Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа №3»
Утверждаю
Директор школы И.Л.Шадрина__________
Приказ №____________
от «_____»____________2020г.
Программа по коррекции
темпа, ритма, плавности речи
(7 класс)
Составил: учитель-логопед А.Н.Малинкова
Ачинск 2020г.
Пояснительная записка.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.
Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.
Цели и задачи программы.
Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной, интонационно окрашенной речи, при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у учащихся.
В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:
Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
Профилактика рецидивов заикания.
Содержание разделов программы.
Подготовительный этап.
Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения
Перестройка речевого стереотипа ребенка
Коррекция физиологического и речевого дыхания
Снятие мышечного напряжения
Снятие страха речи
Воспитание внимания к речи
Этап сопряженно-отраженной речи.
Этап формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи.
Влияние на ритмико-мелодическую сторону речи
Отвлечение от заикания
Изменение отношения к дефекту
Развитие общей моторики
Этап ситуативной речи.
Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики
Этап контекстной речи.
Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной, интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой деятельности, в играх-драматизациях, при пересказе текста, развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.
Воспитание речи без заикания
Эмоционально-волевое воспитание
Совершенствование просодической стороны речи
Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
Коррекция общего и речевого поведения
Условия использования, форма и режим проведения занятий.
Коррекционная работа с учащимися проводится в форме индивидуального занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю, 20 минут. Общее количество занятий – 34.
Предполагаемые результаты.
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных логопедического обследования (первичная диагностика) и состояния на заключительном тестировании (итоговая диагностика).
По окончании курса коррекции заикания у учащихся должны наблюдаться следующие позитивные изменения:
нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);
улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);
совершенствование просодического компонента речи;
развитие экспрессивной речи ребенка;
расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения;
создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств;
совершенствование моторики.
Поурочный годовой план работы
с учащимся 7 класса
Форма работы: индивидуальное занятие
Периодичность: 1 раз в неделю, 20 минут.
Общее количество занятий: 34
Месяц | Кол-во занятий | Тема занятий | Цель занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
Сентябрь | 1-4 | Первичная диагностика. Результаты первичной диагностики фиксируются в листе динамики коррекционной работы учителя-логопеда |
II. Подготовительный этап |
Октябрь | 5-8 | Охранительный речевой режим. Коррекция физиологического и речевого дыхания. Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус. Устранение речевых и двигательных уловок. | Развивать и совершенствовать основные психические процессы: устойчивость и переключение внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, познавательную активность. Развивать общую и мелкую моторику. Устранение логофобии. Коррекция общего и речевого поведения. |
Ноябрь | 9-11 |
III.Этап сопряженно-отраженной речи |
Декабрь | 12-15 | Формирование навыка сопряженной речи. Формирование навыка отраженной речи. | Работа над темпом и ритмом речи. Совершенствование координации движений с речью. |
Январь | 16-18 |
IV. Этап ситуативной речи |
Февраль | 19-22 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу: - на уровне слова - на уровне словосочетания - на уровне предложения - на уровне рассказа. Устранение сопутствующих речевых дефектов. Уточнение и расширение лексического запаса. | Формировать полноценные учебные умения: - планирование предстоящей деятельности, высказывания - контроль за ходом своей деятельности, речью (от умения действовать по образцу до умения пользоваться приемами самоконтроля) - умение работать в определенном темпе Совершенствовать умения и навыки речевого общения: - ответы на вопросы в соответствии с заданием - ответы на вопросы по ходу деятельности - ответы по итогам деятельности - применение схем при подготовке к высказыванию |
Март | 23-26 |
V. Этап контекстной речи |
Апрель | 27-30 | Формирование навыка речи без запинок: - на уровне слова - на уровне словосочетания -на уровне предложения - на уровне рассказа - диалогическая речь - монологическая речь - рассуждения, сравнения, умозаключения | Формировать полноценные учебные умения: - применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях - анализ продуктивности собственной деятельности Формировать умения и навыки речевого общения: - обращение за разъяснением - пояснение заданий - рассказ о последовательности выполнения работы (завершающая речь) - рассказ о предстоящей работе (предваряющая речь) - устные связные высказывания |
Май | 31, 32 |
33, 34 | Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся. | Выявить динамику в речевом развитии учащегося. По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося. |
Рекомендуемые упражнения.
№ | Направленность | Цель | Название | Источник |
1 | Дыхательные упражнения | - развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. - тренировка мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки | «Собака на охоте» «Ушки» «Кошка» «Насос» «Обними плечи» «Большой маятник» | Кочеткова И. И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989. |
2 | Комплексная релаксационная гимнастика | - формирование навыка произвольного расслабления мускулатуры - обучение регулировке напряжения и расслабления | -упражнения для улучшения осанки -упражнения для рук -упражнения для туловища -упражнения для ног -упражнения для шеи -упражнения для органов артикуляции | Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах . -- СПб.: Питер, 2004. |
3 | Фонационные, интонационные и темпо-ритмические упражнения | - формирование навыка речевого дыхания -выработка умения управлять своим голосом -развитие способности к слитному произнесению | Упражнения, объединяющие произнесение звука (звукового ряда), слова, словосочетания и ритмизованного текста с определенными движениями | Власова Н.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М., 1997 |
Примерный лексический материал для учащихся 7 класса.
Возраст | Лексический материал |
11-15 лет | Словообразование. Грамматическая основа предложения. Согласование. Управление. Распространение предложений. Члены предложения. Простое и сложное предложение. Типы придаточных в сложноподчиненном предложении. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Чистоговорки, скороговорки. Стихотворные произведения. Басни. Проза: повествовательная, описательная. Конструктивное взаимодействие с собеседником (моделирование проблемных ситуаций). |