СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с детьми с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый год сопровождения

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с детьми с ОВЗ»







ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

с детьми с ОВЗ

(первый год психологического сопровождения)









































  1. Содержание программы:


1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

2. Содержание разделов программы…………………………………………8

3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………….....9

4. Литература, использованная для разработки программы………………13










































Пояснительная записка.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления; Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Основными целями программы являются:

  • формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

  • повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.



Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

  • Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня.

  • Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

  • Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

  • Формирование положительной учебной мотивации.

  • Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.


Программа опирается на следующие принципы:

  • системность;

  • комплексность;

  • деятельностный подход;

  • общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).


Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

Работа с родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.

Задачи:

  • Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;

  • Выбор стратегии воспитания;

  • Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ;

  • Консультации по индивидуальным запросам.





Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.


Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка на тему занятия: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

Продолжительность занятия 20 минут.

Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год -54.



Ожидаемые результаты реализации программы:

  • адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;

  • положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;

  • повышение уровня развития когнитивной сферы;

  • повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием).

  • формирование положительной мотивации к обучению.

  • формирование положительной самооценки у детей;







Описание разделов программы

  1. Диагностика развития психических процессов.

Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года.

  1. Развитие внимания.

Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.

  1. Развитие мышления и речи.

Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.

  1. Развитие восприятия.

Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.

  1. Развитие памяти.

Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.



Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Содержание разделов и наименование форм работы

1.

Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):

6


1.1

Диагностика уровня развития когнитивной сферы.

Мышление.


1

В соответствии с программой диагностики

1.2

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память.

1

В соответствии с программой диагностики

1.3

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание.

1

В соответствии с программой диагностики

1.4

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.

1

В соответствии с программой диагностики

1.5

Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.


1

В соответствии с программой диагностики

1.6

Диагностика развития личностной сферы.



1

В соответствии с программой диагностики

2.

Развитие внимания

10


2.1

Развитие концентрации внимания

2

  • Упр. «Радуга внимания»

  • Упр. Копировальщики»

2.2

Развитие концентрации и устойчивости внимания

1

Упр. Корректурные пробы»

2.3

Развитие умения распределять внимание

1

Упр. «Шифровщики»

2.4

Развитие внимания и мышления

1

Упр. «Кодирование слов с помощью цифр»

2.5


Развитие слухового внимания

2

  • Упр. «Арифметический диктант»

  • Упр. «Графический диктант»

2.6

Увеличение уровня распределения внимания.

3

  • Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание).

  • Упр. «Счет с помехой»

  • Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка»

3.

Развитие мышления

20


3.1

Развитие мышления и речи

2

  • Сочиняем рассказ по картинкам

  • Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий


3.2

Развитие способности к синтезу

3

  • Упр. «Словообразователи»

  • Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений

  • Упр. «Плохо или хорошо?»

3.3

Развитие логики

7

  • Решение ребусов

  • Упр. «Спичечные головоломки»

  • Упр. «Инструкция»

  • Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах)

  • Отгадывание загадок

  • Упр. «Зашифрованные слова»

  • Составление анаграмм

3.4

Развитие умения анализировать

4

  • Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.

  • Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.

  • Упражнения на классификацию предметов и явлений

  • Игра «Спорщики».

3.5

Развитие умения действовать по образцу

2

  • Упр. «Занимательная лесенка»

  • Упр. «Змейка»

3.6

Развитие умения выстраивать аналогии

1

Упражнения на визуальные и

слуховые аналогии.

3.7

Развитие ассоциативного мышления

1

Упражнения на выстраивание ассоциаций.

4

Развитие восприятия

5

  • Упр.«Наложенные изображения»

  • Упр. «Найди спрятанные изображения»

  • Упр. «Закончи незаконченные изображения»

  • Упр. «Собираем целое из частей»

  • Упр. «Парные изображения»


5

Развитие памяти.

10


5.1

Развитие зрительной памяти.

4

  • Упр. и задания на работу по образцу

  • Работа по карточкам

  • Упражнения с использованием раздаточного материала

  • Упр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки)

5.2

Развитие ассоциативной и логической памяти.

3

  • Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу.

  • Выстраивание ассоциации,

  • Поиск закономерностей

5.4

Развитие слуховой памяти

3

  • Воспроизведение историй на слух

  • Кинезиологические упражнения

  • Игры


6

Развитие эмоциональной сферы

9

  1. Беседа об эмоциях человека.

  2. Комплекс игр «Волшебная страна чувств»:

    1. «Грусть»

    2. «Обида»

    3. «Злость»

    4. «Гнев»

    5. «Страх»

2.6 «Радость»

    1. «Любовь»

  1. Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.


7.

Диагностика развития психических процессов (конец года):

6

Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года.


Всего часов:

66


8

Работа с родителями

В соответствии с годовым планом

работы педагога-психолога

  • Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;

  • Выступление на родительских собраниях

  • Консультации по индивидуальным запросам.




























Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

  7. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.

  8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

  9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.

  10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

  11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.

  12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

  13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491

  14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

  15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  16. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

  18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

  19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.













































План работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.


Диагностическая работа


Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответстве
нные

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами







сентябрь



Классный руководитель
Педагог-психолог

Углубленная  диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.
Заполнение диагностических документов специалистами (протокола обследования)

сентябрь

Педагог-психолог

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы


Педагог-психолог

Социально – педагогическая диагностика



Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам






Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. 
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)



Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.





Сентябрь - октябрь



Классный руководитель
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель-предметник

Коррекционно-развивающая работа


Цель:
 обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить психологическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч.года

Педагог-психолог

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов



Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ



В течение года

Заместитель
директора по УВР
Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед 
Медицинский работник







Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Информационно – просветительская работа


Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса


Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику





Педагог – психолог

Работа с родителями обучающихся

Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.


Дата

Содержание  работы с родителями  обучающегося

1 четверть

Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений

Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации . Выработка общих путей решения проблемы .

Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

2 четверть

Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.

Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских отношений.

3 четверть



Февраль (ежегодно)

Март.
(ежегодно)

Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.

Родительское  кафе
Родители 1-2 классов. Тема «Как выбрать кружок ребёнку?»


Родители 4-5 классов. Тема «Трудности при переходе в основную школу.

4 четверть


Апрель 
(ежегодно)

Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. 
Выявление положительной тенденции  в проделанной работе.

Родители 8-9 классов. Тема «Профессиональные интересы ребёнка»















18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!