Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе ГОС 2004 года, авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.
Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе – 102чаcа (3 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен
Знать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 4 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 10 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 49 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 27 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Т еория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичес кий жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 4 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Вид занятия | Виды контроля | Дата проведения |
план | факт |
I четверть – 27 часов |
1. | Введение. | 1 | | | | |
1.1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Комбинированный | Тестирование | | |
2. | Из древнерусской литературы. | 4 | | | | |
2.1 | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
2.2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
2.3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
2.4 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
3. | Из литературы XVIII века. | 10 | | | | |
3.1 | Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана. | | |
3.2 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Фронтальный опрос | | |
3.3 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. | 1 | Внеклассное чтение | Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? | | |
3.4 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в оде «Властителям и судиям». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Фронтальный опрос | | |
3.5 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Наизусть одно стихотворение | | |
3.6 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву». Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Фронтальный опрос | | |
3.7 | А.Н.Радищев. Обличительный пафос произведения. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | | |
3.8 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Сообщение о творчестве Карамзина | | |
3.9 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека. | 1 | Урок закрепления знаний. | Фронтальный опрос | | |
3.10 | Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
4. | Из литературы XIX века. | 49 | | | | |
4.1 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Составить тезисы лекции по плану | | |
4.2 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Фронтальный опрос | | |
4.3 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | | |
4.4 | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Составление тезисов по плану. | | |
4.5 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке. | | |
4.6 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Фронтальный опрос | | |
4.7 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок закрепления знаний | Фронтальный опрос | | |
4.8 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Фронтальный опрос | | |
4.9 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Фронтальный опрос | | |
4.10 | Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Урок развития речи | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», (конспект или план-конспект) | | |
4.11 | Р.Р. Сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
4.12 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Фронтальный опрос | | |
II четверть – 21 час |
4.13 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. | 1 | Урок закрепления знаний | Фронтальный опрос | | |
4.14 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина. | 1 | Беседа | Опрос | | |
4.15 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.16 | Любовная лирика А.С.Пушкина. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.17 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение стихов и их анализ | | |
4.18 | Р.Р. Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина ( по выбору учащихся) | 1 | Урок контроля | Выучить наизусть одно стихотворение | | |
4.19 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 1 | Урок развития речи | Фронтальный опрос | | |
4.20 | Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века. | 1 | Комбинированный | Контрольная работа | | |
4.21 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Комбинированный | Анализ произведения | | |
4.22 | Онегин и столичное дворянское общество. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.23 | Онегин и поместное дворянское общество. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.24 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.25 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.26 | Татьяна и Онегин. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
4.27 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.28 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства». | 1 | Внеклассное чтение | | | |
4.29 | РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
4.30 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | Комбинированный | Индивидуальные сообщения | | |
4.31 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
4.32 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.33 | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
III четверть – 30 часов |
4.34 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.35 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.36 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.37 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | Беседа | Опрос | | |
4.38 | Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | | |
4.39 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | Беседа | Подготовить презентации | | |
4.40 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | Беседа | Опрос | | |
4.41 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
4.42 | РР. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
4.43 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | 1 | Комбинированный | Сообщение | | |
4.44 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 1 | Комбинированный | Сообщение | | |
4.45 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». | 1 | Беседа | Опрос | | |
4.46 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | Беседа | Фронтальный опрос | | |
4.47 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | Беседа | Фронтальный опрос | | |
4.48 | РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
4.49 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | Комбинированный | Чтение стихов | | |
5. | Из литературы XX века. | 27 | | | | |
5.1 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
5.2 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | Комбинированный | Сообщение о писателе. | | |
5.3 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | Комбинированный | Анализ произведения. | | |
5.4 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | Комбинированный | Анализ произведения. | | |
5.5 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | Беседа | Образ главного героя произведения | | |
5.6 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | Комбинированный | Анализ произведения. | | |
5.7 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
5.8 | Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
5.9 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | Беседа | Опрос | | |
5.10 | РР. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
5.11 | РР. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
5.12 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
5.13 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
5.14 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонаций. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
IV четверть – 24 часа |
5.15 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе и человеке. | 1 | Беседа | Опрос | | |
5.16 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе и человеке. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
5.17 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
5.18 | Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | 1 | Беседа | Опрос | | |
5.19 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | Комбинированный | Анализ стихотворений | | |
5.20 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | Комбинированный | Анализ стихотворений | | |
5.21 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
5.22 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Комбинированный | Анализ стихотворений | | |
5.23 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Комбинированный | Анализ стихотворений | | |
5.24 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
5.25 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
5.26 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
5.27 | РР. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
5.28 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | Урок контроля | Тест | | |
6. | Из зарубежной литературы. | 7 | | | | |
6.1 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
6.2 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
6.3 | У.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм общечеловеческое значение героев. | 1 | Комбинированный | Анализ произведения | | |
6.4 | У.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм общечеловеческое значение героев. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
6.5 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
6.6 | И.В. Гёте. «Фауст». Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. | 1 | Внеклассное чтение | | | |
6.7 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | 1 | Комбинированный | Опрос | | |
7. | Обобщение изученного за год | 4 | | | | |
7.2 | Повторение. | 1 | Закрепление знаний | | | |
7.3 | Повторение. | 1 | Закрепление знаний | | | |
7.4 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | | |
7.5 | Рекомендация книг для чтения (курс 10 класса) | 1 | Внеклассное чтение | | | |