СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА: "Психолого-педагогическое сопровождение школьников при переходе из начального звена в среднее"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА: "Психолого-педагогическое сопровождение школьников при переходе из начального звена в среднее"»

МОАУ «Общеобразовательная средняя школа № 60»














ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена в среднее




















Объект:

психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено

Предмет:

процесс подготовки и адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено, обеспечение преемственности в обучении.

Цель программы:

создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене и обеспечение дальнейшего их поступательного развития

Задачи программы:

  1. выработка системы единых и последовательных педагогических требований;

  2. повышение уровня психологической готовности учащихся 4-5 классов к обучению, всестороннему развитию;

  3. адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников;

  4. разработка методических рекомендаций педагогам и учащимся для успешной адаптации в новой социально-педагогической ситуации.

Методы исследования:

  1. изучение методической литературы по вопросам адаптации;

  2. психологическая диагностика, проведение качественного и количественного анализа с целью выработки рекомендаций;

  3. анкетирование среди учащихся и педагогов;

  4. наблюдение; собеседования;

  5. педагогический анализ;

  6. управленческие консультации.

Этапы реализации программы:





I этап

Формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации

( 2 полугодие 4 класса)












Этап педагогический (по задачам и формам работы с детьми)

Создание педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе

Методическое сотрудничество между педагогами начального и среднего звена

Психодиагностические исследования психолога школы параллели 4-х классов

Организация мероприятий с учащимися с целью знакомства со основной школой (экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях старшей школы)

Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) учащихся 4-х классов




II этап

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации

( 1 полугодие 5 класса)


Психологический (по задачам и формам работы с детьми)


Создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации учащихся 5-х классов

Проведение педагогических консилиумов в 5-х классах

Составление программ адаптационного периода (курс на 3-4 дня по 5-6 учебных часов)

Организация работы с родителями по вопросам адаптации в среднем звене

Проведение методических совещаний с педагогами с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости.

Выйти на новый уровень учебной самоорганизации учащихся, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение д/з, правильно его распределять


Вся работа по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников и обеспечение преемственности в обучении между начальным и средним звеном могут быть выполнены при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

  • Организационная работа.

  • Психологическая диагностика.

  • Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.

  • Профилактическая работа.

  • Коррекционно-развивающая работа.

  • Аналитическая работа

:



Направления работы

Основные задачи









I.Организационная работа

  1. Ознакомить педколлектив, родителей с вопросами адаптации учащихся 5-х классов, с планом работы.

  2. Довести до сведения педагогов и родителей результаты психологических обследований.

  3. Познакомить учителей-предметников, классных руководителей, которые будут работать в 5-х классах, с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и тем, какую помощь им можно оказать.

  4. Разработать план мероприятий совместной работы учителей начальных классов и учителей-предметников.

  5. Получить согласие со стороны родителей на проведение коррекционных занятий с детьми.












II.Психологическая диагностика

  1. Провести диагностику учащихся 4-х классов с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста).

  2. Провести диагностику в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.

  3. Провести анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей.

  4. Проанализировать полученные результаты в сравнении, осуществить качественный и количественный анализ, сделать выводы относительно произошедших изменений, дать рекомендации педагогам и родителям.








III. Консультативная работа


  1. Организовать групповые консультации

(семинары) с педагогами по возникающим проблемам.

  1. Спланировать серию родительских собраний, индивидуальных консультаций с целью знакомства с программой действий родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни.

  2. Организовать занятия с детьми с целью помощи в освоении нового стиля общения со взрослыми и сверстниками, регуляция собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности.





IV. Профилактическая работа

(проводится психологом)

  1. Оказать поддержку каждому младшему подростку в эмоциональном принятии новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработке навыков учебной самоорганизации.

  2. Организовать цикл развивающих занятий с учащимися, проведение психологической игры «Дорога в пятый класс»


V. Коррекционно-развивающая работа

(проводится с учениками, испытывающими трудности в школьной адаптации)

  1. Организовать работу индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

  2. Поддерживать тесную связь с родителями по вопросам данной работы.




VI. Аналитическая работа

  1. Оценить эффективность проделанной работы и скорректировать рабочие планы (как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками)

  2. На основе полученной информации отобрать эффективные формы и методы дальнейшей работы и спланировать учебно-воспитательный процесс в данных классах

На основе полученной информации учителя-предметники выбирают конкретные приемы подачи учебного материала и пути взаимодействия с детьми, обладающими разными типами восприятия, строят и планируют дальнейшую психолого-педагогическую деятельность. Поддержка школьника в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

После окончания психологической работы в 5 классе в течение двух последующих лет обучения школьники не включаются в планы массовой диагностики. Основными формами работы в 6 и 7 классах являются: работа по запросу, коррекционно-развивающая, просветительская работа с классами и параллелями.


ПЛАН

мероприятий для осуществления преемственности между начальным и средним звеном и успешной адаптации пятиклассников

Мероприятия

Сроки проведения

Кто проводит

I I полугодие 4 класса

1.

Проведение методического объединения с участием завучей начальной и средней школы, педагогов 4-х классов, психолога, членов родительского комитета по разработке программы подготовки к переходу учеников в среднюю школу


Январь-февраль

Рук-ль МО

завучи

2

Проведение психологом школы психодиагностических исследований в параллели 4-х классов.

Проведение психологической игры «Дорога в пятый класс»

Февраль-март

Психолог, классные руководители 4 классов, будущие классные руководители

5 классов

3

Знакомство учащихся и родителей с едиными педагогическими требованиями, которые будут предъявляться к пятиклассникам и постепенное их принятие

Март-май

Классные рук-ли

4

Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учеников 4-х классов

Апрель-июнь

Классные рук-ли

психолог

5

Проведение мероприятий с учащимися 4-х классов, включающие встречи, беседы, уроки с будущими учителями-предметниками, экскурсии по основной школе, знакомство с кабинетами, участие в культурно-массовых мероприятиях основной школы

Февраль-июнь

Классные рук-ли

завучи

учителя-предметники

6

Составление психологом школы аналитических материалов об особенностях классных коллективов с целью формирования рекомендаций педагогам, классным руководителям 5-х классов

Апрель-май

Психолог

I полугодие 5 класса

1

Проведение психологических консилиумов с учителями-предметниками 5-х классов, классными руководителями и учителями, работавшими в 4-х классах с целью принятия ими идеи адаптационного периода, знакомство с особенностями классных коллективов, отдельных учащихся.

сентябрь

Завучи

классные рук-ли

психолог

2

Разработка классными руководителями и психологом школы программы адаптационного периода для каждого класса отдельно (КУРС, РАССЧИТАННЫЙ НА 3-4 ДНЯ).

сентябрь

Психолог

классные рук-ли

3

Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене

1-2 недели сентября

Классные рук-ли

психолог

4

Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, классных рук-лей по вопросам адаптации (с привлечением индивидуальных психолого-педагогических карт, характеристик классов). Познакомить учащихся в начале учебного года с системой оценивания на уроках.

Сентябрь


Завучи

психолог

классные рук-ли

5

Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий

Сентябрь-октябрь

Завучи

психолог

классные рук-ли

6

Проведение методических объединений педагогов 5-х классов с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости.

Октябрь

Завучи

психолог

классные рук-ли

учителя-предметники

7

Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реалибитации по каждому ученику в отдельности

Ноябрь-январь

психолог



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!