Полунина С. А. _______________________
«_______»_____________202_ г.
Актуальность данной кружковой работы заключается в том, что целевая аудитория (дети 5-7 классов) переходит в новый кризисный этап жизни – подростковый возраст. У детей данной возрастной группы начинают проявляться трудности во взаимодействии с окружающими людьми, в том числе со значимыми взрослыми. Референтной группой в данном возрасте становятся сверстники, однако дети ещё зависимы от мнения значимых взрослых. Последние же не всегда способны вывести подростка на откровенную беседу и обучить своих детей необходимым навыкам общения. Для большинства подростков характерны частые конфликты, агрессивные проявления, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать собственные ошибки. Таким образом, формируется чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, беспомощности. Важно на этапе созревания научиться понимать многообразие мира, взаимодействовать и наблюдать, выражать эмоции и снимать стресс полезным для себя способом. Кроме того, программа содержит простейшие телесные и дыхательные упражнения для поддержания физического и психологического здоровья. Все упражнения сопровождаются разъяснением и визуализацией.
Авторская программа психологического кружка рассчитана на детей среднего школьного возраста и имеет своей целью создание условий для осознания себя в этом мире и законов взаимодействия с окружением.
- формирование положительного отношения и принятия по отношению к окружающим людям и жизненным ситуациям;
- развитие навыков поддержания собственного здоровья (как физического, так и психологического);
- понимание законов причинно-следственных связей, умение анализировать свои поступки, думать о последствиях;
- общая психологическая осведомлённость.
Программа рассчитана на учебный год (30 занятий), 1 раз в неделю по 1 часу.
№ | Название занятия | Задачи | Содержание встречи | План | Факт | Кол-во часов |
1 блок: «Знакомьтесь, это я!» |
1 | Знакомство | Сплочение группы, создание мотивации к предстоящему циклу занятий, актуализация личностных ресурсов, тренировка умения выражать своё эмоциональное состояние | - Познакомьтесь, это мы! - Знакомьтесь: психология - Обсуждение | 6.10.2023 г. | | 1 |
2 | Ключи в мой внутренний дом (с элементами медитативной практики) | Осознание своего внутреннего мира; открыть в нём неизведанное, осознать и проработать некоторые свои страхи, опасения, увидеть новые качества собственной личности. Понять других участников, лучше узнать друг друга | - Медитативная практика - Работа с «ключами» от внутреннего дома - Обсуждение | 13.10.2023 | | 1 |
3 | Поговорим о застенчивости | Развитие социальных умений коммуникативной гибкости. Создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Формирование «позитивного отношения к своему «Я». Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации. Формирование умения анализировать свои чувства и ситуации, к которым они приводят; извлекать из всего пользу. Развитие эмпатии, потребности принимать себя и другого человека | - Приветствие – ритуал - Упражнения на сплочение и осознание своего внутреннего мира - Упражнения на умение проявить себя - Обсуждение | 20.10.2023 | | 1 |
4 | Беседы о застенчивости | Снять напряжение в теле с помощью релаксационной методики. Разъяснить пути преодоления застенчивости. Создать условия для самовыражения и веры в светлое будущее. | - Приветствие - Релаксационная пауза - Упражнение «Мечта» - Обсуждение | 27.10.2023 | | 1 |
5 | «Куда уходит энергия» | Осознание связи мыслительных привычек с энергией; овладение телесными и дыхательными техниками для выработки энергии | - Приветствие - Беседа «Как мы распоряжаемся своей энергией» - Знакомство с двигательными и дыхательными упражнениями: «Прокачай свою энергию» | 10.11.2023 | | 1 |
6 | «Моё физическое и психологическое здоровье» | Понимание связи между телесным и психическим. Проработка негативных установок | - Приветствие - Просмотр видеоролика «Между физическим и ментальным», обсуждение - Беседа о связи психики и тела - Физические упражнения для расслабления нервной системы | 17.11.2023 | | 1 |
2 блок: Развитие коммуникативных навыков |
1 | Встреча 1 | Познакомить участников друг с другом лучше, сблизить. Открыть для участников новые грани товарищей | - Приветствие, повторение правил - Упражнение «Никто не знает, что я…» - Упражнение «Продолжи фразу» - Обсуждение встречи | 24.11.2023 | | 1 |
2 | Встреча 2 | Обучение навыкам общения | - Приветствие - Чтение и обсуждение притчи об отце и двух братьях - Упражнение «Строй» - Упражнение «Дискуссия» - Теория | 1.12.2023 | | 1 |
3 блок: Психология познания нашего «Я» |
1 | «Уроки Шерлока Холмса» | Развитие различных типов мышления: индуктивные и дедуктивные логические типы мышления (от частного к общему и от общего к частному) | - Приветствие - Беседа о мышлении и умозаключениях; о двусмысленных высказываниях (софизмах). Чтение историй Шерлока Холмса как пример - Упражнения на развитие мыслительных операций: логические задачки, «Наведи порядок с буквами в словах», «Возможны ли такие ситуации?», «Обобщи», «Верно или неверно умозаключение?», «Выявите общие понятия», «Исключите понятия», «Сложи фигуру: 4 треугольника из 6 спичек», «Определите преступника», «Столбик чисел» - Обсуждение | 8.12.2023; 15.12.2023 | | 2 |
2 | «Работа воображения» | Осознание необходимости иметь развитое воображение | - Приветствие - Беседа «Как мне в жизни помогает воображение? - Упражнения: «Что изображено на рисунке?», «Особенность квадрата», «Где пациентка этой медсестры?», «Какая из ящериц длиннее», «Скучающая дама», «Свинья и крестьянин», «Какой параллелепипед больше», «Двойной рисунок», «Заяц и лицо», «XXV», «Предмет и фон» - Обсуждение | 22.12.2023 | | 1 |
3 | «Жизнь сердца» | Формирование умения определять и выражать свои эмоции с пользой для себя | - Приветствие - Беседа «Как понять свои чувства» - Упражнение с мячом «Закончи предложение» - Обсуждение | 29.12.2023 | | 1 |
4 блок: «Энергетические практики» |
1 | Введение в курс | Знакомство с понятием «Энергия», простейшими практиками для расслабления | - Приветствие - Беседа об энергии - Диспут «Как к нам приходит энергия и как мы её тратим» - Выполнение простейших дыхательных упражнений с разъяснениями: «Шар», «Треугольник» - Разминка - Обсуждение | 12.01.2024 | | 1 |
2 | «Искусство расслабляться» | Осознание своего тела в пространстве, ознакомление с техниками снятия эмоционального и физического напряжения | - Приветствие - Беседа об умении снять напряжение, о внимании к своему внутреннему миру - Знакомство с энергиями дня - Выполнение телесных и дыхательных упражнений - Медитативная расслабляющая практика «Я в этом мире» - Обсуждение | 19.01.2024 | | 1 |
3 | «Причина и следствие» | Осознание связи своих действий с действиями других людей. Обучение навыкам нести ответственность за свою жизнь, отвечать за себя. Обучение пониманию и принятию позиции другого человека. | - Приветствие - Беседа о законах причинно-следственных связей, о справедливости. Примеры из жизни других людей - Знакомство с аффирмациями - Энергетические практики из йоги: тренировка баланса - Расслабление - Обсуждение | 26.01.2024 | | 1 |
4 | «Гибкость мышления» | Обучение понятию «гибкое мышление», осознание необходимости иметь гибкое сознание | - Приветствие - Беседа «Как и для чего нужно проявлять гибкость» - «Как связаны тело и душа» - Телесные упражнения «Тренировка гибкости» - Дыхательная практика - Обсуждение | 2.02.2024 | | 1 |
5 | «Энергия природы» | Обучение способам наблюдения, гармонизации внутреннего состояния с помощью тишины и природы. | - Приветствие - Беседа «Учусь не осуждать, понимать, принимать» - Повторение аффирмаций - Тренировка: Внимание к органам чувств: уши, глаза, горло - Медитация «Встреча с учителем в саду души» - Обсуждение | 9.02.2024 | | 1 |
6 | «Творческая энергия» | Тренировка силы воли, умения принимать разнообразные ситуации | - Приветствие - Беседа «Мои таланты» - Создание коллажа «Моё лучшее будущее» - Разминка для стоп - Суставная гимнастика с разъяснением необходимости её совершать - Тренировка для позвоночника - Медитация «Расслабление» | 16.02.2024 | | 1 |
7 | «Энергия знаний» | Развитие умений снимать нервное и мышечное напряжение, осознание того, что окружающий мир заключён в самом человеке и зависит от него | - Приветствие - Дискуссия «Порядок в доме = порядок в душе» - Тренировка: Развиваем гибкость сознания, восприятия, гибкость тела - Медитация: пранаяма для «третьего глаза» (йоговское дыхание) | 22.02.2024 | | 1 |
8 | «Энергия праздника» | Обучение способам создавать себе настроение, пониманию, что человек сам хозяин своего дня и настроя, тренировка лидерских качеств | - Приветствие - Упражнение «Я хочу и я могу» - Дыхательная тренировка для энергии позитива, идей; проработка блоков, зажимов, тяжёлых мыслей - Дыхательная медитация «Вдыхание новой энергии» - Аффирмация о раскрытии потенциала - Обсуждение | 1.03.2024 | | 1 |
9 | «Я выбираю спокойствие» | Тренировка силы воли, осознание собственных недостатков для возможности исправить их, развитие умения понимать и принимать себя и окружающих людей | - Приветствие - Беседа о человеческих пороках, их причинах и последствиях (вредные привычки, зависимости, агрессия, осуждение, гнев) - Проработка альтернативных способов принять и выразить свой гнев - Дыхательная рефлексивная тренировка для избавления тела от стресса, негатива, раздражения, гнева. - Дыхательная практика "Квадрат" – управляем своими эмоциями и контролируем дыхание | 15.03.2024 | | 1 |
10 | «Моя свобода» | Раскрытие творческих способностей, осознание новых жизненных перспектив, понимания, что человек сам способен выбирать свои реакции на различные ситуации и свой жизненный путь | - Приветствие - Основы нейрографики как способ проработать внутренние переживания - Беседа «Моя жизнь – мой выбор» - Дыхательные упражнения, визуальное дыхание - Медитация «Птица» | 22.03.2024; 5.04.2024 | | 2 |
11 | «Энергия добра и помощи» | Развитие желания и умения помогать другим не в ущерб себе, развитие чувства такта | - Приветствие - Беседа «Что я могу сделать для себя и для других» - «Что воспитывает взаимопомощь» - Дискуссия «Если моей помощи не просят» - Упражнение «Вырази мнение, не советуя» - Тренировка для рук («Что я беру и что отдаю») - Обсуждение | 12.04.2024 | | 1 |
12 | «Свет внутри меня» | Осознание своих талантов и положительных качеств, понимание того, как можно принести пользу этому миру | - Приветствие - Беседа о том, как и для чего нужно приносить пользу этому миру. Какие качества помогают человеку быть полезным и счастливым от своей пользы - Тренировка для пробуждения солнечной энергии в теле: задействуем руки, ноги, пресс. - Аффирмация о внутреннем свечении - Медитация с водой «Солнечный шар» | 19.04.2024 | | 1 |
13 | «Баланс» | Осознание мира как центра равновесия, развитие умения успокаивать разум, расслабляться | - Приветствие - Сообщение о гармонии в мире и внутри человека - Асаны-балансы из йоги (простейшие упражнения) - Обсуждение | 26.04.2024 | | 1 |
14 | «Быть хозяином своей судьбы» | Развивать самоценность, осознание того, какие личностные качества помогают человеку добиваться поставленных целей | - Приветствие - Беседа «Что означает Быть хозяином своей судьбы» - Двигательные практики - Аффирмация | 3.05.2024 | | 1 |
15 | Энергия «Потока, везения» | Подвести к осознанию того, что везение даётся по заслугам. Развитие умения работать с внутренними чувствами обиды, зависти. Развитие интуиции | - Приветствие - Беседа: Про кого так говорят: «Везунчик» - Беседа «Как я могу повлиять на события в моей жизни. Как помогает интуиция» - Упражнения на развитие интуиции - Тренировка для оздоровления суставов, растяжение, расслабляющее и способствующее доверию телу и пространству - Дыхательные упражнения: полное йоговское дыхание | 10.05.2024 | | 1 |
16 | «Я – звезда» | Развитие самоуважения, любви к себе. Осознание того, что через любовь к себе проявляется любовь к окружающему. Развитие творческих способностей | - Приветствие - Упражнение «Найди необычное в обычном. Сотвори» - Аффирмация о творческом самовыражении - Тренировка для рук (руки создают творчество) - Обсуждение | 17.05.2024 | | 1 |
17 | Энергия любви и красоты | Научить видеть прекрасное в окружающем мире и людях. Закрепление ранее пройденного материала. | - Приветствие - Рассуждение о теме встречи - Чтение терапевтической сказки о любви и доверии: «Что на самом деле красиво» - Аффирмация дня - Тренировка на всё тело - Медитация «Озеро любви» - Подведение итогов | 24.05.2024 | | |
Итого | 30 ч. |