СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку для 11 класса к УМК Н.Г.Гольцовой,И.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку для 11 класса к УМК Н.Г.Гольцовой,И.В.Шамшина, М.А.Мищериной.»

Автономная некоммерческая образовательная организация

«Ногинская гимназия»

города Ногинска Богородского городского округа




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ГМО Зам.директора по УВР Директор АНОО «Ногинская гимназия»

гуманитарного цикла Приказ от_____________ №________

Протокол №___от________ __________Воробьева М.Ф. ___________________Абрамова С.С.

Руководитель ГМО «_____»____________2020

_________Мишкеткуль И.И.





Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


учебного курса «Русский язык»,

«Родной язык*»

ФГОС


Класс 11а

Уровень образования: среднее общее образование

Уровень изучения предмета: расширенный

Срок реализации программы – 2022/2023гг.

Количество часов по учебному плану:

Всего-102 ч/год; 3 ч/неделю




Программа составлена на основе: требований к результатам освоения основной

образовательной программы среднего общего образования,примерной программы по

русскому языку для 10-11 классов(автор Н.Г.Гольцова.-М.: Русское слово,2017г.)


Учебник «Русский язык.10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Н.Г.Гольцова.,И.В.Шамшин.М.А.Мищерина: «Русское слово»,2017.








Рабочую программу составила

Французова Мария Александровна,

учитель русского языка и литературы.







2022 год




Пояснительная записка


Рабочая программа «Русский язык 11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 11 классах на расширенном уровне. Составлена из расчета 3 часа в неделю .

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы.


Общая характеристика учебного предмета

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.





Личностные, межпредметные и предметные ре­зультаты


В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной

парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных

программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают

в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии

личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения;

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению

культуры, средству освоения морально-этических норм;

- достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого

общения).

Метапредметные результаты:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- способность использовать русский язык как средство получения знаний в других

областях, повседневной жизни;

- взаимодействие в процессе речевого общения;

- овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального

межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

- овладение общими сведениями о языке;

-усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;

- освоение базовых понятий лингвистики;

- - опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,

употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;

- овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета;

понимание и использование грамматической и лексической синонимии.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие

общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры

устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в

жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование,

оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать

информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

    • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Учебная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часов (3 часа в неделю).





Основное содержание учебного предмета





Учебно-тематический план. 11 класс. Профильный уровень. 102 часа



Тема

Кол-во часов

В том числе

Контрольные работы, тесты, практикумы

Развитие речи

1

Введение

1



2

Словосочетание

4



3

Предложение. Простое предложение

14

3

2

4

Предложения с однородными членами

10


2

5

Предложения с обособленными членами

11

3


6

Вводные слова и обращения

6


2

7

Сложное предложение

13

3


8

Способы передачи чужой речи

4



9

Язык и речь

19

3

2


Всего часов

82

12

8





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ





11 КЛАСС

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.





Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь.

Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.



ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.





Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 11 классе





№ ур.

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохожд.

Скоррект.

сроки

прохожд.



1 полугодие 48 ч.




1

Основные принципы русской пунктуации




2

Пунктуационный анализ предложений.




3

Словосочетание как синтаксическая единица




4

Виды синтаксической связи.




5

Синтаксический разбор словосочетания




6

Классификация предложений.Виды предложений по цели высказывания.




Подготовка к сочинению по предложенному тексту.




Написание сочинения




9

Анализ сочинений.




10

Виды предложений по эмоциональной окраске.




11

Предложения утвердительные и отрицательные.




12

Грамматическая основа.Способы выражения подлежащего и сказуемого.




13

Двусоставные и односоставные предложения




14

Виды односоставных предложений.




15

Тире между подлежащим и сказуемым




16

Распространённые и нераспространённые предложения




17К

Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение».




18

Анализ контрольной работы.




19

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении




20

Соединительное тире.Интонационное тире.




21

Простое осложненное предложение.Синтаксический разбор простого предложения.




22К

Тестовая контрольная работа




23К

Тестовая контрольная работа




24

Работа над ошибками.




25

Предложения с однородными членами.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.




26

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.




27

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.




28

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.




29

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях.




30

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами




31

Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами




32

Обобщающие слова при однородных членах




33

Пунктуационный практикум.




34Р

Подготовка к сочинению по предложенному тексту.




35Р

Написание сочинения




36

Анализ сочинений.




37

Обособленные и необособленные определения




38

Обособленные приложения




39

Обособленные определения и приложения.




40

Обособленные обстоятельства




41

Пунктуационный практикум




42К

Контрольная работа по теме «Простое осложненное предложение».




43К

Тестовая контрольная работа




44К

Тестовая контрольная работа




45

Работа над ошибками.




46

Обособленные дополнения




47

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены




48

Пунктуационный практикум





2 полугодие 54 часа




49

Знаки препинания при сравнительных оборотах




50

Пунктуационные капризы союза КАК




51

Знаки препинания при обращениях




52

Вводные слова и вставные конструкции




53

Вводные слова и вставные конструкции




54

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова




55

Синтаксический разбор простого осложнённого предложения




56Р

Подготовка к сочинению по предложенному тексту.




57Р

Написание сочинения




58

Анализ сочинения.




59

Сложное предложение. Знаки препинания в ССП.




60

Виды придаточных.Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.




61

Знаки препинания в СПП с одним придаточным




62

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными




63

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.




64

Знаки препинания в БСП




65

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения




66К

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».




67

Работа над ошибками.




68

Сложные предложения с разными видами связи




69

Сложные предложения с разными видами связи




70

Период. Знаки препинания в периоде.




71К

Тестовая контрольная работа




72К

Тестовая контрольная работа




73

Работа над ошибками.




74

Сложное синтаксическое целое и абзац.




75

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.




76

Знаки препинания при диалоге




77

Знаки препинания при цитатах




78

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.




79

Язык и речь. Правильность русской речи




80

Типы норм литературного языка.




81

Качества хорошей речи.




82

Научный стиль




83

Официально-деловой стиль




84

Публицистический стиль




85Р

Подготовка к сочинению по предложенному тексту.




86Р

Написание сочинения




87

Анализ сочинений.




88

Разговорный стиль




89

Художественный стиль




90

Средства художественной выразительности.




91

Средства художественной выразительности.




92

Текст. Функционально-смысловые типы речи.




93

Анализ текстов различных типов и стилей речи.




94

Анализ текста. Главная информация текста.




95К

Контрольная работа по теме «Текст,стили и типы речи».




96

Анализ работы




97К

Тестовая контрольная работа




98К

Тестовая контрольная работа




99

Анализ работы




100

Из истории русского языкознания.




101

Подготовка к ЕГЭ.




102

Подготовка к ЕГЭ.







Описание учебно-методического и материаль­но-технического

обеспечения.

Перечень программно-методического обеспечения

  1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2019.

  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2020.

  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2019.

  4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2020.

  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В.

  6. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2019.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!