СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильного экологического летнего лагеря "Эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и учебный план летнего профильного экологического лагеря. Здесь указаны мероприятия по обучению учащихся исследовательской деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Программа профильного экологического летнего лагеря "Эколог"»

«Утверждаю» ДиректорМОУ СОШ №3


_____________________

КапитановаН.С

«Рассмотрено на заседании

Методического совета»

Зам.директора по УВР

______________________

Тарасова И.В.


«Рассмотрено»

На заседании ШМО


Протокол №_______



« »___________2017г _______2017г « » ___________2017г








Профильный летний школьный экологический лагерь

«Эколог»


Автор: Звёздочкина Светлана Анатольевна, учитель биологии, высшая категория, т.3-00-26


МБОУ средняя школа №3 г.Волгореченска т.3-23-94


Директор школы: Капитанова Н.С.


























Цель: Создание условий для исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения природы родного края.

Задачи:

  1. Реализация обучения основам биологи и экологии через систему мониторинга на уровне административного региона. Обучение основам исследовательской деятельности.

  2. Развитие индивидуальных способностей учащихся

  3. Создание условий для самоопределения и самореализации личности учащихся

  4. Развитие интереса к живой природе родного края

  5. Разработка и внедрение частных исследовательских методик

  6. Отработка и совершенствование системы методического обеспечения исследовательской деятельности в городе

  7. Организация неформального общения учителей и детей

  8. Укрепление здоровья подростков.


Прогнозируемые результаты

  1. Включение значительной части учащихся в исследовательскую деятельность

  2. Ребята получают навыки исследовательской работы. Выполняется проект, который они защищают. Этот проект может быть использован на экзамене в 9 классе, возможен выход на такие глобальные конкурсы как «Шаг в будущее» и др.

  3. Рост возможности самореализации учащихся

  4. Рост возможности профессионального самоопределения учащихся

  5. Расширение знаний о природе родного края. Воспитание бережного отношения к природе

  6. Создание атмосферы психологического комфорта

  7. Создание и апробация методик и научно-практических пособий и их распространение

  8. Укрепление здоровья подростка


Актуальность проекта. Основная проблема

В соответствии с общественной необходимостью, интенсификация процесса образования достаточно актуальный вопрос с точки зрения методологии и практики. Одной из форм интенсификации процесса обучения является исследовательская деятельность, которая является одним из методов проблемного обучения. В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развиваются наблюдательность – пробуждающая интерес к изучению конкретных экологических и биологических вопросов. Это позволяет учащимся участвовать в конкурсах научно-исследовательских работ городского, областного и регионального масштаба.

Кроме того, они могут принимать участие в олимпиадах, обмениваться знаниями через компьютерную сеть и т.д. Эффективность исследовательской деятельности по биологии и экологии может быть значительно выше, если она будет проводится по единым или скоординированным методикам, которые на данный момент практически отсутствуют. Восполнить этот пробел – одна из главных задач данного проекта.

Летний профильный лагерь – одна из форм обучения учащихся в целой системе профильного обучения.



Предпрофильное обучение.

Факультативный курс "Биология с основами экологии'





Межшкольный летний лагерь "Эколог". Сбор материалов для исследовательских и реферативных работ.

Образование в школе филиала областного клуба "Эколог"

Образование в школе филиала областного научного общества учащихся. Лекторий и консультации преподавателей вузов






Работа с кураторами-руководителями:

1. Лесоведение (Шутов В.В - профессор. Доктор биологических наук.вКГТУ)

  1. ЗоОЛОгиЯ (КолесоваТ.В. кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии КГУ)

  2. БоТПпНиКЩ Бородин С.А. доктор биологических наук, профессор КГСХА)


Проведение мастер-классов по темам:

1. Гидробиология

  1. Зоология

  2. Ботаника

  3. Лесоведение










Поступление в ВУЗы

1. Костромская с/х академия

  1. С-Петербургский технический Университет

  2. Ярославский политехнический

  3. ИГХА

  4. ИГУ

Участие в конкурсах:

  1. "Шаг в будущее" с 2000г.

  2. В региональной экологической олимпиаде

  3. В тематических конкурсах: "Подрост", "Поможем реке", "Редкие и исчезающие виды Костромской области"

  4. В областном конкурсе работ по экологии от общества охраны природы.

  5. "Шаг в будущее" (Юниор 7—9 кл.)













Э тапы развития проекта

Этап

Содержание работы

Ожидаемый результат

I. Подготовительный (февраль-март 2002)

Пропаганда основных идей летнего профильного лагеря среди родителей и детей. Поиск и анализ литературных источников и опыта по данному вопросу

Включение в проект как можно большего числа людей. Формулировка исходных методологических положений

II. Диагностико-прогностический (апрель 2002)

Выявление и проработка проблемы проекта. Проблемный анализ содержания программы. Отбор материала

Составление развёрнутой программы проекта. Экспертиза проекта

III. Организационный (май 2002)

Обеспечение реализации программы: подготовка материальной базы, финансовое обеспечение, поиск и привлечение научного консультанта или методиста. Участие в проекте методистов ОСЮН

Создание условий для открытия летнего лагеря на базе школы №3

IV. Практический

2012-213год

Экспериментальная апробация проекта

Обучение навыкам научно-исследовательской деятельности. Разработка и апробация частных методик

V. Обобщение 2014год.

Анализ и обобщение опыта. Анкетирование детей

Обобщение опыта в г.Костроме ОСЮН


Программа летнего межшкольного

профильного экологического лагеря «Эколог»


Информационная карта проекта



1. Полное название

«Эколог» - летний профильный экологический лагерь

2. Авторы проекта

Звездочкина Светлана Анатольевна 1961 г.р. учитель высшей категории школы №3 г. Волгореченска

3. Руководитель проекта

Звездочкина Светлана Анатольевна 1961 г.р. учитель высшей категории

4. Территория представляющая проект

Г. Волгореченск

5. Адрес организации

Г. Волгореченск, ул. Парковая, д. 31, т.

2-23-34

6. Форма проведения

Летний стационарный лагерь

7. Цель проекта

Создание условий для исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения природы родного края

8. Специализация проекта

Эколого-биологическая работа по 4 направлениям: ботаника, зоология, гидробиология, почвоведение

9. Сроки проведения

1 июня 25 июня

10. Количество смен

1

11. Место проведения

Г. Волгореченск, школа №3

12. Источник и сумма финансирования

Администрация г. Волгореченска + родительская плата, соцстрах

13. Общее количество детей за смену

15

14. Общее количество специалистов

2человека:

1 руководитель проекта:

3 учителя

2 вожатых

15. География участников

7-8 классы МБОУ СОШ №3 и №2 Волгореченска

16. Условия участия в проекте

Проект направлен на детей 7-8 классов, увлекающихся биологией и экологией

17. История осуществления проекта

Проект осуществляется в 11 раз

18. Важные публикации о проекте

Проект был опубликован в 2004 году


Общие положения.

Уже 11-ый год в школе №3 учащиеся занимаются исследовательской деятельностью. Самое трудное в этой работе - научиться правильно собирать материал для исследования в природе и фиксировать его. Это связано с тем, что данные работы проводятся в летнее время, когда учителя нет рядом. Так возникла идея летнего экологического лагеря.

Данная программа предназначена для такого лагеря. Она состоит из двух частей: 1 часть предназначена для учащихся 7 классов, которые закончили изучать курсы «Растения» и «Животные», но имеют мало представлений об экологии. Задачами этой части является ознакомить с основными понятиями экологии, научить собирать материал в природе для изучения. Фиксировать и определять живые объекты. Научить пользоваться простейшим оборудованием. Научить сравнивать, обобщать и делать выводы. Необходимо научить ставить цель, выбирать пути достижения этой цели, планировать опыт и эксперимент. Развивать интерес к живой природе, бережное отношение к ней. Эмоционально реагировать на эстетику живой природы. Таким образом, это первая ступень в обучении научно - исследовательской деятельности в области биологии и экологии. Общее знакомство с видовым разнообразием растений и животных, обитающих в Костромской области. Все эти задачи можно разделить на группы как: учебные, воспитательные и развивающие.

II часть предназначена для учащихся 8 классов, уже посещавших летний экологический лагерь. Она включает понятия статистики и биометрии. Основными задачами этого курса является обучить некоторым статистическим приёмам обработки материала. Очень важным является определение основных закономерностей у изучаемых объектов, после проведения математической обработки данных. Эта ступень подводит научный базис под исследовательские изыскания учащихся. Лекции для 7 и 8 классов проводятся отдельно.

Некоторые экскурсии проводятся по направлениям, выбранным учащимся: ботаника, зоология, лесоведение и гидробиология. К 7-классникам прикрепляются 8-классники, которые помогают им лучше овладеть техникой сбора природных объектов и т. д.

Первый день работы лагеря адаптационный. Учащиеся 7 и 8 класса знакомятся друг с другом. Этому способствуют совместные игры. Старожилы рассказывают о направлениях исследований, в которых они принимают участие, для того чтобы 7-классники выбрали для себя ту область биологии, которая им интересна. По окончании работы лагеря все учащиеся защищают свои индивидуальные проекты, которые, оформив соответственно стандарту они могут защищать в 9 классе на экзамене по биологии. Учащиеся 10 классов должны быть в этом лагере вожатыми. Те, кто прошёл профильный экологический лагерь, могут оказать большую методическую помощь учащимся 7 и 8 классов.

Этот лагерь тесно взаимодействует с летним оздоровительным лагерем для младших классов. Он работает по принципу летней профильной школы. Исключение составляют многочисленные экскурсии и экспедиция. Материал соответствует возрасту учащихся и школьной программе.

Таким образом, профильный экологический лагерь это система обучения учащихся научно-исследовательской деятельности. Она способствует формированию активной жизненной позиции, развивая учащихся, часто обуславливая выбор будущей профессии.


Содержание программы

I раздел

Введение

Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Правила поведения на экскурсии. Знакомство с основным лабораторным оборудованием. Что такое экология. Роль мониторинга для составления экологической оценки биоценоза.

Тема I Экосистема леса

Значение леса в природе и жизни человека. Абиотические факторы слагающие лесной биотоп. Растительные сообщества леса. Типы леса. Ярусность, цепи питания леса. Методика описания древесного яруса растительности. Формула древостоя, Бонитет, полнота насаждений, сомкнутость крон. Кустарниковый ярус и подрост. Способы возобновления леса. Травянистый ярус леса. Мхи и лишайники. Определение площади покрытия. Лесная подстилка: ее состав, мощность, структура. Методы изучения лесной подстилки: (Метод маршрутный и стационарный (трансектный), ее роль в естественном возобновлении леса. Основные болезни и вредители леса. Распределение животных по ярусам леса индикаторы экологического состояния леса.

Учащиеся должны уметь:

Определить тип леса, бонитет и полноту насаждений, h дерева и его d, продуктивность, проектное покрытие, сомкнутость крон. Определить виды деревьев, кустарников и травянистых растений. Определить S покрытия травянистых растений (по шкале Браун-Бланке) и лишайниками (метод квартирования). Изучать свойства лесных подстилок: определять мощность, рН, влажность, продуктивность. Уметь давать оценку экологического состава лесной экосистемы.

ТЕМА II Луг, как природная экосистема

Абиотические факторы образующие экосистему луга. Растения и животные луга. Пастбищные и дендритные цепи питания. Методика сбора и учета насекомых. Способы фиксирования насекомых. Правила изготовления коллекций.

Основные отряды насекомых окрестностях г. Волгореченска. Почва, её строение и свойства. Методика изучения свойств почв (шурфовый метод, качинского и метод прикопок). Биологическая активность почв. Животные почвы. Методы собирания и учета животных в почве. Дождевые черви - их роль в почвообразовательном процессе.

Учащиеся должны уметь: ловить насекомых, уметь их определять и фиксировать, и вести учет. Пользоваться всеми методиками для описания биоценоза луга. Собирать растения луга, правильно их сушить, готовить гербарий.

Самостоятельно описывать растительность луга, свойства почв. Давать экологическую оценку биоценоза луга.

Тема III Водоем как природная экосистема

Свойства воды. Значение воды. Растения и животные водоема. Их классификация. Орудие сбора природного материала, механизм сбора. Характеристика дна водоема. Гидрологические характеристики: ширина, скорость течения, расход воды. Органолептика воды. Растения и животные индикаторы чистоты водоемов. Растения и животные индикаторы загрязнения водоема.

Составление паспорта водоема у школы №2.

Правила оформления индивидуальной работы. Учащиеся должны уметь:

  • Определять животных и растений водоемов;

  • Собирать материал для мониторинга водоема;

  • Фиксировать растений и животных водоема;

  • Определять площадь покрытия водоема растительностью, скорость течения,
    расход воды;

  • Давать описания органолептических свойств воды, дна водоема;

  • Делать оценку экологического состояния водоема на основании полученных данных.

ЧАСТЬ II

Введение

Этапы работы над исследовательским проектом. Планирование исследовательской деятельности учащихся. Правила техники безопасности.

Тема I Биоценоз леса

Основные правила биометрии. Первичная статистическая обработка результатов. Построение графиков и диаграмм. Определение К возобновления леса процентного отношения, отклонение от среднего показателя абсолютная и относительные ошибки. Определение К отношения от среднего показателя, абсолютный и относительные ошибки. Определение К видового разнообразия для выявления степени антропогенного воздействия на лесную экосистему.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать характеристики полученные у исследуемого объекта для статистической обработки;

  • Строить графики и диаграммы;

  • Совершать простейшие статистические расчеты и на их основании делать выводы.

Тема II Луг, как природная экосистема.

Коэффициент сродства Жаккара и коэффициент различия статистического. Анализ популяций растительности луга, изготовление почвенной вытяжки. Химический анализ почвы: качественный. Учащиеся должны уметь:

  • Делать выводы о сходстве и различии отдельных пробных площадок луга;

  • Изготавливать почвенные вытяжки;

  • Делать химический анализ почвы.

Тема III Водоем

Химический анализ воды. Правила оформления работы. Учащиеся должны уметь:

  • Делать качественный и количественный (титрование и фотометрический) анализ воды;

  • Окончательно оформить работу и подготовиться к защите.



Основные направления исследовательской работы в летнем экологическом лагере и их задачи

Ботаника

Составление кадастра растений Костромской области. Выявление редких и исчезающих растений в городе Волгореченске. Изучение популяций лесных лекарственных растений в окрестностях города Волгореченска.


Зоология

Составление кадастра животных

Костромской области. Изучение использования различных животных для мониторинга экосистемы


Гидробиология

Составление экологического паспорта водных систем


Почвоведение

Изучение влияния урбанизации на среду и свойства почвы





Основные направления реализации программы

  1. Познакомить с основными экологическими понятиями и закономерностями – проведениие лекционных занятий.

  1. Развивать интерес к биологическим наукам - игры, конкурсы, экскурсии.

  1. Сформировать навыки исследовательской работы - лекции, экскурсии, камеральная
    работа, конкурсы, защита проектов, консультации.

  2. Формировать активную жизненную позицию, необходимость бережного отношения к
    природе - инструктаж по ТБ, правила поведения в природе, правила сбора и фиксации
    природного материала на экскурсиях, конкурс поделок из природного материала и т. д.


Учебный план

1 год

II год

Введение - 2,5 часа:

Введение - 2,5 часа:

Лекция - 1 час

Лекция - 1 час

Игра- 1,5 часа

Игра - 1,5 часа

Теория - 1 часа

Теория - 1 часа

Практика- 1,5 часов

Практика- 1,5 часов

Тема 1 34,5 часа

Тема I.

Экосистема леса -31,5 часа:

Биоценоз леса – 31,5 часа:

Теория - 3 часа

Теория - 3 часа

Практика – 31,5 часов

Практика – 29,5 часов

Лекция - 2 часа

Лекция - 2 часа

Экскурсии – 10 часов

Экскурсии -10 часов

Камеральная работа - 6 часов

Камеральная работа - 4 часа

Игры- 1,5 часа

Самостоятельная работа с книгой - 10 часов

Консультации – 2 часа

Игры - 1,5 часа

Конкурсы - 3 часа

Консультации - 2 часа

Самостоятельная работа с книгой - 10 часов

Конкурсы - 3 часа

Тема II.

Тема II.

Экосистема луга - 23 часа:

Экосистема луга — 23 часа:

Теория - 3 часа

Теория - 3 часа

Практика - 20 часов

Практика - 20 часов

Лекция - 2 часа

Лекция - 2 часа

Экскурсии - 4 часа

Экскурсии - 4 часа

Камеральная работа - 4 часа

Камеральная работа - 4 часа

Игры - 1 час

Самостоятельная работа с книгой - 12 часов

Консультации - 1 час

Игры - 1 час

Самостоятельная работа с книгой - 12 часов

Консультации - 1 час

Тема III.

Тема III.

Экосистема водоёма - 22 часа:

Водоём - 24 часа:

Теория - 3 часа

Теория - 3 часа

Практика -19 часов

Практика - 21 часов

Лекция - 2 часа

Лекция - 2 часа

Экскурсии — 11 часов

Экскурсии - 11 часов

Камеральная работа - 4 часа

Камеральная работа - 6 часа

Игры - 1 час

Самостоятельная работа с книгой - 12 часов

Консультации - 1 час

Игры - 1 час

Самостоятельная работа с книгой - 12 часов

Консультации - 1 час

Всего - 82 часа

Всего - 82 часов

ИТОГО 164 часа


Режим дня

9.15 - завтрак

10.00-13.30 –занятия

13.00 – 14.00- обед

Календарно тематическое планирование

1 июня пятница

1.День открытия лагерной смены. Мониторинговое отслеживание экологических объектов г. Волгореченска.. Его значение.

2.Выбор темы исследования

3..Игра эрудицион «Свалка по имени Земля»

4июня понедельник

1.Биоценоз леса лекция

2.Знятия по топографии на местности

3.Игра Поле чудес.

5 июня вторник

  1. т/б на экскурсии в лесу

  2. Экскурсия в лесопарк г. Волгореченска

  3. Камеральная работа.

6 июня среда

  1. Камеральная работа

  2. Конкурс викторина «Растения леса»

  3. Подвижные игры на свежем воздухе.

7 июня четверг

Выпуск эковестника

  1. Методика водных экскурсий

  2. Игра «Звёздный час»

8 июня пятница

  1. Экскурсия на водоёмы города

  2. Камеральная работа

11 июня пнедельник

  1. Повторная экскурсия в лес. Закрепление методик исследования леса.

  2. Камеральная работа.

  3. Конкурс поделок из природного материала.

13 июня среда

  1. Экскурсия на реку Шача

14. июня четверг

1. Камеральная работа.

2. Лекция основы статистической обработки материала.

15 июня пятница

1. Поездка в г. Кострому Зоопарк.

18.июня понедельник

1. Самостоятельная работа над проектом.

2. Консультации

3. занятие «Экосистема луга»

19июня вторник

  1. Экскурсия на луг.

  2. Камеральная работа

20 июня среда

  1. Самостоятельная работа по проекту

  2. Игра Крестики-нолики

  3. Консультации

21 июня четверг

Правила оформления проекта.

  1. Работа по оформлению проекта

  2. Подвижные игры на воздухе.

22 июня пятница

  1. Подготовка к презентации проекта

  2. Консультации

  3. Выпуск эковестника

25 июня понедельник

  1. Конкурс «Юные экологи»

  2. Работа по подготовке к защите проектов.

26 июня вторник

  1. Консультации

  2. Обучение анализу полученных результатов

  3. Подготовка работ к защите.

27 июня среда

  1. Консультации

  2. Защита проектов

  3. Праздник закрытия лагеря

  4. Подведение итогов лагеря.



Смета летнего лагеря «Эколог»

  1. Канцелярские товары:

Фломастеры, краски 10х 70= 700 руб.

бумага для принтерах 3 х150 =450 рублей

Папки-скоросшиватели 15х12=180 руб.

Файлы 1.10 х 100=110 руб

Бумага для черчения 10х 45руб. = 450 руб

  1. Реппеленты 340 руб

  2. Клей резиновый 70 руб

  3. Пробирки 5х200= 1000 руб

  4. Печать фотографий 6*25=150-200 рублей

  5. Ватман 10×8=80 руб

  6. Призы за конкурсы 500 рублей

  7. Тетради 10×5=50 рублей

  8. Ручки шариковые

  9. 10×10=100 рублей

  10. Поездка город Кострома зоопарк 5770

Итого = 10 000руб.

Конкурс юные исследователи окружающей среды организационные расходы-5000р. И призы.

Итого 15000 рублей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!