СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического кружка "Энергия" для учеников 5 - 7 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный кружок был создан с целью развить у учащихся навыки конструктивного общения, научиться выражать свои мысли и эмоции. Задуматься о том, куда уходит наша энергия и как мы можем ей управлять

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического кружка "Энергия" для учеников 5 - 7 классов»

МАОУ Богандинская СОШ №2

Утверждаю

Директор МА ОУ Богандинской СОШ № 2

Полунина С. А. _______________________

«_______»_____________202_ г.





Программа

Психологического кружка

«Энергия»

для детей 5 – 7 классов

на 2023 – 2024 уч. г.













Составитель: педагог-психолог,

Чуйко Татьяна Геннадьевна



Рп Богандинский, 2023 г.



Пояснительная записка

Актуальность данной кружковой работы заключается в том, что целевая аудитория (дети 5-7 классов) переходит в новый кризисный этап жизни – подростковый возраст. У детей данной возрастной группы начинают проявляться трудности во взаимодействии с окружающими людьми, в том числе со значимыми взрослыми. Референтной группой в данном возрасте становятся сверстники, однако дети ещё зависимы от мнения значимых взрослых. Последние же не всегда способны вывести подростка на откровенную беседу и обучить своих детей необходимым навыкам общения. Для большинства подростков характерны частые конфликты, агрессивные проявления, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать собственные ошибки. Таким образом, формируется чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, беспомощности. Важно на этапе созревания научиться понимать многообразие мира, взаимодействовать и наблюдать, выражать эмоции и снимать стресс полезным для себя способом. Кроме того, программа содержит простейшие телесные и дыхательные упражнения для поддержания физического и психологического здоровья. Все упражнения сопровождаются разъяснением и визуализацией.

Авторская программа психологического кружка рассчитана на детей среднего школьного возраста и имеет своей целью создание условий для осознания себя в этом мире и законов взаимодействия с окружением.

Основные задачи кружковой деятельности:

- развитие умения работать в группе и самостоятельно;

- развитие навыков общения, тактичного взаимодействия;

- обучение способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;

- развитие эмпатии;

- создание мотивации для работы над своей личностью;

- формирование положительного отношения и принятия по отношению к окружающим людям и жизненным ситуациям;

- развитие навыков поддержания собственного здоровья (как физического, так и психологического);

- понимание законов причинно-следственных связей, умение анализировать свои поступки, думать о последствиях;

- общая психологическая осведомлённость.

Программа рассчитана на учебный год (30 занятий), 1 раз в неделю по 1 часу.



Календарно-тематическое планирование

Название занятия

Задачи

Содержание встречи

План

Факт

Кол-во часов

1 блок: «Знакомьтесь, это я!»

1

Знакомство

Сплочение группы, создание мотивации к предстоящему циклу занятий, актуализация личностных ресурсов, тренировка умения выражать своё эмоциональное состояние

- Познакомьтесь, это мы!

- Знакомьтесь: психология

- Обсуждение

6.10.2023 г.


1

2

Ключи в мой внутренний дом (с элементами медитативной практики)

Осознание своего внутреннего мира; открыть в нём неизведанное, осознать и проработать некоторые свои страхи, опасения, увидеть новые качества собственной личности. Понять других участников, лучше узнать друг друга

- Медитативная практика

- Работа с «ключами» от внутреннего дома

- Обсуждение

13.10.2023


1

3

Поговорим о застенчивости

Развитие социальных умений коммуникативной гибкости. Создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Формирование «позитивного отношения к своему «Я». Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации. Формирование умения анализировать свои чувства и ситуации, к которым они приводят; извлекать из всего пользу. Развитие эмпатии, потребности принимать себя и другого человека

- Приветствие – ритуал

- Упражнения на сплочение и осознание своего внутреннего мира

- Упражнения на умение проявить себя

- Обсуждение

20.10.2023


1

4

Беседы о застенчивости

Снять напряжение в теле с помощью релаксационной методики.

Разъяснить пути преодоления застенчивости.

Создать условия для самовыражения и веры в светлое будущее.

- Приветствие

- Релаксационная пауза

- Упражнение «Мечта»

- Обсуждение

27.10.2023


1

5

«Куда уходит энергия»

Осознание связи мыслительных привычек с энергией; овладение телесными и дыхательными техниками для выработки энергии

- Приветствие

- Беседа «Как мы распоряжаемся своей энергией»

- Знакомство с двигательными и дыхательными упражнениями: «Прокачай свою энергию»

10.11.2023


1

6

«Моё физическое и психологическое здоровье»

Понимание связи между телесным и психическим. Проработка негативных установок

- Приветствие

- Просмотр видеоролика «Между физическим и ментальным», обсуждение

- Беседа о связи психики и тела

- Физические упражнения для расслабления нервной системы

17.11.2023


1

2 блок: Развитие коммуникативных навыков

1

Встреча 1

Познакомить участников друг с другом лучше, сблизить. Открыть для участников новые грани товарищей

- Приветствие, повторение правил

- Упражнение «Никто не знает, что я…»

- Упражнение «Продолжи фразу»

- Обсуждение встречи

24.11.2023


1

2

Встреча 2

Обучение навыкам общения

- Приветствие

- Чтение и обсуждение притчи об отце и двух братьях

- Упражнение «Строй»

- Упражнение «Дискуссия»

- Теория

1.12.2023


1

3 блок: Психология познания нашего «Я»

1

«Уроки Шерлока Холмса»

Развитие различных типов мышления: индуктивные и дедуктивные логические типы мышления (от частного к общему и от общего к частному)

- Приветствие

- Беседа о мышлении и умозаключениях; о двусмысленных высказываниях (софизмах). Чтение историй Шерлока Холмса как пример

- Упражнения на развитие мыслительных операций: логические задачки, «Наведи порядок с буквами в словах», «Возможны ли такие ситуации?», «Обобщи», «Верно или неверно умозаключение?», «Выявите общие понятия», «Исключите понятия», «Сложи фигуру: 4 треугольника из 6 спичек», «Определите преступника», «Столбик чисел»

- Обсуждение

8.12.2023;

15.12.2023


2

2

«Работа воображения»

Осознание необходимости иметь развитое воображение

- Приветствие

- Беседа «Как мне в жизни помогает воображение?

- Упражнения: «Что изображено на рисунке?», «Особенность квадрата», «Где пациентка этой медсестры?», «Какая из ящериц длиннее», «Скучающая дама», «Свинья и крестьянин», «Какой параллелепипед больше», «Двойной рисунок», «Заяц и лицо», «XXV», «Предмет и фон»

- Обсуждение

22.12.2023


1

3

«Жизнь сердца»

Формирование умения определять и выражать свои эмоции с пользой для себя

- Приветствие

- Беседа «Как понять свои чувства»

- Упражнение с мячом «Закончи предложение»

- Обсуждение

29.12.2023


1

4 блок: «Энергетические практики»

1

Введение в курс

Знакомство с понятием «Энергия», простейшими практиками для расслабления

- Приветствие

- Беседа об энергии

- Диспут «Как к нам приходит энергия и как мы её тратим»

- Выполнение простейших дыхательных упражнений с разъяснениями: «Шар», «Треугольник»

- Разминка

- Обсуждение

12.01.2024


1

2

«Искусство расслабляться»

Осознание своего тела в пространстве, ознакомление с техниками снятия эмоционального и физического напряжения

- Приветствие

- Беседа об умении снять напряжение, о внимании к своему внутреннему миру

- Знакомство с энергиями дня

- Выполнение телесных и дыхательных упражнений

- Медитативная расслабляющая практика «Я в этом мире»

- Обсуждение

19.01.2024


1

3

«Причина и следствие»

Осознание связи своих действий с действиями других людей. Обучение навыкам нести ответственность за свою жизнь, отвечать за себя. Обучение пониманию и принятию позиции другого человека.

- Приветствие

- Беседа о законах причинно-следственных связей, о справедливости. Примеры из жизни других людей

- Знакомство с аффирмациями

- Энергетические практики из йоги: тренировка баланса

- Расслабление

- Обсуждение

26.01.2024


1

4

«Гибкость мышления»

Обучение понятию «гибкое мышление», осознание необходимости иметь гибкое сознание

- Приветствие

- Беседа «Как и для чего нужно проявлять гибкость»

- «Как связаны тело и душа»

- Телесные упражнения «Тренировка гибкости»

- Дыхательная практика

- Обсуждение

2.02.2024


1

5

«Энергия природы»

Обучение способам наблюдения, гармонизации внутреннего состояния с помощью тишины и природы.

- Приветствие

- Беседа «Учусь не осуждать, понимать, принимать»

- Повторение аффирмаций

- Тренировка: Внимание к органам чувств: уши, глаза, горло

- Медитация «Встреча с учителем в саду души»

- Обсуждение

9.02.2024


1

6

«Творческая энергия»

Тренировка силы воли, умения принимать разнообразные ситуации

- Приветствие

- Беседа «Мои таланты»

- Создание коллажа «Моё лучшее будущее»

- Разминка для стоп

- Суставная гимнастика с разъяснением необходимости её совершать

- Тренировка для позвоночника

- Медитация «Расслабление»

16.02.2024


1

7

«Энергия знаний»

Развитие умений снимать нервное и мышечное напряжение, осознание того, что окружающий мир заключён в самом человеке и зависит от него

- Приветствие

- Дискуссия «Порядок в доме = порядок в душе»

- Тренировка: Развиваем гибкость сознания, восприятия, гибкость тела

- Медитация: пранаяма для «третьего глаза» (йоговское дыхание)

22.02.2024


1

8

«Энергия праздника»

Обучение способам создавать себе настроение, пониманию, что человек сам хозяин своего дня и настроя, тренировка лидерских качеств

- Приветствие

- Упражнение «Я хочу и я могу»

- Дыхательная тренировка для энергии позитива, идей; проработка блоков, зажимов, тяжёлых мыслей

- Дыхательная медитация «Вдыхание новой энергии»

- Аффирмация о раскрытии потенциала

- Обсуждение

1.03.2024


1

9

«Я выбираю спокойствие»

Тренировка силы воли, осознание собственных недостатков для возможности исправить их, развитие умения понимать и принимать себя и окружающих людей

- Приветствие

- Беседа о человеческих пороках, их причинах и последствиях (вредные привычки, зависимости, агрессия, осуждение, гнев)

- Проработка альтернативных способов принять и выразить свой гнев

- Дыхательная рефлексивная тренировка для избавления тела от стресса, негатива, раздражения, гнева.

- Дыхательная практика "Квадрат" – управляем своими эмоциями и контролируем дыхание

15.03.2024


1

10

«Моя свобода»

Раскрытие творческих способностей, осознание новых жизненных перспектив, понимания, что человек сам способен выбирать свои реакции на различные ситуации и свой жизненный путь

- Приветствие

- Основы нейрографики как способ проработать внутренние переживания

- Беседа «Моя жизнь – мой выбор»

- Дыхательные упражнения, визуальное дыхание

- Медитация «Птица»


22.03.2024;

5.04.2024


2

11

«Энергия добра и помощи»

Развитие желания и умения помогать другим не в ущерб себе, развитие чувства такта

- Приветствие

- Беседа «Что я могу сделать для себя и для других»

- «Что воспитывает взаимопомощь»

- Дискуссия «Если моей помощи не просят»

- Упражнение «Вырази мнение, не советуя»

- Тренировка для рук («Что я беру и что отдаю»)

- Обсуждение

12.04.2024


1

12

«Свет внутри меня»

Осознание своих талантов и положительных качеств, понимание того, как можно принести пользу этому миру

- Приветствие

- Беседа о том, как и для чего нужно приносить пользу этому миру. Какие качества помогают человеку быть полезным и счастливым от своей пользы

- Тренировка для пробуждения солнечной энергии в теле: задействуем руки, ноги, пресс.

- Аффирмация о внутреннем свечении

- Медитация с водой «Солнечный шар»

19.04.2024


1

13

«Баланс»

Осознание мира как центра равновесия, развитие умения успокаивать разум, расслабляться

- Приветствие

- Сообщение о гармонии в мире и внутри человека

- Асаны-балансы из йоги (простейшие упражнения)

- Обсуждение

26.04.2024


1

14

«Быть хозяином своей судьбы»

Развивать самоценность, осознание того, какие личностные качества помогают человеку добиваться поставленных целей

- Приветствие

- Беседа «Что означает Быть хозяином своей судьбы»

- Двигательные практики

- Аффирмация

3.05.2024


1

15

Энергия «Потока, везения»

Подвести к осознанию того, что везение даётся по заслугам. Развитие умения работать с внутренними чувствами обиды, зависти. Развитие интуиции

- Приветствие

- Беседа: Про кого так говорят: «Везунчик»

- Беседа «Как я могу повлиять на события в моей жизни. Как помогает интуиция»

- Упражнения на развитие интуиции

- Тренировка для оздоровления суставов, растяжение, расслабляющее и способствующее доверию телу и пространству

- Дыхательные упражнения: полное йоговское дыхание

10.05.2024


1

16

«Я – звезда»

Развитие самоуважения, любви к себе. Осознание того, что через любовь к себе проявляется любовь к окружающему. Развитие творческих способностей

- Приветствие

- Упражнение «Найди необычное в обычном. Сотвори»

- Аффирмация о творческом самовыражении

- Тренировка для рук (руки создают творчество)

- Обсуждение

17.05.2024


1

17

Энергия любви и красоты

Научить видеть прекрасное в окружающем мире и людях. Закрепление ранее пройденного материала.

- Приветствие

- Рассуждение о теме встречи

- Чтение терапевтической сказки о любви и доверии: «Что на самом деле красиво»

- Аффирмация дня

- Тренировка на всё тело

- Медитация «Озеро любви»

- Подведение итогов

24.05.2024



Итого

30 ч.



Материальная база для осуществления работы

  1. Мяч

  2. Бейджи с именами

  3. Коврики для йоги или спортивные маты

  4. Бумага

  5. Карандаши, фломастеры

  6. Салфетки

  7. Столы, стулья

  8. Вода, стаканы

Используемая литература

  1. В. А. Сонин Психология познания нашего «Я». – СПб.: Речь, 2005.

  2. Журнал «Школьный психолог». Изд. «Первое сентября» № 3, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!