СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету " Технология" для 1 класса 7.2 вида, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предмету " Технология" для 1 класса 7.2 вида, УМК  "Школа России". Составлена с учетом особенностей обучающихся 7.2 вида и ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету " Технология" для 1 класса 7.2 вида, УМК "Школа России"»

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПрАООП) заключается в:

  • создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;

  • приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР.

Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.


В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;

  • усвоение правил техники безопасности; овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия;

  • овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни;

  • формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.


В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер;

  • знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами;

  • обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола);

  • формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет «Технология» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким образом, в 1 классе календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.

Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися.

Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.). В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.


Личностные результаты на конец обучения:

  • формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;

  • формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;

  • овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;

  • формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;

  • способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД позволяют:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;

  • понимать смысл инструкции учителя;

  • определять план выполнения заданий под руководством учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.


Познавательные УУД позволяют:

  • ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;

  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;

  • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять различие;

  • с помощью учителя различать новое от уже известного;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

  • анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.


Коммуникативные УУД позволяют:

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

  • соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;

  • принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;

  • контролировать свои действия при совместной работе;

  • договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

  • осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).


Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

  • осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.

Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:

  • использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;

  • получать и уточнять информацию от партнера, учителя;

  • осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.


Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

  • в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;

  • в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

  • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.


Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

  • формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.);

  • выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

  • формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

  • формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;

  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание предмета «Технология» представлено видами работ с различными материалами: пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, тканью. В соответствии с ПрАООП учебный предмет «Технология» может быть представлен ниже перечисленными разделами.


Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Анализ задания, организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель, подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные групповые и индивидуальные проекты.

Технология ручной обработки материалов Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки материалов, знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ, устройство и назначение изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону), обработка материала (резание ножницами, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на них.

Конструирование и моделирование. Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.

1)Природная мастерская (8 ч) Рукотворный и природный мир города, села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья, семена и фантазия. Фантазии из веточек, шишек, желудей и каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Проверь себя. Пластилиновая мастерская (4 ч) Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. Проверь себя.

2)Бумажная мастерская (16 ч) Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год. Бумага и картон. Какие у неё есть секреты? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? Проверь себя.

3)Текстильная мастерская (5) Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Прямая строчка и перевивы. Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Раздел

Тема урока

Содержание урока



1 четверть


1

Природная мастерская (8 часов)

Рукотворный и природный мир города и села.




На земле, на воде и в воздухе





Природа и творчество.




Природные материалы.




Листья и фантазии.





Семена и фантазии.





Композиция из листьев.



Что такое композиция?





Орнамент из листьев. Что такое орнамент?








Природные материалы. Как их соединить?

Рукотворный и природный мир города.

Рукотворный и природный мир села.

На земле, на воде и в воздухе. Название транспортных средств в окружающем пространстве. Функциональное назначение транспорта.

Природа и творчество. Природные материалы. Виды природных материалов. Сбор, виды засушивания. Составление букв и цифр из природных материалов.

Листья и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета листьев разных растений. Составление композиций.

Семена и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета семян разных растений. Составление композиций.

Композиция из листьев. Что такое композиция? Знакомство с понятием «композиция». Подбор листьев определённой формы для тематической композиции.

Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Знакомство с понятием «орнамент». Составление разных орнаментов из одних деталей – листьев (в круге, квадрате, полосе).

Природные материалы. Как их соединять? Обобщение понятия «природные материалы». Составление объёмных композиций.


2

Пластилиновая мастерская (4 часа)

Материалы для лепки. Что может пластилин?









В мастерской кондитера. Как работает мастер?









В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?





Наши проекты. Аквариум.


Материалы для лепки. Что может пластилин? Знакомство с пластичными материалами – глина, пластилин, тесто. Введение понятия «инструмент». Знакомство с профессиями людей. Исследование свойств пластилина.

В мастерской кондитера. Как работает мастер? Введение понятия «технология». Знакомство с профессией и материалами кондитера. Изготовление пирожных, печенья из пластилина.

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Обучать умению определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовления. Изготовление морских обитателей из пластилина.


Наши проекты. Аквариум. Работа в группах.


3

Бумажная мастерская (16 часов)

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.







Наши проекты. Скоро Новый год!




Бумага. Какие у неё есть секреты?








Бумага и картон. Какие секреты у картона?





Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?



Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?




Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?




Наша армия родная.









Ножницы. Что ты о них знаешь?




Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет.









Шаблон. Для чего он нужен?







Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?


Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

Образы весны. Какие краски у весны?

Настроение весны. Что такое колорит?

Праздники и традиции весны. Какие они?

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Оборудование рабочего места. Знакомство с ножницами, правилами техники безопасности. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок.

Наши проекты. Скоро Новый год! Работа с опорой на рисунки. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок.

Бумага. Какие у неё есть секреты? Введение понятия «бумага - материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием. Профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах.

Бумага и картон. Какие секреты у картона? Введение понятия «картон - материал». Знакомство с разновидностями картона. Исследование свойств картона.

Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Введение понятия «оригами». Точечное наклеивание бумаги.

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Введение понятия «аппликация». Изготовление изделий из оригами.

Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? Закрепление приёмов сгибания и складывания. Изготовление изделий в технике оригами. Наша армия родная. Представление о 23 февраля - День защитника Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство, о родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника». Изготовление изделий в технике оригами.

Ножницы. Что ты о них знаешь? Введение понятий «конструкция», «мозаика». Выполнение резаной мозаики.

Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? О роли матери в жизни человека. Изготовление изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по прямым, кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и накручивание бумажных полос.

Шаблон. Для чего он нужен? Введение понятие «шаблон». Разнообразие форм шаблонов. Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов.

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?



Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам.


4

Текстильная мастерская (5 часов)

Мир тканей. Для чего нужны ткани?




Игла-труженица. Что умеет игла?







Вышивка. Для чего она нужна?


Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?


Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Введение понятия «ткани и нитки - материалы». Завязывание узелка.

Игла – труженица. Что умеет игла? Введение понятий «игла – швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка.

Вышивка. Для чего она нужна? Обобщение представление об истории вышивки.

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Изготовление изделий с вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Технология».

Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достичь следующих результатов:

  • умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов;

  • составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством неподвижного соединения деталей клеем, пластилином;

  • умение различать и использовать названия и назначение инструментов и приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей, стека);

  • умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону;

  • умение правильно держать инструмент в процессе работы;

  • следить за сохранением правильной рабочей позы;

  • умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином).

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!