СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и здоровья «Выбираю жизнь» на 2019-2024гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение  тенденции роста противоправных деяний, сокращение  правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы

Просмотр содержимого документа
«Программа Профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и здоровья «Выбираю жизнь» на 2019-2024гг.»

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арбатская средняя общеобразовательная школа»










Программа

Профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и здоровья

«Выбираю жизнь»

на 2019-2024гг.




5 лет

(срок реализации программы)

Медведева Татьяна Васильевна



Стаж работы 4 года







с Арбаты








ПАСПОРТ


Наименование программы

Профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав и здоровья «Выбираю жизнь»


Цель программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы

Задачи программы

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

  2. Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения.

  3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.

  4. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

  5. Обеспечение внеурочной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

  6. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых.

  7. Помощь учащимся, родителям в приобретении 6необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни.

  8. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

  9. Развитие школьного соуправления, творческих способностей и социальной активности школьников.

Сроки реализации

2019-2024годы

Ожидаемые результаты

Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы.

Разработчик программы

Социальный педагог: МБОУ «Арбатская СОШ»

Т.В.Медведева








Пояснительная записка

Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлением в его поведении. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе социально обусловленных заболеваний, таких как, алкоголизм, наркомания, СПИД. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанностям по воспитанию, обучению и содержанию детей.

Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

-социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

-медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

-социально-демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

-социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

-криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведение детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения детей, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование в обучающихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.

Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечить защиту его прав и законных интересов, выявить причины и условия развития преступных наклонностей, существенно повлиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог), но и педагоги-предметники, педагог-организатор, воспитатели, медицинские работники - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в Программе профилактики.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Программа способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей и других субъектов системы профилактики.


Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет.

  • Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

  • Беспризорный-безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

  • Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющий опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

  • Антиобщественные действия- действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

  • Семья, находящаяся в социально-опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

  • Индивидуальная профилактическая работа-деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних-система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.



Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Программа разработана с учетом законодательства Российской Федерации -Конституции Российской Федерации,

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  1. Международные документы в области прав человека:

– Всеобщая декларация прав человека (1948);

– Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года. 

  1. Законы Российской Федерации

        – Уголовный кодекс РФ;

        – Трудовой кодекс РФ;

        – Семейный кодекс РФ;

        – Кодекс РФ об административных правонарушениях;

        – Декларация прав и свобод человека и гражданина;

        – Конституция Российской Федерации;

        – ФЗ № 124  «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

        – ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • ФЗ № 436 «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию»;

  • ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды»;

  1. Нормативные документы Российской Федерации в области образования

        – Закон РФ «Об образовании»;

        – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. 


-Конвенции о правах ребенка,


Ресурсное обеспечение программы


Кадровое обеспечение

МБОУ Арбатская СОШ


Механизм реализации программы

  • Управление и контроль хода реализации программы осуществляет МБОУ Арбатская СОШ. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.

  • Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.


Цель программы:

Главной целью программы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы


Задачи программы:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

  2. Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения.

  3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.

  4. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

  5. Обеспечение внеурочной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

  6. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых.

  7. Помощь учащимся, родителям в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни.

  8. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

  9. Развитие школьного соуправления, творческих способностей и социальной активности школьников.

Основные направления деятельности:

  1. Диагностическое: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, родителей.

  2. Консультативное: консультирование всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

  3. Профилактическое и просветительское: информирование, повышение правовой грамотности, предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.

  4. Коррекционно-развивающее: коррекционные программы, развивающие занятия


Возрастные этапы профилактики

Этапы

Возраст

Характеристика

I

7-9 лет

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с употреблением ПАВ окружающих); развитие навыков самоконтроля.

II

9-11 лет

Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии психоактивных веществ на организм человека, ответственности несовершеннолетних за нарушение законодательства, формирование устойчивости к негативному давлению среды. Понятие конформности и толерантности.

III

11-13 лет

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку «не делай, как другие» по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ)

IV

14-17 лет

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации, «умей сказать-НЕТ!»



Формы реализации программы


Класс

Формы работы

1-4

Уроки здоровья, классные часы

Создание игровых ситуаций,

инсценирование,

сказкотерапия в рамках досуговых мероприятий

Занятия с элементами тренинга, час доброты

Занятия с использованием нравственных сказок

Программа первичной позитивной профилактики

5-7

Классные часы

Занятия с элементами тренинга

Тренинги, уроки общения, ролевые игры

Инсценирование различных ситуаций

Индивидуальные консультации

Беседы с элементами рассуждения

Программа первичной позитивной профилактики

8-9

Индивидуальные консультации

Тренинги сплочения, тренинг общения

Тренинги толерантности

Практикум

Мозговой штурм

Классные часы

Ролевая игра, деловая игра

Беседа

Круглый стол

Презентация


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения.


Оценкой эффективности реализации Программы служат следующие индикаторы:

-Снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения;

-уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;

-сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учета в образовательных учреждениях и учре5ждениях системы профилактики правонарушений.


Критерии отслеживания эффективности программы


Отслеживание эффективности всей программы

-появление у подростков устойчивых интересов

-положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учете в ПДН ОП

-Уменьшение количества детей «группы риска»

-Уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей и учащихся в мероприятии

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!