СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию творческих способностей студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию творческих способностей студентов»

СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»







П Р О Г Р А М М А


«Развитие творческих способностей обучающихся

на уроке литературы»

























Введение

В современном мире человеку необходимо творчески мыслить, быстро ориентироваться, творчески подходить к решению стандартных и нестандартных задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Процесс становления творческой личности начинается ещё в школе, задача техникума продолжить и правильно организовать этот процесс.

С внедрением ФГОС проблема одарённости становится всё более актуальной. Прежде всего это связано с тем, что современному обществу требуются неординарные творческие личности.

Над темой « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы» я работаю уже несколько лет. Тема актуальна постоянно, потому что литература связывает и речевое развитие обучающихся, их творческие способности и мысли деятельности. Научная новизна этой программы состоит в совершенствовании средств обучения и развития обучающихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения литературе, переосмыслению традиционных методов обучения с учётом индивидуально-творческих возможностей и мотивов обучающихся.

Цель программы:

- пробудить интерес обучающихся к творчеству

- создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих

способностей обучающихся

Актуальность

Задача преподавателя , состоит не только в том, чтобы дать как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого обучающегося. Развитие творческих способностей студентов и воспитание активной личности –первостепенная задача современного образования.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники техникума должны не только овладевать материалом учебных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития обучающихся. Поэтому проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из наиболее актуальных.

Задачи:

- изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними

- использовать и совершенствовать формы, методы и приёмы педагогической

работы по развитию у обучающихся творческих способностей

- провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся

Психологическое обоснование

Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов: Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество –далеко не новый предмет для изучения. Если обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, то «творчество –это творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство. Творческий дар немногим дан.»

В своей работе я придерживаюсь много аспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества пропагандируют одну основную идею: необходимо развивать творческие способности.

Что относят психологи к способностям?

Во первых, качества индивидуальности, так как индивидуальные качества отличают одного человека от другого.

Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Поэтому выделяют творческие способности двух типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).

Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь обучающимся актуализировать

способности, развить их. Поэтому в программу обучения включены разделы,

которые позволили бы обучающимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у обучающихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности.

По утверждению Л.С.Выготского, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно

-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность).

Каждый обучающийся на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И я это учитываю в своей работе. Повышение качества обучения является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. Ведутся активные поиски преподавания русского языка и литературы. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации обучающихся в процессе обучения.

Творчество –это индивидуальность, форма самореализации, возможность

выразить своё особое отношение к миру. Но не все обучающиеся могут

самостоятельно открыть дорогу к творчеству, и здесь нужна помощь

преподавателя, чтобы помочь обрести возможность показать свои творческие

возможности.

Методико-педагогическое обоснование темы:

Проблеме развития творческого потенциала обучающихся в педагогике уделялось немало внимание в трудах А.С. Макаренка, К.Д.Ушинского,

В.А. Сухомлинского, Е.Н. Ильина, М.М. Разумовской, В.Я.Коровиной, Л.В. Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Психологи выделяют 3 вида способностей:

- способности синтетические –это способность произвести что-то помимо

уже существующего, уже имеющегося

- аналитические–это умение анализировать и оценивать

- способности соотносить с умением превращать теорию в практику

Творческие способности выделяют двух видов:

- актуальные ( когда обучающийся может что-то придумать, нарисовать,

сочинить или принять оригинальное решение проблемы)

- потенциальные( те, которые заложены природой в человеке и которые до

определённого времени не раскрыты).По проблеме творческого развития обучающихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию

- видение новых (скрытых) функций известных объектов

- видение всех взаимосвязей структуры объекта

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от

известных. Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству учащихся – это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

Уроки литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.

На уроках литературы необходимо развивать творческую активность обучающихся в рамках этих предметов (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности обучающегося и неослабевающее стремление к творчеству.

В работе использую технологии деятельностные и проблемно –

поисковые, компетентностно-ориентированные, информационно коммуникативные, здоровьесберегающие.

Результаты своей деятельности я вижу в творческой активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях, в росте интереса к дисциплине литература и стабильности результатов обучения.

Работа по развитию творческих способностей обучающихся это-планирование работы по развитию творческих способностей с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей студентов.

При разработке методики формирования творческих способностей

учитывается:

- общий уровень развития обучающихся;

- возрастные особенности формирования креативной сферы;

- личностные особенности обучающихся

- специфические черты и особенности учебного предмета

- увлечения обучающихся ( фотография, музыка, рисование, собственные

сочинения);

Условия формирования творческих способностей:

-положительные мотивы учения

- интерес обучающихся к предмету

- творческая активность

- положительный микроклимат в коллективе

- сильные эмоции

- предоставление свободы выбора действий, вариативность работы

Принципы деятельности:

- креативность обучения (реализация творческих возможностей преподавателя и обучающихся);

- актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся;

- системность обучения;

- творческое взаимодействие обучающихся и преподавателя в процессе

обучения.

Задачи преподавателя:

а) пополнение запаса знаний обучающихся по литературе;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности обучающихся

д) воспитание творческой личности.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом

творческой активности обучающихся.

Система работы творческих заданий на уроках литературы (иллюстрированиесоздание презентаций по биографии поэта или писателя, по истории создания произведения, анализ художественного произведения, презентация–реферат, создание виртуальных экскурсий по музеям писателей,Третьяковской галерее; графическое:создание кроссвордов по литературе , составлениебиблиографических таблипо творчеству писателей и поэтов: словесное –подготовка вопросов для проведения дискуссии, подготовка ответов на вопросы ( вопросы даются заранее); литературное творчество творческое чтение, конспект критической статьи, подготовка рефератов, анализ текста художественного произведения, стихотворения;

драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, применение ИКТ

Формы работы:

- создание презентаций на заданную тему, работа с презентациями на уроке, поиск и отбор материала в Интернете, создание текстовых файлов, просмотр фильмов и роликов, работа с интерактивными слайдами.

- проведение практических занятий с включением элементов развития речи (сочинение-миниатюра,изложение подробное, сжатое, с творческим заданием, творческие диктанты

- вовлечение студентов во внеурочную деятельность (предметный кружок

«Поэзию впустим в сердца», предметная неделя)

- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разного уровня

(региональная олимпиада, всероссийский литературный конкурс, всероссийская олимпиада по литературе, Региональные творческие конкурсы и фестивали для обучающихся в системе СПО );

- организация проектно-исследовательской деятельности

подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности

Заключение

Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы работы; включения в систему работы внеклассную работу по предмету.

Сущность работы: развитие творческих способностей студентов и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся

результативность: увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности; развитие метапредметных результатов обучающихся; повышение эффективности образовательного процесса; расширение образовательного пространства обучающихся; увеличение числа участников и победителей в олимпиадах и конкурсах

разного уровня.

Заметно повысился интерес к знаниям у большинства обучающихся, что

способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний,

формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей обучающихся повышает качество творческих работ по литературе, а также по другим предметам.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!