Инклюзивное образование.
ПРОГРАММА
психологических занятий по развитию важных познавательных функций
ученика 1-А класса
Иванова Алексея
г. Феодосия
2013 – 2014 г.
Пояснительная записка
Целью развивающей работы является последовательное и планомерное формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьником учебных знаний.
Исходя из этого, можно выделить основные задачи: формировать умения осуществлять различные умственные действия, развивать самостоятельность учащегося, способность к рассуждению, самоконтроль, формировать позитивные личностные характеристики школьника путем целенаправленного развития его когнитивной сферы, т.е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьника не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьника является формирование у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
На основании диагностических данных, учета особенностей темпа развития ребенка, уровня его психического развития, определилось направление коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы.
Предлагаемая программа состоит из коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и рассчитана на I семестр (24 ч.)
Занятия проводятся с мальчиком индивидуально 3 раза в неделю школьным психологом. Продолжительность занятия 35 минут.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном ребенку материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, физкультминутка, подвижная игра, рефлексия. Помещение для занятий достаточно большое, чтобы можно было проводить подвижные игры.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Учебная и развивающая нагрузки гибко сочетаются с отдыхом, релаксацией. Любое задание, которое предлагается ребенку, лежит в зоне умеренной трудности и при этом является доступным.
Календарно-тематическое планирование
I – семестр
№ п/п | Тема занятий | Сроки проведения | Кол-во часов |
1 | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации Развитие самооценки и объективности восприятия Рефлексия эмоционального состояния. | 1-неделя октября | 3 |
2 | Развитие умения точно и правильно называть предметы, развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений. Развитие умения выполнять словесные поручения, слуховых ощущений, формирование элементов самоконтроля. | 2- неделя октября | 3 |
3 | Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений. Подготовка к обучению письму «От рисунка к букве». Понимание своих эмоций и внутреннего состояния. Рефлексия. | 3-неделя октября | 3 |
4 | Снимаем напряжение. Развитие артикуляции, пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 4-неделя октября | 3 |
5 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность, зрительных ощущений. Пальчиковая гимнастика: составление фигур из пальцев; составление фигур из палочек с усложнением. | 1-неделя ноября | 3 |
6 | Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности. Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). Рефлексия | 2-неделя ноября | 3 |
7 | Развитие логического мышления посредством исправления ошибок изображенных на картинках. Вращательные движения мелких предметов пальцами. Раскрашивание. Рефлексия | 3-неделя октября | 3 |
8 | Игры на развитие воображения (Измени конец сказки; «Следы»). Графические упражнения (Соедини по точкам, пройти лабиринт). | 4-неделя октября | 3 |
9 | Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки. Прямые линии, штриховка, обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Психологические игры, способствующие снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка. Рефлексия | 1-неделя декабря | 3 |
10 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец, произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений и образного мышления, зрительно-двигательных координации, зрительной произвольной памяти. Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза (анаграммы), произвольного внимания (переключение, устойчивость). Развитие понятийного мышления, памяти на последовательность действий, пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | 2-неделя декабря | 3 |
11 | Развивать внимание и умение сравнивать. Копирование рисунка на прозрачную бумагу. Умение распознавать эмоциональное состояние. Рефлексия Развитие мышления {процессы синтеза), наблюдательности, умение устанавливать закономерности. Развитие умения сравнивать, формирование процессов саморегуляции, развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | 3-неделя октября | 3 |
12 | Психологические игры на развитие внимания и мышления. Развитие словесно-логического мышления. Развитие самооценки и объективности восприятия. Игры на развитие воображения (Измени конец сказки; «Следы»). Графические упражнения (Соедини по точкам, пройти лабиринт). Рефлексия Развитие умения выполнять словесные поручения, слуховых ощущений, формирование элементов самоконтроля. Рефлексия. | 4-неделя октября | 3 |
Итого: | 12 недель | 36 |
Заключение
Условия реализации программы
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психолога, который оснащен аудио магнитофоном, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью. Имеются аудиокассеты и диски с музыкой, видеокассеты, мягкие игрушки, напольное ковровое покрытие.
Результатом реализации программы является развитие у учащегося:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительного восприятия;
4. общей (мелкой, крупной) моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать себя и свою работу.
Список использованной литературы
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
2. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
4. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. СПб.- Питер, 2004.
5. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта школьников. – М.: Сфера, 2003.
7. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
8. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
9. Айзенн Х., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Колгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
10. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов. М.: Сфера, 1993.
11. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: ООО Издательство «Ось-89», 2006
9