МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОСЕРЕБРЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа рассмотрена на методическом совете Протокол №_4_ от _4_ апреля 2022 года |
Программа пришкольного лагеря
«Улыбка»
1 июня – 22 июня 2022 года
(6-17 лет)
Автор программы:
Чеснокова Диана Юрьевна
учитель начальных классов
МКОУ «Новосеребряковская СОШ»
Кизляр 2022.
Информационная карта ……………………………………………………......3
Пояснительная записка………………………………………………….……..4
Цель и задачи программы ………………………………………………...…..5
Содержание программы ………………………………………………….…..6
Условия реализации ……………………………………..……….…………….8
Критерии оценки эффективности …………………………………………...10
Ожидаемый результат …………………………………………………….......11
Используемая литература …………………………………………….……....15
Приложения…………………………….……………………………………...16
1.Информационная карта
Полное название программы | Программа пришкольного лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием «Путешествие в мир славянской культуры» при МКОУ «Новосеребряковская СОШ» |
ФИО автора | Чеснокова Диана Юрьевна, учитель начальных классов |
Контактный телефон, электронный адрес | 8989 659 94 91 [email protected] |
Направленность программы | Социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, досуговая |
Краткая аннотация содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
Адрес, телефон | 368812. с.Новая Серебряковка ул.Крутова 30. |
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть дети-сироты, дети с ОВЗ и др) | 6-17 лет (дети из малообеспеченных и многодетных семей) |
Место реализации | МКОУ «Новосеребряковская СОШ» |
Цель программы | Организация отдыха (досуга) учащихся в летний период |
Сроки проведения, количество смен | 1 смена ( дней), июнь |
2.Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних пришкольных лагерей. Они выполняют очень важную миссию по воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Ежегодно для учащихся проводится смена в лагере дневного пребывания на базе МКОУ «Новосеребряковская СОШ». Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха (досуга) детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми
Направление программы:
Физическое, духовное развитие детей, путем активизации спортивной, познавательной и творческой деятельности.
Актуальность
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха (досуга), занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
В лагере создана 1 смена из ___ детей. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей. Возраст детей от 6 до 17 лет.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа педагогов. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, комната отдыха, футбольное поле», сельская библиотека.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст.
Цель:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей,
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
3. Содержание деятельности Направления воспитательной работы
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Путешествие в мир славянской культуры». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд планирует свою работу с учетом общелагерного плана. Центром является территория лагеря.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Содержание программы направлено на знакомство детей с коллективным образом жизни через реализацию игры «Путешествие в мир славянской культуры», участниками которой являются дети, и взрослые.
«Путешествие в мир славянской культуры» представляет собой лагерную смену, во время которой вся деятельность школьников будет направлена на приобщение их к миру славянской культуры в доступной занимательной форме. На время смены лагерь становится местом поселения древних славян.
Все жители: славяне, объединённые в отряды-племена.
Племена: поляне, древляне, - имеют свой девиз, соответствующий названию, свои отличительные знаки (элементы одежды, эмблемы).
Племя имеет своего волхва (воспитатель), старейшину (помощник воспитателя) и вождя (вожатый отряда).
В каждом племени выбираются дружинники, ремесленники, летописцы, купцы, земледельцы. Ежедневно на главной площади славянского городища проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой звучит Гимн славян, кричалка и приветствие, происходит перекличка племён, сообщается план на текущий день. Итоги подводятся на вечернем славянском сходе «Вечерняя Заря». На «Вечерней Заре» происходит передача тотема (игрушка-медведь) и вымпелы с изображением тотема отличившемуся в течение дня отряду и жетонов-коловратов за личные достижения отдельным детям. За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается вымпела.
Тотем передаётся от отряда к отряду, а вымпелы и жетоны копятся. В конце смены по количеству вымпелов определяется лучший отряд-племя, а по количеству жетонов лучшие представители племён.
Каждый день на «Вечерней Заре» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Ежедневно ребята будут заниматься проектной деятельностью своего отряда (оформление отрядной комнаты), развивать творческие способности в оформительском искусстве, в современной хореографии, вокале, в актерском мастерстве. В такой не принужденной обстановке будут проходить – отдых, воздушные, солнечные ванны и дневной сон для детей до 10 лет.
Оригинальность программы «Путешествие в мир славянской культуры» заключается в гармоничном сочетании спортивно-оздоровительной, общекультурной и духовно-нравственной деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую компетентности, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А также в работе используются направления:
- патриотическое;
- творческое;
- физкультурно-оздоровительное;
- экологическое.
4.Условия реализации программы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI);
2. Конституция Российской Федерации от 05.02.2014 № 2 ФКЗ, от 05.02.2014 № 11–ФКЗ;
3. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании»);
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
5. СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года (в нем подробно рассмотрены требования к среде для инклюзивной смены);
Материально-технические условия предусматривают:
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровая комнаты | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Футбольное поле | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
5.Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной программы.
Критерии эффективности:
Эмоциональное состояние детей;
Личностный рост;
Физическое и психологическое здоровье;
Приобретение опыта общения со сверстниками;
Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный - "лидер-организатор",
синий - "лидер-вдохновитель",
зелёный - "активный участник",
жёлтый - "исполнитель"
Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.
6.Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Критерии | Показатели | Методы отслеживания результатов |
Укрепление здоровья воспитанников: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, привитию навыков здорового образа жизни и интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом | Показатели здоровья детей (в начале и конце смены) Повышение количества участвующих в спортивных соревнованиях Снижение заболеваемости во время лагерной смены | Медицинское наблюдение Педагогическое наблюдение Количество участников спортивных соревнований и мероприятий |
Оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей | Количество детей из малообеспеченных семей | Учет заявлений родителей на посещение лагеря дневного пребывания детей |
Развить умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой активности Расширение кругозора детей. | Повышение интереса к проводимым занятиям в % отношении | Анкетирование, участие в интеллектуальных мероприятиях |
Развить коммуникативные способности и толерантность. Повышение творческой активности детей через коллективно-творческие дела, социально-значимую деятельность, стремление к культурной жизни, доброте, красоте, снижение эмоционального напряжения | Отсутствие негативных инцидентов, правонарушений, рейтинг проводимых мероприятий (экскурсии, музеи, выставки) | Анкетирование, индивидуальные беседы |
Развивать навыки коммуникативного общения, содействовать развитию социального опыта и реализации творческого потенциала детей | Повышение количества детей, участвующих в проводимых мероприятиях. Устойчивый интерес к творческой деятельности и расширению кругозора | Качество продуктов творческой деятельности детей (концерты, мероприятия, выставки, конкурсы) |
Получение навыков культурного поведения, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений. Осуществлять профилактику противоправного поведения обучающихся | Отсутствие конфликтных ситуаций | Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов). Анализ данных уровня развития социальной активности личности |
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения и другие специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период, прошедшие инструктаж по организации работы с детьми в летний период: старшая вожатая – 1чел., медицинский работник-1чел., библиотекарь-1 чел.
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
7.Методическое обеспечение программы:
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.
Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
8.Список используемой литературы:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
4. Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.
5. Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.
6. Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
7. Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
8. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. Учебно-методическое пособие / Г.В. Лунина. – М.: ЦГЛ, 2005
9. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.
10.Агапова И. А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах – Учитель, 2008.
Приложение
РЕЖИМ ДНЯ. |
1 | Сбор Линейка (поднятие флага) | 08.30-09.00 |
2 | зарядка | 09.00-09.30 |
3 | Мероприятия, игры | 09.30-10.30 |
4 | Занятия на свежем воздухе, | 10.30-12.00 |
5 | Занятия по интересам | 12.00-12.30 |
6 | Линейка (спуск флага). | 12:30-12:50 |
7 | Уход домой | 13:00 |
План мероприятий по реализации программы.
«Добро пожаловать» |
| | | 1-июнь Среда | 2-июня Четверг | 3-июня Пятница |
08.30 – 09.00 | | | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). |
09.00 - 09.30 | | | Утренняя за- рядка. Мину- тка здоровья «Мой рост, мой вес» | Утренняя заря дка. Тренировочная эвакуация. | Утренняя зарядка |
09.30 - 10.30 | | | Анкетирование (на вхо- де).Праздничная программа «День защиты детей» | Театрализованное представ- ление «Мы – славяне!» Праздник «Русские посиделки» | Познавательно развлекательное мероприятие «Праздник дружбы и добра |
10.30 - 12.00 | | | Знакомство с легендой смены Проектирование отрядных комнат; - принятие правил поведения в лагере | Рисунки на асфальте «Весёлое лето!» Конкурс мыльных пузырей | Квест «Движение это жизнь» Спортивно-познавательная игра «Зов природы» Конкурс рисунков на асфальте «Под небом славян» Конкурс «Добро пожаловать!». |
12.00-12.30 | | | Работа мастерской | Работа мастерской | Работа мастерской |
12:30-12:50 | | | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). |
| 6-июня Понедельник | 7-июня Вторник | 8-июня Среда | 9-июня Четверг | 10-июня Пятница |
08.30-09.00 | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). |
09.00-09.30 | Утренняя зарядка | Утренняя зарядка | Утренняя зарядка | Утренняя зарядка | Утренняя зарядка |
09.30 - 10.30 | Конкурс инсценировок сказок Пушкина Спортивные соревнования «Игра «Веселые старты» | Час творчества «Кулинарный поединок национальных блюд» Проект «Мы потомки героев» | Мероприятие: «Мир славянской игрушки». Мастер-класс «Изготовление кукол-оберегов» | Конкурс рисунков «Маленькая спичка- большое горе» Проект «Медиастрана» | Урок-викторина «Безопасность –важное дело». Экологический праздник «Планета ромашек». |
10.30 - 12.00 | Игра «Ориентация в природе» (правила поведения и соблюдение ТБ в окруж. мире). | Азбука здоровья: «Спорт-это здорово!» Час познаний «Минутка здоровья и безопасности» Конкурс плакатов «ГТО-старт к победе». | Игра на «выживание» «Последний герой». Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе Акция «Энциклопедия для любозна- тельных» | Игра «Цветок папоротника» (поиски клада) Мастер класс по волейболу и баскетболу Игры на свежем воздухе. | Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян) Соревнование «Безопасное колесо |
12.00-12.30 | Работа мастерской «Очень умелые ручки» | Мастер –класс «Культура разных народов». | Викторина «Русские народные сказки» | Профилактический час «Твоя безопасность на дороге» | Акция «Узнай Героя – земляка» |
12:30-12:50 | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). |
| 13-июня Понедельник | 14-июня Вторник | 15-июня Среда | 16-июня Четверг | 17-июня Пятница |
08.30-09.00 | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). |
09.00-09.30 | Утренняя зарядка Экологический десант | Утренняя зарядка Акция «Стена Памяти» | Утренняя зарядка Акция «Маленькая искорка» | Утренняя зарядка Ролевая игра по ПДД «Лунная дорожка». | Утренняя зарядка. Акция «Ветеран, мы рядом!» |
09.30-10.30 | Час познаний и практики «Дорога и пешеход» Концерт «Это всё моя Россия». | Фольклорный час «Танцы народов мира» Библио-десант «Со сказкой открываем мир разных народов» | Флешмоб «Чтение без перерыва» Викторина по символике региона «Страна чудес» | «Богатырская наша сила!» (викторина по русским былинам) «Богатырские игры». «Умелые ручки» | Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», на знание славянской культуры. |
10.30-12.00 | Игры и эстафеты на свежем воздухе (в рамках внедрения ГТО) | Соревнования по волейболу. Подвижная игра «В поисках сокровищ». | Спортивная игра «А вам слабо?» Квест-игра «Следопыты мы». | Игры на свежем воздухе. Экскурсия по селу. | Славянский (комический) футбол. Экскурсия в школьную библиотеку. |
12.00-12.30 | . Конкурс рисунков «Любимые уголки родного края» «Удивительные шахматы» | Мероприятие: «Наши руки не знают скуки!» (изготовление поделок из бросового материала с последующей выставкой) | «Славянский подиум» (демонстрация моделей одежды славян, изготовленной из подручных средств) | Просмотр фильмов о ВОВ 1941-1945 годов. Мастер-класс | Конкурс удальцов-молодцов «Богатырские потехи» |
12:30-12:50 | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). |
| 20-июня Понедельник | 21-июня Вторник | 22-июня Среда | | |
08.30-09.00 | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | Сбор.Линейка (поднятие флага). | | |
09.00-09.30 | Утренняя зарядка | Утренняя зарядка | Утренняя зарядка | | |
09.30-10.30 | «Славянская ярмарка» - праздничное костюмированное мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены. | Конкурс инсценированной военной песни Флешмоб в социальных сетях «Фото победителя». | Час общения «Сохраним память поколений» . День памяти и скорби. Акция «Синий платочек» | | |
10.30-12.00 | Игра «Школа выживания». Минутка здоровья и безопасности | Конкурс рисунков «Там на неведомых дорожках | Игры на свежем воздухе | | |
12.00-12.30 | Работа мастерской | Акция «Сад Памяти» Анкетирование родителей. | Общий сбор « Автограф на память». Подведение итогов смены, награждение (анкет-ие). | | |
12:30-12:50 | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | Линейка (спуск флага). | | |