СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА психологических занятий по развитию важных познавательных функций

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование разработаное психологом для индивидуальных занятий с учащимся 1 класса на I семестр

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА психологических занятий по развитию важных познавательных функций»

Инклюзивное образование.






ПРОГРАММА

психологических занятий по развитию важных познавательных функций


ученика 1-А класса

Иванова Алексея











г. Феодосия

2013 2014 г.

Пояснительная записка


Целью развивающей ра­боты является последовательное и планомерное формирование у учащихся психологиче­ских когнитивно-личностных структур путем целена­правленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирова­ния приобретаемых школьником учебных знаний.

Исходя из этого, можно выделить основные задачи: формировать умения осуществлять различные умствен­ные действия, развивать самостоятельность учащегося, способность к рассуждению, самоконтроль, формировать позитивные личностные характери­стики школьника путем целенаправленного развития его когнитивной сферы, т.е. формировать такие психологиче­ские качества и умения, которые помогают усваивать учебный программный материал на предмет­ных уроках.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная дея­тельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. уме­ние подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требова­ний); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана дей­ствия, т.е. умения выполнять задания в интеллекту­альном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуаль­ными процессами - восприятием, вниманием, научить­ся произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. уме­ния осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

Главная задача, решаемая в процессе развития вос­приятия, — научить школьника не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства вос­принимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение од­новременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школь­ника является формирование у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспо­могательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объ­екты на части, выделять в них различные свойства, ус­танавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных зна­ков.

Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее опера­ций, как анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, формирование логиче­ских операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического разви­тия, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое вообра­жение.

На основании диагностических данных, учета особенностей темпа развития ребенка, уровня его психического развития, определилось направление коррекционно­-развивающей и психопрофилактической работы.

Предлагаемая программа состоит из коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и рассчитана на I семестр (24 ч.)

Занятия проводятся с мальчиком индивидуально 3 раза в неделю школьным психологом. Продолжительность занятия 35 минут.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном ребенку материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, физкультминутка, подвижная игра, рефлексия. Помещение для занятий доста­точно большое, чтобы можно было проводить подвижные игры.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Учебная и развивающая нагрузки гибко сочетаются с отдыхом, релаксацией. Любое задание, которое предлагается ребенку, лежит в зоне умеренной трудности и при этом является доступным.



























Календарно-тематическое планирование

I – семестр


п/п

Тема занятий

Сроки проведения

Кол-во часов

1

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации

Развитие самооценки и объективности восприятия

Рефлексия эмоционального состояния.

1-неделя октября

3


2

Развитие умения точно и правильно называть предметы, развитие слуховых ощущений.

Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений.

Развитие умения выполнять словесные поручения, слуховых ощущений, формирование элементов самоконтроля.

2- неделя октября


3


3

Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений.

Подготовка к обучению письму «От рисунка к букве».

Понимание своих эмоций и внутреннего состояния. Рефлексия.

3-неделя октября


3


4

Снимаем напряжение. Развитие артикуляции, пространственных представлений (усвое­ние понятий «следует за», «находится перед», «сле­ва», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

4-неделя октября


3


5

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, умения воспринимать словесные указа­ния и подчинять им свою деятельность, зрительных ощущений.

Пальчиковая гимнастика: составление фигур из пальцев; составление фигур из палочек с усложнением.

1-неделя ноября

3


6

Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). Рефлексия

2-неделя ноября


3


7

Развитие логического мышления посредством исправления ошибок изображенных на картинках.

Вращательные движения мелких предметов пальцами. Раскрашивание. Рефлексия

3-неделя октября


3


8

Игры на развитие воображения (Измени конец сказки; «Следы»).

Графические упражнения (Соедини по точкам, пройти лабиринт).

4-неделя октября


3


9

Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки.

Прямые линии, штриховка, обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша.

Психологические игры, способствующие снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка. Рефлексия

1-неделя декабря


3


10

Развитие умения анализировать и сравнивать об­разец, произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений и образного мыш­ления, зрительно-двигательных координации, зрительной произвольной памяти.

Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза (анаграммы), произвольного внимания (переключение, устойчивость).

Развитие понятийного мышления, памяти на последовательность действий, пространственных представлений (ориен­тировка в пространстве).

2-неделя декабря


3


11

Развивать внимание и умение сравнивать. Копирование рисунка на прозрачную бумагу.

Умение распознавать эмоциональное состояние. Рефлексия

Развитие мышления {процессы синтеза), наблюдательности, умение устанавливать закономерности.

Развитие умения сравнивать, формирование процессов саморегуляции, развитие зрительного восприятия (восприятие формы).


3-неделя октября


3


12

Психологические игры на развитие внимания и мышления.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие самооценки и объективности восприятия.

Игры на развитие воображения (Измени конец сказки; «Следы»).

Графические упражнения (Соедини по точкам, пройти лабиринт). Рефлексия

Развитие умения выполнять словесные поручения, слуховых ощущений, формирование элементов самоконтроля. Рефлексия.

4-неделя октября

3


Итого:

12 недель

36


Заключение

Условия реализации программы


Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психолога, который оснащен аудио магнитофоном, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью. Имеются аудиокассеты и диски с музыкой, видеокассеты, мягкие игрушки, напольное ковровое покрытие.


Результатом реализации программы является развитие у учащегося:

1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

2. произвольного внимания;


3. зрительного восприятия;


4. общей (мелкой, крупной) моторики;


5. активизации воображения;


6. способности логически мыслить;


7. пространственных представлений;


8. способности адекватно оценивать себя и свою работу.











Список использованной литературы


1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

2. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.

3. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.

4. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. СПб.- Питер, 2004.

5. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта школьников. – М.: Сфера, 2003.

7. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

8. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда­тельство «ACT», 2003.

9. Айзенн Х., Эванс Д. Проверьте способности ваше­го ребенка / Пер. с англ. Л.К. Колгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.

10. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 клас­сов. М.: Сфера, 1993.

11. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: ООО Издательство «Ось-89», 2006





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!