МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. МАКАРОВА»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 28-ОД
от 24.08.2022г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Краеведение»
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
Составлено учителем
Трофимовой С.В.
г. Макаров 2022 год
КРАЕВЕДЕНИЕ. 2 КЛАСС
Рабочая программа по учебному курсу «Краеведение для обучающихся 2х классов
Тема: Сахалинская область на карте. | Тип: Урок систематизации знаний по теме |
Цель: создать условия для систематизации знаний и выявления затруднений обучающихся по теме урока; формировать первоначальные умения, связанные с чтением географической карты. Задачи: систематизировать знания и умения по ранее изученной теме; организовать деятельность обучающихся по формированию умения работать с информацией, представленной в виде географической карты России и Сахалинской области; развивать умения и навыки применять полученные знания в реальной и жизненной практике. |
Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Установка на здоровый образ жизни;
Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности норм природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Выпускник научится
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Осуществлять итоговый контроль и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценке соответствия результатов требованиям данной задачи;
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
Использовать знаково – символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связей.
Коммуникативные УУД
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ( в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе и инструменты ИКТ и дистанционного обучения;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Контролировать действия партнёров;
Использовать речь для регуляции своего действия
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
1. возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;
2. обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
3. приобретут опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области;
4. получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
5. изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
6. Познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природного и культурно сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник научится:
- называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город сахалинской области;
- различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
- приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего села;
- находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
- определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
- наблюдать за погодой своего края;
- давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края;
- называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края;
- описывать полезные ископаемые родного края(2 – 3 примера);
- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края;
- описывать природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений);
- описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);
- описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск; достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним;
- воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику родного села), региона, название основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;
- особенности труда людей родного края, их профессии;
- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
- понимать место Сахалинской области в истории России;
- принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края;
- использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном селе для создания собственных устных и письменных высказываний.
Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной, внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтическом и много конфессиональном обществе.
2. Содержание программы
Раздел «Где мы живём»
Родной край – Сахалинская область
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте.
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте РФ, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области, состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города
Государственные символы Сахалинской области: флаг, герб. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно – Сахалинска Государственные символы моего района. История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области
Национальный состав населения Сахалинской области: язык, культура, традиции. Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наше село: история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области.
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра их расположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные явления Сахалинской области
Явление землетрясения. Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях.
Явление вулкан. Почему извергаются вулканы? Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.
Природные пожары. Какие пожары бывают? Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Правила поведения и способы спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.
Распространенные деревья, кустарники и травы Сахалинской области, Красная книга сахалинской области: растения и грибы.
Дикие животные Сахалинской области.
Распространённые дикие животные С.о.. Красная книга С.о.: животные.
Культурные растения Сахалинской области
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Домашние животные в Сахалинской области
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.
Раздел «культура и образование».
Культура и образование в Сахалинской области
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А. П. Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию
Моё родное село, в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области оно входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.
Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.
Путешествие по столице островного края – Южно – Сахалинску.
Город Южно – Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно – Сахалинска. Основные достопримечательности города.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения занятия | ЦОР/ЭОР |
2 класс | | |
1 | Где мы живём | 14 | | |
| Родной край – Сахалинская область | 3 | Работа с картой | https://infourok.ru/ |
| Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города | 3 | Викторина | school-collection.edu.ru/collection/ |
| Родной край. Многонациональное население Сахалинской области | 2 | Работа с интерактивными карточками | edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
| Город и село. | 3 | Конкурс рисунков | school-collection.edu.ru/collection/ |
| Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области. | 3 | Групповая работа | apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
2 | Природа | 12 | | |
| Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра. | 2 | Групповая работа | https://infourok.ru/ |
| Опасные явления Сахалинской области | 1 | Творческая мастерская | school-collection.edu.ru/collection/ |
| Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов | 2 | Творческая мастерская | edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
| Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы. | 2 | Конкурс рисунков | apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
| Дикие животные Сахалинской области. | 2 | Конкурс рисунков | https://infourok.ru/ |
| Культурные растения Сахалинской области | 1 | Групповая работа | school-collection.edu.ru/collection/ |
| Домашние животные в Сахалинской области | 1 | Групповая работа | edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
| Взаимосвязи в природе. | 1 | Интерактивные карточки | apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
3 | Культура и образование | 3 | | |
| Культура в Сахалинской области | 1 | Викторина | https://infourok.ru/ |
| Образование в Сахалинской области | 1 | Групповая работа | school-collection.edu.ru/collection/ |
| Культура и образование в Сахалинской области | 1 | Творческая мастерская | edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
4 | Путешествие | 5 | | |
| Путешествие по своему муниципальному образованию | 2 | Экскурсия | apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
| Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований. | 2 | Заочная экскурсия | https://infourok.ru/ |
| Путешествие по столице островного края – Южно – Сахалинску. | 1 | Заочная экскурсия | edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
| Итого: | 34 часа | | |