Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу дополнительного образования «юные инспекторы движения»»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Азовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению заместителем директора по ВР ГБОУ РО Азовской школы-интерната ._________ В.В Кайстровой | | СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета ГБОУ РО Азовской школы-интерната Протокол №1от «27» августа 2018 Руководитель МС______Н.В. Банахевич |
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ РО Азовской школы-интерната Протокол № 1 от «28» августа 2018 | | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ РО Азовской школы-интерната № 123 от «31» августа 2018 ____________ Л.В. Деревянко |
ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ»
7-8 класс
(уровень основного общего образования)
Составитель:
Колач Ольга Леонидовна,
учитель ОБЖ
г. Азов
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу дополнительного образования «ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ» в 7-а, 8-а классах (общеобразовательный класс), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Нормативно-правовая база введения внеурочной деятельности
Действующие нормативные документы
В условиях реализации ФГОС ООО для детей с ОВЗ содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018);
Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 230 с изменениями.
Положение о внеурочной деятельности ГБОУ РО Азовской школы-интерната
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
План внеурочной деятельности ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Программа составлена на основе
программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
МЕСТО КУРСА ДОПОЛНИТЕТЕЛЬНОГОБРАЗОВАНИЯ В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА | Главная цель программы – практико-ориентированное образование учащихся в сфере основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма. |
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА | Образовательные: повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ; усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов; способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи; способствование приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Развивающие: развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах. Воспитательные: формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА | В соответствии с расписанием дополнительного образования, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год, утвержденным приказом № 123 от «31» августа 2018, рабочая программа составлена на 33 часа (1 час в неделю) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ДОПОРЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения программы обучения безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Результаты обучения, характеризующие стандартные учебные действия в отношении изучаемого содержания обучения, размещены в рубрике «Участники отрядов ЮИД научатся». Они показывают, какой уровень освоения учебного материала ожидается от ребенка. Эти результаты потенциально достигаемы большинством детей и выносятся на контроль как задания базового уровня (исполнительская компетентность). Планируемые результаты, характеризующие учебные действия, расширяющие и углубляющие знания, умения, навыки размещены в рубрике «Участники отрядов ЮИД получат возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными детьми; они формируются в процессе ролевых игр, проектной деятельности, могут включаться в материалы контроля повышенного уровня.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
I. РАЗДЕЛ «ВВЕДЕНИЕ» | 1 час | |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | | Вспоминают историю развития Правил дорожного движения. Знакомятся с информаций о первом светофоре, автотранспорте, дорожных знаках |
II. РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ» | 14 часов | |
| Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом” Дорога, ее элементы и правила поведения на ней Законы улиц и дорог | | Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного |
| Знакомство с дорожными знаками, светофором Экскурсия по городу «Наш город и его транспорт» Обязанности пассажиров Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов Причины дорожно – транспортных происшествий Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах Дорожная разметка Тормозной путь транспортных средств Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” Экскурсия по городу “ Будь внимателен на дрогах” | | движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. приводить примеры правил дорожного движения, объяснять значимость их выполнения. Разрабатывают план действий на дорогах, имеющих перекрёстки и разметку проезжей части; Распознают информацию сигналов светофора и регулировщика; Знают правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог. |
III. РАЗДЕЛ «НАШ ДРУГ - ВЕЛОСИПЕД» | 5 часов | |
| Велосипед и дорожное движение Общие требования к водителям велосипедов История развития велосипеда и проблемы безопасности движения Фигурное вождение Беседа с учащимися начальных классов «Велосипед мой верный друг». | | Соблюдают правила езды на велосипеде, катания на роликовых коньках, скейтборде; Определяют алгоритм действий применения ПДД при использовании транспортных средств. Разбирают схемы преодоления препятствий. Отрабатывают приемы прохождения препятствий на маршруте. |
IV. РАЗДЕЛ «НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» | 13 часов | |
| Игра “Мы пассажиры” Выступление агитбригады Организация встреч инспектором ГИБДД Участи в конкурсе “Безопасное колесо” Викторина “Дорожная азбука” для 1,2 класса Выпуск стенгазеты Медицинская аптечка Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с | | Характеризуют основные термины, краткую характеристику современных видов общественного транспорта. Анализируют особенности поведения на дороге, проходящей вне населенных пунктов. Применяют конкретные правила дорожного движения на пути в школу, магазин и др. Характеризуют причины |
| переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). Экскурсия «Мы на улице» Выпуск брошюр «Я за безопасность на дорогах» Игры с 1, 2 классом «Живые картинки», «Идем дорогой Верною», «Выбери знак». Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. | | ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на д знать и понимать нормативные документы, регулирующие права и обязанности субъектов дорожного движения и их законных представителей: понимание содержания документа, выделение главного в содержании. Выступают перед учащимися. |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
разработка проектов по ПДД
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов
,Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Содержание занятий (темы занятий, экскурсий) | Форма организации занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
| | по плану | по факту |
I. РАЗДЕЛ «ВВЕДЕНИЕ» (1 час) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | Беседа | 1 | 05.09 | |
II. РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ» (14 часов) |
2 | Определение состава и структуры отряда | Практикум | 1 | 12.09 | |
3 | Безопасные маршруты «Дом – Школа –Дом» | | | 19.09 | |
4 | Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | Игра-диспут | 1 | 26.09 | |
5 | Законы улиц и дорог. Игра «История ПДД» | Игра | 1 | 03.10 | |
6 | Горизонтальная разметка, для кого она предназначена | Беседа | 1 | 10.10 | |
7 | Линии жёлтого цвета. Линии разметки оранжевого цвета | Беседа | 1 | 17.10 | |
8 | Обязанности пассажиров. Игра «Что можно, а что нельзя» | Игра | 1 | 24.10 | |
9 | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | Круглый стол | 1 | 07.11 | |
10 | Причины дорожно-транспортных происшествий | Беседа | 1 | 14.11 | |
11 | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах | Беседа | 1 | 21.11 | |
12 | Современный водитель и пешеход. Психофизические требования к участникам движения в современных условиях. | Беседа | 1 | 28.11 | |
13 | Значение дисциплинированности, предупредительности и аккуратности на дороге для обеспечения безопасности. | Диспут | 1 | 05.12 | |
14 | Опасные ситуации, возникающие в результате нарушения ПДД пешеходами. Игра «Дорожные ловушки» | Ролевая игра по ситуациям | 1 | 12.12 | |
15 | Экскурсия по городу «Будь внимателен на дрогах» | Экскурсия | | 19.12 | |
III. РАЗДЕЛ «НАШ ДРУГ - ВЕЛОСИПЕД» (5 часов) |
16 | Велосипед и дорожное движение | Практикум | 1 | 26.12 | |
17 | Общие требования к водителям велосипедов | Обзорная беседа | 1 | 16.01 | |
18 | История развития велосипеда и проблемы безопасности движения | Конференция | 1 | 23.01 | |
19 | Соревнование по фигурному вождению | Соревнование | 1 | 30.01 | |
20 | Викторина с учащимися начальных классов «Велосипед -мой верный друг». | Конкурс | 1 | 06.02 | |
IV. РАЗДЕЛ «НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» (13 часов) |
21 | Игра «Мы пассажиры» | Игра | 1 | 13.02 | |
22 | Выступление агитбригады | Творческое выступление | 1 | 20.02 | |
23 | Организация встречи с инспектором ГИБДД | Беседа-диалог | 1 | 27.02 | |
24 | Экскурсия в местное ГИБДД | Экскурсия | 1 | 06.03 | |
25 | Викторина «Дорожная азбука» 3-а, 4-а класса | Игра – викторина | 1 | 13.03 | |
26 | Выпуск стенгазеты | Конкурс | | 20.03 | |
27 | Криминогенные ситуации. Как их избежать. | Диспут | | 03.04 | |
28 | Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. | Практикум | 1 | 10.04 | |
29 | Выпуск брошюр «Я за безопасность на дорогах» | Конкурс | 1 | 17.04 | |
30 | Игры с 1б, 2б,3б,4б,5б классами (дети с ОВЗ) «Живые картинки», «Идем дорогой Верною», «Выбери знак». | Игра | 1 | 24.04 | |
31 | Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. | Практикум КТД | 1 | 08.05 | |
32 | 1 | 15.05 | |
33 | Итоговое занятие. Выступление агитбригады. | Праздник | 1 | 22.05 | |
6