Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10 города Фурманова
Рассмотрено на школьном МО учителей гуманитарного цикла Руководитель _______/Степанова В.Л./ Протокол № __ от _______года | Согласовано Заместитель директора школы по УВР _______________/Еремина О.Е./ ____________ года | Утверждаю Директор школы _______________Г.А.Тарунова Приказ от ___________ года № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Уровень: основное общее образование(5-9 классы)
Срок реализации: 4 года
Составители
Малова С.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
Степанова В.Л., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Принята на педагогическом совете
Протокол №___от _____ года
2019 год
1. Пояснительная записка
Нормативную правовую основу примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год, максимальный объем (85 часов) - на 5 лет обучения.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с учебным планом МОУ СШ №10, основанном на учебном плане, представленном в Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Предмет «Родная (русская) литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература». Учебный план предусматривает обязательное изучение предмета « Родная (русская) литература» на этапе основного общего образования: в 6 классе — 17 ч, в 7 классе — 17 ч, в 8 классе — 17 ч, в 9 классе — 17 ч. Итого: 68 часов.
Для реализации программы используется учебник под ред. В.Я.Коровиной, а также книга для ученика 6 класса «Вокруг тебя – Мир…», книга для ученика 7 класса «Вокруг тебя – Мир…», Российская школьная хрестоматия 1-11 класс, сост В.Я.Коровина, В.И.Коровин.
Изучение предмета «Родная (русская) литература» обеспечивает:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Русская литература XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
2.Содержание учебного предмета «Родная литература (русская литература)»
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.
Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями мастеров слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Русский фольклор.
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Сказка «Финист – Ясный Сокол».
Древнерусская литература.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Летописные жанры: «Хождение за три моря» А.Никитина, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Из «Моления Даниила Заточника», «Повесть о Евпатии Коловрате».
Русская литература XIX века.
Проблематика литературы XIX века.
Русская литература XX - XXI веков.
Современная русская литература. Национальные литературные премии.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | К/р |
1. | Русский фольклор | 2 | |
2. | Древнерусская литература | 4 | |
3. | Русская литература XIX века | 7 | |
4. | Русская литература XX - XXI веков | 55 | 4 |
Итого | 68 | |
Тематическое планирование. Первый год обучения. 6 класс
№/п | Тема | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Русский фольклор |
1. | Своеобразие родной (русской) литературы | Родная (русская) литература как национально культурная ценность народа | 1 | | |
2. | Герои волшебной сказки «Финист – Ясный Сокол» | Фантастические элементы, поэтика сказок (без названия термина), сказка как жанр, виды сказок, композиция сказок, сравнения, повторы, начало, конец, кульминация сказок, гипербола, эпитет, вариативность сказок. | 1 | | |
Древнерусская литература |
3. | Летописные жанры. «Хождение за три моря» А.Никитина | Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 | | |
Русская литература XIX века |
4. | Нравственные испытания героя произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). | Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». | 1 | | |
5. | Сострадание и сопереживание в рассказе Д.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик» | Судьба ребёнка. | 1 | | |
Русская литература XX - XXI веков |
6.+ | Нравственный выбор героя рассказа А.Грина «Победитель». | Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это одна из «вечных тем» литературы. | 1 | | |
7.+ | Отношение к военнопленным в рассказе К.Воробьева «Немец в валенках» | Рассказ о непростых взаимодействиях пленных и удерживающей стороны. Причем как военнопленные, так и их охранники показаны не как однородная масса, а прежде всего как индивидуальности, люди разных характеров, разных поступков. | 1 | | |
8.+ | Героизм женщины во время Великой Отечественной войны в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая» (отрывки) | Как поступит человек: подчинится ли жажде мщения и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание? Свое предствление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести. | 1 | | |
9. | Идея рассказа Р.Погодина «Сколько стоит долг» | Главная мысль рассказа в том, что все мы кому-то должны, и обязаны помнить об этом всю жизнь, стараясь частями вернуть долг пусть и другим уже людям, чтоб цепочка добра не оборвалась. | 1 | | |
10. | Ребенок на войне. В.П.Катаев «Сын полка» | На отечественной войне нет старых и молодых, и если Родина в смертельной опасности, то весь народ как один человек поднимается на борьбу с врагом. Война - всегда горе. | 1 | | |
11.хр6 | Проблематика рассказа А.Лиханов «Каждый год в сентябре…» | Любовь, верность в рассказе. | 1 | | |
12. + | Нравственный выбор человека в рассказе В.Солоухина «Мститель» | Герой произведения оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы в центре внимания в рассказе. | 1 | | |
13.+ | «Надо быть милосердным» (по повести В.Железникова «Чучело» (фрагменты) | Повесть о конфликте подростков. Тема переосмысления поступков. | 1 | | |
14.хр6 | Проблематика рассказа В.Железникова «Хорошим людям – доброе утро» | Позиция автора. Взаимоотношение детей и родителей. | 1 | | |
15. + | Кто такой человек? (по рассказу Е.Носов «Тридцать зерен») | Размышления писателя о том, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков. | 1 | | |
16. | Взрослые и дети в произведении А.Алексина «Домашнее сочинение» | Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь | 1 | | |
17. | Итоговая работа | Отзыв о прочитанном. | 1 | | |
| Итого | | 17 | | |
Тематическое планирование. Второй год обучения. 7 класс
№/п | Тема | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Древнерусская литература |
1.хр7 | Жанры Летописи. «Из «Моления Даниила Заточника» | Памятник гражданственности, духовности и нравственности. | 1 | | |
Русская литература XIX века |
2. | Человек и война в повести Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» («Севастополь в августе месяце») | Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | 1 | | |
3. | Проблематика рассказа К.М. Станюковича «Рождественская ночь» | Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | | |
4. + | Главная идея рассказа В.Гаршина «Сигнал» | Главная мысль рассказа: злоба, даже если для нее есть основания, разъедает душу человека | 1 | | |
Русская литература XX - XXI веков |
5. | Связь между прошлым и настоящим в повести А.Н.Рыбакова «Неизвестный солдат» | Повесть «Неизвестный солдат» рассказывает об уже повзрослевшем Кроше, который, работая на строительстве новой дороги, обнаруживает могилу неизвестного солдата и задается целью установить его имя. | 1 | | |
6.+ | Человек и война (по произведению Б.Екимова «Ночь исцеления») | Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | |
7.+ | Мужество и любовь к Родине в рассказе В.Конецкого «Тамара» (фрагмент повести «Кто смотрит на облака») | Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Несмотря на чудовищные условия существования, многие люди выжили благодаря своему мужеству, стойкости, любви к Родине и стремлению победить врага. | 1 | | |
8.+ | Нравственный выбор и милосердие человека (по рассказу М.М.Пришвина «Голубая стрекоза») | Осуждение войны в рассказе. | 1 | | |
9.+ | Проблематика рассказа В.Быкова «Крутой берег реки» | Что такое правда и ложь? Всегда ли следует говорить правду? | 1 | | |
10.хр7 | Нравственный выбор героев рассказа Е.Носова «Трудный хлеб» | Уроки нравственности в рассказе. | 1 | | |
11. | Основная тематика и нравственная проблематика рассказа А.И.Приставкина «Золотая рыбка» | Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 1 | | |
12. | Проблематика и герои рассказов А.Г.Алексина «Безумная Евдокия». | Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. | 1 | | |
13.хр7 | «Мы есть то, что мы помним и ждем». В.П.Астафьев «Мальчик в белой рубашке» | Трагедия матери, потерявшей ребенка. | 1 | | |
14. | Проблемы отвергнутых обществом детей в повести Е.В.Мурашова «Класс коррекции» | Повесть Е. Мурашовой - острое, социально направленное произведение. | 1 | | |
15. | Литература XXI века (обзор) | Знакомство с современными писателями. | 1 | | |
16. | Дина Сабитова «Три твоих имени» | Жизнь приемных детей на страницах произведений автора. | 1 | | |
17. | Итоговая работа | Отзыв о прочитанном | 1 | | |
| Итого | | 17 | | |
Тематическое планирование. Третий год обучения. 8 класс
№/п | Тема | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Древнерусская литература |
1. | Жанры Летописи. «Повесть о разорении Батыем Рязани» | Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. | 1 | | |
Русская литература XIX века |
2. | Тема равнодушия и непонимания в рассказе Чарской Л.А. «Тайна». | Ранимость души подростка. | 1 | | |
Русская литература XX - XXI веков |
3. | Дружба, смелость, стойкость на войне (по рассказу Л.Кассиля «Дорогие мои мальчики») | Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. | 1 | | |
4. | Героизм жителей блокадного Ленинграда (по произведению Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга») | Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни. | 1 | | |
5. | Жажда личного подвига во имя победы (по рассказу Л.Пантелеева «Главный инженер») | Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | | |
6. | Сила духа человека. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» | Воспевание человека с сильным характером, восхищение силой духа героя, сумевшего, потеряв ноги, не сдаться, а достичь своей цели. | 1 | | |
7. | Н.Ф.Кравцова «Из-за парты на войну» | Рассказ о незабываемых днях, рассказ о поколении, о комсомольцах военных лет. | 1 | | |
8. | Гуманизм рассказа Ю.Казакова «Запах хлеба» | Психологизм рассказа. | 1 | | |
9. | Человеческое достоинство в рассказе В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши» | Пробуждение интереса к творчеству писателя, определение понятий: дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие. Отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство. | 1 | | |
10. | Л.Романова «Мы приговариваем тебя к смерти» | Одиночество подростков в современном мире. | 1 | | |
11. | Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых (по повести Д.Доцук «Голос») | Повесть о том, как побороть страхи. | 1 | | |
12. | Милосердие в повести Н.Назаркина «Мандариновые острова» (фрагменты) | Повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры. | 1 | | |
13. | Тема семьи в повести Д.Сабитовой «Где нет зимы» | Тема детей-сирот и приемных детей. | 1 | | |
14. | Проблемы современных подростков в повести Е.Мурашова «Гвардия тревоги» | Книга о современной российской школе, о педагогах и о «проблемных» подростках. | 1 | | |
15. | Проблемы современных подростков в рассказе Э.Веркина «Друг апрель» | Рассказ о тяжелой жизни подростка из неблагополучной семьи, взрослеющего на крошечном разъезде в российской глубинке. | 1 | | |
16. | Проблематика повести А.Жавлевского и Е.Пастернака «Время всегда хорошее» | Проблематика повести: проблема роли дружбы в жизни человека, проблема нравственного выбора человека, проблема человеческого общения, проблема ответственного отношения к своим поступкам независимо от внешних обстоятельств, проблема отношения человека к времени, в котором он живёт. | 1 | | |
17. | Итоговая работа | Отзыв о прочитанном | 1 | | |
| Итого | | 17 | | |
Тематическое планирование. Четвертый год обучения. 9 класс
№/п | Тема | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Древнерусская литература |
1. | Жанры Летописи. «Повесть о Евпатии Коловрате» | Подвиги Евпатия Коловрата, мужественного и сильного воина, любящего родную землю и ненавидящего ее врагов. | 1 | | |
Русская литература XIX века |
2. | Поэтика и проблематика произведений Л.Н.Толстого «Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др. | «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. Язык. (Анализ рассказов по выбору). | 1 | | |
Русская литература XX - XXI веков |
3. | Тема благодарности в произведении Ю.Бондарева «Простите нас!» | Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. | 1 | | |
4. | Человек на войне. К.Д.Воробьев «Гуси-лебеди» | Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. | 1 | | |
5. | Человеческая красота и сила характера героев повести А.Толстого «Русский характер» | Своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. | 1 | | |
6. | «Мы были живые…» (по роману Б.Васильева «Завтра была война») | Взросление подростков на войне. | 1 | | |
7. | «Не потому ли я живу, что умерли они…» (по повести Г.Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние») | Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. | 1 | | |
8. | «Звездою яркой вспыхнувшие жизни…» Э.Казакевич «Звезда» | Философский пафос, образная символика, стилевые особенности произведения. | 1 | | |
9. | «Брестская крепость: на ветрах истории». С.Смирнов «Брестская крепость» | Оборона Брестской крепости, как и оборона Севастополя или Ленинграда, стала символом стойкости и бесстрашия советских воинов, и навечно вошла в летопись Великой Отечественной войны. | 1 | | |
10. | Война и дети. А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая» | Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести. Проблематика повести. Особенность изображения исторических событий в повести. Судьба братьев в тяжкие годы войны. Роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности. | 1 | | |
11. | Еще раз о любви. Ю.Казаков «Двое в декабре» | Преодоление взаимной отчужденности, непонимания, одиночества. | 1 | | |
12. | А.И.Солженицын «Крохотки»: особенности мастерства. | Многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. | 1 | | |
13. | Тема человеческой души в повести В.Распутина «Пожар» | Тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика произведения. | 1 | | |
14. | Поиск истины (по рассказу В.Распутина «Женский разговор») | Нравственные уроки в рассказе. | 1 | | |
15. | Взрослые и дети. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками» | Повесть о взаимоотношениях педагогов и учеников, родителей и детей. | 1 | | |
16. | Нравственное взросление героя рассказа З.Прилепина «Белый квадрат» | Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя | 1 | | |
17. | Итоговая работа | Отзыв о прочитанном | 1 | | |
| Итого | | 17 | | |