Автономная некоммерческая образовательная организация
«Ногинская гимназия»
города Ногинска Богородского городского округа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ГМО Зам.директора по УВР Директор АНОО «Ногинская гимназия»
гуманитарного цикла Приказ от_____________ №________
Протокол №___от________ __________Воробьева М.Ф. ___________________Абрамова С.С.
Руководитель ГМО «_____»____________2020
_________Мишкеткуль И.И.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Русский язык»,
«Родной язык*»
ФГОС
Класс 11а
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета: расширенный
Срок реализации программы – 2022/2023гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего-102 ч/год; 3 ч/неделю
Программа составлена на основе: требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования,примерной программы по
русскому языку для 10-11 классов(автор Н.Г.Гольцова.-М.: Русское слово,2017г.)
Учебник «Русский язык.10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Н.Г.Гольцова.,И.В.Шамшин.М.А.Мищерина: «Русское слово»,2017.
Рабочую программу составила
Французова Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы.
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык 11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 11 классах на расширенном уровне. Составлена из расчета 3 часа в неделю .
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы.
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Личностные, межпредметные и предметные результаты
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной
парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных
программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают
в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии
личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения;
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры, средству освоения морально-этических норм;
- достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого
общения).
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- способность использовать русский язык как средство получения знаний в других
областях, повседневной жизни;
- взаимодействие в процессе речевого общения;
- овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- овладение общими сведениями о языке;
-усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
- освоение базовых понятий лингвистики;
- - опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
- овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета;
понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часов (3 часа в неделю).
Основное содержание учебного предмета
Учебно-тематический план. 11 класс. Профильный уровень. 102 часа
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Контрольные работы, тесты, практикумы | Развитие речи |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Словосочетание | 4 | | |
3 | Предложение. Простое предложение | 14 | 3 | 2 |
4 | Предложения с однородными членами | 10 | | 2 |
5 | Предложения с обособленными членами | 11 | 3 | |
6 | Вводные слова и обращения | 6 | | 2 |
7 | Сложное предложение | 13 | 3 | |
8 | Способы передачи чужой речи | 4 | | |
9 | Язык и речь | 19 | 3 | 2 |
| Всего часов | 82 | 12 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 11 классе
№ ур. | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохожд. | Скоррект. сроки прохожд. | |
| 1 полугодие 48 ч. | | | |
1 | Основные принципы русской пунктуации | | | |
2 | Пунктуационный анализ предложений. | | | |
3 | Словосочетание как синтаксическая единица | | | |
4 | Виды синтаксической связи. | | | |
5 | Синтаксический разбор словосочетания | | | |
6 | Классификация предложений.Виды предложений по цели высказывания. | | | |
7Р | Подготовка к сочинению по предложенному тексту. | | | |
8Р | Написание сочинения | | | |
9 | Анализ сочинений. | | | |
10 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | | | |
11 | Предложения утвердительные и отрицательные. | | | |
12 | Грамматическая основа.Способы выражения подлежащего и сказуемого. | | | |
13 | Двусоставные и односоставные предложения | | | |
14 | Виды односоставных предложений. | | | |
15 | Тире между подлежащим и сказуемым | | | |
16 | Распространённые и нераспространённые предложения | | | |
17К | Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение». | | | |
18 | Анализ контрольной работы. | | | |
19 | Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении | | | |
20 | Соединительное тире.Интонационное тире. | | | |
21 | Простое осложненное предложение.Синтаксический разбор простого предложения. | | | |
22К | Тестовая контрольная работа | | | |
23К | Тестовая контрольная работа | | | |
24 | Работа над ошибками. | | | |
25 | Предложения с однородными членами.Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | | |
26 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | | | |
27 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | | | |
28 | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | | | |
29 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях. | | | |
30 | Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами | | | |
31 | Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами | | | |
32 | Обобщающие слова при однородных членах | | | |
33 | Пунктуационный практикум. | | | |
34Р | Подготовка к сочинению по предложенному тексту. | | | |
35Р | Написание сочинения | | | |
36 | Анализ сочинений. | | | |
37 | Обособленные и необособленные определения | | | |
38 | Обособленные приложения | | | |
39 | Обособленные определения и приложения. | | | |
40 | Обособленные обстоятельства | | | |
41 | Пунктуационный практикум | | | |
42К | Контрольная работа по теме «Простое осложненное предложение». | | | |
43К | Тестовая контрольная работа | | | |
44К | Тестовая контрольная работа | | | |
45 | Работа над ошибками. | | | |
46 | Обособленные дополнения | | | |
47 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены | | | |
48 | Пунктуационный практикум | | | |
| 2 полугодие 54 часа | | | |
49 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | | | |
50 | Пунктуационные капризы союза КАК | | | |
51 | Знаки препинания при обращениях | | | |
52 | Вводные слова и вставные конструкции | | | |
53 | Вводные слова и вставные конструкции | | | |
54 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | | | |
55 | Синтаксический разбор простого осложнённого предложения | | | |
56Р | Подготовка к сочинению по предложенному тексту. | | | |
57Р | Написание сочинения | | | |
58 | Анализ сочинения. | | | |
59 | Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. | | | |
60 | Виды придаточных.Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | | | |
61 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | | | |
62 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | | | |
63 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. | | | |
64 | Знаки препинания в БСП | | | |
65 | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | | | |
66К | Контрольная работа по теме «Сложное предложение». | | | |
67 | Работа над ошибками. | | | |
68 | Сложные предложения с разными видами связи | | | |
69 | Сложные предложения с разными видами связи | | | |
70 | Период. Знаки препинания в периоде. | | | |
71К | Тестовая контрольная работа | | | |
72К | Тестовая контрольная работа | | | |
73 | Работа над ошибками. | | | |
74 | Сложное синтаксическое целое и абзац. | | | |
75 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | | | |
76 | Знаки препинания при диалоге | | | |
77 | Знаки препинания при цитатах | | | |
78 | Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | | | |
79 | Язык и речь. Правильность русской речи | | | |
80 | Типы норм литературного языка. | | | |
81 | Качества хорошей речи. | | | |
82 | Научный стиль | | | |
83 | Официально-деловой стиль | | | |
84 | Публицистический стиль | | | |
85Р | Подготовка к сочинению по предложенному тексту. | | | |
86Р | Написание сочинения | | | |
87 | Анализ сочинений. | | | |
88 | Разговорный стиль | | | |
89 | Художественный стиль | | | |
90 | Средства художественной выразительности. | | | |
91 | Средства художественной выразительности. | | | |
92 | Текст. Функционально-смысловые типы речи. | | | |
93 | Анализ текстов различных типов и стилей речи. | | | |
94 | Анализ текста. Главная информация текста. | | | |
95К | Контрольная работа по теме «Текст,стили и типы речи». | | | |
96 | Анализ работы | | | |
97К | Тестовая контрольная работа | | | |
98К | Тестовая контрольная работа | | | |
99 | Анализ работы | | | |
100 | Из истории русского языкознания. | | | |
101 | Подготовка к ЕГЭ. | | | |
102 | Подготовка к ЕГЭ. | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения.
Перечень программно-методического обеспечения
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2019.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2020.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2019.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2020.
Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В.
Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2019.