Программа курса по обществознанию -9 класс
«Путь подростка в правовом лабиринте»
Учитель :Казакова Л.П.
Пояснительная записка
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.
Предлагаемая программа курса «Путь подростка в правовом лабиринте», предназначенного для учащихся 9-х классов. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Это правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права, он знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
Овладение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, решения практических задач;
Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной,
- критическое оценивание достоверности полученной информации,
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, - учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
.
Актуальность и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания.
Курс «Путь подростка в правовом лабиринте» соединяет четко оформленный теоретический материал с возможностью подключать в процесс занятий практический материал. Структура курса подчинена задаче организации максимально разнообразной познавательной деятельности учащихся.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Изучение курса рассчитано на 34 часа.
Учебно-тематический план курса
«Путь подростка в правовом лабиринте»
№ | Содержание обучения. Разделы, темы | Количество часов | Форма проведения занятий |
1 | Тема 1. Право и его роль в жизни общества. | 2 часа | Урок-исследование с элементами игровой деятельности, проектирования (1 час) Практикум по работе с документами (1 час) |
2 | Тема 2. Правовое государство | 2 часа | Урок-презентация с элементами дискуссии (1 час) Практикум с элементами моделирования (1 час) |
3 | Тема 3. Правоспособность и дееспособность | 3 часа | Деловая игра «юридическая клиника» (1 час) Лекция, работа с документами(1 час) Практикум (1 час) |
4. | Тема 4. Семья с точки зрения права | 4 часа | Урок-исследование (1 час) Практикум (1 час) Игра-тренинг (2 часа) |
5. | Тема 5. Конфликтология | 3 часа | Ролевая игра (1 час) Практикум (1 час) Игра-тренинг (1 час) |
6 | Тема 6. Практическая виктимология | 2 часа | Лекция с элементами дискуссии (1 час) Пресс-конференция (1 час) |
7 | Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения | 3 часа | Деловая игра-обсуждение (1 час) Семинар (1 час) Проблемно-проектная дискуссия (1 час) |
8 | Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений | 3 часа | Практикум (1 час) Деловая игра (1 час) Семинар с использованием видеоматериалов (1 час) |
9 | Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений | 6 часов | Практикум (1 час) Лекция, работа с документами (1 час) Семинар (1 час) Круглый стол (1 час) Игра-тренинг (2 часа) |
10 | Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение | 3 часа | Круглый стол с моделированием ситуаций (1 час) Игра-тренинг (2 часа) |
11 | Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор | 3 часа | Пресс-конференция (1 час) Гражданский форум (2 часа) |
| ИТОГО | 34 часа | Практикумы – 7 Семинары – 3 Дискуссии – 2 Лекции – 2 Моделирование – 2 Нетрадиционные уроки - 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа)
Право и его роль в жизни общества. Признаки права. Функции права. Этапы развития права. Принципы права. Источники права.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Осуществление защиты прав ребенка.
Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства.
Тема 2. Правовое государство (2 часа)
Признаки правового государства. Основные элементы структуры гражданского общества. Основные черты гражданского общества.
Вершина пирамиды правового контроля. Задачи школьного Уполномоченного или омбудсмена.
Тема 3. Правоспособность и дееспособность (3 часа)
Правоспособность граждан. Виды дееспособности граждан: полная, частичная, ограниченная, абсолютная недееспособность. Эмансипация.
Правовой статус несовершеннолетнего: от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет. Права, обязанности, ответственность.
Статус ребенка в процессуальных правоотношениях.
Тема 4. Семья с точки зрения права (4 часа)
Семья и брак. Семейное право. Условия вступления в брак. Порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Имущественные и личные права. Прекращение брака.
Родители и дети: равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, по защите их прав и интересов. Осуществление родительских прав. Лишение родительских прав.
Дети в семье. Права ребенка в семье. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Социально-правовая защита ребенка, лишенного родительского попечения.
Тема 5. Конфликтология (3 часа)
Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Последствия конфликтных ситуаций. Стратегия и тактика в конфликте. Медиация и ее преимущества. Восстановительное правосудие. Примирение.
Тема 6. Практическая виктимология (2 часа)
Из истории появления науки «виктимологии». Портрет типичной жертвы. Портрет воображаемого преступника. Практические советы, как не стать жертвой.
Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения (3 часа)
Агрессия. Причины агрессивного поведения. Психология противоправного агрессивного поведения. Модели противоправного поведения. Драки: «за» и «против».
Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений (3 часа)
Административное правонарушение. Административное наказание. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.
Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений (6 часов)
Понятие «преступление». Уголовная ответственность несовершеннолетних. Соучастие. Вина. Ответственность. Стадии преступления. Стадии уголовного процесса. Как заявить о преступлении. Наказание. Виды наказаний. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Смертная казнь. Условное наказание. Преступления против личности. Преступления против собственности. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.
Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение (3 часа)
Свобода. Свободная жизнь. Права и свободы человека. Обязанности. Свободная жизнь и ответственное поведение.
Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор (3 часа)
Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.
ТЕМЫ ЭССЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.«В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя».
2. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ).
3. «Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям» (Латинское юридическое изречение).
4. «Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон» (Н.Шамфор)
5. «Правомерное поведение: миф или реальность в России?»
6. « У меня будет семья…»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
1. Выбираю жизнь. Программа «Дети. Образование. Милиция» Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск: Петро-Пресс. 2002.
2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. / Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. - М., 1997.
3. Григорьева Т.Г, Линская Л.В., Т.П.Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999
4. Иоффе А.И Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: Учебное пособие. - М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2003.
5. Козлов Н как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. Издание второе, переработанное и дополненное - М.: Новая школа, 1994.
6. Конституция России: Учебное пособие для 9 класс. Издание 2-е. дополненное и переработанное. - М.: Лес Эст, 2004.
7. Материалы газеты «Граждановедение», № 2, 7, 8, 15 за 2006 год.
8. Методический альманах. Выпуск 1. Пособие для учителей организация занятий активные формы обучения. Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». — М. 1993.
Методический альманах. Выпуск 4. Пособие для учителей. Активные формы преподавателя курса-модуля «Ответственность за правонарушение». Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». - М., 1995.
9. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Издание второе, нспр. и доп. -М.: ЗАО «Учительская газета». 2001.
10. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы – М.: «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования». 1998.
11. Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник для средней школы. 4-е издание — М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования, 1998
12. Проньин В, Гутников А Живое право. Интерактивнй курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2. – С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2004
13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПУТЬ ПОДРОСТКА В ПРАВОВОМ ЛАБИРИНТЕ»
Модернизация образования, ориентация школы на гуманизацию учебного процесса послужила мощным стимулом к развитию методов и средств обучения, наполнению новым содержанием. Методы обучения могут быть:
пассивными, где главной задачей для учеников является запоминание и воспроизведение услышанного от учителя,
активными, в котором обучение основано на диалоге и свободном обмене мнениями)
интерактивными, потому, что возрастает роль учащегося в поиске и анализе информации, ее переработке и выработке на ее основе определенного решения и внимание акцентируется на творческом поиске и самостоятельном решении определенной проблеме.
Особенность обучения праву заключается в том, что оно признано не только передавать знания, но обеспечить воспитание нравственности и правовой культуры, что означает формирование уважительного отношения к людям, окружающему миру, законности, справедливости. Такое воспитание требует методов, воздействующих на эмоциональную сферу личности.
Эмоционально-ценностное отношение человека отличается тремя показателями: качеством, силой напряжения и объектами. Для учителя, преподающего право, они особенно важны. Сила воздействия содержания прав человека на ученика целиком зависит от учителя – от его заинтересованности,
- убежденности,
- выразительности приводимых фактов, интереса его комментариев,
- умения обобщать, систематизировать материал так, чтобы учащиеся видели за общим частное и его значение, а за частным общий смысл, осознанный как личностная ценность.
Практика преподавания и изучения содержания права показывает, что его усвоение школьниками достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает исследовательско-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка.
При обучении праву важна не рациональная, безучастно-холодная работа ума по восприятию, усвоению нового материала, но личное сопереживание, прочувствование тех или иных положений, “примерка” на себя предлагаемых ученику ценностей. Поэтому в арсенале педагогических средств эмоционально-сопереживающие приемы работы занимают приоритетное место.
Исследовательско-поисковый метод обучения есть совокупность действий и приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность ученика и решение продуктивно-познавательных вопросов, противоречий, которые способствуют успешной реализации учебно-воспитательного процесса. При использовании исследовательско-поискового метода учебный процесс строится как самостоятельный поиск учащимися новых познавательно-практических сведений с опорой на их непосредственный опыт, осознание этого опыта, осмысление своего поведения, а также освоение общечеловеческих ценностей и превращение их в свои личностные ценности.
Исследовательско-поисковый метод обучения включает учащихся в творческую деятельность, обогащает ребенка опытом творческой деятельности, что способствует гуманизации учебного процесса. Как свидетельствуют психологические исследования, творческая деятельность стимулирует личностное развитие ребенка (его способности, знания, умения, творческую активность, мотивы, нравственные черты, его поведение); развивает его индивидуальность (путем решения задач, путем конструирования и удержания определенного образа Я); способствует развитию духовности учащегося. В творческой деятельности учащийся реализует свою потребность быть личностью, “стремление к самоопределению, самовыражению, общественному признанию, стремление “транслировать” другим свою индивидуальность”.
Творческо-поисковая деятельность ученика совершенствует эмоциональную сферу, позволяет ему быть более открытым для гуманистического влияния других, усваивать опыт гуманных отношений, изменять себя путем собственного открытия знаний, собственного строительства отношений с другими. Исследовательско-поисковый метод, таким образом, включает в себя эмоционально-сопереживающие элементы.
Исследовательско-поисковый метод при обучении праву обращен к эмоциональной сфере учащегося, ориентирован на овладение определенными социально-психологическими и правовыми знаниями, превращение этих знаний в инструмент творческого поиска и осуществления способов деятельности, и поведения. Он направлен на развитие логического и эмоционально-образного мышления через перестройку, переструктурирование прежних знаний, отказа от неадекватных представлений, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез, что стимулирует основу поиска и определения собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
В отличие от традиционного метода при активном методе обучения центр распространения информации остается прежним, но теперь коммуникация идет уже не только в одном направлении. Аудитория может
- задавать вопросы,
- высказывать свое мнение,
- спорить, дополнять, т.е. происходит некоторая корректировка исходных сведений.
При активных методах работы монолог учителя сменяется диалогом. Основной формой работы становится групповая форма.
. В качестве примера рассмотрим методические приемы, которые могут сделать активной обычную школьную лекцию.
Организация лекции включает в себя:
- Определение центральной проблемы, вокруг которой в дальнейшем будет строиться все обсуждение;
- При обсуждении необходимо использовать уже имеющие знания и опираться на жизненный опыт учащихся;
- Усвоение материала будет успешным, если он обращен к эмоциональной сфере ребенка. Поэтому в качестве заинтересовывающих моментов могут быть использованы различные факты, интересные случаи и т.п.;
- Необходимо разъяснять теоретические положения более простыми примерами;
- В ходе лекции желательно использовать яркие сравнения, обращаться к текстам или документам;
- От общего следует переходить к частному, а затем вновь выйти на уровень обобщения;
- Как можно чаще обращаться к аудитории и просить проиллюстрировать высказанные идеи примерами.
- При рассмотрении спорных вопросов и альтернативных точек зрения можно развернуть дискуссию или даже провести небольшую ролевую игру.
.Интерактивные методы. При интерактивных методах меняется схема коммуникации. Если в первых случаях схема коммуникации представляет из себя - “ЦЕНТР и АУДИТОРИЯ” , то в интерактивных методах она принципиально меняется.
В этом случае центр практически отсутствует. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но ни в коем случае не его центром. Главными в коммуникации становятся взаимные связи между самими учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результат в данном случае достигается взаимными усилиями всех участников образовательного процесса, и учащиеся понимают взаимную ответственность за конечный итог.
Такой способ работы представляется наиболее эффективным и продуктивным, хотя ставит перед преподавателем целый ряд сложных проблем. Назовем некоторые методы работы, которые можно эффективно использовать на занятиях:
- Ролевая игра;
- Деловая игра;
- Работа в парах и группах;
- Мозговая атака;
- Общая дискуссия;
- Дебаты;
- Дискуссия по типу “Аквариум”;
- Общий галдеж;
- Проекты;
- Работа над понятиями;
- Анализ документов;
- Подготовка рекламы;
- Работа с газетой;
- Работа по вопросам;
- Рисование;
- Интервьюирование