МБОУ – средняя общеобразовательная школа №38
с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла
302026, г. Орёл, ул. Черкасская, д.81, тел. 74-75-22
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
Ступень обучения: начальное общее образование – 1 класс
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Количество часов: 33ч
Педагог-психолог МБОУ СОШ №38
Королева Е.В.
Орел– 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания». Данная программа рассчитана для детей с ОВЗ и нормальным развитием.
Основные задачи:
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь осознать свои задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1классах;
Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Место предмета в учебном плане
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности;
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Содержание программы
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
| Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Вид учебной деятельности | Планируемые образовательные результаты |
Я теперь школьник | Знакомство | познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | Игры, упражнения | — эмоционально-положительное отношение к школе; — адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; — принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания |
Знакомство продолжается | создать условия для самораскрытия и мотивирование на взаимопознание | Игры, упражнения |
Я теперь школьник | познакомить с правилами школьной жизни и занятий | Игры, упражнения |
Что значит быть школьником? | помочь в осознании социальной позиции школьника | Игры, упражнения |
Знакомство с Пси-Магом | создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности | Игры, упражнения |
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | Игры, упражнения | — способность к самопознанию и самооценке; — зачатки личностной рефлексии |
Сказка о волшебных зеркалах-1 | укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию | Игры, упражнения |
Сказка о волшебных зеркалах-2 | Игры, упражнения |
Что я знаю о себе? | актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии | Игры, упражнения |
Что я знаю о себе и о других? | помочь посмотреть на себя глазами других людей | Игры, упражнения |
| Я — это кто? | помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии | Игры, упражнения | |
Психика и познание мира | Мои ощущения | показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | Игры, упражнения | — осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — стремление к самоизменению |
Мое восприятие мира | содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира | Игры, упражнения |
Мое внимание | содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность | Игры, упражнения |
Как быть внимательным? | развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания | Игры, упражнения |
Развиваем свое внимание | помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание | Игры, упражнения |
Я умею быть внимательным | мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность | Игры, упражнения |
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента | Игры, упражнения | осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; позитивное самоотношение; —ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Типы темперамента | способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы | Игры, упражнения |
Разные люди — разные типы темперамента | закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности | Игры, упражнения |
Разные люди — разные характеры | обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения | Игры, упражнения |
Какой у меня характер? | мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе | Игры, упражнения |
Какой характер у других | Игры, упражнения |
Мой характер: оценим недостатки | содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей | Игры, упражнения |
Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций | Игры, упражнения | осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; |
Какие бывают эмоции? | показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций | |
Конкурс чувствоведов | Игры, упражнения |
Что я знаю о своих эмоциях? | способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок | Игры, упражнения |
Королевство внутреннего мира | стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию | Игры, упражнения |
Тематическое планирование
| Содержание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | Коррекция даты |
РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник |
1 | Знакомство | 1 | | | |
2 | Знакомство продолжается | 1 | | | |
3 | Я теперь школьник | 1 | | | |
4 | Что значит быть школьником? | 1 | | | |
5 | Знакомство с Пси-Магом | 1 | | | |
6 | Итоговое занятие | 1 | | | |
РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии | | |
7 | Королевство внутреннего мира | 2 | | | |
8-9 | Сказка о волшебных зеркалах | 2 | | | |
10 | Что я знаю о себе? | 1 | | | |
11 | Что я знаю о себе и о других? | 1 | | | |
12 | Я – это кто? | 1 | | | |
Раздел III. Психика и познания мира | | |
13 | Мои ощущения | 1 | | | |
14 | Мое восприятие мира | 1 | | | |
15 | Моё внимание | 1 | | | |
16 | Как быть внимательным? | 1 | | | |
17 | Развиваем своё внимание | 1 | | | |
18 | Я умею быть внимательным! | 1 | | | |
19 | Итоговое занятие | 1 | | | |
Раздел IV. Темперамент и характер | | |
20 | Что такое темперамент? | 1 | | | |
21 | Типы темперамента | 1 | | | |
22 | Разные люди – разные типы темперамента | 1 | | | |
23 | Разные люди – разные характеры | 1 | | | |
24 | Какой у меня характер? | 2 | | | |
25 | Какой характер у других? | 2 | | | |
26 | Мой характер: оценим недостатки | 2 | | | |
Раздел V. Я и мои эмоции | | |
27 | Что такое эмоции? | 1 | | | |
28 | Какие бывают эмоции? | 1 | | | |
29 | Конкурс чувствоведов | 1 | | | |
30 | Что я знаю о своих эмоциях | 1 | | | |
31-32 | Королевство Внутреннего мира | 2 | | | |
33 | Итоговое занятие | 1 | | | |
34 | Раздел VI. Мир общения |
35 | Что такое общение? | 2 | | | |
36 | Правила общения | 1 | | | |
37 | Азбука общения | 2 | | | |
38 | Я и мои друзья | 1 | | | |
39 | Давайте жить дружно | 2 | | | |
40 | По секрету всему свету | 3 | | | |
41 | Урок вежливости | 3 | | | |
42 | Дружба крепкая у нас | 2 | | | |
43 | Мы выбираем дружбу | 2 | | | |
44 | Итоговое занятие | 1 | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосозхнания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012.
Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел | Название занятия | Вид учебной деятельности | Количество Часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Я теперь школьник | Знакомство | Игры и упражнения на знакомство друг с другом и ввдение в игровую атмосферу | 1 | | |
2 | Знакомство продолжается | Упражнения на создание условий для самораскрытия и мотивирование на взаимопознание | 1 | | |
3 | Я теперь школьник | Упражнения на знакомство с правилами школьной жизни и занятий | 1 | | |
4 | Что значит быть школьником? | Упражнения на помощь в осознании социальной позиции школьника | 1 | | |
5 | Знакомство с Пси-Магом | Упражнение на создание мотивации на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности | 1 | | |
7 | | Итоговая диагностика | Промежуточная диагностика | 1 | | |
8 | Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | Упражнение на создание мотивации на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | 2 | | |
7 | Сказка о волшебных зеркалах-1 | Упражнения на укрепление интереса к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию | 1 | | |
8 | Сказка о волшебных зеркалах-2 | 1 | | |
9 | Что я знаю о себе? | Упражнения на актуализацию рефлексивной позиции, развитие потребности в самоанализе и рефлексии | 1 | | |
10 | Что я знаю о себе и о других? | Помочь посмотреть на себя глазами других людей. Игры и упражнения. | 1 | | |
11 | | Я — это кто? | Упражнения на помощь в осознании собственной уникальности и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развитие способности к самоанализу и рефлексии | 1 | | |
12 | Психика и познание мира | Мои ощущения | Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений. Игры и упражнения. | 1 | | |
13 | Мое восприятие мира | Игры и упражнения на осознание уникальности собственного восприятия окружающего мира | 1 | | |
14 | Мое внимание | Упражнения на содействие осознания актуального состояния своего внимания, развитие внимательности | 1 | | |
15 | Как быть внимательным? | Упражнения на развитие умений замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределения и переключения внимания | 1 | | |
16 | Развиваем свое внимание | Игры на помощь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, на активизацию и развитие произвольного внимания. | 1 | | |
17 | Я умею быть внимательным | Упражнения на повышение мотивации, на развитие собственного внимания, развитие произвольного внимания и наблюдательности | 1 | | |
18 | | Итоговое занятие | Промежуточная диагностика | 1 | | |
18 | Темперамент и характер | Что такое темперамент? | Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента. Игры и упражнения. | 1 | | |
19 | Типы темперамента | Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы. Игры и упражнения. | 1 | | |
| Разные люди — разные типы темперамента | Упражнения на закрепление умений различать типы темперамента, осознание собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности | 1 | | |
20 | Разные люди — разные характеры | Упражнения на обогащение словарного запаса, используемых для обозначения черт характера, развитие умений описывать черты характера других людей и произвольность поведения | 1 | | |
21 | Какой у меня характер? | Игры на повышение мотивации осознания черт собственного характера, актуализацию нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе | 2 | | |
22 | Какой характер у других | 2 | | |
| Мой характер: оценим недостатки | Игры и упражнения на осознание непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развитие рефлексивных способностей и способностей оценки других людей | 2 | | |
23 | Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | Игры и упражнения на повышение мотивации познания собственного эмоционального мира | 1 | | |
24 | Какие бывают эмоции? | Игры и упражнения. Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций | 1 | | |
25 | Конкурс чувствоведов | 3 | | |
| Что я знаю о своих эмоциях? | Игры и упражнения. Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок | 1 | | |
27 | | Королевство внутреннего мира | Игры и упражнения. Показать богатство и многообразие качеств личности | 1 | | |
31 | | Итоговое занятие | Промежуточное тестирование | 1 | | |
32 | | Раздел VI. Мир общения | Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, повышение уверенности в себе. | | | |
33 | | Что такое общение? | Знакомство с понятием общение и его рои в жизни человека. | 2 | | |
34 | | Правила общения | Упражнения на знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений. | 1 | | |
35 | | Азбука общения | Упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений устанавливать дружеские связи. Тренировка навыков общения. | 2 | | |
36 | | Я и мои друзья | Упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений устанавливать дружеские связи, развитие навыков взаимодействия, умения работать в парах и в группе. | 1 | | |
37 | | Давайте жить дружно | Упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений устанавливать дружеские связи. | 2 | | |
38 | | По секрету всему свету | Упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений устанавливать дружеские связи. | 3 | | |
39 | | Урок вежливости | Упражнения на закрепление навыков вежливого общения с окружающими. | 3 | | |
40 | | Дружба крепкая у нас | Упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений устанавливать дружеские связи. | 2 | | |
41 | | Мы выбираем дружбу | Упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений устанавливать дружеские связи. | 2 | | |
42 | | Итоговое занятие | Итоговое тестирование. | 1 | | |