12
Муниципальное образовательное учреждение
«Новостепновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения художественно-эстетического и здоровьесберегающего цикла Протокол № _1__ от 22.08.2019 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________Т.В.Яковлева «23» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________И.А.Леваньков Приказ № 252/01-09 от 27.08.2019г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 7 класса
Количество часов в неделю: 2 ч
Срок реализации программы
2019 – 2020 учебный год
Учитель изобразительного искусства:
Антоненко Татьяна Васильевна
Категория: первая
с.Новостепное, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010 г.;
Искусство. Изобразительное искусство. 5- 9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2012;
Искусство. Изобразительное искусство. 7 кл. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2016;
1. Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 7 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
-патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа;
-осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира;
-готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-сформированность ответственного отношения к учению; наличие трудового опыта;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
-участие в школьной общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- воспринимать отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- использовать основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- использовать язык изобразительного искусства для передачи на бумаге живописно-конструктивного построения предметов при рисовании с натуры;
- проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
-создавать декоративные изображения на основе русских образов;
-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; навыкам создания пейзажных зарисовок;
-различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки; навыкам работы над эскизом.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать; проводить простейший анализ содержания художественных произведений; логически рассуждать, делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; выражать и отстаивать свою точку зрения.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 7 класс
Виды художественно-творческой деятельности учащихся представлены:
- рисованием с натуры (рисунок, живопись);
- рисованием по памяти или представлению, рисованием на темы, иллюстрированием литературных произведений (композиции);
- выполнением декоративных работ, аппликаций, лепкой, художественным конструированием и дизайном;
- беседами об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Рисование с натуры (8 час.)
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приемы передачи освещенности в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов.
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.
Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно-образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.
Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения вглубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 час.)
Народное декоративно-прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность и красота изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Народное и современное в декоративно-прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская. Принципы и приемы воплощения художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности. Орнаментальная композиция.
Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных общественных сооружений. Художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства.
Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки эскизов печатной продукции: открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения.
Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др. Внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка, концовка).
Геральдика. История появления гербов, их символическое толкование. Использование геральдических правил в изображении герба.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 час.)
картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В.М.Васнецова и других замечательных русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В.М. Васнецова и М. Врубеля;
- красота пейзажа в русской живописи;
- натюрморт в русской и советской живописи;
- скульптура Древнего мира;
- каменное зодчество в Москве;
- Кремль в Москве - величайшее достижение русских зодчих;
- зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана;
- отечественные музеи и галереи: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.
Основной формой проведения занятий является урок: урок-беседа, урок-путешествие, урок-выставка.
В процессе обучения в течение года учащиеся знакомятся:
с видами пространственных искусств: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
с творчеством следующих мастеров:
живопись – Васнецов В., Шишкин И., Саврасов А., Серов В., Врубель М., Кустодиев Б., Брюллов К., Репин И., Суриков В, Хруцкий И., Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн и др.
графика – Леонардо да Винчи, Серов В., Репин И.
книжная графика – Билибин И. (Иллюстрации к сказкам «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»), Дмитриев Д. (Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конек-горбунок»), Рачев Е. (Иллюстрации к сказкам «Как коза избушку построила», «Волчья песня»), Чарушин Н. (Иллюстрации к сказке В.Бианки «Лис и мышонок»).
скульптура - Поликлет, Микеланджело Буанаротти, Донателло, Антокольский М. и др.
архитектура - Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура. Деревянное зодчество: Кижский архитектурный комплекс. Архитектура Ярославля в фотографиях и репродукциях.
литература – П.П.Бажов «Серебряное копытце»; А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Дикие лебеди» и «Огниво».
с декоративно-прикладным и народным искусством:
- области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская; декоративная композиция, орнаментальная композиция; декоративная стилизация растений, животных; праздничный народный костюм, национальные костюмы разных народов России;
- народные промыслы: Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Филимоново, Скопино, Дымковская игрушка и др.
с художественным конструированием и дизайном:
- украшение интерьеров современных общественных сооружений;
- понятие «дизайн», дизайн печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.), согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции;
- элементы графического оформления книг: обложка, заставка, концовка и др.;
- геральдика, использование геральдических правил в изображении герба, личный или фамильный герб.
с региональными художественными музеями России: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Ярославский художественный музей.
с художественными музеями мира: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть (проекты) |
1. | Рисование с натуры 1.1. Рисунок мягкими материалами 1.2. Перспектива 1.3. Объём и контраст в рисунке 1.4. Рисование головы человека | 8 1 3 3 1 | - | - |
2. | Рисование по памяти и представлению 2.1. Пространственная среда 2.2. Контраст в живописи 2.3. Живописные техники 2.4. Особенности композиции пейзажа | 12 2 4 3 3 | - | - |
3. | Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн 3.1. Композиция 3.2. Дизайн 3.3 Монументальные виды искусства 3.4. Декоративно-прикладное искусство | 10 2 3 3 2 | - | 6 |
4. | Беседы об искусстве 4.1. Музеи мира 4.2. Музеи России | 4 2 2 | - | 2 |
| ИТОГО: | 34 | - | 8 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов) Тема урока | Планируемые результаты |
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Рисование с натуры (8 ч.) |
1. | 02.09 | | 1.1. Рисунок мягкими материалами (1 ч. – карандаш) | Познают мир через визуальный художественный образ. Приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности. | Развивают фантазию, воображение, художественную интуицию, память. Формируют основы критического мышления и способность аргументировать свою точку зрения. | Имеют мотивацию к учебной деятельности Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
2. 3. 4. | 09.09 16.09 23.09 | | 1.2. Перспектива (3 ч. – карандаш) | | | |
5. 6. 7. | 30.09 07.10 14.10 | | 1.3. Объём и контраст в рисунке (3 ч. – карандаш) | | | |
8. | 21.10 | | 1.4.Рисование головы человека (1 ч. – карандаш) | | | |
2. Рисование по памяти и представлению (12 ч.) |
9. 10. | 28.10 30.10 | | 2.1. Пространственная среда (2 ч. - акварель) | Приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности Осваивают основы изобразительной грамоты, особенности разных видов изобразительного искусства. Развивают эстетический художественный вкус. Учатся понимать ценность художественной культуры. | Развивают фантазию, воображение, художественную интуицию, память. Формируют основы критического мышления и способность аргументировать свою точку зрения. Развивают память. Учатся определять понятия, сравнивать, анализировать и делать выводы. | Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. |
11. 12. 13. 14. | 11.11 18.11 25.11 02.12 | | 2.2.Контраст в живописи (4 ч. - акварель) | | | |
15. 16. 17. | 09.12 16.12 23.12 | | 2.3. Живописные техники (3 ч. - акварель) | | | |
18. 19. 20. | 13.01 20.01 27.01 | | 2.4. Особенности композиции пейзажа (3 ч. - акварель) | | | |
3. Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч.) |
21. 22. | 03.02 10.02 | | 3.1. Композиция. (2 ч. – цветные карандаши, гуашь, интернет-сайт) | Развивают эстетический художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров разных народов мира и место в ней отечественного и регионального искусства. Научатся видеть особенности ансамбля народного и современного костюма. | Развивают фантазию, воображение, художественную интуицию, память. Получают опыт восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. | Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Мотивация достижения результата. Самовыражение. |
23. 24. 25. | 17.02 02.03 16.03 | | 3.2. Дизайн (3 ч. – проект и презентация, интернет-сайт) | | | |
26. 27. 28. 29. 30. | 17.03 23.03 30.03 06.04 13.04 | | 3.3. Монументальные виды искусства (3 ч. – проекты) 3.4. Декоративно-прикладное искусство (2 ч. – проекты) | | | | 4. Беседы об искусстве (4 ч.) |
31. 32. | 20.04 27.04 | | 4.1. Музеи мира (2 ч. - проект) | Учатся воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного и регионального искусства. Формируют эстетический кругозор. | Формируют основы критического мышления и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства . Получают опыт восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. | Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Формируют художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров. |
33. 34. | 30.04 18.05 | | 4.2. Музеи России (2 ч. - проект). | Формируют эстетический кругозор. Учатся узнавать и описывать памятники и картины разных стран. | Получают опыт восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. | Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека. |