№ п/п | ТЕМА урока | Содержание урока | Кол – во часов | Работы по развитию речи |
1 | Литература 20 века. Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. | | 1 | |
2 | Литература первой половины 20 века. Традиции и новаторство в литературе. Развитие реалистической литературы, её основные темы и герои | | 14 | |
3 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина | Лирическая проза Приёмы словесной живописи | 4 | |
4 | Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина | | | |
5 | Вечные темы в рассказах Бунина: «Господин из Сан – Франциско», «Чистый понедельник» | | | |
6 | «Антоновские яблоки, «Тёмные аллеи». Психологизм бунинской прозы, своеобразие художественной манеры. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по творчеству И.Бунина |
7 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Олеся» - внутренняя цельность и красота «природного» человека. Любовная драма героини, её духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. | Очерковая проза Символическая деталь | 4 (2 + 2) | |
8 | Повесть «Поединок» - мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. Трагизм нравственного противостояния героя и среды. | | | |
9 | Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | | | |
10 | Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести | | | |
11 | М.Горький. Жизнь и творчество. Романтизм ранних рассказов Горького. «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев». Проблема гордости и свободы. Тема поиска смысла жизни. Своеобразие композиции рассказа. | Романтизованная проза | 5 | |
12 | Пьеса «На дне» как социально – философская драма. Система образов. Проблема духовной разобщённости людей. | Принцип полилога и полифонии в драме | | |
13 | Три правды в пьесе и их драматическое столкновение. | | | |
14 | Проблема счастья в пьесе. | Реализм, модернизм | | |
15 | Новаторство Горького – драматурга. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Афористичность языка. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по творчеству М.Горького |
16 | Зарубежная литература первой половины 20 века. Гуманистическая направленность произведений. Проблемы самопознания, нравственного выбора. | | 7 | |
17 | Б.Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу | | 2 | |
18 | Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу. | | | |
19 | О. Бальзак «Гобсек» | | 1 | |
20 | Г. Аполлинер. Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо». | | 2 | |
21 | Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. | | | |
22 | Д.Г. Байрон. Лирика | | 1 | |
23 | Русская поэзия конца 19 – начала 20 века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения русского модернизма | Символизм Акмеизм Футуризм | 57 1 | |
24 | Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии на творчество русских символистов. | | 1 | |
25 | В.Я Брюсов. Жизнь и творчество. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. | | 1 | |
26 | К.Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. | Звукообраз Принцип символизации в поэзии Музыкальность стиха | 1 | |
27 | А.Белый. Жизнь и творчество. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины, боль и тревога за судьбы России. | | 1 | |
28 | Акмеизм. Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности».. | | 1 | |
29 | Н.С. Гумилёв. Жизнь и творчество. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилёва. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва. | Неоромантизм в поэзии Лирический герой - маска | 1 | |
30 | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Группы футуристов. | | 1 | |
31 | И.Северянин. Жизнь и творчество. «Интродукция», «Эпилог», «Я – гений, Игорь Северянин», «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. | | 1 резерв | |
32 | В.В.Хлебников. Жизнь и творчество. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, ещё раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэт – философ. | | 1 резерв | |
33 | Крестьянская поэзия. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. «Осинушки», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из тёмных углов…». Крестьянская тематика, тема родины, неприятие городской цивилизации. Подготовка к сочинению | | 1 | Сочинение по творчеству поэтов конца 19 – начала 20 века |
34 | А.А.Блок Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии. «Стихи о Прекрасной Даме»- любовь как центральный момент становления личности, открытия России. «Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка» | Циклизация лирики. Реминисценция. Аллюзия. Перифраз. Интертекстуальность | 7 | |
35 | Тема Родины в цикле «На Куликовом поле», «Россия», «Скифы». | «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» | | |
36 | Образы «страшного мира». Стихотворение «На железной дороге» | | | |
37 | Тема города в творчестве Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу безумно жить…» | | | |
38 | Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. | | | |
39 | Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции. | | | |
40 | Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по творчеству Блока |
41 | В.В.Маяковский Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» | | 5 | |
42 | Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. «Прозаседавшиеся» | Образная гиперболизация. Декламационный стих. Поэтические неологизмы | | |
43 | Особенности любовной лирики. «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэма «Про это» | | | |
44 | Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии» | | | |
45 | Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха) | | | |
46 | С.А.Есенин Жизнь и творчество. Основные темы творчества | | 5 | |
47 | Тема Родины в поэзии С.Есенина. «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь советская» | Имажинизм как поэтическое течение. Лироэпическая поэма | | |
48 | Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Не бродить, не мять в кустах багряных». Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике. «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль, равнина дорогая», «Я покинул родимый дом» | | | |
49 | Любовная лирика «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Письмо к женщине» | | | |
50 | Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. «Собаке Качалова». Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по творчеству С.Есенина |
51 | М.И.Цветаева Жизнь и творчество. Основные темы творчества. | | 3 | |
52 | Поэзия как напряжённый монолог – исповедь. «Моим стихам, написанным так рано…» «Стихи к Блоку…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине…» | Поэтический темперамент. Дискретность (прерывистость) стиха | | |
53 | Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. «Идёшь, на меня похожий…», «Куст». Своеобразие поэтического стиля. | | | |
54 | О.Э.Мандельштам Жизнь и творчество. Основные темы творчества. | | 3 | |
55 | Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма поэта. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» и др. | | | |
56 | Представление о поэте как хранителе культуры. «Невыразимая печаль» | | | |
57 | А.А.Ахматова Жизнь и творчество. Основные темы творчества. | | 5 | |
58 | Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая – то истома…» | Исповедальность лирического произведения. Микроцикл | | |
59 | Тема любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. | | | |
60 | Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия, отражение в ней личной трагедии и народного горя. | | | |
61 | Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы. Особенности жанра и композиции, роль эпиграфа | | | |
62 | Б.Л.Пастернак Жизнь и творчество. Основные темы творчества. | | 4 | |
63 | Тема поэта и поэзии. Философская глубина лирики Пастернака. | Метафорический ряд. Лирико – религиозная проза | | |
64 | Роман «Доктор Живаго», история создания и публикации романа. | | | |
65 | Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. | | | |
66 | М.А. Булгаков Жизнь и творчество. | | 6 | |
67 | Роман «Белая гвардия» (обзор). Проблема нравственного выбора в романе. | «Исторический пейзаж». Карнавальный смех. Очерк нравов | | |
68 | «Мастер и Маргарита». История создания и публикация романа. Своеобразие жанра и композиции романа. | | | |
69 | Библейские мотивы и образы в романе. | | | |
70 | Проблема нравственного выбора. Изображение любви как высшей духовной ценности. | | | |
71 | Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по творчеству Булгакова |
72 | А.П.Платонов Жизнь и творчество. «Котлован». Традиции Салтыкова – Щедрина в прозе Платонова. | | 2 | |
73 | Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои. Самобытность языка и стиля писателя. | Индивидуализированный стиль писателя. Литературная антиутопия | | |
74 | М.А.Шолохов Жизнь и творчество. | | 6 | |
75 | «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. | Хронотоп романа – эпопеи | | |
76 | Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. | Гуманистическая концепция истории в литературе | | |
77 | Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. | | | |
78 | «Вечные» темы в романе. Утверждение высоких человеческих ценностей. | | | |
79 | Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» |
80 | Литература второй половины 20 века. Э. Хемингуэй «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. | | 2 1 | |
81 | Образ рыбака Сантьяго. Своеобразие стиля Хемингуэя. | | 1 | |
82 | Обзор русской литературы второй половины 20 века Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. | | 19 1 | |
83 | Постановка острых нравственных и социальных проблем. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики. | | 1 | |
84 | А.Т.Твардовский Жизнь и творчество. «Вся суть в одном – единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины..» | Лирико – патриотический пафос Лирический эпос | 2 | |
85 | «Дробится рваный цоколь монумента…» «О сущем» | | | |
86 | В.Т.Шаламов Жизнь и творчество. «Колымские рассказы» - история создания. | | 2 | |
87 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования. | | | |
88 | А.И.Солженицын Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича» - своеобразие раскрытия «лагерной» темы. | Нравственно – философская позиция Солженицына – историка | 2 | |
89 | Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Язык «нутряной» России в прозе писателя | | |
90 | В.М.Шукшин Жизнь и творчество. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. | Герой – чудик. Пародийность художественного языка | 2 (1 + 1) | |
91 | «Верую!», «Алёша Бесконвойный». Особенности повествовательной манеры Шукшина. | | | |
92 | В.В.Быков Жизнь и творчество. Повесть «Сотников» - нравственная проблематика произведения. | | 2 (1 + 1) | |
93 | Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в произведении. Мастерство психологического анализа. | | | |
94 | В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» - проблематика повести и её связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. | | 2 (1 + 1) | |
95 | Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. Подготовка к сочинению | | | Сочинение по прозе писателей 20 века |
96 | Н.М.Рубцов. Своеобразие художественного мира Рубцова. Тревога за настоящее и будущее России | «Тихая» лирика. Напевный стих | 1 | |
97 | Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. | | 1 | |
98 | И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. | | 1 | |
99 | Б.Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Жанровое своеобразие песен | | 1 | |
100 | А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов. Своеобразие композиции. | | 1 | |
101 | Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. | | 2 1 | |
102 | Итоговый урок | | 1 | |
| ИТОГО: | 102 часа | | |