СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по информатике для 9 класса ФКГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике для 9 класса. Рассчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа по информатике для 9 класса ФКГОС»

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  2. Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

  3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  4. Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, - М.: Просвещения, 2009;

  5. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. . – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»

  6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2014;

В ходе реализации Рабочей программы будет использован учебник по информатике Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, и Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

В связи с проведением школьного этапа всероссийской олимпиады по информатике и ИКТ в октябре, а муниципального ноябре-декабре в данной рабочей программе темы «Управление и алгоритмы », «Программное управление работой компьютера» перенесены для изучения в первом семестре.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.



Раздел 3. Содержание учебного курса

  1. Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.


Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов».

Практическая работа №3

«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».

Практическая работа №4 «Работа с циклами».

Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений».

Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации».


  1. Программное управление работой компьютера – 14 час.(7+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.


Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Практическая работа № 7 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование»

Практическая работа № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

Практическая работа №9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций»

Практическая работа № 10 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

Практическая работа № 11 «Разработка программ обработки одномерных массивов».

Практическая работа № 12 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».

Итоговая практическая работа № 13 «Решение задач на обработку массивов».


  1. Информационное моделирование – 6 час.(5+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.


Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Практическая работа №14 « Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»


  1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.


Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.


Практическая работа№15. «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами».

Практическая работа№16 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа № 17 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске».

Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»

Практическая работа № 19 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»

Итоговая практическая работа № 20 по теме «Интернет»


  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.



Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Практическая работа № 21 «Назначение СУБД».

Практическая работа № 22 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»

Практическая работа № 23 «Формирование простых запросов к готовой базе данных»

Практическая работа № 24 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».

Практическая работа № 25 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».

Практическая работа №26 «Создание БД»


  1. Табличные вычисления на компьютере – 12 час (7+5)

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.


Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Практическая работа № 27 «Работа с готовой электронной таблицей».

Практическая работа №28 «Использование абсолютной адресации».

Практическая работа №29 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».

Практическая работа №30 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции».

Практическая работа № 31 « Эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы».

  1. Информационные технологии и общество 4 час.(3+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Раздел 4. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Учебные часы

Контрольная работа, ч.

Практическая часть

1

Управление и алгоритмы

11


6

2

Программное управление работой компьютера

14


7

3

Информационное моделирование

6

1

1

4

Передача информации в компьютерных сетях

10


6

5

Хранение и обработка информации в базах данных

12


6

6

Табличные вычисления на компьютере

12

1

5

7

Информационные технологии и общество

3




Итого

68

2

31

Раздел 5. Календарно-тематический план



урока

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата урока

  1. Управление и алгоритмы. 11 часов

1

1.1

Техника безопасности.

Кибернетическая модель управления.

1



2

1.2

Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

1



3

1.3

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов»

1



4

1.4

Практическая работа №3

«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».

1



5

1.5

Управление с обратной связью.

1



6

1.6

Управление с обратной связью

1



7

1.7

Практическая работа №4 «Работа с циклами»

1



8

1.8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

1



9

1.9

Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений».

1



10

1.10

Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации»

1



11

1.11

Управление и алгоритмы

1



  1. Программное управление работой компьютера. 14 часов

12

2.1

Алгоритмы работы с величинами. Двоичная система счисления.

1



13

2.2

Представление чисел в памяти компьютера

1



14

2.3

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.

1



15

2.4

Практическая работа № 8 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование»

1



16

2.5

Оператор ветвления.

1



17

2.6

Практическая работа № 9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

1



18

2.7

Логические операции на Паскале

1



19

2.8

Практическая работа № 9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».

1



20

2.9

Циклы на языке Паскаль.

1



21

2.10

Практическая работа № 10 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

1



22

2.11

Одномерные массивы в Паскале.

1



23

2.12

Практическая работа № 11 «Разработка программ обработки одномерных массивов».

1



24

2.13

Практическая работа № 12 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».

1



25

2.14

Практическая работа № 13 «Решение задач на обработку массивов».

1



  1. Информационное моделирование. 6 часов

26

3.1

Моделирование. Табличные модели.

1



27

3.2

Информационное моделирование на компьютере

1



28

3.3

Практическая работа №14 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

1



29

3.4

Информационное моделирование»

1



30

3.5

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Информационное моделирование»

1



31

3.6

Контрольная работа № 1 «За 1 полугодие»

1



  1. Передача информации в компьютерных сетях. 10 часов

32

4.1

Компьютерные сети

1



33

4.2

Скорость передачи данных

1



34

4.3

Аппаратное и программное обеспечение сети

1



35

4.4

Практическая работа№15« Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами».

1



36

4.5

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

Практическая работа№16 «Работа с электронной почтой»

1



37

4.6

Интернет. Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете Практическая работа № 17 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске».

1



38

4.7

Понятие браузера

Способы поиска информации в Internet.

Поисковые системы. Основные понятия при работе с WWW: Web-сервер, Web-страница, Web-сайт.

Гиперссылки и гипермедиа.

Язык запросов Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»

1



39

4.8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1



40

4.9

Практическая работа №19 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»

1



41

4.10

Практическая работа № 20 по теме «Интернет»

1



  1. Хранение и обработка информации в базах данных. 12 часов

42

5.1

Понятие базы данных и информационной системы.

1



43

5.2

Практическая работа № 21 «Назначение СУБД».

1



44

5.3

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

1



45

5.4

Практическая работа №22 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере.

1



46

5.5

Условия поиска информации, простые логические выражения.

1



47

5.6

Практическая работа № 23 Формирование простых запросов к готовой базе данных.

1



48

5.7

Логические операции. Сложные условия поиска.

1



49

5.8

Практическая работа №24 Формирование сложных запросов к готовой базе данных.

1



50

5.9

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

1



51

5.10

Практическая работа №25 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».

1



52

5.11

Хранение и обработка информации в базах данных.

1



53

5.12

Практическая работа № 26 «Создание БД»

1



  1. Табличные вычисления на компьютере. 12 часов

54

6.1

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

1



55

6.2

Представление чисел в памяти компьютера.

1



56

6.3

Табличные расчёты и электронные таблицы.

1



57

6.4

Практическая работа № 27 «Работа с готовой электронной таблицей»

1



58

6.5

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона.

1



59

6.6

Практическая работа №28 «Использование абсолютной адресации»

1



60

6.7

Практическая работа №29 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».

1



61

6.8

Деловая графика. Логические операции и условная функция.

1



62

6.9

Практическая работа №30 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции».

1



63

6.10

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц

Итоговая практическая работа № 31 «Эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы».

1



64

6.11

Зачёт по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1



65

6.12

Контрольная работа № 2 «За год»

1



7. Информационные технологии и общество. 3 часа

66

7.1

Предыстория информатики.

1



67

7.2

История ЭВМ и ИКТ.

1



68

7.3

Основы социальной информатики. Информационная безопасность

1




Всего

68



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!