Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа№37 с.Угоян» МО «АР»
Программа подготовки к ОГЭ
по русскому языку для учащихся
9 класса
Сроки реализации: 2018 – 2019 уч. год
Учитель русского языка и литературы - Авелова М.А.
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9
класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной
программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к
знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся
более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки
знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения
владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное
внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 35 занятий. (2 академических часа – 1
занятие в неделю) + три занятия – предэкзаменационные консультации.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых
для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых
компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает
темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса
русского языка в 9 классе.
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ОГЭ;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи»,
«Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения
обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов,
решать тесты ОГЭ.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об
особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами
словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не
изученных в предыдущих классах.
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой
аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и
самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки (Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений
многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами
синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку». 9 класс
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности | Дата |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2018. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | |
2. | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум | Работа в группах, анализ сочинений. | |
3. | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |
4. | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |
5. | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |
6. | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |
7. | Задание С1. Выбор приемов сжатия. | Практикум изложение | Создание текста, оценивание | |
8. | Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Мини-лекция, Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
9. | Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. | Мини-лекция, Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
10. | Задание С2.1. Учимся аргументировать. | Мини-лекция, Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
11. | Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Мини-лекция, Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
12. | Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини-лекция, Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
13. | Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоятельная работа | |
14 | . Задание С2.2. Учимся аргументировать. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |
15. | Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения | Практикум | Самостоятельная работа | |
16. | Задание 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
17. | Задание 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
18. | Задание 4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
19 | Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
20. | Задание 6. Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
21. | Задание 7. Словосочетание. | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
22. | Задание 8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
23. | Задание 9. Осложнённое простое предложение | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
24. | Задание 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
25. | Задание 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
26. | Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
27. | Задание 13. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
28. | Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями | Мини-лекция, Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
29. | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ Практикум | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
30. | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ Практикум | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
31. | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ Практикум | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
32. | Предэкзаменационная консультация | Практикум | Самостоятельная работа с КИМами. Анализ работ, рекомендации преподавателя | |
33. | Образцы вариантов ОГЭ-2018 | Практикум | Самостоятельная работа с КИМами. Анализ работ, рекомендации преподавателя | |
34. | Предэкзаменационная консультация | Практикум | Самостоятельная работа с КИМами. Анализ работ, рекомендации преподавателя | |
35. | Образцы вариантов ОГЭ-2018 | Практикум | Самостоятельная работа с КИМами. Анализ работ, рекомендации преподавателя | |
| Итого:35 часов | | | |
Литература:
1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация.
Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой
форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
2. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс:
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10
вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация
(по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс.
Издательство «Экзамен»
4. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,
А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
5. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский
язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
6. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.:
Дрофа, 2011.
7. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм
и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2011.
8. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной.
Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.
9. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2014 9 класс. Москва, «Экзамен», 2014 год.
10. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2015 9 класс. Москва, «Экзамен», 2014 год.
11. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации.
9 класс. Москва, Просвещение, 2011 год.