Пояснительная записка
Рабочая программа по МХК составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
4.Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;
6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067;
7.Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № 254 от 27. 05. 2013 г.;
8.Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013 – 2014 учебном году;
9. Приказ МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».
10. Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»
11. Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18 08 2015 год.
Цель курса: систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения, дать целостное представление о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе.
Задачи:
По освоению знаний
освоение основных этапов развития мировой художественной культуры;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
По овладению умениями
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия;
По использованию полученных знаний и умений
осознание роли и места Человека в художественной культуре на
протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков
эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
Воспитательные цели и задачи курса:
– помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
– способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
– создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развивающие цели и задачи курса:
– формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного качества.
– развитие умения выполнять коммуникативные задачи творческого уровня:
самостоятельно осваивать информацию, преподносить самостоятельно
подготовленную информацию, предлагая творческую форму её представления (презентация, видео-, аудио-сопровождение, элементы театра);
ориентироваться в личности партнёра, чувствуя собеседника, уважая
его точку зрения;
3) компетентно общаться в рамках критического диалога с учителем,
одноклассниками, проявляя лидерские качества, формулируя собственные
выводы, демонстрируя творческий подход и культуру общения.
На этом уровне подготовка презентации предполагает не только грамотную работу по поиску и оформлению информации, но и новое качество её представления (защиты):
– выразительность, убедительность, структурированность речи (последовательность в изложении мыслей);
– свободное владение терминологией учебного материала;
– использование различных техник привлечения внимания аудитории, например, пояснение трудных мест примерами, обращение к опыту аудитории, смена громкости голоса и интонации;
– аргументированность ответов на поставленные аудиторией вопросы, позволяющие оценить компетентность выступающего в данной области знания.
Сведения о программе
Рабочая программа по МХК для 11 класса составлена на основе программы Л.Г.Емохоновой «Мировая Художественная Культура. 11кл.», которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебно-методический комплекс представлен: программой, учебниками с СD.
Содержание учебного материала направлено на систематизацию знаний о культуре и искусстве, полученных на предыдущих ступенях обучения, на формирование целостного представления о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе. Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Значительное место отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации учащихся в современном культурном пространстве.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «МХК» на этапе общего образования в 11 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Контроль осуществляется в следующих видах:
текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
В качестве форм контроля используются творческие задания, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа, тест.
Формы уроков:
дискуссия, диспут, семинар, вводный урок, урок-погружение, урок-исследование, контрольный урок, обобщающий урок, демонстрационный урок, видео-урок).
Виды деятельности:
– письменные (сочинение, эстетический анализ произведения, теоретический анализ произведения, тест, контрольная работа, самостоятельная работа, конспектирование, работа с журналами искусствоведческой и художественной направленности, словарями, справочниками, энциклопедиями и пр.);
– устные (эвристическая беседа, диалог, выступление с подготовленным сообщением, защита презентации).
Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологии обучения:
Информационно – каммуникативные;
Здоровье – сберегающие;
Личностно – ориентированные.
Требования к уровню подготовки учащихся
нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:
знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности
К концу курса средней школы у учащихся должна быть сформирована коммуникативная компетентность.
самостоятельно осваивать информацию, преподносить самостоятельно
подготовленную информацию, предлагая творческую форму её представления (презентация, видео, аудио сопровождение, элементы театра);
ориентироваться в личности партнёра, чувствуя собеседника, уважая
его точку зрения;
3) компетентно общаться в рамках критического диалога с учителем,
одноклассниками, проявляя лидерские качества, формулируя
собственные выводы, демонстрируя творческий подход и культуру общения.
На этом уровне подготовка презентации предполагает не только грамотную работу по поиску и оформлению информации, но и новое качество её представления (защиты):
– выразительность, убедительность, структурированность речи (последовательность в изложении мыслей);
– свободное владение терминологией учебного материала;
– использование различных техник привлечения внимания аудитории, например, пояснение трудных мест примерами, обращение к опыту аудитории, смена громкости голоса и интонации;
– аргументированность ответов на поставленные аудиторией вопросы, позволяющие оценить компетентность выступающего в данной области знания.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса (УМК), обеспечивающего реализацию программы
Примерная программа «Мировая художественная культура. 10-11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2007.
Базовый учебник «Мировая художественная культура. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2009.
Ресурсы интернет
www.kopilochka.net.ru (Христианский сайт)
viki.rdf.ru (Детские презентации –по разным разделам)
http://zanimatika.narod.ru/index.htm (Викторины, конкурсы...)
http://school.yandex.ru/
http://www.artprojekt.ru/Menu.html (Энциклопедия искусства)
http://www.artsait.ru/index.htm (Энциклопедия русской живописи)
http://rkpm.ru/content/blogcategory/44/146/ (Музыка детям)
http://art.1september.ru/urok/ (Я иду на урок МХК)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение в Италии
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
Барокко
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Рококо
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Реализм
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
Модернизм
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (35 часов) |
1 | Художественная культура эпохи Возрождения | 9 |
2 | Художественная культура XVII века | 5 |
3 | Художественная культура XVIII —первой половины XIX века | 8 |
4 | Художественная культура второй половины XIX —начала XX века | 7 |
5 | Художественная культура XX века | 6 |
ИТОГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА». 11 класс (35 часов). 2012-2013 учебный год
По программе Емохоновой Л.Г. составлено Дымович С.В.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Используемый материал учебника | Вопросы, задания, проектная деятельность | Задания в рабочей тетради | Планируемые результаты. | Дата проведения |
Страницы учебника | страницы | план | факт |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ) | - Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятель- ного художест-венного творчества.
| |
Возрождение в Италии (5 часов) |
1 | Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. | 1 | Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. | 16-21 | 21
| 3 | 1 неделя | |
2 | Образ площади и улицы в живописи. Ренессансный реализм в скульптуре. | 1 | Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. | 22-26 | 26 | 4 | 2 неделя | |
3 | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. | 1 | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». | 26-31 | 31 | 4-6 | 3 неделя | |
4 | Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. | 1 | Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. | 31-36 | 36 | 7 | 4 неделя | |
5 | Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. | 1 | Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца». | 37-41 | 41 | 8-9 | 5 неделя | |
Северное Возрождение (4часа) | Дата провед. |
6 | Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. | 1 | Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». | 42-47 | 47 | 10 | 6 неделя | |
7 | Мистический характер Возрождения в Германии. | 1 | Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». | 48-52 | 52 | 10 | 7 неделя | |
8 | Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. | 1 | Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. | 52-57 | 57 | 11 | 8 неделя | |
9 | Ренессанс в Англии. Драматургия. | 1 | Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой». | 58-64 | 64-65 | 12-13 | 9 неделя | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ) |
Дата проведения |
Барокко (4 часа) |
10 | Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера. | 1 | Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. | 68-73 | 75 | 14 | 10 неделя | |
11 | Специфика русского барокко. | 1 | Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. | 75-81 | 81 | 16 | 11 неделя | |
12 | Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. | 1 | Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенден-ций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антвер-пене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». | 73-75 81-83 | 85, 89 | 15, 17 | 12 неделя | |
13 | Музыка барокко. | 1 | Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею». | 86-88 | | | 13 неделя | |
Классицизм – 1 ч. | |
14 | Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. | 1 | «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика». | 90-97 | 97 | 20-24 | 14 неделя | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ) | - Знать основные - Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятель- ного художест-венного творчества. |
Дата проведения |
Рококо (1 час) | план | факт |
15 | Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо. | 1 | «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена. | 100-105 | 105 | 25 | 15 неделя | |
Неоклассицизм, ампир (5 часов) | |
16 | Музыка Просвещения. | 11 | Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». | 106-109 | 109 | | 16 неделя | |
17 | Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. | 1 | Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев.«Выход России к морю» | 110-115 | 115 | | 17 неделя | |
18 | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. | 1 | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайлов-ский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. | 116-121 | 121 | 26-28 | 18 неделя | |
19 | Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической живописи. | 1 | Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». | 121-126 | 126 | 29 | 19 неделя | |
20 | Зарождение классической музыкальной школы в России. | 1 | Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье». | 126-131 | 131 | | 20 неделя | |
Романтизм (2 часа) | |
21 | Романтический идеал и его воплощение в музыке. | 1 | Романтический идеал и его воплоще-ние в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». | 132-137 141-142 | 138 | 30 | 21 неделя | |
22 | Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя. | 1 | Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова». | 138-141, 143 | 142-143 | 31 | 22 неделя | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ) | Дата проведения |
Реализм (3 часа) |
23 | Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники | 1 | Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». | 146-151 | 151 | 18, 32 | 23 неделя | |
24 | Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. | 1 | Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». | 152-154 | 155 | | 24 неделя | |
25 | Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке. | 1 | Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама». | 155-159 | 159 | | 25 неделя | |
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа) | |
26 | Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке. | 1 | Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». | 160-166 | 166 | | 26 неделя | |
27 | Символизм в живописи. Постимпрессионизм | 1 | Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». | 167-173 | 173 | 33-34 | 27 неделя | |
Модерн (2 часа) | |
28 | Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре. | 1 | Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». | 174-181 | 181 | 34 | 28 неделя | |
29 | Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи. Специифика русского модерна в музыке. | 1 | Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». | 182-185 | 185 | 35-36 | 29 неделя | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ) | Дата проведения |
Модернизм (5 часов) |
30 | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живописной повер-хности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразительности в абстракционизме. Иррацио-нализм подсознательного в сюрреализме. Функционализм. | 1 | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстрак ционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». | 188-194 | 194 | 37 | 30 неделя | |
31 | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм. | 1 | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. | 194-198 | 198 | 38 | 31 неделя | |
32 | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. | 1 | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». | 199-203 | 203 | | 32 неделя | |
33 | Кинематограф. | 1 | Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра». | 204-207 | 207 | | 33 неделя | |
Постмодернизм (1 час) | | |
34 | Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». | 1 | Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием. | 208-212 | 212 | | 34 неделя | |
35 | Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. | 1 | Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». | 213-224 | 224 | 39-41, 42-43 | 35 неделя | |