МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Еврейской автономной области
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей эстетического цикла и физической культуры Смотрина И.Д. Протокол №1 от 31. 08. 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе Клинская Е. О. Протокол №1 от 01. 09. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ОГАОУ «ЦО «Ступени» Шкляр Н. В. Приказ №153 от 01.09.2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала»
(9 класс, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями))
г. Биробиджан
2023–2024
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.02 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Минобразования РФ от 18.09.02 « 29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации» (1 вариант для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015г. № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17);
На основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2001г.
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» основного общего образования.
Программа рассчитана на подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к ручному труду.
Целью программы по профессионально-трудовому обучению, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является: всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры, как основа для получения обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
создать условия для развития социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
обучить обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
ознакомить с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомить с массовыми рабочими профессиями, сформировать устойчивые интересы к определенным видам труда, побудить к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формировать представление о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомить с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развивать регулятивные функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность.
При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета профессионально-трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала»
Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.
Программа по профессионально – трудовому обучению (Подготовка младшего обслуживающего персонала) составлена с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей детей.
Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Цель курса: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда:
коррекция личности ребенка с ОВЗ;
формирование социального опыта и поведения;
практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
Обслуживание себя (домашний труд).
Обслуживание других, профессиональный труд.
Задачи курса:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе) воспитание уважения к рабочему человеку;
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
формирование у школьников эстетического отношения к труду;
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Принципы работы при реализации программы:
Научность.
Опора на интерес.
От простого к сложному.
Связь с жизнью.
Связь теории с практикой.
Чередование разнообразных видов деятельности.
Системность.
Доступность.
Обратная связь.
Инициативность и творчество.
Место и роль курса
Программа предусматривает подготовку учащегося к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.
В 9 классе акцент переносится с обучения на закрепление полученных знаний и умений, предварительный инструктаж сокращается, и вводится контроль за производительностью и качеством труда.
Программа в основном содержит сведения по технологии работ. В программе уделяется большое внимание развитию у школьника доброжелательности, человечности, тактичности, терпения, стремления помочь.
В 9 классе обучающиеся проходят подготовку младшего медицинского персонала (санитары, сиделки, заготовщики полуфабрикатов перевязочных материалов, основы работы младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, практическая работа, повторительно-обобщающий урок, урок самостоятельной работы, урок закрепление знаний, умений, навыков.
В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся.
Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого обучающегося, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, самостоятельных работ.
Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Профессионально – трудовое обучение (подготовка младшего обслуживающего персонала) является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает взаимосвязь с предметами:
Биология. Полезные и вредные микробы, их влияние на организм человека.
СБО. Формирование навыков безопасного поведения при проведении работ, готовности к самостоятельной жизни. Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
Математика. Понятия «периметр», «площадь», с соотношение мер площади, решение задач на вычисление площадей.
История. История возникновения обслуживающих профессий.
Обществознание. Основные права и обязанности рабочих, трудовая дисциплина.
Чтение и развитие речи – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;
элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение традиционного обучения, здоровьесберегающих технологий, элементов личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся с недостатками интеллекта, информационно – коммуникативные технологии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Коррекционная направленность обучения труду заключается в формировании следующих умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
Коррекционная работа включает следующие направления:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: (восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации);
развитие различных видов мышления: (наглядно-образного; словесно-логического);
развитие основных мыслительных операций: (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность);
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств);
коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).
Планирование коррекционной работы в 9 классе
№ п/п | Наименование разделов | Коррекционные задачи |
1 | Структура поликлиники. | Развитие познавательной активности. Развитие наблюдательности, умения сравнивать. Работа над расширением словарного запаса. Развитие зрительной и слуховой памяти. Формирование навыка работы по словесной инструкции. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике. |
2 | Уборка помещений. | Развитие речевой активности. Работа над расширением словарного запаса. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия. Формирование умения понимать, задавать вопросы. Развитие умения концентрировать, распределять внимание. Развитие умения планировать свою деятельность. Формирование навыка работы по словесной инструкции. |
3 | Гигиена ближайшего окружения. | Развитие мыслительных операций (сравнение, сопоставление). Развитие логического мышления и слухового внимания. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал, применять его на практике. Работа над развитием зрительных операций (анализ, синтез). Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия. |
4 | Работа в пищеблоке | Развитие внимания, памяти в процессе работы с текстом учебника. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике. Развитие навыка самоконтроля. Работа над обогащением активного словаря. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия. Развитие образного мышления, связной речи. Развитие мелкой и крупной моторики. |
5 | Уход за больным | Развитие внимания, памяти в процессе работы с текстом учебника. Развитие познавательной активности. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике. Развитие навыка самоконтроля. Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал. Совершенствование умения планировать свою деятельность. |
6 | Инфекционные заболевания. | Развитие зрительной, слуховой памяти. Развитие логического мышления. Формирование умения высказывать и обосновывать свои суждения. Совершенствование грамматического строя речи. Работа над расширением словарного запаса. Работа над развитием зрительных операций (анализ, синтез). |
7 | Создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки | Развитие мыслительных операций (сравнение, сопоставление). Формирование умения высказывать и обосновывать свои суждения. Работа над зрительно – моторным запоминанием. Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал. Совершенствование умения планировать свою деятельность. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике. Развитие навыка самоконтроля. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия. |
8 | Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты | Развитие наблюдательности, умения сравнивать. Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их. Развитие внимания, памяти в процессе работы с текстом учебника. Развивать умение воспроизводить усвоенный материал, применять его на практике. Формирование умения работать с опорным текстом. Развитие познавательной активности. Развитие логического мышления и слухового внимания. Развитие умения планировать свою деятельность. Формирование навыка работы по словесной инструкции. |
9 | Обязанности младшего медицинского персонала. | Формирование умения высказывать и обосновывать свои суждения. Работа над развитием зрительных операций (анализ, синтез). Развитие познавательной активности. Совершенствование умения планировать свою деятельность. Развитие логического мышления и слухового внимания. Работа над развитием зрительно - моторного запоминания. Развитие навыка работы по алгоритму. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия. |
Планируемые и ожидаемые результаты коррекционной работы
Планируется, что проводимая целенаправленная коррекционная работы на уроке положительно повлияет на результаты исправление (доразвитие) психических функций аномального ребенка.
В результате проведенной коррекционной работы ожидается:
исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей в социализации обучающихся;
формирование, в основном, позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках определенных образовательной программой.
Адаптированная образовательная программа основана: на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Место учебного предмета профессионально-трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в учебном плане
На изучение предмета «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» федеральным компонентом учебного плана отводится 33 недели по 7 часов в неделю (231 час в год).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Работа младшего медперсонала в поликлинике
В данном разделе учащиеся знакомятся с работой стоматологического, хирургического и других кабинетов, с особенностями работы в них младшего медперсонала, с правилами безопасности при уборке в кабинетах.
II. Гигиена лечебно-профилактического учреждения
В этом разделе учащиеся знакомятся с понятием гигиена. Изучают санитарный режим в лечебном учреждении, виды уборки помещений и обязанности санитарки по уборке помещения.
III. Работа в больничной столовой
Учащиеся знакомятся с гигиеническими и эстетическими требованиями, предъявляемыми к столовой в больнице; с режимом мытья посуды и столовых приборов.
IV. Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей
Данный раздел знакомит учащихся с видами уборочного инвентаря и моющих средств, используемых при уборке больничных помещений.
V. Работа санитарки в приёмном отделении больницы
В этом разделе учащиеся получают знания о приемном отделении больницы, о правилах по уходу за тяжелобольным.
VI. Понятие об инфекционных заболеваниях
В данном разделе даются сведения о признаках наиболее распространенных инфекционных заболеваниях. Учащиеся знакомятся с понятиями «дезинфекция» и «дезинсекция».
VII. Общий уход за больными
Раздел знакомит учащихся с основными требованиями по уходу за больными.
VIII. Уход за больным в неврологическом отделении больницы
В данном разделе учащиеся знакомятся с особенностями работы санитарки в неврологическом отделении больницы; с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях.
IX. Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов
Дается понятие о болезнях внутренних органов. Учащиеся овладевают знаниями о работе санитарки терапевтического отделения и об уходе за больными.
X. Уход за больными в хирургическом отделении
Этот раздел знакомит учащихся с особенностями работы санитарки в хирургическом отделении больницы. Даются понятия «асептик» и «антисептик».
Основные требования к знаниям, умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
правила безопасной работы при уборке больничных палат;
санитарный режим в лечебном учреждении;
режим мытья посуды и столовых приборов;
правила обращения с моющими и дезинфицирующими средствами;
правила безопасного обращения с электрооборудованием;
правила ухода за больными разных отделений больничного стационара.
Учащиеся должны уметь:
убирать помещения;
проветривать палаты;
готовить кровать к приёму больного;
переворачивать, перекладывать больного;
ухаживать за больным;
помогать медсестре;
правильно пользоваться дезрастворами;
обрабатывать предметы по уходу за больным;
разносить пищу;
кормить больного.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
Вводное занятие — 2 часа |
1 | Техника безопасности на уроках труда | 1 | | |
2 | Планирование работы на четверть | 1 | | |
Работа младшего медперсонала в поликлинике — 30 часов |
3 | Кабинет физиотерапии: назначение Обязанности санитарки по уборке | 2 2 | | |
4 | Стоматологический кабинет Особенности работы санитарки | 2 1 | | |
5 | Хирургический кабинет Особенности работы санитарки | 2 1 | | |
6 | Глазной кабинет Особенности работы санитарки | 2 1 | | |
7 | Уборка кабинета физиотерапии Протирка пола Протирка подоконников, столов | 2 1 1 | | |
8 | Уборка кабинета терапевта Протирка пола в кабинете терапевта Протирка подоконников, столов | 2 1 1 | | |
9 | Уборка процедурного кабинета Протирка пола Протирка подоконников, столов | 2 1 1 | | |
10 | Подбор чистящих и моющих средств | 2 | | |
11 | Чистка и мытье ванн и раковин | 1 | | |
12 | Чистка и уборка ковровых изделий Чистка и уборка мягкой мебели | 1 1 | | |
Гигиена лечебно-профилактического учреждения — 18 часов |
13 | Понятие гигиены Факторы, влияющие на здоровье человека | 2 2 | | |
14 | Санитарный режим в лечебном учреждении | 2 | | |
15 | Загрязнение воздуха в лечебном учреждении Меры противодействия загрязнению Борьба с пылью в лечебном учреждении | 1 1 1 | | |
16 | Обязанности санитарки по уборке помещения Инвентарь для уборки | 1 1 | | |
17 | Виды уборки помещения Инвентарь для уборки Текущая уборка помещения Генеральная уборка помещения Сезонная уборка помещения Влажная уборка помещения | 2 1 1 1 1 1 | | |
Работа в больничной столовой — 11 часов |
18 | Требования к столовой в больнице | 2 | | |
19 | Режим мытья посуды Режим мытья столовых приборов Требования к обработке посуды | 1 1 1 | | |
20 | Разнос пищи в хирургическом отделении Разнос пищи в терапевтическом отделении Разнос пищи в неврологическом отделении | 1 1 1 | | |
21 | Подготовка раздаточной к выдаче пищи Подготовка столового зала к приходу больных Разнос пищи для больных | 1 1 1 | | |
Уборка помещений — 36 часов |
22 | Подбор чистящих и моющих средств. | 2 | | |
23 | Протирка пола, подоконников, столов. | 1 | | |
24 | Чистка и мытье ванн и раковин. | 1 | | |
25 | Виды покрытия мягкой мебели. | 1 | | |
26 | Чистка и обработка ковровых изделий, мягкой мебели. | 1 | | |
27 | Борьба с пылью. | 1 | | |
28 | Рабочая одежда, хранение и уход. | 2 | | |
29 | Виды уборки помещения | 2 | | |
30 | Ежедневная уборка помещений. | 1 | | |
31 | Генеральная уборка школьных помещений. | 1 | | |
32 | Уборка школьного коридора. | 1 | | |
33 | Ежедневная уборка физкабинета. | 1 | | |
34 | Ежедневная уборка в школьном медицинском кабинете. | 1 | | |
35 | Ежедневная уборка в школьном медицинском изоляторе. | 1 | | |
36 | Ежедневная уборка коридоров и холлов в поликлинике. | 1 | | |
37 | Ежедневная уборка школьных помещений. | 1 | | |
38 | Повышенные требования к качеству уборки больничных помещений. | 1 | | |
39 | Виды и назначение уборочного инвентаря | 2 | | |
40 | Виды и назначение моющих средств. | 2 | | |
41 | Правила безопасности при обращении с моющими средствами во время уборки. | 1 | | |
42 | Мытье стен в помещении больницы. | 1 | | |
43 | Уборка полов в коридоре. | 1 | | |
44 | Уборка стен и полов на лестничных площадках в больнице. | 1 | | |
45 | Уборка на лестничной площадке в больнице. | 1 | | |
46 | Ежедневная уборка помещений в больнице. | 1 | | |
47 | Уборка ванной комнаты в больничном отделении. | 1 | | |
48 | Уборка помещений приемного отделения. | 1 | | |
49 | Генеральная уборка столовой в больнице. | 1 | | |
50 | Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больного. | 1 | | |
51 | Уборка школьной столовой. | 1 | | |
52 | Повседневная уборка в больничных палатах. | 1 | | |
Уход за больным — 35 часов |
53 | Правила ухода за больным. | 2 | | |
54 | Требования к санитарной обработке больных. | 2 | | |
55 | Подготовка гигиенической ванны для больного. | 1 | | |
56 | Помощь больным в одевании. | 1 | | |
57 | Правила и способы транспортировки больных. | 1 | | |
58 | Транспортировка больных в отделении. | 1 | | |
59 | Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. | 1 | | |
60 | Положение больного при различных заболеваниях. | 1 | | |
61 | Правила и порядок смены постельного и нательного белья у больного. | 1 | | |
62 | Общий уход за больными. | 1 | | |
63 | Положение тела больного. | 1 | | |
64 | Гигиенический уход за глазами, ушами больного. | 1 | | |
65 | Гигиенический уход за носом, полостью рта больного | 1 | | |
66 | Гигиенический уход за кожей лица и шеи больного. | 1 | | |
67 | Гигиенический уход за руками и ногами больного. | 1 | | |
68 | Гигиенический уход за телом больного. | 1 | | |
69 | Помощь больному в утреннем туалете. | 1 | | |
70 | Уход за больными с частичной или полной потерей речи. | 1 | | |
71 | Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно. | 1 | | |
72 | Помощь медсестре в уходе за больными. | 1 | | |
73 | Обработка кожи больного. | 1 | | |
74 | Кормление больного. | 1 | | |
75 | Очистка ротовой полости влажным тампоном. | 1 | | |
76 | Подготовка клизмы. Приготовление грелки, горчичников, банок. | 1 | | |
77 | Уход за больными с заболеваниями органов дыхания. | 1 | | |
78 | Уход за больными с заболеваниями сердечнососудистой системы. | 1 | | |
79 | Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. | 1 | | |
80 | Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. | 1 | | |
81 | Измерение температуры тела у больного. | 1 | | |
82 | Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного. | 1 | | |
83 | Содержание и уход за больными с ушибами, растяжениями, вывихами | 1 | | |
84 | Особенности ухода за больными в гипсовой повязке. | 1 | | |
85 | Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна. | 1 | | |
Виды заболеваний — 20 часов |
86 | Инфекционные заболевания. | 2 | | |
87 | Особенности инфекционных заболеваний. | 1 | | |
88 | Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. | 1 | | |
89 | Виды основных инфекционных болезней человека. | 1 | | |
90 | Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний. | 1 | | |
91 | Периоды развития инфекционных болезней. | 1 | | |
92 | Источники и пути передачи инфекции. | 1 | | |
93 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | | |
94 | Кишечные инфекции | 1 | | |
95 | Инфекция дыхательных путей. | 1 | | |
96 | Кровяные инфекции. | 1 | | |
97 | Зоонозные инфекции. | 1 | | |
98 | Контактно-бытовые инфекции. | 1 | | |
100 | Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия. | 1 | | |
101 | Дезинфекция и дезинсекция. | 1 | | |
102 | Общие сведения о распространенных нервных болезнях. | 1 | | |
103 | Осложнения при нервных болезнях. | 1 | | |
104 | Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с порезами и параличами. | 1 | | |
105 | Понятие о болезнях внутренних органов. | 1 | | |
Создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки — 25 часов |
106 | Санитарный режим в лечебном учреждении. | 2 | | |
107 | Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому. | 2 | | |
108 | Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к столовой в больнице. | 2 | | |
109 | Дезинфекция губок, мочалок. | 1 | | |
110 | Прием и хранение вещей больного. | 1 | | |
111 | Больничная кровать: виды и правила пользования | 1 | | |
112 | Подготовка кровати для приема больного. | 1 | | |
113 | Гигиенические требования к больничному белью. | 1 | | |
114 | Препараты, правила безопасности при проведении дезинфекции и дезинсекции. | 1 | | |
115 | Значение и проведение дезинфекции. | 1 | | |
116 | Создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки. | 1 | | |
117 | Личная гигиена больного. Основные требования. Значение. | 2 | | |
118 | Сроки и способы смены постельного белья. | 1 | | |
119 | Порядок выдачи постельного белья. | 1 | | |
120 | Сбор и транспортировка использованного постельного белья | 1 | | |
121 | Обработка и стерилизация предметов по уходу за больным. | 1 | | |
122 | Подготовка постели для различных неврологических больных. | 1 | | |
123 | Смена нательного и постельного белья у больного. | 1 | | |
124 | Понятие об асептике и антисептике. | 2 | | |
125 | Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. | 1 | | |
Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты — 5 часов |
126 | Стерилизация предметов по уходу за больным. | 1 | | |
127 | Правила пользования дезинфицирующими средствами, растворами. | 1 | | |
128 | Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты. | 1 | | |
129 | Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки. | 1 | | |
130 | Размораживание и уборка холодильника. | 1 | | |
Обязанности младшего медицинского персонала — 12 часов |
131 | Общие обязанности санитарки по уборке помещения. | 2 | | |
132 | Обязанности работы санитарки в неврологическом отделении больницы | 2 | | |
133 | Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы. | 2 | | |
134 | Помощь медсестре в уходе за больными. | 2 | | |
135 | Особенности работы санитарки в хирургическом отделении больницы. | 2 | | |
136 | Транспортировка больного. Приготовление перевязочного материала. | 2 | | |
Повторение изученного – 35 часов |
137 | Повторение изученного. Подготовка к выпускному экзамену | 35 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебная литература:
Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.
Научно-методическая литература:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова, А.М.Щербакова; под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.