Введение
Проблема школьной травли является актуальной в любом образовательном учреждении. Инциденты школьного насилия влияют на общую атмосферу в классе, самочувствие обучающихся и на успеваемость учеников. Вследствие этого процесс профилактики школьного насилия относят к ключевым в организации учебно-воспитательной деятельности. Социальные явления «буллинга» и «скулшутинга» существуют во всех странах мира.
Однако, часто эта проблема замалчивается и не решается на уровне школ. «Буллинг» определяется как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и психического со стороны одного лица к другому. В том случае, если речь идёт о коллективной травле явление именуется моббингом. Понятие «буллинг» не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого явления. «Буллинг» – это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба «слабому». Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др. Участниками буллинга являются булли, жертва, наблюдатели.
Программа по профилактике агрессивных форм поведения "Справимся с агрессией вместе", реализуется в нашей школе с 2021 учебного года и расчитана на все категории учащихся с 1-11 классы. Целью данной программы является: первичная профилактика «буллинга», «скулшутинга» на уровне школы (может быть реализована всемиучастниками образовательного процесса: администрацией, психолого- педагогической службой школы, учителями, обучающимися, родителями, социальными партнёрами).
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Выявление детей «группы риска».
2. Организация комплексной работы по профилактике агрессивного поведения среди несовершеннолетних (взаимодействие с воспитанниками, родителями / законными представителями и педагогами образовательных организаций).
3. Развитие и совершенствование у несовершеннолетних навыков саморегуляции, самоконтроля.
4. Расширение диапазона тактик поведения и способов взаимодействия с окружающим миром.
5. Снятие мышечных зажимов – освоение методов релаксации. Поиски активизация позитивных ресурсов.
6. Обучение конструктивным действиям в конфликтных ситуациях.
7. Помощь в определении и постановке жизненных целей.
8. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов образовательных организаций и родителей (законных представителей) по вопросам взаимодействия с детьми с агрессивным поведением (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения).
9 Гармонизация психологического климата среди участников образовательного процесса, развитие эмпатии.
Ожидаемые результаты:
формирование у педагогов образовательных организаций иродителей (законных представителей) элементарной системы знаний о взаимодействии с детьми «группы риска» агрессивного поведения и буллинга»;
формирование благоприятного психологического климата в коллективе образовательной организации;
профилактика агрессивного поведения, скулшутинга и буллинга в школьной среде;
снижение эмоционального напряжения среди несовершеннолетних, повышение уверенности в себе, расширение диапазона тактик поведения и способов взаимодействия с окружающим миром;
снижение количества обучающихся и воспитанников, непосещающих школу по неуважительным причинам;
повышение эффективной деятельности образовательного учреждения по профилактике «буллинга», «скулшутинга»;
снижение количества детей с пробелами в знаниях;
повышение правовой грамотности обучающихся;
снижение порога тревожности и агрессивности обучающихся;
максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью;
снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения;
формирование законопослушного поведения.