СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. МАКАРОВА»











УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 28-ОД

от 24.08.2022г.









Рабочая программа внеурочной деятельности

«Краеведение»

для 2 класса

на 2022-2023 учебный год





Составлено учителем

Трофимовой С.В.

















г. Макаров 2022 год



КРАЕВЕДЕНИЕ. 2 КЛАСС

Рабочая программа по учебному курсу «Краеведение для обучающихся 2х классов


Тема: Сахалинская область на карте.

Тип: Урок систематизации знаний по теме

Цель: создать условия для систематизации знаний и выявления затруднений обучающихся по теме урока; формировать первоначальные умения, связанные с чтением географической карты.

Задачи:

  • систематизировать знания и умения по ранее изученной теме;

  • организовать деятельность обучающихся по формированию умения работать с информацией, представленной в виде географической карты России и Сахалинской области;

  • развивать умения и навыки применять полученные знания в реальной и жизненной практике.



Планируемые результаты курса


Личностные результаты:

  1. Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;

  2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;

  3. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  4. Развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  5. Установка на здоровый образ жизни;

  6. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности норм природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  7. Формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Выпускник научится

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;

  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  4. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  5. Осуществлять итоговый контроль и пошаговый контроль по результату;

  6. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценке соответствия результатов требованиям данной задачи;

Познавательные УУД

  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  2. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  3. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  4. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  5. Строить сообщения в устной и письменной форме;

  6. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  7. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

  8. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  9. Осуществлять синтез как составление целого из частей

  10. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  11. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  12. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связей.

Коммуникативные УУД

  1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ( в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе и инструменты ИКТ и дистанционного обучения;

  2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  4. Формулировать собственное мнение и позицию;

  5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  6. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  7. Задавать вопросы;

  8. Контролировать действия партнёров;

  9. Использовать речь для регуляции своего действия

  10. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:


1. возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;

2. обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

3. приобретут опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области;

4. получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;

5. изучат растительный и животный мир Сахалинской области;

6. Познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природного и культурно сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник научится:

- называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город сахалинской области;

- различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;

- приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;

- приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего села;

- находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;

- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;

- определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;

- наблюдать за погодой своего края;

- давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края;

- называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края;

- описывать полезные ископаемые родного края(2 – 3 примера);

- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края;

- описывать природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений);

- описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);

- описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск; достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним;

- воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику родного села), региона, название основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;

- особенности труда людей родного края, их профессии;

- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;

- понимать место Сахалинской области в истории России;

- принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края;

- использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном селе для создания собственных устных и письменных высказываний.

Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.

В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной, внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтическом и много конфессиональном обществе.

2. Содержание программы


Раздел «Где мы живём»

Родной край – Сахалинская область

Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.

Сахалинская область на карте.

Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте РФ, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области, состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда.

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города

Государственные символы Сахалинской области: флаг, герб. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно – Сахалинска Государственные символы моего района. История их зарождения.

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области

Национальный состав населения Сахалинской области: язык, культура, традиции. Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.

Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.

Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наше село: история зарождения и развития.

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.

Составные части экономики Сахалинской области.

Раздел «Природа»

Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.

Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра их расположение, очертания, основные природные особенности.

Опасные явления Сахалинской области

Явление землетрясения. Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях.

Явление вулкан. Почему извергаются вулканы? Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.

Природные пожары. Какие пожары бывают? Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Правила поведения и способы спасения при пожаре.

Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов

Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.

Распространенные деревья, кустарники и травы Сахалинской области, Красная книга сахалинской области: растения и грибы.

Дикие животные Сахалинской области.

Распространённые дикие животные С.о.. Красная книга С.о.: животные.

Культурные растения Сахалинской области

Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Домашние животные в Сахалинской области

Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Взаимосвязи в природе.

Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.

Раздел «культура и образование».

Культура и образование в Сахалинской области

Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А. П. Чехова.

Раздел «Путешествия»

Путешествие по своему муниципальному образованию

Моё родное село, в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области оно входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.

Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.

Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.

Путешествие по столице островного края – Южно – Сахалинску.

Город Южно – Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно – Сахалинска. Основные достопримечательности города.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения занятия

ЦОР/ЭОР

2 класс



1

Где мы живём


14




Родной край – Сахалинская область


3

Работа с картой

https://infourok.ru/


Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города


3

Викторина

school-collection.edu.ru/collection/



Родной край. Многонациональное население Сахалинской области


2

Работа с интерактивными карточками

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm



Город и село.

3

Конкурс рисунков

school-collection.edu.ru/collection/



Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.


3

Групповая работа

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

2

Природа


12




Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.


2

Групповая работа

https://infourok.ru/


Опасные явления Сахалинской области


1

Творческая мастерская

school-collection.edu.ru/collection/



Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов


2

Творческая мастерская

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm



Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.

2

Конкурс рисунков

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/


Дикие животные Сахалинской области.


2

Конкурс рисунков

https://infourok.ru/


Культурные растения Сахалинской области

1

Групповая работа

school-collection.edu.ru/collection/




Домашние животные в Сахалинской области


1

Групповая работа

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm




Взаимосвязи в природе.


1

Интерактивные карточки

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

3

Культура и образование

3




Культура в Сахалинской области


1

Викторина

https://infourok.ru/


Образование в Сахалинской области


1

Групповая работа

school-collection.edu.ru/collection/



Культура и образование в Сахалинской области


1

Творческая мастерская

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


4

Путешествие

5




Путешествие по своему муниципальному образованию


2

Экскурсия

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/


Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.


2

Заочная экскурсия

https://infourok.ru/


Путешествие по столице островного края – Южно – Сахалинску.


1

Заочная экскурсия

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm



Итого:

34 часа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!