МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
676244 Амурская область, город Зея, мкр. Светлый, д.48, т. (8 41658) 3 12 33
Утверждена приказом
МОАУ СОШ № 5
от 29.08.2021 № 105 ОД
Программа
психолого-педагогического сопровождения
подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Морозова Ольга Анатольевна
педагог-психолог МОАУ СОШ № 5
2021 г.
Пояснительная записка
Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ связана с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, а форма проведения экзамена для детей с высоким уровнем тревожности является пугающей. Для того чтобы реализовать свои возможности, показать свои знания, каждый ребёнок должен конструктивно подходить к процедуре экзамена и уметь справиться с волнением. Знание своих особенностей и возможность их учитывать при подготовке к экзамену позволяет более качественно подготовиться к итоговой аттестации. Создание комфортной среды при подготовке к экзамену имеет большое значение, поэтому работе со всеми участниками образовательного процесса необходимо уделить внимание. Это послужило причиной создания программы, позволяющей выпускникам, родителям и педагогам овладеть необходимыми психологическими знаниями и умениями. При разработке программы «Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ», учитывались основные направления: диагностика личностных особенностей обучающихся, психологическое просвещение, закрепление знаний и умений на занятиях с элементами психологического тренинга. С помощью данной программы выпускники могут наилучшим способом использовать своё время для подготовки к экзамену, усовершенствовать навыки запоминания и работы с текстами, что является важным при подготовке к любой контрольной и к любому экзамену. Особое место в данной программе отводится обучению приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения, специальным дыхательным упражнениям. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться владеть собой в ситуации стресса и уменьшить негативные ожидания и переживания в ходе экзамена, тем самым сохранить своё здоровье.
При создании программы использовались материалы «Программа психологического сопровождения по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ» педагога-психолога высшей категории
Смородиной О.А., и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б. и Королевой Н.В.
Цель: создание психологически комфортной среды для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников.
Задачи:
повысить психологическую грамотность участников образовательного процесса;
выявить психологической диагностикой проблемных детей, определить их особенности и ознакомить классных руководителей и учителей-предметников с особенностями подготовки таких детей к экзамену;
научить обучающихся использовать особенности своего мышления при подготовке к экзамену и приёмам эффективного запоминания;
научить выпускников навыкам поведения на экзамене;
научить обучающихся умению противостоять стрессу.
Направления работы педагога-психолога по сопровождению
процесса подготовки к ЕГЭ и ОГЭ:
Работа с обучающимися выпускных классов.
Работа с родителями обучающихся выпускных классов.
Совместная работа с администрацией школы, классными руководителями и учителями-предметниками по организации подготовки к экзаменам.
Организационно-методическая работа.
Ожидаемые результаты у обучающихся:
Умение планировать время работы при подготовке к экзамену и на самом экзамене.
Повышение у уровня самоконтроля с учётом своих возможностей и способностей.
Освоение различных приёмов саморегуляции и противодействия стрессу.
Усвоение психологических основ поведения при сдаче экзамена и создание позитивного настроя.
Оценка эффективности работы:
Оценка эффективности работы по программе осуществляется в двух направлениях: на основе сравнения результатов тестирования в начале и конце года и сдача импровизированного экзамена, где большую роль играют умения мобилизовать все силы и психоэмоциональная устойчивость обучающихся. Успехи выпускников на экзамене будут являться дополнительной оценкой программы психолого-педагогического сопровождения.
Нормативно правовая база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основная образовательная программа основного общего образования (5 – 9 класс).
Основная образовательная программа среднего общего образования (10 – 11 класс).
Устав школы.
План психолого-педагогического сопровождения
подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 2014-2015 учебном году.
№ | С кем проводится сроки | Мероприятие | ответственный |
| Сентябрь | | |
1 | 9-е классы | 1) Диагностика «Определение интеллектуальной лабильности» | педагог-психолог |
2 | 9-е классы | 2) По итогам исследования проведены групповые консультации по классам | педагог-психолог |
| 9-е классы | 3) По итогам исследования провести углублённую диагностику по методике «Эрудит» и методике «Матрицы Ровена» | педагог-психолог |
4 | учителя, работающие в 9 классах. | 1) Индивидуальные консультации по итогам исследования с классными руководителями с учителями-предметниками | педагог-психолог |
5 | администрация, учителя | 2) Выделение группы детей с низким уровнем подготовки к сдаче экзаменов | завучи, классные руководители, педагог-психолог. |
| Октябрь | | |
1 | 9-е классы | 1) Диагностика личностного профиля по методике Кетелла, с целью определения устойчивости к стрессу и склонности к девиантному поведению | педагог-психолог |
2 | 11-е классы | 1) Диагностика личностного профиля по методике Кетелла, с целью определения устойчивости к стрессу и склонности к девиантному поведению | педагог-психолог |
3 | 9 – 11 классы | 1) Оформление журнала индивидуальной работы для подготовки к сдаче экзамена 2) Осуществление мониторинга работы с детьми группы риска | педагог-психолог |
5 | классные руководители | По итогам диагностики проведена консультация с каждым классным руководителем | педагог-психолог, классные руководители |
| Ноябрь | | |
1 | 9 – е и 11 – е классы | Исследование толерантности и адаптации к социальной среде школы, как условие успешной подготовки к экзаменам | педагог-психолог |
2 | 9 – е и 11 – е классы | Исследование мотивации обучения и уровня адаптации к школе, как условие успешной подготовки к экзаменам | педагог-психолог, классные руководители |
3 | классные руководители | По итогам диагностики проведена консультация с каждым классным руководителем | педагог-психолог |
| Декабрь | | |
1 | 9 – 11 классы | Индивидуальная работа по повышению мотивации подготовки к экзаменам и выработка навыка использовать свои особенности мышления при сдаче экзамена | по запросу педагог-психолог |
2 | 9 -11 классы | Практическая работа Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к экзаменам | педагог-психолог |
| Январь | | |
1 | 9 -11 классы | Практическая работа Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к экзаменам | педагог-психолог |
2 | 9 – 11 классы | Индивидуальная работа по повышению мотивации подготовки к экзаменам и выработка навыка использовать свои особенности мышления при сдаче экзамена. | по запросу педагог-психолог |
3 | 9 -11 классы | Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания | педагог-психолог |
| Февраль | | |
1 | 11 класс | Диагностика уровня тревожности и самооценки | педагог-психолог |
2 | 9 – 11 классы. | Индивидуальная работа по повышению мотивации подготовки к экзаменам и выработка навыка использовать свои особенности мышления при сдаче экзамена | по запросу педагог-психолог |
3 | 9 – 11 класс | Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания | педагог-психолог |
| Март | | |
1 | 9 – 11 классы | Занятия – тренинги «Готовимся к экзамену» | педагог-психолог |
2 | родители | Анкета «Ваш ребёнок готовится к экзамену» (определение группы риска) | педагог-психолог, классные руководители |
3 | родители | Групповое консультирование «Как поддержать ребёнка – выпускника» | педагог-психолог, классные руководители |
4 | родителям и детям | Поместить на школьном сайте материал «Как пережить экзамен» | педагог-психолог |
5 | 9 – 11 класс | Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания у детей группы риска | педагог-психолог |
| Апрель | | |
1 | 9 – 11 классы | Групповые коррекионно-развивающие занятия «Шаг к успеху» | педагог-психолог |
2 | 9 – 11 классы | Групповые консультации по теме подготовки к экзамену «Шаг к успеху» | педагог-психолог |
3 | 9 – 11 класс | Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания у детей группы риска | педагог-психолог |
4 | учителя | Индивидуальные консультации с классными руководителями с учителями-предметниками по итогам психологической подготовки детей к экзаменам | педагог-психолог |
| Май | | |
1 | родителям и детям | Публикация статей на сайте школы «Как успешно сдать ГИА и ЕГЭ» | педагог-психолог |
2 | 9 – 11 классы | Индивидуальная работа с выпускниками с высоким уровнем тревожности | педагог-психолог |
3 | родители | Индивидуальная работа с родителями выпускников с высоким уровнем тревожности | педагог-психолог |
| В течение года | | |
1 | педагоги | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов | педагог-психолог |
2 | педагоги | Выступления на совещаниях по теме: «Психологическая подготовка обучающихся к итоговой государственной аттестации» | педагог-психолог |
Педагог-психолог О.А. Морозова