Курганинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 им. С.А.Масакова п. Степной
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______________________.
Протокол № _
от «29_»_________ 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол № 1
Председатель___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
по английскому языку для 1 класса
«Мой первый английский»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 7-8 лет
Программу разработала:
Топчян С.С.,
учитель английского языка МБОУ СОШ №17 им.С.А.Масакова
п. Степной, 2023 г.
Пояснительная записка
Данная программа имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для младших школьников на первой ступени обучения, которая призвана помочь учащимся преодолеть основные трудности связанные с переходом на новые ФГОС НОО, что с одной стороны, предполагает уже некую предварительную подготовку учащихся на начальном этапе обучения с дошкольных учреждений (овладение базовыми знаниями иностранного языка), и с другой стороны, сложностью лексико-грамматического содержания учебников, допустимых для преподавания ИЯ в школах.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, расширения лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими).
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, способствует становлению коммуникативной культуры обучающихся, что позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть психологические трудности, связанные с освоением нового для него языка и приобщиться к иноязычной культуре.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов третьего поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем кружка, дает примерное распределение учебных часов по темам занятий и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебно-воспитательного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она помогает реализовать развивающие цели новых федеральных образовательных стандартов, а именно осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира.
Программа позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка.
Последовательность этапов прохождения курса способствует достижению планируемых личностных и метапредметных результатов новых ФГОС и формированию познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели обучения иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования можно условно разделить на образовательные, развивающие, воспитательные.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
- познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать навыки и умения в изучении иностранного языка;
- накопить минимум необходимых знаний лексики и грамматики для преодоления языкового барьера изучения иностранного языка.
.
III. Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки детей .
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются:
Принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации);
Принцип коллективно – индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);
Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).
Содержание программы «Мой первый английский » полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы изучения иностранного языка в МБОУ СОШ 17 им. С.А.Масакова. Создание единой системы внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Курс внеурочной деятельности «Мой первый английский» разбит на три этапа, которые позволяют увеличить воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, проявляясь в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.
Особенности реализации программы
Структура курса
Программа предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и классная работа (викторины, конкурсы и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, демонстрационной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, такими как мультимедийный проектор, аудиоколонки, средствами изобразительной наглядности (карточки, таблицы и т.д.), игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся, создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на детей 1 класса, реализуется за 1 год.
Программа рассчитана на 34 часов.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и в рекриации (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
-добровольность участия и желание проявить себя;
-сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
-сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
-эстетичность всех проводимых мероприятий;
-четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
-наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, викторинах и проектах различного уровня;
-широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
-гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
-привлечение родителей к подготовке и проведению занятий с учащимися младшего возраста, с целью преодоления страха перед новым.
Результаты изучения программы:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово.
В коммуникативной сфере:
I. Речевая компетенция:
- говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;
- аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;
II. Языковая компетенция:
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- применение основных правил графического изображения букв и слов;
- распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
III. Социокультурная осведомленность:
- знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных букв, слов;
- умение действовать по образцу при выполнении заданий;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические и фонетические игры, викторины, ребусы), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Учебно- тематическое планирование кружка
Класс | Название темы | Всего часов |
1 класс | Вводный курс «Мой первый английский!» | 34 |
1.Английский алфавит (буквы и звуки) | 8 |
2. Давайте познакомимся! Погода. | 7 |
3. Семья. Цвета. | 4 |
4. Моя школа | 9 |
5. Страны, языки, национальности | 6 |
| Итого по программе | 34 |
Содержание программы кружка
Класс | Название темы | Всего часов | Лексико-грамматическое содержание программы |
1 класс | Вводный курс «Мой первый английский!» | 34 | Знакомство с английским алфавитом (буквы и звуки). Тренировочные письменные и устные упражнения для закрепления и развития произносительных, фонетических навыков иностранного языка. Преодоление языкового барьера. Приветствия и прощание. Знакомство. Простейшие сведения о себе (возраст, из какой страны родом.) Некоторые страны. Cчёт до 10. Рассказ о своей семье или семье своего друга. Выражение отношения к друзьям и близким. Вопрос «Как дела?» и ответ на него. Какая сегодня погода? Названия игрушек, животных. Обучающиеся рассказывают, какие у них есть игрушки/животные, в каком количестве; учатся описывать их при помощи прилагательных (в том числе цвет), пересчитывать, выражать своё отношение к ним, предлагать совместные занятия, выражать своё желание чем-либо заняться. Россия, Великобритания, Америка; название членов семьи, описание дома; русская, английская национальная кухня; название спортивных игр; диета и правильное питание; праздники, традиции и обычаи своей страны и стран изучаемого языка. Личные местоимения: I, you, he, she Притяжательные местоимения: my, his, her Глаголы-связки: am, is, are Вопросы: who, how old, what, where. Глагол have/has got |
1. Английский алфавит (буквы и звуки) | 8 |
2. Давайте познакомимся! Погода. | 7 |
3. Семья. Цвета. | 4 |
4. Моя школа | 9 |
5. Страны, языки, национальности | 6 |
| |
Календарно- тематическое планирование кружка «Мой первый английский»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
1. | Английский алфавит (буквы и звуки) A-C | 1 | | | |
2. | Английский алфавит (буквы и звуки) D-G | 1 | | | |
3. | Английский алфавит (буквы и звуки) H- J | 1 | | | |
4. | Английский алфавит (буквы и звуки) K-N | 1 | | | |
5. | Английский алфавит (буквы и звуки) O-R | 1 | | | |
6. | Английский алфавит (буквы и звуки) S-U | 1 | | | |
7. | Английский алфавит (буквы и звуки) V-X | 1 | | | |
8. | Английский алфавит (буквы и звуки) Y-Z | 1 | | | |
9. | Приветствия: Hello! Hi! Good morning! Знакомство: I am…(Nick).Имена английских мальчиков и девочек.My name is… What is your name? | 1 | | | |
10. | Англоговорящие страны. Приветствия. Знакомство. Are you…(Nick?) Слова: Yes. No. | 1 | | | |
11. | Как дела? – How are you? Glad to see you! Диалог. | 1 | | | |
12. | Какая сегодня погода? | 1 | | | |
13. | Счет от 1 до 10 | 1 | | | |
14. | Счет по порядку от 10 до 20. How old are you? I am six (seven). | 1 | | | |
15. | Счет от 20 до 100. | 1 | | | |
16. | Моя родина. Where are you from?- I am from… Родина английского языка – Великобритания. | 1 | | | |
17. | Представление себя и одноклассников. He/She | 1 | | | |
18. | Винни-Пух и Пятачок – герои английской книги.Where is he/she from? How old is he/she? -Who is he/she? | 1 | | | |
19. | What is his/her name? Весёлые соревнования. | 1 | | | |
20. | My family. Моя семья: mother, father, sister, brother. | 1 | | | |
21. | Познакомьтесь с моими близкими. Have you got a..? | 1 | | | |
22. | Has he (she) got a… Лондон и его основные достопримечательности. | 1 | | | |
23. | Рассказ о своей семье. Мои друзья. | 1 | | | |
24. | Цвета. | 1 | | | |
25. | Множественное число существительных How many … have you (has he/she) got? | 1 | | | |
26. | Введение названий школьных принадлежностей. | 1 | | | |
27. | Школьные принадлежности. «Have you got… ?” | 1 | | | |
28. | Школьные вещи. Игра «Кто быстрее соберёт портфель». | 1 | | | |
29. | Глаголы движения (run, jump, climb). | 1 | | | |
30. | Глаголы движения (skip, sit, stand, fly). | 1 | | | |
31. | Лексическая игра «Ребята и зверята». | 1 | | | |
32. | Англоязычные страны. Народы, традиции и обычаи. | 1 | | | |
33. | Мой первый проект: «Я и моя семья» | 1 | | | |
34 | Викторина «Кто быстрей» | 1 | | | |
Требования к освоению обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Список использованной литературы
Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы. М.: «Просвещение»,
Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова, В.Эванс, Дж.Дули. Английский в фокусе. Языковой портфель. 2,3,4 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2020.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник упражнений. /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: 7 л. ил: ил.
Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.
Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории.. / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2010. – 320с., ил.
Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 78 с.
Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 2009. – 176 с.
Филатова, Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН, 2010. – 24 с.
Электронные ресурсы
Электронные ресурсы
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/
https://supersimple.com/
https://freekidsbooks.org/
https://lessons.study.ru
https://school-collection.edu.ru
https://www.learnenglish.org.uk/kids/
https://www.kindersite.org/Directory/DirectoryFrame.htm
https://en.islcollective.com