СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по МХК 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа расчитана на 35 час. Она составлена на основе Емохоновой.

Просмотр содержимого документа
«Программа по МХК 11 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по МХК составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);


2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;


3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;


4.Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);


5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;


6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067;


7.Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № 254 от 27. 05. 2013 г.;


8.Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013 – 2014 учебном году;


9. Приказ МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».


10. Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»

11. Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18 08 2015 год.




Цель курса: систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения, дать целостное представление о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе.

Задачи:

По освоению знаний

  1. освоение основных этапов развития мировой художественной культуры;

  2. формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  3. постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

По овладению умениями

  1. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

  2. интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия;

По использованию полученных знаний и умений

  1. осознание роли и места Человека в художественной культуре на

протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков

эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

Воспитательные цели и задачи курса:

– помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

– способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

– создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развивающие цели и задачи курса:

– формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного качества.

– развитие умения выполнять коммуникативные задачи творческого уровня:

  1. самостоятельно осваивать информацию, преподносить самостоятельно

подготовленную информацию, предлагая творческую форму её представления (презентация, видео-, аудио-сопровождение, элементы театра);

  1. ориентироваться в личности партнёра, чувствуя собеседника, уважая

его точку зрения;

3) компетентно общаться в рамках критического диалога с учителем,

одноклассниками, проявляя лидерские качества, формулируя собственные

выводы, демонстрируя творческий подход и культуру общения.



На этом уровне подготовка презентации предполагает не только грамотную работу по поиску и оформлению информации, но и новое качество её представления (защиты):

– выразительность, убедительность, структурированность речи (последовательность в изложении мыслей);

– свободное владение терминологией учебного материала;

– использование различных техник привлечения внимания аудитории, например, пояснение трудных мест примерами, обращение к опыту аудитории, смена громкости голоса и интонации;

– аргументированность ответов на поставленные аудиторией вопросы, позволяющие оценить компетентность выступающего в данной области знания.

Сведения о программе

Рабочая программа по МХК для 11 класса составлена на основе программы Л.Г.Емохоновой «Мировая Художественная Культура. 11кл.», которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебно-методический комплекс представлен: программой, учебниками с СD.

Содержание учебного материала направлено на систематизацию знаний о культуре и искусстве, полученных на предыдущих ступенях обучения, на формирование целостного представления о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе. Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Значительное место отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации учащихся в современном культурном пространстве.


Место предмета в базисном учебном плане.


Для обязательного изучения учебного предмета «МХК» на этапе общего образо­вания в 11 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).



Контроль осуществляется в следующих видах:

текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

В качестве форм контроля используются творческие задания, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа, тест.



Формы уроков:

дискуссия, диспут, семинар, вводный урок, урок-погружение, урок-исследование, контрольный урок, обобщающий урок, демонстрационный урок, видео-урок).

Виды деятельности:

– письменные (сочинение, эстетический анализ произведения, теоретический анализ произведения, тест, контрольная работа, самостоятельная работа, конспектирование, работа с журналами искусствоведческой и художественной направленности, словарями, справочниками, энциклопедиями и пр.);

– устные (эвристическая беседа, диалог, выступление с подготовленным сообщением, защита презентации).

Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.



Технологии обучения:

    1. Информационно – каммуникативные;

    2. Здоровье – сберегающие;

    3. Личностно – ориентированные.

Требования к уровню подготовки учащихся

нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;



уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);



использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.

Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности

К концу курса средней школы у учащихся должна быть сформирована коммуникативная компетентность.

  1. самостоятельно осваивать информацию, преподносить самостоятельно

подготовленную информацию, предлагая творческую форму её представления (презентация, видео, аудио сопровождение, элементы театра);

  1. ориентироваться в личности партнёра, чувствуя собеседника, уважая

его точку зрения;

3) компетентно общаться в рамках критического диалога с учителем,

одноклассниками, проявляя лидерские качества, формулируя

собственные выводы, демонстрируя творческий подход и культуру общения.

На этом уровне подготовка презентации предполагает не только грамотную работу по поиску и оформлению информации, но и новое качество её представления (защиты):

– выразительность, убедительность, структурированность речи (последовательность в изложении мыслей);

– свободное владение терминологией учебного материала;

– использование различных техник привлечения внимания аудитории, например, пояснение трудных мест примерами, обращение к опыту аудитории, смена громкости голоса и интонации;

– аргументированность ответов на поставленные аудиторией вопросы, позволяющие оценить компетентность выступающего в данной области знания.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса (УМК), обеспечивающего реализацию программы


Примерная программа «Мировая художественная культура. 10-11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2007.

Базовый учебник «Мировая художественная культура. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2009.

Ресурсы интернет



  1. www.kopilochka.net.ru (Христианский сайт)

  2. viki.rdf.ru (Детские презентации –по разным разделам)

  3. http://zanimatika.narod.ru/index.htm (Викторины, конкурсы...)



  1. http://school.yandex.ru/



  1. http://www.artprojekt.ru/Menu.html (Энциклопедия искусства)



  1. http://www.artsait.ru/index.htm (Энциклопедия русской живописи)



  1. http://rkpm.ru/content/blogcategory/44/146/ (Музыка детям)


  1. http://art.1september.ru/urok/ (Я иду на урок МХК)


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение в Италии

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».



Северное Возрождение

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола». Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Барокко

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

Классицизм

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Рококо

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Реализм

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

Модерн

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — ха­рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Алек­сандрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Евро­пы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Модернизм

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

Постмодернизм

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (35 часов)


1

Художественная культура эпохи Возрождения

9

2

Художественная культура XVII века

5

3

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века

8

4

Художественная культура второй половины XIX —начала XX века

7

5

Художественная культура XX века

6

ИТОГО

35





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА». 11 класс (35 часов). 2012-2013 учебный год

По программе Емохоновой Л.Г. составлено Дымович С.В.

п/п


Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания


Используемый материал

учебника

Вопросы, задания, проектная деятельность

Задания в рабочей тетради

Планируемые результаты.

Дата проведения

Страницы учебника

страницы

план

факт



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)


- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятель-

ного художест-венного

творчества.























Возрождение в Италии (5 часов)

1

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты.

1

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито.

16-21


21




3


1 неделя


2

Образ площади и улицы в живописи.

Ренессансный реализм в скуль­птуре.

1

Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.

22-26

26

4

2 неделя


3

Высокое Возрождение. Качественные изменения в жи­вописи.

1

Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас».

26-31

31

4-6

3 неделя


4

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.

1

Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

31-36

36

7

4 неделя


5

Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу.

1

Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

37-41

41

8-9

5 неделя


Северное Возрождение (4часа)

Дата провед.

6

Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карна­вальный характер Возрождения в Нидерландах.

1

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».


42-47

47

10

6 неделя


7

Мистический характер Возрождения в Германии.

1

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола».

48-52

52

10

7 неделя


8

Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

1

Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.

52-57

57

11

8 неделя


9

Ренессанс в Англии. Драматургия.

1

Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

58-64

64-65

12-13

9 неделя




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)




Дата проведения

Барокко (4 часа)

10

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера.

1

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме.

68-73

75

14

10 неделя


11

Специфика русского барокко.

1

Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе.

75-81

81

16

11 неделя


12

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

1

Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенден-ций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антвер-пене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра».

73-75

81-83


85, 89

15, 17

12 неделя


13

Музыка барокко.

1

Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

86-88



13 неделя


Классицизм – 1 ч.


14

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

1

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

90-97

97

20-24

14 неделя




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)


- Знать основные

- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятель-

ного художест-венного

творчества.




Дата проведения

Рококо (1 час)

план

факт

15

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо.

1

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

100-105

105

25

15 неделя


Неоклассицизм, ампир (5 часов)


16

Музыка Просвещения.

11

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната».

106-109

109


16 неделя


17

Образ «идеального» города в классицистических ан­самблях Парижа и Петербурга.

1

Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев.«Выход России к морю»

110-115

115


17 неделя


18

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

1

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайлов-ский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

116-121

121

26-28

18 неделя


19

Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической

живописи.

1

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

121-126

126

29

19 неделя


20

Зарождение классической музыкальной школы в России.

1

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

126-131

131


20 неделя


Романтизм (2 часа)


21

Романтический идеал и его воплощение в музыке.

1

Романтический идеал и его воплоще-ние в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1».

132-137

141-142

138

30

21 неделя


22

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя.

1

Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

138-141, 143


142-143

31

22 неделя


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Дата проведения

Реализм (3 часа)

23

Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники

1

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».


146-151

151

18, 32

23 неделя


24

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке.

1

Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

152-154

155


24 неделя


25

Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке.

1

Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

155-159

159


25 неделя


Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)


26

Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке.

1

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

160-166

166


26 неделя


27

Символизм в живописи. Постимпрессионизм

1

Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

167-173

173

33-34

27 неделя


Модерн (2 часа)


28

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

1

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

174-181

181

34

28 неделя


29

Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи. Специифика русского модерна в музыке.

1

Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

182-185

185

35-36

29 неделя


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)

Дата проведения

Модернизм (5 часов)

30

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живо­писной повер-хности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразитель­ности в абстракционизме. Иррацио-нализм подсознательного в сюрреализме. Функционализм.

1

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстрак ционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда».

188-194

194

37

30 неделя


31

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм.

1

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия.

194-198

198

38

31 неделя


32

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.

1

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани».

199-203

203


32 неделя


33

Кинематограф.

1

Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

204-207

207


33 неделя


Постмодернизм (1 час)



34

Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».

1

Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

208-212

212


34 неделя


35

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

1

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».

213-224

224

39-41, 42-43

35 неделя







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!