СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для детей 4-5 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа по изо»

  1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 г. №617-р.;

3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41;

4. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школы №8 «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

5. Локальные акты ГБОУ СОШ №8 «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Актуальность:

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность дошкольника и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли ху-дожника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика, арт. работы и др.).

Отличительные особенности:

Программа курса «Весёлые узоры» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса с целью в максимально короткий срок предоставить учащимся возможность усовершенствовать теоретические и практические навыки по изобразительной деятельности.

Источник, на основе которого разработана программа:

Рабочая программа курса «Веселые узоры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

Адресат программы: дети дошкольного возраста 4-6 лет.

Форма занятий: групповая, коллективная.

Программа курса «Весёлые узоры» составлена из расчета 29 учебных часов(1 час в неделю, 29 учебных недели ,октябрь-май,) в соответствии с учебным планом школы.

Целью программы курса «Весёлые узоры» формирование художественной культуры дошкольников как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи:

образовательная, способствовать овладению выразительными возможностями.

- Многообразию видов деятельности, которое стимулирует интерес дошкольников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.


- развивающая, способствовать восприятию произведений искусства, которое предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

-Способствовать развитию художественно-образного мышления дошкольников, которое строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

- воспитательная, способствовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки по отношению к окружающему миру.

-Создать условия для воспитания и развития художественного вкуса и уважения к культурному наследию



Структура программы:

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в дошкольном образовании выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие дошкольников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Методы обучения:

Программа по изобразительному искусству «Веселые узоры» предполагает сотворчество учителя и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный, поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность дошкольника и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Развитие художественно-образного мышления дошкольников строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Условия реализации программы:

Программа по курсу изобразительного искусства «Веселые узоры» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества и занятий коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы дошкольников могут быть использованы как подарки для родных и друзей.

При составлении расписания и организации учебной деятельности учащихся соблюдены санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к классам с углубленным изучением предметов.

Этапы реализации программы:

Все занятия построены по одному плану и состоит из нескольких этапов:

1. фронтальная беседа по данным объектам с целью выяснения знаний и интересов в этой области

2. обобщение того, что ученикам уже известно

3. Схемы, рисунки, пояснения по теме

4. Объяснение цели и задач по практической части занятия

5. Практическая часть занятия выполняется совместно с педагогом , поэтапно.

6. Рефлексия.

Материально-техническое обеспечение:

1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.

2. Стеллажи для наглядных пособий.

3. Стол учительский с тумбой.

II Содержание учебной программы

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действи-тельности должно служить источником развития образного мышления.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Раздел

Количество часов



Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения – 9 ч.

  1. Изображения всюду вокруг нас.

    1. Мастер Изображения учит видеть.

4Изображать можно пятном.

5Изображать можно в объеме.

6Изображать можно линией.

7Разноцветные краски.

8. Изображать можно и то, что невидимо.

9. Художники и зрители (обобщение темы).

9

9

2

Раздел 2: Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч.

  1. Мир полон украшений.

10-11. Красоту надо уметь замечать.

12-13. Узоры, которые создали люди.

14- 15. Как украшает себя человек.

16-17 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

8

8

3

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 9 ч.

18-19Постройки в нашей жизни.

20. Дома бывают разными.

21. Домики, которые построила природа.

22. Дом снаружи и внутри.

23. Строим город.

24. Все имеет свое строение.

25. Строим вещи.

26Город, в котором мы живем (обобщение темы).

9

9

4

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу– 6 ч.

27. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

28. «Сказочная страна». Создание панно.

29. «Праздник весны». Конструирование из бумаги.

30Урок любования. Умение видеть.

31-32. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

6

6


Итого

32

32
















Учебно-тематический план

Содержание курса программы «Весёлые узоры» должно обеспечивать общее художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Название раздела


Количество часов

Форма контроля

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Всего

9

Теория

4

Практика

5


текущий

2

Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения

8

3

5

текущий

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

9

4

5

текущий

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

2

4

итоговый


Итого

32

13

19



Календарный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1

1.10.2020

31.05.2020

28

32

1 раз в неделю


III Требования к уровню подготовки учащихся.

Программы по изобразительному искусству, курса «Весёлые узоры» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий, должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по изобразительному искусству «Веселые узоры»:

 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышле-ния, наблюдательности и фантазии;

 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной твор-ческой работы в команде под руководством учителя;

 умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соот-носить свою часть работы с общим замыслом;

 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятель-ность и работу других детей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей дошкольников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе вы-полнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;


• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту при-роды различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохра-нивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам реше-ния новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требова-ниям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; •задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения программы по изобразительному искус-ству «Веселый карандаш»:

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное ис-кусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различ-ные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных масте-ров;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;

- использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной ве-щи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инст-рументами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

 пользоваться простейшими приёмами лепки.



IV. Формы и методы контроля.


Контроль знаний, умений и навыков на уроках осуществляется в форме устного опроса, творческих заданий (коллективных, индивидуальных). В ходе контроля отслеживается степень возрастания восприимчивости, активность участия в практической деятельности. Оценка уровня умений и навыков координирует и направляет действия обучающихся и преподавателя.

Критерии оценки навыков.

Обучающийся получит возможность научиться:

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
















V. Списки рекомендованной методической литературы.


Авторы

Название

Год

Издательство

1

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.

Занятия с дошкольниками по изобразитель-ному искусству.

2015

Москва ТЦ «Сфера»

2

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство. Ты изобража-ешь, украшаешь и строишь. Учебник для ДОУ.

2016

Москва «Просвещение»


3

Неменский Б.М.

Методическое пособие к учебникам по изо-бразительному искусству для детей дошколь-ного возраста и начальной школы.

2018

Москва «Просвещение»

4

Дубровская Н.В

Приглашение к творчеству.

2004

С.-Пб. «Детство Пресс»

5

Л.В.Шампарова

Изобразительное искусство. Рабочие про-граммы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского

2017

Москва «Просвещение»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!