СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции темпа, ритма и плавности речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной, интонационно окрашенной речи, при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у учащихся.

                 В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
  2. Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
  3. Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
  4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
  5. Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
  6. Профилактика рецидивов заикания.

 

 

 

Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной, интонационно окрашенной речи, при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у учащихся.

                 В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
  2. Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
  3. Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
  4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
  5. Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
  6. Профилактика рецидивов заикания.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции темпа, ритма и плавности речи»


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа №3»








Утверждаю

Директор школы И.Л.Шадрина__________

Приказ №____________

от «_____»____________2020г.









Программа по коррекции

темпа, ритма, плавности речи

(7 класс)












Составил: учитель-логопед А.Н.Малинкова















Ачинск 2020г.


Пояснительная записка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.


Цели и задачи программы.

Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной, интонационно окрашенной речи, при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у учащихся.

В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;

  2. Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;

  3. Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;

  4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;

  5. Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;

  6. Профилактика рецидивов заикания.






Содержание разделов программы.


  1. Подготовительный этап.

Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения

  • Перестройка речевого стереотипа ребенка

  • Коррекция физиологического и речевого дыхания

  • Снятие мышечного напряжения

  • Снятие страха речи

  • Воспитание внимания к речи

  1. Этап сопряженно-отраженной речи.

Этап формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи.

  • Влияние на ритмико-мелодическую сторону речи

  • Отвлечение от заикания

  • Изменение отношения к дефекту

  • Развитие общей моторики

  1. Этап ситуативной речи.

Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики

  • Опора на предмет или действие с предметом

  • Сопровождающая речь

  • Завершающая речь

  • Предваряющая речь

  1. Этап контекстной речи.

Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной, интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой деятельности, в играх-драматизациях, при пересказе текста, развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.

  • Воспитание речи без заикания

  • Эмоционально-волевое воспитание

  • Совершенствование просодической стороны речи

  • Устранение отклонений, сопутствующих заиканию

  • Коррекция общего и речевого поведения


Условия использования, форма и режим проведения занятий.

Коррекционная работа с учащимися проводится в форме индивидуального занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю, 20 минут. Общее количество занятий – 34.

Предполагаемые результаты.

Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных логопедического обследования (первичная диагностика) и состояния на заключительном тестировании (итоговая диагностика).

По окончании курса коррекции заикания у учащихся должны наблюдаться следующие позитивные изменения: 

  • нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);

  • улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);

  • совершенствование просодического компонента речи;

  • развитие экспрессивной речи ребенка;

  • расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения;

  • создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств;

  • совершенствование моторики.
































Поурочный годовой план работы

с учащимся 7 класса


Форма работы: индивидуальное занятие

Периодичность: 1 раз в неделю, 20 минут.

Общее количество занятий: 34


Месяц

Кол-во занятий

Тема занятий

Цель занятий

1

2

3

4


Сентябрь

1-4

Первичная диагностика.

Результаты первичной диагностики фиксируются в листе динамики коррекционной работы учителя-логопеда

II. Подготовительный этап

Октябрь

5-8

Охранительный речевой режим.

Коррекция физиологического и речевого дыхания.

Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус.

Устранение речевых и двигательных уловок.

Развивать и совершенствовать основные психические процессы: устойчивость и переключение внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, познавательную активность.

Развивать общую и мелкую моторику.

Устранение логофобии.

Коррекция общего и речевого поведения.

Ноябрь

9-11

III.Этап сопряженно-отраженной речи

Декабрь

12-15

Формирование навыка сопряженной речи.

Формирование навыка отраженной речи.

Работа над темпом и ритмом речи.

Совершенствование координации движений с речью.

Январь

16-18

IV. Этап ситуативной речи

Февраль


19-22

Ситуативная речь.

Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу:

- на уровне слова

- на уровне словосочетания

- на уровне предложения

- на уровне рассказа.

Устранение сопутствующих речевых дефектов.

Уточнение и расширение лексического запаса.

Формировать полноценные учебные умения:

- планирование предстоящей деятельности, высказывания

- контроль за ходом своей деятельности, речью (от умения действовать по образцу до умения пользоваться приемами самоконтроля)

- умение работать в определенном темпе

Совершенствовать умения и навыки речевого общения:

- ответы на вопросы в соответствии с заданием

- ответы на вопросы по ходу деятельности

- ответы по итогам деятельности

- применение схем при подготовке к высказыванию

Март

23-26

V. Этап контекстной речи

Апрель

27-30

Формирование навыка речи без запинок:

- на уровне слова

- на уровне словосочетания

-на уровне предложения

- на уровне рассказа

- диалогическая речь

- монологическая речь

- рассуждения, сравнения, умозаключения

Формировать полноценные учебные умения:

- применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях

- анализ продуктивности собственной деятельности

Формировать умения и навыки речевого общения:

- обращение за разъяснением

- пояснение заданий

- рассказ о последовательности выполнения работы (завершающая речь)

- рассказ о предстоящей работе (предваряющая речь)

- устные связные высказывания

Май

31, 32

33, 34

Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся.

Выявить динамику в речевом развитии учащегося.

По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося.





















Рекомендуемые упражнения.


Направленность

Цель

Название

Источник

1

Дыхательные упражнения

- развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. 

- тренировка мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки

«Собака на охоте»

«Ушки»

«Кошка»

«Насос»

«Обними плечи»

«Большой маятник»


Кочеткова И. И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989.


2

Комплексная релаксационная гимнастика

- формирование навыка произвольного расслабления мускулатуры

- обучение регулировке напряжения и расслабления

-упражнения для улучшения осанки

-упражнения для рук

-упражнения для туловища

-упражнения для ног

-упражнения для шеи

-упражнения для органов артикуляции

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах

. -- СПб.: Питер, 2004.


3

Фонационные, интонационные и темпо-ритмические упражнения

- формирование навыка речевого дыхания

-выработка умения управлять своим голосом

-развитие способности к слитному произнесению

Упражнения, объединяющие произнесение звука (звукового ряда), слова, словосочетания и ритмизованного текста с определенными движениями

Власова Н.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М., 1997



Примерный лексический материал для учащихся 7 класса.


Возраст

Лексический материал


11-15 лет

Словообразование. Грамматическая основа предложения.

Согласование. Управление.

Распространение предложений. Члены предложения.

Простое и сложное предложение.

Типы придаточных в сложноподчиненном предложении.

Фразеологизмы.

Пословицы и поговорки. Чистоговорки, скороговорки.

Стихотворные произведения.

Басни.

Проза: повествовательная, описательная.

Конструктивное взаимодействие с собеседником (моделирование проблемных ситуаций).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!