«Рассмотрено» на заседании МО учителей - предметников Руководитель МО Мамбетова А.О. _____________________ Протокол № ____ от «___» _________20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы Куликова И.И. ____________________ «___»_________20__ г. | «Утверждено» Директор школы Дюдина О.Л. ___________________ «___» ________20__ г. Приказ №______ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приветненскаяшкола» города Алушты
Рабочая программа
По предмету - ОБЖ
Класс - 9
Программа составлена учителем ОБЖ
Дюдиной О.Л.
Алушта-2019
Пояснительная записка:
Сведения о нормативной базе рабочей программы:
Рабочая программа по ОБЖ 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Программа базового курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе авторской программы предметной линии учебников под редакций А.Т.Смирнова. /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014./
Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».
Обоснование выбора учебной программы:
В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ безопасности жизнедеятельности в рамках предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов основ безопасности жизнедеятельности с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Цели изучения предмета:
Изучение предмета ОБЖ в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; о безопасности на дорогах.
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Учебно-методические средства обучения.
Учебный комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2014
Методический комплект
Содержание тем учебного курса:
Распределение часов по темам в курсе «ОБЖ» в 9 классе на базовом уровне.
№ | Тема | 9 класс (количество часов) |
1 | Основы комплексной безопасности | 7 |
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 |
3 | Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 6 |
4 | Дорожная безопасность | 4 |
5 | Основы здорового образа жизни | 5 |
6 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 5 |
| ВСЕГО: | 34 |
Учебно-тематический план:
№ | Содержание (тематика урока) | Количество часов | Практические занятия | Контроль знаний |
I четверть |
Тема №1 Основы комплексной безопасности(7 ч) |
1 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 час | | Устный опрос |
2 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 час | | Устный опрос |
3 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 1 час | | Устный опрос |
4 | Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 1 час | | Тест по теме: « ЧС» |
5 | Ч.С. природного характера, и их последствия. | 1 час | | Устный опрос |
6 | Ч.С.техногенного характера и их причины | 1 час | | Тест по теме: «ЧС техногенного характера» |
7 | Угроза военной безопасности России | 1 час | | Устный опрос |
Тема №2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(7ч) |
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 час | | Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС» |
II четверть |
9 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 час | | Устный опрос |
10 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 час | | Тест : «МЧС России – федеральный орган управления национальной безопасности» |
11 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 час | | Устный опрос |
12 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 час | | Устный опрос |
13 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций экономики и их возможные последствия | 1 час | | Тест: «Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС» |
14 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 час | | Устный опрос |
Тема 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч) |
15 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 1 час | | Устный опрос |
16 | Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 час | | Тест: «Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации» |
17 | Общегосударственное противодействие терроризму и экстремизму. Основные нормативно-правовые акты. экстремизму. | 1 час | | Устный опрос |
III четверть |
18 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | 1 час | | Устный опрос |
19 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 час | | Устный опрос |
20 | Профилактика наркозависимости. | 1 час | | Тест:«Профилактика наркозависимости» |
Тема №4 Дорожная безопасность (4 ч) |
21 | Правовое воспитание участников дорожного движения | 1 час | | Устный опрос |
22 | Сложные ситуации на дорогах и перекрёстках | 1 час | | Устный опрос |
23 | Причины и следствия ДТП | 1 час | | Тест: «ПДД» |
24 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Определение состояния пострадавшего, последовательность действий | 1 час | | Устный опрос |
Тема №5 Основы здорового образа жизни (5 ч) |
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 час | | Устный опрос |
26 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 час | | Контрольная работа по теме: «ЗОЖ» |
IV четверть. |
27 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 час | | Устный опрос |
28 | Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | 1 час | | Тест: «Инфекции» |
29 | Брак и семья. Основы семейного права в РФ | 1 час | | Устный опрос |
Тема № 6.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5ч.) |
30 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Способы и правила остановки кровотечения. | 1 час | Практическая работа | |
31 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при ушибах и переломах | 1 час | | Тест: «Основы медицинских знаний» |
32 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при черепно-мозговой травме | 1 час | Практическая работа | |
33 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при травме позвоночника | 1 час | | Тест: «Первая доврачебная помощь» |
34 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращении | 1 час | Практическая работа | |
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать
нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и
защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение
и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на
основе информации, полученной из различных источников;
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
Календарно-тематическое планирование.
№ урока/№ урока в разделе | Тема урока | Элементы содержания/новые понятия и термины | Вид контроля | Оборудование к уроку | Домашнее задание | План | Факт |
1/1 | Национальные интересы России в современном мире | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.1 Конспект урока | | |
2/2 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | Национальные интересы России в современном мире их содержание. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.2 Конспект урока | | |
3/3 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.4 Конспект урока | | |
4/4 | Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека | Тест по теме: «ЧС» | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.1 Конспект урока | | |
5/5 | Ч.С. природного характера, и их последствия. | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.2, Конспект урока | | |
6/6 | Ч.С.техногенного характера и их причины | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия | Тест по теме: «Ч.С.техногенного характера» | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.3 Конспект урока | | |
7/7 | Угроза военной безопасности России | Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.4, Конспект урока | | |
8/1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера | Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС» | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 3.1 Конспект урока | | |
9/2 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 3.2 Конспект урока | | |
10/3 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. | Тест: «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 3.3 Конспект урока | | |
11/4 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | Мониторинг и прогнозирование ЧС. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 4.1 Конспект урока | | |
12/5 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 4.2 Конспект урока | | |
13/6 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | Оповещение населения о ЧС. Централизованная система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения. | Тест: «Оповещение и эвакуация населения в ЧС» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм Презентация | Учебник § 4.3 Конспект урока | | |
14/7 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 4.4 Конспект урока | | |
15/1 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 5.1 Конспект урока | | |
16/2 | Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления | Тест: «Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 5.2 Конспект урока | | |
17/3 | Общегосударственное противодействие терроризму и экстремизму. Основные нормативно-правовые акты. экстремизму. | Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 6.1 Конспект урока | | |
18/4 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | | Устный опрос | | | | |
19/5 | Правила поведения при угрозе террористического акта | Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 8.1 Конспект урока | | |
20/6 | Профилактика наркозависимости. | Виды профилактики | Тест: «Профилактика наркозависимости» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 8.2 Конспект урока | | |
21/1 | Правовое воспитание участников дорожного движения | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Конспект урока | | |
22/2 | Сложные ситуации на дорогах и перекрёстках | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Конспект урока | | |
23/3 | Причины и следствия ДТП | Тест: «ПДД» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Конспект урока | | |
24/4 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Определение состояния пострадавшего, последовательность действий | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Конспект урока | | |
25/1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 9.1 Конспект урока | | |
26/2 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Основы планирования семьи. Любовь и сексуальность. Состояние влюблённости: чувства и эмоции. Ревность. Мотивы вступления в сексуальные отношения | Контрольная работа по теме: «ЗОЖ» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 9.3 Конспект урока | | |
27/3 | Ранние половые связи и их последствия. | Последствия ранних половых связей | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 10.1 Конспект урока | | |
28/4 | Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | Инфекции, передаваемые половым путем. ВИЧ- инфекции и СПИД | Тест: «Инфекции» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 10.2, § 10.3 Конспект урока | | |
29/5 | Брак и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. | Роль семьи в формировании ЗОЖ Основные положении семейного кодекса | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 11.1 – 11.3Конспект урока | | |
30/1 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Способы и правила остановки кровотечения. | Доврачебная помощь в ДТП: | Пр. р. | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 12.1 Конспект урока | | |
31/2 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при ушибах и переломах | Доврачебная помощь в ДТП: определение состояния пострадавшего; оказание первой помощи при ушибах и переломах | Тест : «Основы медицинских знаний» | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 12.2 Конспект урока | | |
32/3 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при черепно-мозговой травме | Доврачебная помощь в ДТП: определение состояния пострадавшего; оказание первой помощи при черепно-мозговых травмах | Пр. р. | ЦОР ОБЖ 9 класс | Схема | | |
33/4 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при травме позвоночника | Доврачебная помощь в ДТП: определение состояния пострадавшего; оказание первой помощи при травме позвоночника. | Тест: «Первая доврачебная помощь» | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник Конспект урока | | |
34/5 | Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращении | Доврачебная помощь в ДТП: определение состояния пострадавшего; оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращения; | Пр. р. | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник Конспект урока | | |