Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, - М.: Просвещения, 2009;
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. . – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2014;
В ходе реализации Рабочей программы будет использован учебник по информатике Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, и Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
В связи с проведением школьного этапа всероссийской олимпиады по информатике и ИКТ в октябре, а муниципального ноябре-декабре в данной рабочей программе темы «Управление и алгоритмы », «Программное управление работой компьютера» перенесены для изучения в первом семестре.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе:
Учащиеся должны знать/понимать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования;
что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Раздел 3. Содержание учебного курса
Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа №3
«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с циклами».
Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений».
Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации».
Программное управление работой компьютера – 14 час.(7+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа № 7 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование»
Практическая работа № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа №9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций»
Практическая работа № 10 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».
Практическая работа № 11 «Разработка программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа № 12 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».
Итоговая практическая работа № 13 «Решение задач на обработку массивов».
Информационное моделирование – 6 час.(5+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Практическая работа №14 « Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»
Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Практическая работа№15. «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами».
Практическая работа№16 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа № 17 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске».
Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»
Практическая работа № 19 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»
Итоговая практическая работа № 20 по теме «Интернет»
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Практическая работа № 21 «Назначение СУБД».
Практическая работа № 22 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»
Практическая работа № 23 «Формирование простых запросов к готовой базе данных»
Практическая работа № 24 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа № 25 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».
Практическая работа №26 «Создание БД»
Табличные вычисления на компьютере – 12 час (7+5)
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практическая работа № 27 «Работа с готовой электронной таблицей».
Практическая работа №28 «Использование абсолютной адресации».
Практическая работа №29 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №30 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции».
Практическая работа № 31 « Эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы».
Информационные технологии и общество 4 час.(3+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Раздел 4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольная работа, ч. | Практическая часть |
1 | Управление и алгоритмы | 11 | | 6 |
2 | Программное управление работой компьютера | 14 | | 7 |
3 | Информационное моделирование | 6 | 1 | 1 |
4 | Передача информации в компьютерных сетях | 10 | | 6 |
5 | Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | | 6 |
6 | Табличные вычисления на компьютере | 12 | 1 | 5 |
7 | Информационные технологии и общество | 3 | | |
| Итого | 68 | 2 | 31 |
Раздел 5. Календарно-тематический план
№ урока | № п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата урока |
Управление и алгоритмы. 11 часов |
1 | 1.1 | Техника безопасности. Кибернетическая модель управления. | 1 | | |
2 | 1.2 | Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». | 1 | | |
3 | 1.3 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов» | 1 | | |
4 | 1.4 | Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». | 1 | | |
5 | 1.5 | Управление с обратной связью. | 1 | | |
6 | 1.6 | Управление с обратной связью | 1 | | |
7 | 1.7 | Практическая работа №4 «Работа с циклами» | 1 | | |
8 | 1.8 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | 1 | | |
9 | 1.9 | Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». | 1 | | |
10 | 1.10 | Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации» | 1 | | |
11 | 1.11 | Управление и алгоритмы | 1 | | |
Программное управление работой компьютера. 14 часов |
12 | 2.1 | Алгоритмы работы с величинами. Двоичная система счисления. | 1 | | |
13 | 2.2 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | | |
14 | 2.3 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. | 1 | | |
15 | 2.4 | Практическая работа № 8 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование» | 1 | | |
16 | 2.5 | Оператор ветвления. | 1 | | |
17 | 2.6 | Практическая работа № 9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». | 1 | | |
18 | 2.7 | Логические операции на Паскале | 1 | | |
19 | 2.8 | Практическая работа № 9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». | 1 | | |
20 | 2.9 | Циклы на языке Паскаль. | 1 | | |
21 | 2.10 | Практическая работа № 10 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». | 1 | | |
22 | 2.11 | Одномерные массивы в Паскале. | 1 | | |
23 | 2.12 | Практическая работа № 11 «Разработка программ обработки одномерных массивов». | 1 | | |
24 | 2.13 | Практическая работа № 12 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве». | 1 | | |
25 | 2.14 | Практическая работа № 13 «Решение задач на обработку массивов». | 1 | | |
Информационное моделирование. 6 часов |
26 | 3.1 | Моделирование. Табличные модели. | 1 | | |
27 | 3.2 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | | |
28 | 3.3 | Практическая работа №14 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | 1 | | |
29 | 3.4 | Информационное моделирование» | 1 | | |
30 | 3.5 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Информационное моделирование» | 1 | | |
31 | 3.6 | Контрольная работа № 1 «За 1 полугодие» | 1 | | |
Передача информации в компьютерных сетях. 10 часов |
32 | 4.1 | Компьютерные сети | 1 | | |
33 | 4.2 | Скорость передачи данных | 1 | | |
34 | 4.3 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | | |
35 | 4.4 | Практическая работа№15« Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». | 1 | | |
36 | 4.5 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Практическая работа№16 «Работа с электронной почтой» | 1 | | |
37 | 4.6 | Интернет. Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете Практическая работа № 17 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске». | 1 | | |
38 | 4.7 | Понятие браузера Способы поиска информации в Internet. Поисковые системы. Основные понятия при работе с WWW: Web-сервер, Web-страница, Web-сайт. Гиперссылки и гипермедиа. Язык запросов Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» | 1 | | |
39 | 4.8 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | 1 | | |
40 | 4.9 | Практическая работа №19 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» | 1 | | |
41 | 4.10 | Практическая работа № 20 по теме «Интернет» | 1 | | |
Хранение и обработка информации в базах данных. 12 часов |
42 | 5.1 | Понятие базы данных и информационной системы. | 1 | | |
43 | 5.2 | Практическая работа № 21 «Назначение СУБД». | 1 | | |
44 | 5.3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | 1 | | |
45 | 5.4 | Практическая работа №22 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | 1 | | |
46 | 5.5 | Условия поиска информации, простые логические выражения. | 1 | | |
47 | 5.6 | Практическая работа № 23 Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 | | |
48 | 5.7 | Логические операции. Сложные условия поиска. | 1 | | |
49 | 5.8 | Практическая работа №24 Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | 1 | | |
50 | 5.9 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | | |
51 | 5.10 | Практическая работа №25 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». | 1 | | |
52 | 5.11 | Хранение и обработка информации в базах данных. | 1 | | |
53 | 5.12 | Практическая работа № 26 «Создание БД» | 1 | | |
Табличные вычисления на компьютере. 12 часов |
54 | 6.1 | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. | 1 | | |
55 | 6.2 | Представление чисел в памяти компьютера. | 1 | | |
56 | 6.3 | Табличные расчёты и электронные таблицы. | 1 | | |
57 | 6.4 | Практическая работа № 27 «Работа с готовой электронной таблицей» | 1 | | |
58 | 6.5 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. | 1 | | |
59 | 6.6 | Практическая работа №28 «Использование абсолютной адресации» | 1 | | |
60 | 6.7 | Практическая работа №29 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». | 1 | | |
61 | 6.8 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. | 1 | | |
62 | 6.9 | Практическая работа №30 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции». | 1 | | |
63 | 6.10 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц Итоговая практическая работа № 31 «Эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы». | 1 | | |
64 | 6.11 | Зачёт по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 1 | | |
65 | 6.12 | Контрольная работа № 2 «За год» | 1 | | |
7. Информационные технологии и общество. 3 часа |
66 | 7.1 | Предыстория информатики. | 1 | | |
67 | 7.2 | История ЭВМ и ИКТ. | 1 | | |
68 | 7.3 | Основы социальной информатики. Информационная безопасность | 1 | | |
| Всего | 68 | | |
12