СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родной дитературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по родной дитературе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 города Фурманова


Рассмотрено

на школьном МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель _______/Степанова В.Л./

Протокол № __ от _______года

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

_______________/Еремина О.Е./


____________ года

Утверждаю

Директор школы

_______________Г.А.Тарунова


Приказ от ___________ года № ____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»


Уровень: основное общее образование(5-9 классы)

Срок реализации: 4 года



Составители

Малова С.А., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории,

Степанова В.Л., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории


Принята на педагогическом совете

Протокол №___от _____ года

2019 год







1. Пояснительная записка

Нормативную правовую основу примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год, максимальный объем (85 часов) - на 5 лет обучения.


Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

 приобщение к литературному наследию своего народа;

 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.


Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.


Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с учебным планом МОУ СШ №10, основанном на учебном плане, представленном в Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Предмет «Родная (русская) литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература». Учебный план предусматривает обязательное изучение предмета « Родная (русская) литература» на этапе основного общего образования: в 6 классе — 17 ч, в 7 классе — 17 ч, в 8 классе — 17 ч, в 9 классе — 17 ч. Итого: 68 часов.


Для реализации программы используется учебник под ред. В.Я.Коровиной, а также книга для ученика 6 класса «Вокруг тебя – Мир…», книга для ученика 7 класса «Вокруг тебя – Мир…», Российская школьная хрестоматия 1-11 класс, сост В.Я.Коровина, В.И.Коровин.

Изучение предмета «Родная (русская) литература» обеспечивает:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в самовыражении через слово.


Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».


Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Русская литература XX вв.

Учащийся научится:

 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

 воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

 характеризовать нравственную позицию героев;

 формулировать художественную идею произведения;

 формулировать вопросы для размышления;

 участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

 давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

 создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

 сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

 вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

2.Содержание учебного предмета «Родная литература (русская литература)»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.

Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями мастеров слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Русский фольклор.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Сказка «Финист – Ясный Сокол».

Древнерусская литература.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Летописные жанры: «Хождение за три моря» А.Никитина, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Из «Моления Даниила Заточника», «Повесть о Евпатии Коловрате».

Русская литература XIX века.

Проблематика литературы XIX века.

Русская литература XX - XXI веков.

Современная русская литература. Национальные литературные премии.









3.Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов

К/р

1.

Русский фольклор

2


2.

Древнерусская литература


4


3.

Русская литература XIX века

7


4.

Русская литература XX - XXI веков

55

4

Итого

68




Тематическое планирование. Первый год обучения. 6 класс


/п

Тема

Содержание

Количество часов

План

Факт

Русский фольклор

1.

Своеобразие родной (русской) литературы

Родная (русская) литература как национально­ культурная ценность народа

1



2.

Герои волшебной сказки «Финист – Ясный Сокол»

Фантастические элементы, поэтика сказок (без названия термина), сказка как жанр, виды сказок, композиция сказок, сравнения, повторы, начало, конец, кульминация сказок, гипербола, эпитет, вариативность сказок.

1



Древнерусская литература

3.

Летописные жанры. «Хождение за три моря» А.Никитина

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

1



Русская литература XIX века

4.

Нравственные испытания героя произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1



5.

Сострадание и сопереживание в рассказе Д.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»

Судьба ребёнка.

1



Русская литература XX - XXI веков

6.+

Нравственный выбор героя рассказа А.Грина «Победитель».

Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это одна из «вечных тем» литературы.

1



7.+

Отношение к военнопленным в рассказе К.Воробьева «Немец в валенках»

Рассказ о непростых взаимодействиях пленных и удерживающей стороны. Причем как военнопленные, так и их охранники показаны не как однородная масса, а прежде всего как индивидуальности, люди разных характеров, разных поступков.

1



8.+

Героизм женщины во время Великой Отечественной войны в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая» (отрывки)

Как поступит человек: подчинится ли жажде мщения и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание? Свое предствление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести.

1



9.

Идея рассказа Р.Погодина «Сколько стоит долг»

Главная мысль рассказа в том, что все мы кому-то должны, и обязаны помнить об этом всю жизнь, стараясь частями вернуть долг пусть и другим уже людям, чтоб цепочка добра не оборвалась.

1



10.

Ребенок на войне. В.П.Катаев «Сын полка»

На отечественной войне нет старых и молодых, и если Родина в смертельной опасности, то весь народ как один человек поднимается на борьбу с врагом. Война - всегда горе.

1



11.хр6

Проблематика рассказа А.Лиханов «Каждый год в сентябре…»

Любовь, верность в рассказе.


1



12. +

Нравственный выбор человека в рассказе В.Солоухина «Мститель»

Герой произведения оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы в центре внимания в рассказе.

1



13.+

«Надо быть милосердным» (по повести В.Железникова «Чучело» (фрагменты)

Повесть о конфликте подростков. Тема переосмысления поступков.

1



14.хр6

Проблематика рассказа В.Железникова «Хорошим людям – доброе утро»

Позиция автора. Взаимоотношение детей и родителей.

1



15. +

Кто такой человек? (по рассказу Е.Носов «Тридцать зерен»)

Размышления писателя о том, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков.

1



16.

Взрослые и дети в произведении А.Алексина «Домашнее сочинение»

Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь

1



17.

Итоговая работа

Отзыв о прочитанном.

1




Итого


17






Тематическое планирование. Второй год обучения. 7 класс


№/п

Тема

Содержание

Количество часов

План

Факт

Древнерусская литература

1.хр7

Жанры Летописи. «Из «Моления Даниила Заточника»

Памятник гражданственности, духовности и нравственности.

1



Русская литература XIX века

2.

Человек и война в повести Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» («Севастополь в августе месяце»)

 Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1



3.

Проблематика рассказа К.М. Станюковича «Рождественская ночь»

Милосердие и вера в произведении писателя.

1



4. +

Главная идея рассказа В.Гаршина «Сигнал»

Главная мысль рассказа: злоба, даже если для нее есть основания, разъедает душу человека

1



Русская литература XX - XXI веков

5.

Связь между прошлым и настоящим в повести А.Н.Рыбакова «Неизвестный солдат»

Повесть «Неизвестный солдат» рассказывает об уже повзрослевшем Кроше, который, работая на строительстве новой дороги, обнаруживает могилу неизвестного солдата и задается целью установить его имя.

1



6.+

Человек и война (по произведению Б.Екимова «Ночь исцеления»)

Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

1



7.+

Мужество и любовь к Родине в рассказе В.Конецкого «Тамара» (фрагмент повести «Кто смотрит на облака»)

Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Несмотря на чудовищные условия существования, многие люди выжили благодаря своему мужеству, стойкости, любви к Родине и стремлению победить врага.

1



8.+

Нравственный выбор и милосердие человека (по рассказу М.М.Пришвина «Голубая стрекоза»)

Осуждение войны в рассказе.

1



9.+

Проблематика рассказа В.Быкова «Крутой берег реки»

 Что такое правда и ложь? Всегда ли следует говорить правду?

1



10.хр7

Нравственный выбор героев рассказа Е.Носова «Трудный хлеб»

Уроки нравственности в рассказе.

1



11.

Основная тематика и нравственная проблематика рассказа А.И.Приставкина «Золотая рыбка»

Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1



12.

Проблематика и герои рассказов А.Г.Алексина «Безумная Евдокия».

Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.

1



13.хр7

«Мы есть то, что мы помним и ждем». В.П.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»

Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1



14.

Проблемы отвергнутых обществом детей в повести Е.В.Мурашова «Класс коррекции»

Повесть Е. Мурашовой - острое, социально направленное произведение.

1



15.

Литература XXI века (обзор)

Знакомство с современными писателями.

1



16.

Дина Сабитова «Три твоих имени»

Жизнь приемных детей на страницах произведений автора.

1



17.

Итоговая работа

Отзыв о прочитанном

1




Итого


17




Тематическое планирование. Третий год обучения. 8 класс


№/п

Тема

Содержание

Количество часов

План

Факт

Древнерусская литература

1.

Жанры Летописи. «Повесть о разорении Батыем Рязани»

Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

1



Русская литература XIX века

2.

Тема равнодушия и непонимания в рассказе Чарской Л.А. «Тайна».

Ранимость души подростка.

1



Русская литература XX - XXI веков

3.

Дружба, смелость, стойкость на войне (по рассказу Л.Кассиля «Дорогие мои мальчики»)

Изображение жизни мальчишек во время

Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

1



4.

Героизм жителей блокадного Ленинграда (по произведению Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга»)

Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

1



5.

Жажда личного подвига во имя победы (по рассказу Л.Пантелеева «Главный инженер»)

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

1



6.

Сила духа человека. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Воспевание человека с сильным характером, восхищение силой духа героя, сумевшего, потеряв ноги, не сдаться, а достичь своей цели.

1



7.

Н.Ф.Кравцова «Из-за парты на войну»

Рассказ о незабываемых днях, рассказ о поколении, о комсомольцах военных лет.

1



8.

Гуманизм рассказа Ю.Казакова «Запах хлеба»

Психологизм рассказа.

1



9.

Человеческое достоинство в рассказе В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши»

Пробуждение интереса к творчеству писателя, определение понятий: дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие. Отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство.

1



10.

Л.Романова «Мы приговариваем тебя к смерти»

Одиночество подростков в современном мире.

1



11.

Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых (по повести Д.Доцук «Голос»)

Повесть о том, как побороть страхи.

1



12.

Милосердие в повести Н.Назаркина «Мандариновые острова» (фрагменты)

Повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.

1



13.

Тема семьи в повести Д.Сабитовой «Где нет зимы»

Тема детей-сирот и приемных детей.

1



14.

Проблемы современных подростков в повести Е.Мурашова «Гвардия тревоги»

Книга о современной российской школе, о педагогах и о «проблемных» подростках. 

1



15.

Проблемы современных подростков в рассказе Э.Веркина «Друг апрель»

Рассказ о тяжелой жизни подростка из неблагополучной семьи, взрослеющего на крошечном разъезде в российской глубинке.

1



16.

Проблематика повести А.Жавлевского и Е.Пастернака «Время всегда хорошее»

Проблематика повести: проблема роли дружбы в жизни человека, проблема нравственного выбора человека, проблема человеческого общения, проблема ответственного отношения к своим поступкам независимо от внешних обстоятельств, проблема отношения человека к времени, в котором он живёт.


1



17.

Итоговая работа

Отзыв о прочитанном

1




Итого


17





Тематическое планирование. Четвертый год обучения. 9 класс


№/п

Тема

Содержание

Количество часов

План

Факт

Древнерусская литература

1.

Жанры Летописи. «Повесть о Евпатии Коловрате»

 Подвиги Евпатия Коловрата, мужественного и сильного воина, любящего родную землю и ненавидящего ее врагов.

1



Русская литература XIX века

2.

Поэтика и проблематика произведений Л.Н.Толстого «Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.

«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

1



Русская литература XX - XXI веков

3.

Тема благодарности в произведении Ю.Бондарева «Простите нас!»

Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.

1



4.

Человек на войне. К.Д.Воробьев «Гуси-лебеди»

Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

1



5.

 Человеческая красота и сила характера героев повести А.Толстого «Русский характер»

Своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.

1



6.

«Мы были живые…» (по роману Б.Васильева «Завтра была война»)

Взросление подростков на войне.

1



7.

«Не потому ли я живу, что умерли они…» (по повести Г.Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние»)

Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии.

1



8.

«Звездою яркой вспыхнувшие жизни…» Э.Казакевич «Звезда»

Философский пафос, образная символика, стилевые особенности произведения.

1



9.

«Брестская крепость: на ветрах истории». С.Смирнов «Брестская крепость»

Оборона Брестской крепости, как и оборона Севастополя или Ленинграда, стала символом стойкости и бесстрашия советских воинов, и навечно вошла в летопись Великой Отечественной войны.

1



10.

Война и дети. А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести. Проблематика повести. Особенность изображения исторических событий в повести. Судьба братьев в тяжкие годы войны. Роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности.

1



11.

Еще раз о любви. Ю.Казаков «Двое в декабре»

Преодоление взаимной отчужденности, непонимания, одиночества.

1



12.

А.И.Солженицын «Крохотки»: особенности мастерства.

Многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

1



13.

Тема человеческой души в повести В.Распутина «Пожар»

Тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика произведения.

1



14.

Поиск истины (по рассказу В.Распутина «Женский разговор»)

Нравственные уроки в рассказе.

1



15.

Взрослые и дети. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками»

Повесть о взаимоотношениях педагогов и учеников, родителей и детей. 

1



16.

Нравственное взросление героя рассказа З.Прилепина «Белый квадрат»

Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

1



17.

Итоговая работа

Отзыв о прочитанном

1




Итого


17





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!