индивидуальные беседы

Май

«В мире прекрасного» Интеллектуальная игра

Парад Победы, участие в Бессмертном полке

«Каким я вижу себя в 8 классе?» Беседа

«Расскажи о своем прадедушке» Конкурс сочинений

Поход в весенний лес

Итоги года, беседа с родителями



4.Методическое обеспечение программы.

Система методической работы с педагогическими работниками организации



Методическая работа с педагогическими работниками школы выстраивается в соответствии с принципами:

научности - т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;

гуманитаризации – основой содержания образования и воспитания является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступений научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества воспитательного процесса – осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка методологических рекомендаций – презентация;

актуальности и востребовательности, т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы ит.д.;

содружества и сотрудничества – с психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования с целью расширения зоны общения обучающихся, включения их в досуговые и познавательные процессы, пополнения их кругозора, оказывания положительного влияния на воспитательный процесс;

внедрения новых форм методики воспитания;

культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.

Классный руководитель – это, своего рода, коллектор необходимой для работы информации. Например, общаясь с библиотекарями и содействуя им, классный руководитель приобщает учащихся к книгам, формирует их интеллектуальный уровень; с медицинскими работниками – корректирует процесс воспитания и образования, с родителями – помогает выработать нужную тактику и объединить интересы всех участников воспитательного процесса, при этом повышает и культурный уровень родителей, проводя совместные мероприятия; с учителями – помогает в усвоении изученного на уроках материала, в тщательной подготовке к урокам, в повышении интереса к изучаемым предметам. Не зря говорят, что классный руководитель работает в четырех направлениях: с обучающимися, с педагогами, с родителями обучающихся и с общественностью.

Сайт «Методсовет» http://metodsovet.su/ предоставляет возможность педагогам и классным руководителям обменяться своими идеями и наработками по организации и проведению методической работы в школе, творческой деятельности педагогов и классных руководителей, раскрывает творческий потенциал, помогает росту профессионального мастерства, распространению опыта работы, повышению стремления к достижению высоких результатов в воспитательной деятельности, бобщению и популяризации опыта проведения классных часов.



Обеспечение программы методическими видами продукции:



  1.  Сценарий выступления агитбригады 7 класса о здоровом образе жизни (Приложение 1)

  2. Сценарий внеклассного мероприятия, концерта «Россия моя любимая» (Приложение № 2)

  3. Урок литературы на тему «Сострадание и милосердие в рассказе А. Плпатонова «Юшка» (Приложение № 3)

  4. Классный час «Твой досуг» (Приложение № 4)

  5. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы «И все о той весне» (Приложение № 5)



5. Ресурсное обеспечение программы.

Основные виды ресурсов

Краткое описание ресурсов и потребность в них для реализации программы

Ресурсы Интернет

Учительский портал http://pedsovet.su/load/10

Различные виды планирования работы классного руководителя, сценарии проведения классных часов, вечеров и других внеклассных мероприятий.

Сеть творческих учителей http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=1191&tmpl=com

Классный руководитель XXI века. Классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество!

Справочник классного руководиляhttp://klass.resobr.ru/workshop/detail.php?ID=585

Различные программы работы классного руководителя, как их составлять, как реализовать

Pro. Школу.ru http://www.proshkolu.ru/

Интересные и полезные материалы для воспитательной работы с классом

http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html

Тест «Лесенка» - изучение самооценки учащихся. Использование данного теста поможет анализировать самооценку обучающихся, так как у некоторых самооценка очень низкая, у других – высокая.

Другие ресурсы

учебный кабинет для класса

Для класса необходим свой рабочий кабинет для повседневной работы, чтобы ребёнок чувствовал в нем как дома, даже как в своей комнате, постоянно держал его в чистоте и порядке

кабинет с компьютером, мультимедийным проектором и экраном

ИКТ необходима для проведения классных часов, игр, конкурсов и т.д.

компьютерный класс с выходом в Интернет

Интернет нужен учащимся не только дома, но и в школе для дополнительной работы

библиотека, энциклопедии, словари

Поиск информации, подготовка к читательским конференциям, диспутам

актовый зал

Для проведения вечеров отдыха, встреч со знаменитыми людьми, для массовых мероприятий и др.

спортивный зал, спортивная площадка

Для проведения подвижных игр с участием большого количества людей, соревнований и т.д.

столовая и др.

Для организации полноценной работы как во время уроков, так и во внеурочное время, ведения дополнительной индивидуальной работы, для воспитания культуры поведения за столом и др., развития навыков кулинарии и т.д.



6. Список литературы.



  1. Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности». Просвещение, 2011

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников». Просвещение, 2011

  3. Кузнецова Е.В. «Планирование воспитательной работы классного руководителя», Классный руководитель, 2009

  4. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие, Москва «Владос», 2001г.

  5. Савченко М. Ю., Дереклеева Н. И., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако, 2006.











































Приложение 1.       Сценарий выступления агитбригады 7 класса

о здоровом образе жизни



Звучит песня «Гимн молодежи» выбегают дети на импровизированную площадку,

( участники перестраиваются в одну колонну и по очереди говорят):

– Я, ты, он, она – вместе дружная семья,

Вместе мы агитбригада, вас приветствуют «ДРУЗЬЯ» (вместе)

Вместе – ДРУЖНО, СМЕЛО, С ОПТИМИЗМОМ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!


Вместе: Мы – молодёжь двадцать первого века,

В наших руках судьба человека.

1. За здоровый образ жизни ----я!

2. За здоровый образ жизни ----ты!

3. За здоровый образ жизни---- мы!

Вместе: Лучшие школьники нашей страны!

5- За здоровый образ жизни мы бороться не устанем

6- За здоровый образ жизни, мы стеною дружно встанем!

7- Плечом к плечу ( перестроение), рука за друга. ( руки вверх)

1- Мы скажем..

Все: НЕТ! ( отмашка рукой)

2- болезням, мукам .

1- Я, ….. за любовь (разворот боком)
2-Я,…. за молодость
3-Я,……за активность
4-Я,……за здоровье
5-Я,…… за успех
6-Я,….. за уверенность
7-Я,…… за спорт.

1- Мы- молодое поколение, ....

Все: которое выбирает жизнь.


Песня на мотив «Пока не поздно» (Пахмутова, Добронравов)

Пока планета ещё жива,

Пока о зимах мечтают вёсны,

На жизнь предъявим свои права.

Пока не поздно, пока не поздно!

Спасём от СПИДа людей живых –

Пусть мирно спится под небом звёздным,

Здоровье будет у молодых.

Пока не поздно, пока не поздно!

Припев: Рядом, рядом — радость и беда

Надо, надо — твёрдый дать ответ!

Солнечному миру -да, да, да!

Курению и наркотикам — нет, нет, нет!


Ученик1. Выбор есть у каждого из нас:

-Что ты ешь?!

-Чем дышишь?!

-С кем гуляешь?!

-Как проводишь отдых, как досуг?!

В жизни этой ты всё выбираешь!

Ученик2. А как сделать правильный выбор?
Ученик3.Живи по правилам ЗОЖ
Все: Ведь без них не проживешь!

Командир говорит стихи, а все ребята фразу - «Кто ответит почему?»

Мы бежим быстрее ветра.

Кто ответит почему?

Коля прыгнул на два метра.

Кто ответит почему?

На губах у нас улыбка.

Кто ответит почему?

Может мостик сделать Юля,

По канату лезу я,

Потому что с физкультурой

Мы – давнишние друзья.

Мы вам откроем заветный секрет:

Курению - нет!

Наркотикам - нет!

Чипсам, спиртному - нет!

Нет!

Нет!

Овощи и фрукты,

Чистая вода!

Мы говорим вам заветное «Да!»

Спорту, прогулкам - Да!

- Да!

- Да!


Паша (проводит зарядку):  Быстро все вы подтянитесь

                                               На зарядку становитесь.!

                                               Эй, друзья! Давайте вместе!

                                               Начинаем бег на месте!

                                               Левой, правой! Раз и два!

                                               Станет свежей голова!

Вдох глубокий. Руки шире,

Потянитесь, три, четыре!

Раз – нагнулись!

Два – присели!

Вместе: Здоровый дух -  в здоровом теле!

Андрей (с гирями) : Если слабый ты и хилый

                                   С вредными привычками

                                   Приходи в спортзал, я здесь

                                   С гирями – сестричками!

                                   Раз поднимешь, потом два,

                                   Сильным станешь, как и я!

Даша (с мячом): Чтоб здоровым, сильным быть,

                              Со спортом нужно всем дружить!

                              Я – мяч футбольный,

                              Друг прикольный,

                              Поиграй со мной денёк,

                              Сразу будет виден толк!

Лера (со скакалкой) :  Найди минутку для меня

                                      Здоровье ты своё храня,

                                      Крути меня, скачи быстрей,

                                     Ног и подмёток не жалей!

Рита: Если хочешь быть здоров,

            Достигать рекордов,

            Наш совет для вас готов:

            Подружись со спортом!

И запомни навсегда:

Лень гроша не стоит!

Солнце, воздух и вода –

Все: Формула здоровья!

                                                   

  ---В нашем трудном веке      

             В нашем бурном веке

             Никому без спорта

             Не прожить вовек!

  -- Чемпион таится в каждом человеке.

             Все---  Надо, чтобы в это верил человек!

-----Чтоб выглядеть как надо,

Чтоб иметь спортивный вид!

                Всех вас ждет Олимпиада,

 Вместе: Факел солнечный горит!

Вместе  ( под музыку «Идёт солдат по городу») :    

День зарядкой начинай

Летом и зимой!

Посещай спортивный зал,

Хоть и лень порой!

Может, будешь рекордсмен

Или чемпион,

Ведь тебе добавят сил

Спортзал и стадион!

Спортзал и стадион!

     Идёт спортсмен по городу,

     И все вокруг любуются

     Его походкой твёрдою                                                             

     И выправкой орла!

     Он не боится Армии,

     Он не боится трудностей,

     И жизнь спортсмена радует -

     Прекрасна и светла!


---- Мы -  за здоровье, мы – за счастье,

           -- Мы – против болезней и несчастья!

           -- За трезвый разум, за ясность мысли

           -- За детство, юность, за радость жизни!

---- Здоровье – это здорово!

               А какие основные правила здорового образа жизни?

------  Дружить со спортом и физической культурой!

-----  Организовать свой досуг (заниматься интересным делом)!

----- Правильно питаться:

            Нужно есть в любой сезон

            Овощи и фрукты.

           - И включить в свой рацион

            Рыбу и морепродукты!

-----: Учиться уважать и понимать друг друга!

------ Не иметь вредных привычек!

----- А как уберечь себя от привычек пагубных?

------- Водка – зелье, пиво – зло,

             И табак не масло.

             Вы не троньте эту гадость

             Чтоб не жить напрасно!

------- Если любишь спорт, литературу,

             Музыку,  много трудиться,

             Тогда не будет времени

             Приобретать вредные привычки!

-----Мы выбираем здоровье –

Все: Здоровый образ жизни!

------Ведь быть здоровым –

Все: Это круто!

=-------Мы выбираем

Все:  Здоровую нацию!

-------Мы выбираем

Все: Здоровую Россию!

-------Мы выбираем

Все: Здоровое человечество!

Песня

Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Мы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от нас.
Припев:
Кто, если не мы, сила поколения.
Кто, если не мы, научное мышление,
Кто, если не мы, прорыв десятилетия,
Кто, если не мы, на годы, на столетия.
Кто, если не мы, единая команда,
Кто, если не мы, науки пропаганда,
Кто, если не мы, заставит биться сильных,
Кто, если не мы, свободная Россия!
Припев:
Кто, если не мы, сила поколения.
Кто, если не мы, научное мышление,
Кто, если не мы, прорыв десятилетия,
Кто, если не мы, на годы, на столетия.
Кто, если не мы, единая команда,
Кто, если не мы, науки пропаганда,
Кто, если не мы, заставит биться сильных,
Кто, если не мы, свободная Россия!Огромная Россия !Великая Россия! Любимая Россия! Здоровая Россия!



Приложение 2. Сценарий концерта «Россия моя любимая!» 7 класс

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущий 2: Здравствуйте, наши уважаемые гости!

Ведущий 1: Мы приветствуем всех вас в этом зале на концерте

Вместе : «Россия моя любимая»!



Ведущий 2.О,светло-светлая и красно украшенная земля русская!

Многими красотами дивишь ты, озерами многими

Ведущий 1 Дивишь ты реками и источниками местно-чтимыми

Крутыми горами ,холмами высокими

Ведущий 2.Дубравами чистыми, полями дивными,

Зверьми различными, птицами бесчисленными

Ведущий 1.Городами великими, селами дивными

Всего ты исполнена, земля русская!


Ведущий 1.: История России – есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до войн ХХ века. Отовсюду доступные, ниоткуда не защищенные – мы веками оставались приманкой для Запада и добычей для Востока.

Ведущий 2: Мы должны были создать единое великое государство и великую духовную русскую культуру при всем том, что Россия провоевала две трети своей жизни.

Ведущий 1: Кто только не пытался захватить и уничтожить Россию: она прошла и через монголо-татарское иго, и через польскую интервенцию, не пощадило её и немецко-фашистское иго.

Ведущий 2: Но, как птица Феникс , воскресала она из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки её куполов и сильнее становился характер россиян.

Ведущий 1.Звучит песня «Небо славян» в исполнении хора

……………………………………………………………………………

Ведущий 2: Как много слёз Россия пролила!

Другой стране такого не представить.

Но доказать врагам она смогла:

Россию на колени не поставить!



Ведущий 1: Служить отчизне, быть ее защитником почетно и ответственно. Мы должны помнить: сильная армия - сильная держава. Сегодня мы по праву чествуем тех, кто добросовестно исполняет свой священный воинский долг.

Ведущий 2: Героическую эстафету отцов и дедов подхватили воины-интернационалисты, защищавшие страну на дальних рубежах в Афганистане, Чечне и других горячих точках.

Ведущий 1 : А, может случиться, уйдем по тревоге,

И может случиться - назад не придем,

Но манят нас все же мужские дороги,

И мы по ним с честью идем.



Ведущий 2 : Песня «Русский парень». Исполняет Алексеев Александр

……………………………………………………………………………

Ведущий 1.Как прекрасна и красива,
Ты, моя страна,

Звучным именем Россия
Названа она.

За простор лугов обширных,
Красоту полей,

Я люблю тебя, Россия,
Всей душой своей.

Ведущий 2. И наше родное село - это малая частица нашей огромной Родины! Прислушаемся, как красиво о ней написал наш знаменитый земляк – поэт Николай Исмуков!

Стихотворение Николая Исмукова « » читает Вушнаева Кристина

……………………………………………………………………………

Ведущий 1 : Родина милая! Родина светлая!

Всё в тебе дорого: песня заветная,

Зори лучистые, росы хрустальные,

Детства тропинки и станции дальние…

Ведущий 2. О, Россия!
С нелёгкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу…

Ведущий 1. Песня «Сердце земли моей» . Исполняют Алексеев Александр, Павлова Ксения и Морковкина Анастасия

………………………………………………………………………
Ведущий 2. Что есть Россия?

Что есть любовь к России ?

Что значит быть русским? –такие вопросы хоть раз в жизни задавал себе каждый из нас .

Вед ущий 1.Необозрима ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Разливы рек, степей необъятные просторы – это Россия.

Ведущий 2.Ты смотришь в голубое небо, идешь лесными тропами, сидишь у прохладной реки . –Это Россия.

Ведущий 1.Древние стены Кремля, блеск куполов её храмов ,жизни минувшей след -и это Россия

Ведущий 2.Руки матери ,её песни у колыбельной, душистый хлеб за праздничным столом. – Это Россия

Ведущий 2.Самая любимая, самая дорогая, самая родная и самая необъятная наша земля!
Ведущий 1 . Песня «От Волги до Енисея» в исполнении ансамбля.

………………………………………………………………………

Ведущий 1: Всё от тебя, моя Родина милая.

все от тебя -и полынь, и сирень,

Звезды, которым чужие завидуют,

Тихая ночь и взволнованный день.


Ведущий 2. Если порою бываю бессильна я , если недуги гурьбой,

ты врачеватель мой, Родина милая,

Я исцеляюсь тобой

Ведущий 1. И в танце, как и в песне, наш народ находил отдушину! Недаром сказано: «И там, где слов не хватит, скажет танец»!

Ведущий 2.Встречайте бойкий, задорный, веселый танец «Вася –Василек».

…………………………………………………………

Ведущий 2.

Родина…Россия… Край, где мы родились, где мы живем – это наш дом. И его надо любить и беречь!

Ведущий 1:

«Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы грядущие поколения могли с гордостью сказать:

Вместе: «Это моя Родина, это моя Россия!»

Ведущий 2: Наш концерт окончен. Спасибо за внимание!

……………………………………………………………







Приложение 3. Урок литературы в 7 классе

Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова «Юшка»

Цель: воспитание сочувствия чужому страданию, отзывчивости, доброго отношения ко всему живому;

развивать навыки анализа текста;

расширять словарный запас учащихся;

Планируемые результаты: умения характеризовать героев; владение элементами анализа текста; участвовать в коллективной беседе; размышлять над поставленными вопросами; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Портрет писателя А.Платонова, выставка книг, плакаты.

Ход урока

1.Организационный момент

На доске написан эпиграф к уроку:

…нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев.

-Что такое благодать?

-Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Благодать- одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения. А это значит- мы рождаемся все добрыми, заботливыми, отзывчивыми людьми.)

-Слово учителя.

Ребята, начнём сегодня урок со стихотворения . Вы внимательно послушайте его.

О, почему так тяжело,
когда страдает кто-то рядом.
Чтоб душу грустью замело,
достаточно бывает взгляда.

И ведь не только за родных
порой бессоньем ночь горит:
о посторонних, о чужих
тревога разум бередит.

Сочувствие – святая боль.
Оно от Бога в наших душах.
Бывает вкус — сплошная соль -
у побуждений самых лучших.

Пока мы сострадать умеем,
не всё так в мире безнадёжно.
Пока сочувствуем, жалеем,
то счастье на земле возможно.

-О чём это стихотворение?(о душевных качествах)

-Какова основная мысль?

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести разговор на уроке?

2.Запись темы.

3.Словарная работа .

- Что такое сочувствие?

Сочувствие-это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

-Что такое сострадание?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью

4.Работа с текстом .

Давайте вспомним рассказ А. Платонова «Юшка».

-Кто такой главный герой рассказа? Назовите его полное имя? (Ефим Дмитриевич)

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

-Какое впечатление производит на вас портрет Юшки?

-Кем был Юшка для жителей деревни?

Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу. Но не только это. По Юшке узнавали, когда пора начинать работу и когда пора ложиться спать- он работал с утра до вечера. В то же время Юшка был примером того, как не надо жить. Родители пугали детей судьбой Юшки.

-Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

-Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал.

-Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?

Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

-Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?

Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

- Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

-Так почему же дети были так жестоки по отношению к Юшке?

Дети не видели другого отношения к Юшке. Взрослые были примером для них.

-Почему взрослые тоже обижали Юшку?

«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что Юшка не ответит, всё стерпит. В «зле» люди забывали своё горе.

-Чего взрослые люди хотели от Юшки?

Непохожий на них Юшка раздражал их тем, что был не таким, как они, чтобы жил, «как надо».

-А как надо было жить в представлении взрослых?

Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую привычную жизнь они считали правильной.

-Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви?(Чтение фрагмента рассказа от слов «В июле или в августе…»)

-Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

-Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?

Юшка осерчал потому, что прохожий ,да и другие люди, не хотели понять, что все равны, что всем нужен свет. Но люди этого не понимали. Они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.

-Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки?

Душевная чёрствость человека может стоить людям жизни.

- Что изменилось после смерти Юшки?

Люди впервые попросили у Юшки прощения, прийдя проститься с ним. Но жить людям без Юшки стало хуже. «Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними. Потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение , насмешку и недоброжелательство.»

-Что помогло хоть немного изменить людей после смерти Юшки?

Появление сироты, которая была очень похожа на Юшку. Такая же кроткая, добрая, «чистая душой».Жестокость немного отступила. Осуществился библейский завет «Побеждай зло добром»

Итог урока:

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________




Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем класс пусть обсудит и поставит вам оценку.

Дом.зад.: подобрать материалы к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?












Приложение 4. Классный час «Твой досуг»

Эта работа направлена на формирование коммуникативных способностей детей; формирование связной и образной речи; на умение грамотно распределять свое свободное время.
Цель: прививать умение правильного расходования времени и разумного проведения досуга.
Задачи:- развитие образного мышления;
-воспитывать способность и умение беречь время.
Оформление и оборудование: рисунки на тему: "Работа и отдых", пословицы:
"Скучен день до вечера, коли делать нечего"
"Делу время, потехе час"
"Кончил дело - гуляй смело"

Ход мероприятия

Учитель:
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
"Хороший был денек".

Природа поступила справедливо, отмерив для каждого из нас одинаковое количество времени в сутках. Она наделила возможностью каждого распоряжаться своим временем.
Но как раз распоряжаться своим временем у всех разные возможности. От того, какой монетой мы платим времени, зависит многое в жизни человека.
Свободное время должно стат продуктом рабочего времени. Ваш труд - это учеба. Как вы думаете, ваша учеба и свободное время связаны между собой или нет?
Ученики: Связаны, чем быстрей ты сделаешь уроки, тем больше у тебя будет свободного времени.
Учитель: А если сделал быстро, но неправильно?
Ученики: Тогда надо будет переделывать и времени затратится больше.
Учитель: Правильно, время только тогда приносит пользу, когда правильно запланировано и когда и работа, и учеба, и досуг проходят качественно.
К досугу мы относим лишь те часы, которые используются для отдыха и развлечений. В жизни каждого человека эти часы должны быть обязательно.
То, что делает человек во время досуга, связано не только с интересами и наклонностями каждого, но прежде всего с восстановлением умственных и физических сил.
Слушая музыку, гуляя в парке, занимаясь в кружке, вы можете думать, например, об учебе, особенно если вы творческий человек. Жизнь великих людей показывает, что гениальные открытия совершались в свободное время (Паскаль, Ньютон). И все же лучше в свободное время отключаться от всех проблем. Так быстрее проходит усталость, восстанавливаются силы.
Я знаю много ребят, которые свое свободное время тоже проводят в работе. Когда кто-то увлечен делом, он проводит часы, занимаясь им, и не устает. Ребята, которые ходят в кружки и секции, обучаясь, проводят свое свободное время. Это, конечно, очень полезно. Ведь впереди нас ждет долгая жизнь и любые навыки обязательно пригодятся.
Свободное время можно разделить на 5 групп:
Первая группа. Действия физические. Что сюда входит?
Ученики: Занятия спортом.

Учитель: Вторая группа. Действия практические, Как вы думаете, что входит в эту группу?
Ученики: Работа по дому, хозяйственные дела, посещение кружков.
Учитель: Третья группа - действия культурно-художественные. Что это?
Ученики :Посещение кинотеатров, музеев и выставок. Кто-то посещает театры.
Учитель :Правильно.
Четвертая группа - действия интеллектуальные. Как вы думаете, что подразумевается под этим?
Ученики: Кто-то пишет стихи в свободное время, кто-то увлекается астрономией, а кто-то, может, даже пишет книги.
Учитель :Конечно, все возможно.
Последняя - пятая группа: действия, связанные с социальным отношением. Как вы это понимаете?
Ученики: Кто-то в свое свободное время помогает ухаживать за ребенком, помогает своим бабушке с дедушкой.
Учитель :Вы все правильно сказали. Мы с вами убеждаемся, что свободное время может быть очень полезным.

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.

Надо уметь ценить свое время и время других.
Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его уйдет на приготовление уроков, сколько на занятия в кружке, на помощь родителям, на прогулку, на игры на компьютере, на общение с друзьями, на просмотр телевизора.
Старайся выполнять намеченное.
Никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.
Вот вам одна ситуация.
К учительнице подошел ваш ровесник и спросил:
- Я понимаю, что после школы надо отдыхать часа два, а вот как отдыхать? Я не умею просто так сидеть и отдыхать. От такого отдыха тоска нападает
- Отдыхать - это вовсе не значит, что надо сидеть сложа руки, - ответила учительница. - Можно пойти погулять,, поиграть, чем-нибудь заняться.
- А в футбол играть можно? - спросил ученик.
- Очень хороший отдых - игра в футбол, - ответила учительница, - только не надо играть весь день. Если поиграешь часок, то очень хорошо сделаешь. На свежем воздухе отдохнешь, и уроки будут легче учиться.

Один афоризм звучит: "Кто хочет что-нибудь сделать, ищет средства. Кто не хочет делать ничего, ищет причины".
Тот, кто ищет причины поваляться в постели и назвать это досугом, разве сравним с тем, кто свой досуг делает полезным.
Техника досуга интересна и своеобразна.
Человек занимается чем-то, его увлекает другое, и так по цепочке. Чем богаче человеческая личность, тем шире круг его досуга.
Различают отдых активный и пассивный.
Лежать в лесу на полянке и мечтать о чем-то,, это какой отдых?
Ученики: Пассивный.
Учитель: Покорять вершину горы. Это какой отдых?
Ученики :Активный.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, какой отдых более полезен?
Ученики :Активный.
Учитель: Тихая беседа с родными, мечтание в постели, когда вы улетаете на крыльях фантазии, - все это пассивный отдых. Душевное расслабление должно быть обязательно. Просто пассивный отдых не может длится долго. Он или переходит в активный, более высокий уровень, или скатывается на путь безделья.
Очень важно, чтобы у каждого из вас было увлечение.
Что можно отнести к увлечениям?
Ученики: Занятия искусством или спортом, моделированием. Путешествия. Рыбалку.
Учитель: Увлечений может быть много. У человека, который имеет серьезное хобби, всегда более богатый мир,, у него больше друзей, осмысленней воображение.
Высоким этапом мы считаем творчество. Каждый человек способен к творчеству.
Ведь талантливые люди часто занимались творчеством в свободное время, а потом это становилось смыслом всей жизни.
Если ваше увлечение, которым вы занимаете свой досуг, перерастет в дело всей жизни, вы потом не раз благодарным словом вспомните увлечение детства.
Значение досуга сложно переоценить. Это важная сторона жизни каждого человека.
И если вы будете правильно расходовать свое время, полезно проводить свой досуг, вас обязательно ждет успех!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!